Из опыта внедрения в работу школьной службы медиации Выборгского района шаблона отчета по работе с конфликтным случаем
Коллективый обзор опыта Выборгского района по работе с конфликтным случаем. Будет интересна для специалистов службы медиации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта внедрения в работу школьной службы медиации Выборгского района шаблона отчета по работе с конфликтным случаем
Составители: Панюкова Ю.И., Кургинова А.Н., Буткевич А.Ю., Живилова В.П.
Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.10.2016 г. «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации», Концепция формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района (далее – «Концепция»), объясняют необходимость развития службы школьной медиации влиянием следующих факторов:
1. Социальный фактор. На фоне растущего в российском обществе социального расслоения отсутствуют социальные лифты, обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека в соответствии с его способностями и талантом. Это приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности в обществе в целом.
2. Этнический фактор. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы.
3. Семейный фактор. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. Эти функции в большей степени начинают возлагаться на образовательные учреждения.
4. Девиантный фактор. В детской и подростковой среде растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения. Вышеперечисленные асоциальные проявления часто являются следствием неумения вести диалог с родителями, сверстниками, педагогами.
Деятельность школьной службы медиации направлена на формирование медиативной среды в образовательных учреждениях. Согласно концепции, процесс формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района включает пять этапов:
- Сбор информационной базы.
II. Организационный этап.
III. Информационный этап.
IV. Обучающий этап.
V. Работа с обучающимися.
На данный момент в образовательных учреждениях Выборгского района реализованы следующие этапы работы:
- Сбор информационной базы: изучение нормативных документов, методических рекомендаций по организации служб школьной медиации, литературных источников.
- Организационный этап. Организация межведомственного взаимодействия по проблеме. Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями Выборгского района. Создание межсетевого профессионального сообщества по медиации, объединяющего деятельность ЦППМСП, образовательных учреждений Выборгского района, некоммерческого партнерства «Лига медиаторов».
- Информационный этап. Создание информационного поля по проблеме медиации. Проведение просветительских семинаров для педагогов, переговорных игр для обучающихся. Информирование родителей о деятельности службы медиации (на родительских собраниях, через стенды школьных служб медиации, сайт ЦППМСП).
- Обучающий этап. В 2017-2018 учебном году специалистами ГБУ ДО ЦППМСП совместно с ИМЦ Выборгского района разработана и реализована программа повышения квалификации педагогов по медиации. Обучено 64 педагога из образовательных учреждений района. Все педагоги получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца от ИМЦ. Особое внимание в учебном плане программы уделялось ведению документооборота школьной службы медиации.
Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации» от 20.10.20016, приказу директора, Положению о создании районной службы медиации, плану формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района, пакет документов службы медиации включает:
1. Документы, регламентирующие деятельность службы:
- приказ о создании службы медиации;
- положение о службе;
- календарный план работы на учебный год.
2. Рабочие документы:
- журнал регистрации случаев;
- бланк согласия на участие в процедуре медиации;
- карточку регистрации случаев;
- примерный бланк медиативного соглашения;
- бланк годового отчета о деятельности службы.
Для осуществления контроля и повышения эффективности работы сотрудников службы медиации со случаем специалистами Центра разработано дополнение в типовой пакет документов школьной службы медиации, рекомендованный Комитетом по образованию Санкт-Петербурга: форма отчета сотрудника службы медиации по работе со случаем. В данном документе фиксируется информация по конкретному конфликтному случаю. Она представлена в трех блоках: организационном, содержательном и аналитическом.
- Организационный блок включает следующую информацию:
- дата конфликта,
- дата передачи случая в школьную службу медиации,
- сведения о лице, передавшем случай в службу,
- дата, место проведения процедуры медиации,
- сведения о медиаторе.
- Содержательный блок включает информацию:
- тип конфликта,
- краткое описание случая,
- краткое описание последствий конфликта.
- Аналитический блок включает:
- отметку о заключении медиативного соглашения,
- информацию об итогах проведения процедуры медиации (специалист указывает: достигнута ли в результате процедуры медиации нормализация отношений между участниками, эмоциональная удовлетворенность результатом участия в процедуре медиации).
Примечание. Графа «Отметка о выполнении договора» может заполняться сразу после процедуры медиации или по прошествии 2-3 недель вместе с графой «Отсроченный результат» в зависимости от предмета договора. В графе «Результаты самоанализа» специалист может описать сложности, которые возникли у него при работе со случаем.
Данный шаблон был апробирован в 2017-2018 учебном году. По итогам апробации можно сделать следующие выводы:
1. Внедрение формы отчета по работе со случаем позволит оптимизировать деятельность службы:
- повысить эффективность учета и анализа случаев (ведение статистики).
- представить работу службы медиации по каждому конкретному случаю проверяющим органам и при этом максимально обеспечить соблюдение принципа конфиденциальности;
- задействовать возможности внутрисетевого и межсетевого взаимодействия для разрешения конфликтной ситуации;
- упростить заполнение документации.
Список литературы
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 20.10.2016 г. «О совершенствовании деятельности школьных служб медиации».
- Обновленная концепция формирования медиативной среды в образовательных учреждениях Выборгского района от 14.12.2016.
Приложение 1.
Государственное бюджетное образовательное учреждение №______
_______________ района Санкт-Петербурга
Отчет сотрудника школьной службы медиации по работе со случаем
Дата написания отчета: _________________________
Дата передачи случая в ШСМ:____________________
Кто передал случай в ШСМ (должность ФИО): ______________________________
Дата проведения процедуры медиации:________
Место проведения: ГБОУ ______класс _______
ФИО медиатора: __________________________________________
Дата события (конфликта) | ||||||||
Тип конфликта* | Краткое описание случая** | Последствия конфликта* | Административные последствия конфликта* | |||||
ученик-ученик | конфликт отношений | Внутришкольный учет | Административный штраф | |||||
ученик-учитель | конфликт деятельности | Учет в КДН и ЗП | Предупреждение об уголовной ответственности | |||||
ученик-родитель | конфликт поведения | Ходотайство для определения в спец.школу | Замечание | |||||
родитель-учитель | Примечание***: | Другое*** ___________________ ___________________ ___________________ | Постановка на учет в ОДН | |||||
родитель-родитель | ____________________ ____________________ | Выговор | ||||||
учитель-учитель | Строгий выговор | |||||||
учитель-администрация | Другое*** _________________ | |||||||
Медиативное соглашение* | Итоги процедуры медиации* | |||||||
Заключено | Нормализация отношений между участниками | |||||||
Отказ от урегулирования конфликта (кто отказался; причина). | Эмоциональная удовлетворенность результатом участия в процедуре медиации | |||||||
Отметка о выполнении договора | ||||||||
Отсроченный результат (по прошествии 2-3 недель)*** | ||||||||
Результаты самоанализа. Сложности в работе медиатора |
Подпись специалиста: ______________________________________
М.П. _________
* Отметить знаком («+»). ** Нужное подчеркнуть. *** Вписать нужное.