"Механизм управления проектами в детской школе искусств"
Методическое сообщение для ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ преподавателей учреждений дополнительного образования сферы культуры Коломенского городского округа «ПРОФИ STAR: вектор развития. Самообразование, самосовершенствование, самореализация»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-b_dshi._metod._soobshch._ivanova_yu.a.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ преподавателей учреждений дополнительного образования сферы культуры Коломенского городского округа «ПРОФИ STAR: вектор развития. Самообразование, самосовершенствование, самореализация» Методическое сообщение на тему: «Механизм управления проектами в детской школе искусств» Автор: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель по классу «гитары» МБУДО «Сосново-Борская ДШИ» Иванова Юлия Александровна, высшая квалификационная категория Коломенский городской округ, 2018 г. |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сосново-Борская детская школа искусств» основана в 1988 году в военном городке Коломна-1 «Сосновый Бор».
«Сосново-Борская ДШИ» - единственное учреждение дополнительного образования в сфере культуры для детей в военном городке. Принимает активное участие в его жизни, а также в жизни Коломенского городского округа. Деятельность детской школы искусств нацелена на выполнение муниципального задания и одновременно эффективное решения всех задач, реализуемых коллективом педагогов и учеников. Это ставит перед ДШИ задачи поиска новых форм работы, в том числе и в управлении. Среди актуальных направлений важное значение имеет управление проектами.
Для «Сосново-Борской ДШИ» технология проектов является новым видом деятельности, а значит можно предвидеть большую перспективность для ее развития. Проект в детской школе искусств рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и преподавателей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. На практике чаще всего результат оформляется в творческое мероприятие на разных уровнях.
Основными задачами проектной деятельности на данный момент являются:
- реализация творческого потенциала учащихся и преподавателей школы;
- совершенствование системы работы с учащимися через концертно-выставочную деятельность, вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность;
- рост профессионального мастерства преподавателей;
- создание условий, обеспечивающих повышение престижа педагогического труда в новых условиях инновационной педагогической деятельности;
- использование ресурсов школы для построения образовательной и профессиональной карьеры учащихся и преподавателей.
Освоение образцов художественной культуры в детской школе искусств осуществляется не только теоретически, но, главным образом, практически: через исполнение произведений, постановку танцевальных номеров, рисование картин и этюдов. И это не поверхностное знакомство с миром искусства, а целенаправленная деятельность и достижение значительного уровня мастерства в избранном виде творчества.
Образовательная среда детской школы искусств интегрирует коллективные, групповые, мелкогрупповые и индивидуальные формы учебной деятельности учащихся.
Очень часто в учебном процессе виды искусств интегрируются. Так, при обучении детей музыке часто используются ритмика, пластическое интонирование как элементы визуально-двигательных искусств; демонстрируются видеоряды живописных полотен известных художников, сопровождающие музыку и вызывающие нужные визуально-образные ассоциации; нередко осуществляется театрализация музыкальных произведений, имеющих программно-сюжетную основу, и их сценическое воплощение силами самих учащихся. Обучение детей в классе хореографии всегда осуществляется при музыкальном сопровождении и предусматривает характеристику музыкальных особенностей хореографических номеров.
При подготовке концертов в «Сосново-Борской ДШИ» задействуются все виды искусств. В ходе репетиций внимание учащихся акцентируется на выборе костюмов, сценического оформления, хореографических номеров, музыкального сопровождения, что зачастую осуществляется в совместной деятельности учащихся и преподавателей.
Важной особенностью образовательного процесса в детской школе искусств является изначальное нацеливание деятельности на результат, а это - один из основополагающих принципов проектной деятельности. Формы представления результатов обучения (начиная от академических концертов, исполнительских конкурсов до творческих смотров, выставок достижений, концертов разного масштаба) по сути являются локальными проектами, так при их подготовке и реализации организаторы и участники проходят все стадии создания проекта.
В процессе подготовки мероприятий, как правило, участвуют не только дети и преподаватели, а также родители и другие члены семей учеников. Это также характерно для проектной деятельности. Коллективное общение и сопереживание создает эффект творческого единения, формирует чувство коллективной ответственности, способствует установлению более тесных отношений в коллективе. За счет этого школа искусств имеет повышенный коммуникативный потенциал.
Мероприятия детской школы искусств, как правило, получают широкий общественный резонанс и вызывают живой интерес со стороны публики. Особенно это стало заметно с появившейся возможностью популяризации деятельности ДШИ в сети Интернет: анонсы и публикации о прошедших событиях школы на официальном сайте и страницах в социальных сетях, как показывают беседы с родителями и жителями городка, весьма положительно повлияли на имидж школы, на привлечение контингента за последние три года. Опыт работы показывает положительную динамику сохранности контингента учащихся.
С популярностью концертов ДШИ сложились хорошие традиции приглашать на мероприятия личный состав воинской части, а также выезжать с выступлениями в детские сады, общеобразовательные школы и другие организации Коломенского городского округа. Это способствует установлению профессиональных связей школы с социально-культурным окружением, развивает социальное партнерство, способствует совместным проектам.
Подчеркнем также, что образовательная среда школы искусств существенно отличается в том числе тем, что благодаря огромному воспитательному потенциалу искусства, творческой природе учебной деятельности учащихся и публичному характеру представления ее результатов, и учебная, и внеучебная сферы детской школы искусств решают, как образовательные, так и воспитательные задачи одновременно.
Социокультурные проекты направлены на работу с различными слоями населения, родителями учащихся и членами их семей. Яркими образцами таких проектов в «Сосново-Борской ДШИ» стали:
- «Мы – внуки твои, Победа!». Масштабная музыкально-литературная композиция, над которой работали преподаватели и учащиеся музыкального и хореографического отделения. Проект был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- Проект «Летние забавы» организован преподавателем музыкального отделения Е.А. Роговой. Проект построен в форме концертной программы, создание сценария и проведение которой доверено учащимся. Вот уже несколько лет проект «путешествует» по общеобразовательным школам Коломенского городского округа. Является участником конкурса проектов на премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2015 и 2016 и 2018 годах;
- Проект – мастер-класс преподавателя художественно-прикладного отделения ДШИ О.Ю. Чубко «Вышивка шелковыми лентами», возрождающий старинный вид искусства. Проект также принимал участие в конкурсе «Наше Подмосковье» в 2015 и 2016 годах. Имеет широкий охват уровней, от районного до всероссийского, является Лауреатом I степени Всероссийского фестиваля «Связь времен»;
- «Музыкальная гостиная», старейший проект, многолетняя традиция «Сосново-Борской ДШИ», в котором участвуют все преподаватели. Включает множество подпроектов, например, «Сергей Есенин и его музы», «Загадочный Врубель», «Искусство, ставшее оружием» к 70-летию Победы и другие. Проект многожанровый, просветительский, соединяет все виды искусств.
Конкурсно-фестивальные проекты представляют собой организацию фестивалей и конкурсов учащихся школ искусств. Примеры из практики проведения:
- Хореографический конкурс «Танцевальная весна» проходит в мае, в преддверие Международного дня танца. Яркое, фееричное, праздничное мероприятие, привлекающее большое количество зрителей;
- В 2017 году стартовал художественный проект детских школ искусств Коломенского муниципального района «С кисточкой в рюкзаке-2017». В целях популяризации деятельности учащихся и преподавателей, а также развития сотрудничества с социально значимыми организациями г. Коломны, по итогам конкурса состоялось три передвижные выставки из работ-победителей. В 2018 году состоялся второй художественны проект «С кисточкой в рюкзаке-2018» охватывающий ДХШ и художественные отделения ДШИ Коломенского методического объединения. Проект участвует в премии Губернатора «Наше Подмосковье» в 2017 и 2018 годах.
Проекты, результатом которых стала концертно-выставочная практика учащихся как показатель их достижений, а также концерты и выставки, посвященные праздничным датам. Их множество, назовем некоторые:
- Ежегодные концерты и выставки, посвященные теме освоения космоса. Тема очень актуальна для «Сосново-Борской ДШИ,» так как воинская часть относится к космическим войскам. В 2016 году ученикам-победителям выставки на тему «Космос зовет!» посчастливилось получить наградные дипломы из рук известной женщины-космонавта Елены Олеговны Серовой. Эта встреча-беседа с Еленой Олеговной произвела глубочайшее впечатление на детей;
- Ежегодный праздник для первоклассников «Посвящение в Мир Искусства» - первая встреча с творчеством, первый выход учеников на сцену!
- Новогодние музыкальные тематически сказки, такие как «Щелкунчик» (по мотивам балета П.И. Чайковского), «Конек-Горбунок» (по мотивам балета Р. Щедрина);
- «Букет для мам», традиционный праздник к 8 Марта.
Научно-познавательные и методические проекты позволяют проанализировать развитие современных детей и работу преподавателей в свете последних достижений педагогической науки:
- Проект преподавателя художественно-прикладного отделения А.А. Безверхой «Формирование основ цветоведения у учащихся ДШИ на уроках живописи и композиции» стал Лауреатом I степени Областного конкурса информационно-методической деятельности;
- Многолетний и многогранный инновационный проект преподавателя музыкального отделения Ю.А. Ивановой «Использование компьютерной программы Guitar-Pro в работе с учащимися класса «гитары» в ДМШ и ДШИ» реализовывался с 2009 года. Проект завоевал III премию в конкурсе Губернатора Московской области «Наше Подмосковье-2016»:
- Просветительский проект преподавателя М.А. Афанасьевой «Фортепианная лирика Эдварда Грига» поставил целью вызвать интерес зрителей (учащихся, родителей) к культуре скандинавских стран, познакомить с творчеством великого норвежского композитора Эдварда Грига. Проект является участником премии Губернатора «Наше Подмосковье» в 2017 и 2018 годах;
- Начало проекта по профессиональной ориентации учащихся «Сосново-Борской ДШИ» положено в 2018 году проведением встречи с выпускниками – студентами средних и высших творческих учебных заведений «Путь творчества».
Совместные арт-проекты «Сосново-Борской ДШИ» с другими учреждениями образования и культуры, например:
- Летняя площадка мастер-классов по всем направлениям деятельности ДШИ для детей жителей городка и участников летнего лагеря МОУ «Сосново-Борская СОШ» проводится несколько лет и в 2018 году стала частью масштабного проекта Коломенского городского округа «Территория творчества»;
- Для учащихся начальных классов общеобразовательных школ и для детей детского сада ежегодно проводятся концерты «Музыкальная мозаика» и «Веселые нотки»;
- Совместно со средней школой и самодеятельностью офицерского клуба воинской части проводятся праздничные концерты и проект, посвященный Дню защиты детей «Здравствуй, Лето!».
Подводя итоги, можем сказать, что, социально-культурное проектирование в детской школе искусств поддерживается необходимостью трансляции результатов деятельности ДШИ для общественности, привлекая контингент, финансирование, являясь необходимым залогом для развития организации.
Детские школы искусств располагают потенциалом для всесторонней проектной деятельности различного уровня и масштаба, для множества форм и разновидностей проектов, отвечающих самым современным, вплоть до инновационных, требованиям.
Метод проектов в практике работы детской школы искусств является средством развития, обучения и воспитания учащихся, а в более широком контексте – средством формирования социально-активной личности.
Для детской школы искусств проектный метод управления является перспективным, именно здесь предоставляются уникальные возможности образовательной среды для самого благоприятного осуществления проектной деятельности.
Предпосылками для эффективной проектной деятельности в ДШИ являются: целенаправленное практическое освоение в ДШИ образцов Российской и мировой культуры, разнообразие форм занятий, интеграция видов искусств в процессе обучения и воспитания учащихся, нацеленность деятельности ДШИ на результат, большие возможности коллективного творчества во всех его проявлениях, широкий общественный резонанс мероприятий, понимание ДШИ важности пропаганды своих достижений в Интернете и СМИ, стремление школы искусств ко взаимодействию с другими организациями в сфере культуры и искусства, в социальной сфере.
Перспективными направлениями развития проектной деятельности в детской школе искусств на данном этапе являются: масштабные постановки с интегрированием в них всех видов искусств, информационные мультимедийные проекты, расширение уровня и значения для региона уже реализуемых проектов, проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья, здоровьесберегающие проекты.
Список литературы
1. Основы государственной культурной политики: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 // Министерство культуры Российской Федерации. – 2015. – 72 с.
2. Культура России (2012 – 2018 годы) // Федеральная целевая программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186. – 132 с.
3. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2 - С. 92 – 115.
4. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: из опыта работы школы комплекса №87 г. Ярославля / Л.В.Байбородова, О.Г.Бажнова, М.И.Рожков. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1997. – 77 с.
5. Воропаев В. И. Управление проектами в России: Основные понятия: История. Достижения. Перспективы. - М.: Аланс, 1995. - 225 с.
6. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие. - Казань: Казанский государственный технологический университет, 2004. – 212 с.
7. Домогацкая И.Е., Клещева Н.В., Черныш Т.В. Школа директора: сб. метод, материалов по итогам Всерос. обучающего семинара «Детская школа искусств на современном этапе развития» / М-во культуры Свердл. обл., Ин-т развития образования в сфере культуры и искусства. Метод, центр по худож. образованию. - Екатеринбург, 2015. - 101 с.
8. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
9. Зуев С.Э. Социально-культурное проектирование / С.Э. Зуев. – «ТЦ Альтернатива», 2003. – 156 с.
10. Иванов В. В., Бельц А. В. Основы управления проектами: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т электронной техники. - М., 2000. - 12 с.
11. Красильников, Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования: Учеб. пособие для студентов институтов культуры / Ю.Д. Красильников. − Моск. гос. институт культуры. – М.: МГИК, 1993. – 73 с.
12. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 416 с.
13. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. – М.: Агентство «Мегаполис», 2008. - 392 с.
14. Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. – 7-е изд. – М.: Издательство Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. – 240 с.
15. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие/ под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.
16. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1998. – 361 с.
17. Моисеев А.М. Проектирование систем внутри школьного управления, сущность, основные понятия, актуальность/ А.М. Моисеев - М.: 2001. - 25-29 с.
18. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. – М.: ПМСОФТ, 2007. – 140 с.
19. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. - М.: Рос. институт культурологии, 1993.
20. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления/ М.М. Поташник. – М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
21. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно - практической конференции. – СПб, 1995 - 163 с.
22. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек: методические рекомендации/ сост. Е.Е. Чекушкина; ред. Л.А. Молчанова; БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», Инновационно-методический отдел. – Вологда: ВОЮБ, 2014. – 50 с.
23. Сергеева В.П. Проектно-организаторская деятельность учителя: учебно-методическое пособие. - М., 2008. – 128 с.
24. Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой. – М.: МЦБС, 2008. – 256 с.
25. Суслова И.М., Злотникова З.И. Проектная деятельность библиотек: научно-практическое пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 176 с.
26. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.