Образовательный проект НАСЛЕДИЕ «СИБИРСКОЙ СТАРИНЫ» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Гареева Фарида Анусовна

Образовательный проект

Введение

Система образования  в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.

Д. А. Медведев

Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает   просвещение.

Митрополит Филарет

 

МБОУ «Гимназия №12» имеет опыт опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  (далее – ФГОС) с 2010 года. В настоящее время новые стандарты реализуются в 1-8  и 10 классах. В гимназии   реализуются «Программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся при   получении начального общего образования  “Радуга детства”»,   «Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении основного общего образования “Счастливая радуга детства”»,  «Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении среднего  общего образования “Дорога в будущее”». Данные программы  обеспечивают достижение обучающимися личностных результатов освоения основных образовательных  программ каждого из уровней образования  в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

С целью создания единого образовательного пространства по духовно-нравственному развитию и воспитанию  участников образовательных отношений с  2012 года  в МБОУ «Гимназия №12» реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложение 1). Центр имеет свое управление и свою структуру, которая со временем изменяется, дополняется  (Приложение 2).

 Опыт деятельности гимназии по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания  участников образовательных отношений тиражируется в рамках деятельности   региональных  инновационных  площадок по направлениям «Использование различных форм организации внеурочной деятельности учащихся основной школы в условиях перехода на ФГОС ООО по общекультурному и нравственному направлениям» и   «Организация внеурочной деятельности  в условиях перехода образовательных учреждений на  ФГОС»; муниципального  ресурсного  центра  «Центр духовно-нравственного развития и воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_sibirskogo_byta_dlya_attestatsii.docx104.43 КБ

Предварительный просмотр:

gerb12

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ  №12»

652500,  г. Ленинск-Кузнецкий, проспект Дзержинского, 29                  тел. 8-38456-7-40-38

НАСЛЕДИЕ «СИБИРСКОЙ СТАРИНЫ»

КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Образовательный   проект

Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 7-18 лет

Разработчики:

Шемелина Л.И., директор,

Заслуженный учитель России,

Почетный учитель Кузбасса

Неведрова Е.В., зам. директора по УВР, Почетный работник общего образования РФ

Гареева Ф.А, учитель технологии

Мельникова И.П., учитель начальных классов

Ленинск-Кузнецкий ГО

        2017         

Содержание

Паспорт проекта ………………………………………………………

5

Образовательный проект …………………………………………….

9

Введение ………………………………………………………………

9

Актуальность ………………………………………………………….

10

Цели, задачи и принципы  реализации проекта…………………….

16

Новизна и практическая значимость проекта……………………….

17

Целевые группы и партнеры проекта………………………………..

18

Механизм реализации проекта ………………………………………

19

Ресурсное  обеспечение реализации проекта………………………..

23

Предполагаемые результаты. Критерии результативности…………

25

Сроки,  этапы и ключевые мероприятия реализации проекта………

28

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………

30

Список литературы……………………………………………………

32

Приложение……………………………………………………………

34

Приложение 1.

Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства  проекта

«Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» …………………………

34

Приложение 2.

Структура  Центра духовно-нравственного развития и воспитания  МБОУ «Гимназия №12»………………………………………………

35

Приложение 3.

Документы о присвоении статуса инновационных площадок, ресурсного центра……………………………………………...

38

Приложение 4.

Формы представления результатов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников средствами музея «Сибирская старина» в рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания  МБОУ «Гимназия №12»………………………………………………

39

Приложение 5.

Класс-музей истории гимназии «Назад в будущее»………………………………………….

47

Приложение 6.

Класс-музей имени А.С. Пушкина……………...

49

Приложение 7.

Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина»…………………………………………..

50

Приложение 8.

Договора о сотрудничестве с партнерами……..

52

Приложение 9.

«История сибирской старины». Программа дополнительного образования по направлению «духовно-нравственное»    для учащихся уровня основного общего образования………...

55

Приложение 10.

Темы в рамках учебных предметов, рекомендуемые для изучения  с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»………...

68

Приложение 11.

Темы в рамках программ внеурочной деятельности,  рекомендуемые для изучения  с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»………...

87

Приложение 12.

Перспективный план класса-музея  сибирского быта  «Сибирская старина» МБОУ «Гимназия № 12»……………………………………………...

91

Приложение 13.

Рекомендации для составления программы внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития ……………..

96

Приложение 14.

Ментальная карта или Интеллект-карта………..

100

Приложение 15.

Игры в музее с  музейными  предметами  ……..

106

Приложение 16.

Квест по классу-музею сибирского быта «Сибирская старина»…………………………….

107

Приложение 17.

«Музей  в чемодане»…………………………….

108


Паспорт проекта

Наименование проекта

Наследие «Сибирской старины» как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений

Основные разработчики проекта

Шемелина Л.И., директор МБОУ «Гимназия №12»,

Неведрова Е.В., заместитель директора по УВР,

Гареева Ф.А., учитель технологии;

Мельникова И.П., учитель начальных классов

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
  2. Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  3. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.
  4. Конституция РФ (ст.13, 14, 17, 19).
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  6.  Федеральный закон  от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  7. Федеральный закон  от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст.5).
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) //
    Система ГАРАНТ. – Режим доступа :
      http://base.garant.ru/197127/#ixzz3ot7cTbfv –  Загляд. с экрана.
  9. Приказ    Министерство образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 №1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29.12. 2014).
  10. Приказ    Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями от 29.12. 2014).
  11. Приказ    Министерство образования и науки Российской Федерации от от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  12.  Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
  13. Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».
  14. Письмо МОиН РФ  от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"».
  15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  16. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана  «Духовно-нравственная культура».
  17. Соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности Департамента образования и науки Кемеровской области и Отдела религиозного образования и кахетизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской Православной Церкви от 08.05.2007 года.

Идея проекта

Класс-музей  сибирского быта «Сибирская старина» выполняет роль лаборатории по духовно-нравственному развитию и воспитанию, социализации учащихся   рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ «Гимназия №12». Осуществляется интеграция музея в учебную  и внеурочную  деятельность,  тиражирование деятельности музея через выход в социум, организация работы с детьми с задержкой психического развития.

Цель и задачи

Цель:  формирование осознания у  участников  образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири средствами материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина». 

Задачи:

  1. Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в урочную  и внеурочную деятельность гимназии.
  2. Создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Музей для каждого».
  3. Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы.

Сроки реализации проекта

4 года   (2016- 2019 гг.)

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный – сентябрь – декабрь 2016 г.
  • Практический – январь 2017 г. – октябрь  2019 г.
  • Обобщающий – май, ежегодно.
  • Заключительный: ноябрь-декабрь  2019 г.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Учащиеся с 1 по 11  класс.

Родители (законные представители) учащихся.

Учителя, библиотекарь и администрация гимназии.

Качественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта

  1. Повысится уровень осознания учащимися  своей этнической принадлежности, знаний  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири  за счет систематической интеграции  в  урочную и  внеурочную  деятельность.
  2.  Повысится интерес учащихся к музейной деятельности  за счет использования разнообразных интерактивных форм работы: квестов, «Музей в чемодане»,  экскурсии с QR-кодами и др.; социально-значимой деятельности средствами музея.
  3. Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов (классных руководителей) в вопросах содержания образования, овладения различными формами работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию участников образовательных отношений, в том числе детей с ЗПР.
  4. Повысится число участников социума, принимающих участие в мероприятиях музея.

Количественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта

  1. Заседание творческой группы проекта – 3 (организационное, промежуточное и итоговое). Предоставлены протоколы.
  2. Занятия по программе  дополнительного образования  «История сибирской старины» - 35 (не менее 90 учащихся в год). Списки групп, фотоотчеты.
  3. Занятия по адаптированной программе духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ЗПР «Музей для каждого» - 16 (не менее 20 человек).  Сценарии,  «Дневники личностного роста».
  4. Практико-ориентированные  семинары  для педагогов «Формы работы с учащимися по формированию нравственных ценностей во внеурочной деятельности, в том числе для детей с ЗПР» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
  5. Проведение экскурсий «Музей в чемодане»  - 9  (не менее 400 человек). Сценарии, фотоотчет, записи в книге отзывов.
  6. Педагогическая мастерская «Православные праздники. Проведение праздника «Рождество Христово»» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
  7. Экскурсии для учащихся по классу-музею «Сибирская старина»  - 20  (600 – привлечены к экскурсии).
  8. Освещение мероприятий музея  в СМИ – 4 статьи.
  9. Спецвыпуск школьной газеты – 4  (1 раз в год).

Целевые группы проекта

  1. Учащиеся 1-11 классов МБОУ «Гимназия №12».
  2. Педагоги МБОУ «Гимназия №12»
  3. Родители (законные представители) учащихся МБОУ «Гимназия №12».
  4. Жители микроучастка МБОУ «Гимназия №12».


Образовательный проект

Введение

Система образования  в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.

Д. А. Медведев

Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает   просвещение.

Митрополит Филарет

МБОУ «Гимназия №12» имеет опыт опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  (далее – ФГОС) с 2010 года. В настоящее время новые стандарты реализуются в 1-8  и 10 классах. В гимназии   реализуются «Программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся при   получении начального общего образования  “Радуга детства”»,   «Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении основного общего образования “Счастливая радуга детства”»,  «Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении среднего  общего образования “Дорога в будущее”». Данные программы  обеспечивают достижение обучающимися личностных результатов освоения основных образовательных  программ каждого из уровней образования  в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

С целью создания единого образовательного пространства по духовно-нравственному развитию и воспитанию  участников образовательных отношений с  2012 года  в МБОУ «Гимназия №12» реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложение 1). Центр имеет свое управление и свою структуру, которая со временем изменяется, дополняется  (Приложение 2).

 Опыт деятельности гимназии по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания  участников образовательных отношений тиражируется в рамках деятельности   региональных  инновационных  площадок по направлениям «Использование различных форм организации внеурочной деятельности учащихся основной школы в условиях перехода на ФГОС ООО по общекультурному и нравственному направлениям» и   «Организация внеурочной деятельности  в условиях перехода образовательных учреждений на  ФГОС»; муниципального  ресурсного  центра  «Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложения 3, 4).

Актуальность. 

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выделяют «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» [1].

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями,  формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

МБОУ «Гимназия №12» состоит из двух зданий, находящихся друг от друга на значительном расстоянии. В первом здании  обучается 300 учащихся, 100%  семей благополучные. Здесь уже более 10 лет    успешно  действуют два музея:  

-  класс-музей истории гимназии «Назад в будущее». На его базе реализуется проект  «Я – Гражданин Отечества», идея которого заключается в постижении  исторического наследия через изучение истории школы, города, региона, судеб учителей и выпускников, законов и традиций гимназии (Приложение 5);

-  класс-музей им. А.С. Пушкина. На его базе реализуется проект   «Экология души», идея которого – воспитание души, воспитание гордости за своё Отечество, воспитание человека, уважающего  духовное наследие Родины через обращение к  пушкинскому наследию, к эпохе поэта (Приложение 6).

Во втором здании обучается 600 человек, большинство из обучающихся дети из  многодетных и малообеспеченных семей; 35 детей являются детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), диагноз –  задержка психического развития.  Здание находится в отдаленном от центра районе,   который  характеризуется  низким социальным и культурно-нравственным уровнем населения, в отдалении находятся спортивные, культурные, досуговые  учреждения. Поэтому именно гимназия  является  центром воспитания и социализации учащихся за счет предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой; за счет объединения усилий с семьей и различными социальными институтами в решении задач воспитания.  

Имеющиеся в гимназии музеи носили краеведческую и историко-литературную   направленность. Для охвата всех направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся гимназии   было решено  создать музей, который бы способствовал формированию этнической принадлежности, знаний истории, культуры своего народа. Главное   отличие  вновь созданного  музея «Сибирская старина»  заключается в том, что новое поколение гимназистов становится не только свидетелем образования музея, но и активным его создателем. Все экспонаты этого музея должны  быть не в витринах, а  доступны для учащихся, их можно потрогать, подержать в руках. Кроме того, в связи с введением ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ необходимо адаптировать программу духовно-нравственного развития и воспитания для  гимназистов с задержкой психического развития.

15 апреля 2014 года  в  МБОУ «Гимназия №12» был открыт музей-класс сибирского быта «Сибирская старина»,  материалы для которого с 2012 года  собирали  учащиеся среднего звена под руководством учителя технологии Фариды Анусовны Гареевой (Приложение 7).

Анализ состояния  работы гимназии

 по духовно-нравственному развитию и воспитанию

Таблица 1.

Сильные стороны

Слабые стороны

Значительный опыт  деятельности гимназии по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. С 2012 года реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания». С 2013 года гимназия является муниципальным ресурсным центром «Центр духовно-нравственного развития и воспитания».

Высокий уровень квалификации учителей гимназии (90% имеют высшую и первую  квалификационную категорию)

Молодые специалисты (18%) обладают недостаточным опытом использования музейных материалов в образовательной и внеурочной деятельности

Наличие социального заказа на введение модуля  «Основы православной культуры» (далее - ОПК) (78%  обучающихся 4 классов МБОУ «Гимназия №12») курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ)

Высокий уровень информатизации   гимназии:

  • создан сайт «Центр духовно-нравственного развития и воспитания» https://sites.google.com/site/cdnrvgimnazia12/;
  • создана страница музея «Сибирская старина»  на сайте гимназии

http://www.gimnazia12.ru/vneurochnaya-deyatelnost/muzei/sibirskaya-starina.html;

Развито широкое сетевое взаимодействие с учреждениями культуры и социальными центрами, православными храмами  Ленинск-Кузнецкого городского округа. Заключены договора о сотрудничестве и взаимопомощи

Удаленность от образовательной организации

В 2012 году получен муниципальный  грант на реализацию проекта «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания», оборудован кабинет основ православной культуры и рекреация Центра

Эффективно используются возможности музейной педагогики в воспитательном пространстве гимназии. В гимназии созданы и активно работают музей истории школы «Назад в будущее», класс-музей А.С. Пушкина, класс-музей «Сибирская старина»

В связи с небольшим сроком существования класса-музея «Сибирская старина» недостаточно разработаны материалы по его интеграции  в учебную и внеурочную деятельность.

Отсутствие опыта работы по реализации программ на базе музеев для детей с задержкой психического развития  

Положительный опыт   реализации программ клубов «Истоки», «Основы православной культуры», программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. С 2012 по 2016 года реализуются проекты, которые взаимодополняют друг друга:  «Здоровым гражданином быть обязан», «Молодая гвардия», «Школа формирования социальны навыков», «Экология души», «Я -  Гражданин Отечества»

Отсутствие опыта работы по реализации адаптированных программ на базе музеев  для детей с ОВЗ  

Проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» является победителем и призером конкурсов профессионального мастерства:

-  Межрегиональный этап VIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя», призер (III место), 2013.

- Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», лауреат (2 место), 2013.

- Областной конкурс «Инновации в образовании» в рамках Кузбасского образовательного форума,  2014, лауреат 1 степени.

- Областной конкурс «Инновационная мозаика», 2016 год, победитель

Ежегодно наблюдается рост вовлеченности родителей (законных представителей) в мероприятия духовно-нравственной направленности

Низкий уровень охвата родителей (законных представителей)  участием в музейных мероприятиях

Разработанность критериальной базы, диагностических методик по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Развитость  ученического  самоуправления, активная деятельность детско-юношеской организации «Республика Беспокойных Сердец» в мероприятиях духовно-нравственной направленности

Совершенствуется  опыт тиражирования результатов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию

Возможные ограничения и риски в процессе реализации проекта

Таблица 2.

Прогноз

Компенсации

1

Несоответствие  планируемых результатов реальным показателям

Корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов

2

Незаинтересованность некоторых возможных партнеров во взаимодействии и сотрудничестве с МБОУ «Гимназия №12»

Создание благоприятных и взаимовыгодных условий для  партнерства и сотрудничества

3

Мероприятия проекта могут  быть проведены неэффективно из-за инерции сознания педагогов, ориентирующихся на знакомые и отработанные штампы

Мотивация педагогов.

Система стимулирующей поддержки

Анализ полученных результатов и затруднений в организации  духовно-нравственного развития и воспитания свидетельствует  как о достижении  высоких результатов,  значительном  воспитательном  потенциале,  так и о  наличии проблем.

Проблемы:

  1. Недостаточно разработаны материалы по интеграции материалов класса-музея «Сибирская старина»  в учебную  и   внеурочную деятельность.
  2. Отсутствие опыта работы по реализации адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания на базе музеев  для детей с ОВЗ, диагноз «задержка психического развития».
  3. Низкий процент охвата родителей (законных представителей)  музейными мероприятиями.

Анализ  воспитательного пространства МБОУ «Гимназия №12»  позволил выявить противоречия:

-  между  значительным опытом  реализации программ духовно-нравственной направленности и   отсутствием опыта составления адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания внеурочной деятельности  для учащихся  с задержкой психического развития;

- между готовностью гимназии   заниматься духовно-нравственным развитием и воспитанием всех участников образовательных отношений  и недостаточным уровнем охвата родителей (законных представителей) участием в музейных мероприятиях;

- между  значительным опытом  использования  музейной педагогики в воспитательном пространстве гимназии и  недостаточным опытом  по интеграции материалов класса-музея «Сибирская старина»  в образовательную и   внеурочную деятельность гимназии.

Необходимость разрешения данного противоречия и обуславливает цель нашего проекта «Наследие  “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений».

Цель:  формирование осознания у  участников  образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири средствами материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина». 

Задачи:

  1. Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в урочную  и внеурочную деятельность гимназии.
  2. Создать   и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Музей для каждого».
  3. Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы.

Принципы реализации проекта:

Ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание. Темы мероприятий  дадут необходимый для понимания  нравственности, морали, духовности минимум знаний. В ходе занятий эти понятия  будут раскрываться глубоко, образно и сопровождаться нравственными приложениями.

Концентричность. Духовно-нравственные истины очень глубоки по своему смыслу и поэтому необходимо постоянное к ним обращение, освещение их с разных сторон, углубление их понимания.

Принцип сетевого взаимодействия. Предполагается сотрудничество с учреждениями культуры, приходом.

Новизна проекта

Новизна проекта заключается:

  1. в создании адаптированной  программы духовно-нравственного развития и воспитания с учетом особенностей детей с задержкой психического развития «Музей для каждого»;
  2. в создании экскурсии по материалам класса-музея «Сибирская старина»  с применением  QR – кода;
  3. в освоении  педагогами и гимназистами  формы переносной экскурсии  «Музей в чемодане».

Своеобразие проекта состоит в значительном расширении культурного, воспитательного и образовательного пространства гимназии, привлечении социума.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта  состоит в создании  на базе гимназии и сотрудничающих с ней организаций культурно-образовательного пространства, способствующее гармоничному развитию личности ребёнка, обеспечивающее преемственность духовных, культурных, национальных традиций, существенному повышению эффективности работы по достижению результатов основной образовательной программы каждого из уровней образования  МБОУ «Гимназия №12».

Реализация проекта «Наследие  “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений» содержит в себе потенциал для развития  участника проекта:

  • самопознание;
  • самореализация;
  • взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • повышение социальной активности.

Опыт деятельности гимназии может быть обобщен и рекомендован для внедрения в  педагогическую практику образовательных организаций  города  и региона.

Целевые группы и партнеры проекта

Целевые группы проекта

1.  Учащиеся 1-11 классов МБОУ «Гимназия №12»  при реализации проекта включены в следующие виды деятельности:

- освоение приемов и методов, направленных на формирование  осознания своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири,

-  участие в проектно-исследовательской деятельности;

-  подготовка и  организация   мероприятий музея, участие в них;

-  сбор и оформление  материалов для музея.

2. Педагоги МБОУ «Гимназия №12»:

- выбор адекватных  форм,  методов и приемов работы с учащимися,  направленных на формирование  осознания своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири;

- разработка учебных и внеурочных занятий, классных часов с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»;

- овладение навыками работы по адаптированной программе духовно-нравственного развития и воспитания с детьми с задержкой психического развития;

- индивидуальный подход  к воспитанию;

- мотивация учащихся;

- диагностика учащихся;

- взаимодействие с семьей.        

3. Родители (законные представители) учащихся МБОУ «Гимназия №12»:

- участие в мероприятиях проекта.

4. Жители микроучастка МБОУ «Гимназия №12»:

- участие в мероприятиях проекта.

Партнеры проекта.

Партнер №1.  Местная религиозная организация православный Приход храма святых Новомучеников и Исповедников Российских г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской обл. Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Формы партнерства: консультации, оказание информационной поддержки  проведения занятий цикла «Сибирь православная».

Партнер №2.  МБУК "Центральная библиотечная система им. Н.К. Крупской". Формы партнерства: Информационная поддержка при проведении выставок, организация встреч с писателями и поэтами Кемеровской области.

Партнер №3.   МАУК "Краеведческий музей". Формы партнерства: оказание консультативной помощи при подготовке экскурсий, методической помощи по обучению актива музея работе с фондом, ведению документации.

Партнер №4.   Развлекательный центр "Победа". Формы партнерства: совместное проведение массовых мероприятий духовно-нравственной тематики.

Партнер №5.  МБОУ ДПО "Научно-методический центр". Формы партнерства: информационная поддержка, оказание методической поддержки, проведение консультаций.

Договора о сотрудничестве представлены в Приложении 8.

Механизм реализации проекта

Проект включает в себя  3 направления:  

  1. «Класс-музей  «Сибирская старина» – лаборатория духовно-нравственного развития и воспитания гимназистов».
  2. «Музей для каждого».
  3. «Музей и социум».

«Класс-музей  «Сибирская старина» – лаборатория

духовно-нравственного развития и воспитания гимназистов»

Данное направление  способствует решению  задачи: «Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в учебную и  внеурочную деятельность гимназии».

Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина» становится лабораторией в рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания.  Используются следующие виды деятельности:

- музейная деятельность.  Учащиеся, увлеченные работой  в музее,  осваивают  программу «История сибирской старины» (Приложение 9).  Основные разделы данной программы: «Сибирь православная», «Сибирь трудовая», «Сибирский быт», «Мы – Хранители наследия «Сибирской старины»».  Учащиеся занимаются  поисковой   работой для   пополнения и дальнейшего развития музея, организуют  учет и хранение существующих фондов, проводят экскурсии по экспозициям музея, праздники, ведут  переписку с земляками, с музеями;

- образовательная деятельность.       Главная задача   состоит в том, чтобы максимально использовать материалы музея на уроках технологии, истории, окружающего мира, ИЗО, МХК, обществознания, Основ религиозных культур и светской этики, Основ духовно-нравственной культуры народов России  (Приложение 10).  

В календарно-тематическом плане по учебному предмету на учебный год педагоги предусматривают  работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Музейные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся;

- внеурочная деятельность.   При реализации программ внеурочной деятельности, разработанных в МБОУ «Гимназия №12»,  широко используются материалы  класса-музея «Сибирская старина»  (Приложение 11);

- проектно-исследовательская деятельность.  В гимназии  традиционно каждый учащийся 3-11 классов должен принять участие в проектно-исследовательской работе. Это может быть индивидуальная  или групповая работа.    Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, ведут работу по пополнению музея; учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом.  В ходе данной работы приобретают навыки исследовательской деятельности, навыки защиты проектов  в рамках гимназии, муниципалитета, области; 

- внеклассная деятельность. Классные руководители имеют информацию обо всех возможных музейных занятиях, в соответствии с воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам внеклассной работы относятся беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр,  праздников, конкурсов.

План работы класса-музея «Сибирская старина» представлен в Приложении 12.  

«Музей для каждого»

Данное направление  способствует решению  задачи: создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Музей для каждого».

Актуальность вызвана тем, что ФГОС начального общего образования для учащихся с ОВЗ вступил в силу только с 1 сентября 2016 года, поэтому у педагогов гимназии на сегодняшний день отсутствует опыт работы по составлению и реализации адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

Работа в данном направлении будет способствовать решению  проблем:

  1.   вооружить педагогов знаниями о детях с ЗПР, необходимых образовательных условиях, многообразии методов и приёмов в современной педагогике и психологии помощи этим детям, практическими навыками проведения отдельных видов коррекционно-развивающих упражнений;
  2.  организовать качественную работу с учащимися по формированию осознания своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири.

Рекомендации для составления адаптированной программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся с задержкой психического развития представлены в Приложении 13.

При составлении программы необходимо использовать знания психологических особенностей детей с ЗПР при подборе упражнений, форм подачи материала, планировании ожидаемых результатов.

В формы работы с данной категорией учащихся рекомендуется включить:  арт-терапию,  психокоррекционные упражнения, сказкотерапию в музее, упражнения на развитие  визуального мышления, речи, составление ментальных  карт  (Приложение 14), игры (Приложение 15), квесты (Приложение 16). 

«Музей и социум»

Данное направление  способствует решению  задачи: «Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы».

В данном направлении используются следующие виды работ:

  1.  «Музей в чемодане» применяется для вывоза экспонатов за пределы музея.  Чемодан, переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых  образовательных организациях, детских садах, оздоровительных лагерях.  Эта форма музейной работы – своеобразный «музей на дому» –  позволяет задействовать и детей-инвалидов.

Описание методики подготовки и проведения экскурсии «Музей в чемодане»   представлено в Приложении 17.

  1. «QR-код» применяется для обеспечения возможности изучать материалы музея без помощи экскурсовода. QR-код (от англ. quick response - быстрый отклик): двумерный штрихкод, в котором  кодируется разнообразная информация, состоящая из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы). Кодирование информации в определенных графических символах позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с помощью специальных сканеров. Этот код считывается приложением, установленным на мобильный телефон, после чего мобильник выводит  текст  на экран.

QR-код выполняет сразу две функции:

  • позволяет автоматически считывать различные данные;
  • помещает большое количество информации в небольшую картинку (4296 символов - это более двух машинописных страниц текста) [11].
  1. Информирование  о проведении   музейных мероприятий  в сети Интернет, распространение листовок в районе микроучастка гимназии  с целью ознакомления с деятельностью музея и привлечения к участию в экскурсиях.
  2. Контакты школьного музея с партнерами:

- установление взаимосвязи с музеями, временный обмен фондами;

- получение  помощи: спонсорской, участие в пополнении фондов.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

«Наследие  “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений»

Таблица 4.

       Имеющиеся ресурсы

     Требуемые ресурсы

Кадровые

Директор гимназии, заместители директора по НМР, УВР, ВР;  руководители музеев -  3, высококвалифицированные педагогические кадры – 90% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории; 2 преподавателя курса ОРКСЭ   имеют высшую квалификационную категорию.

Тьютор для работы с учащимися с ОВЗ

Информационно-методические

Концепция воспитательной работы «Счастливая радуга детства»  для обучающихся 1-11 классов.

Программа духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся при   получении начального общего образования  «Радуга детства».

Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении основного общего образования «Счастливая радуга детства».

Программа воспитания  и социализации обучающихся при получении среднего  общего образования «Дорога в будущее».

Проект «Гимназия - Центр духовно-нравственного развития и воспитания».

Программа ресурсного центра «Центр духовно-нравственного развития и воспитания».

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов «Я - гражданин» (автор-сост. Никитина Н.Г.).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-7 классов «Истоки. Православие в традициях России» (автор-сост. Чуклина Т.А.).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 5-7 классов «Семейные ценности» (автор-сост. Нартикоева Е.В.).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 9 классов «История религий» (автор-сост. Никитина Н.Г.).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-9 классов «История Кузбасса» (автор-сост. Шахова Л.К.).

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-9 классов «Молодая гвардия» (автор-сост. Кондрашова О.Н.).

Программа дополнительного образования  по духовно-нравственному направлению «История Сибирской старины» (автор-сост. Гареева Ф.А.)

Адаптированная программа для учащихся с ОВЗ

Материально-технические

Множительная, копировальная техника, цифровая видеокамера, фотоаппарат,  локальная сеть, мобильный компьютерный класс, кабинет дистанционного обучения.

Создан кабинет основ православной культуры.

Создан сайт «Центр духовно-нравственного развития и воспитания».

Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина».

Предполагаемые результаты. Критерии результативности

Таблица 5

Задачи проекта

Критерии

оценивания

Показатели

Инструмент

оценки

1.

Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в урочную  и внеурочную деятельность гимназии

Эффектив-ность форм и методов педа-гогической деятельности по использованию материалов музея в урочной и внеурочной деятельности

Количество проведенный учебных занятий и занятия внеурочной деятельности с использованием материалов  класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»

Банк мероприятий, конспектов занятий, технологических карт

Рост мотивации учащихся, родителей, педагогов  к участию в мероприятиях

класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»

Потребность гимназистов, родителей, педагогов  участвовать в мероприятиях

класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»

Процент участия  гимназистов и родителей (законных представителей) в экскурсиях, праздниках  на базе музея

Процент учащихся, освоивших  программу дополнительного образования «История сибирской старины»

Количество учащихся,  выполнивших проектно-исследовательские работы с использованием материалов музея

Повышение профессиона-льной  компетентности педагогов в области музейной педагогики

Наличие участников конкурсов профессионального мастерства, диссеминации опыта по вопросам использования музейной педагогики в учебной и внеурочной деятельности

Грамоты, дипломы, сертификаты

Доля числа обучающихся, владеющих  знаниями  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири

Когнитивный (знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири)

Качественный анализ знаний   учащихся  по результатам ежегодного анкетирования

Мотивационно-волевой (сформированность мотивационно-волевой  регуляции к освоению программы дополнительного образования «История сибирской старины»)

Процент учащихся, освоивших  программу дополнительного образования «История сибирской старины»

Инструментально-деятельностный

Участие в социально значимых конкурсах,  акциях, мероприятиях  духовно-нравственной направленности

Наличие инструмен-тария для мониторин-га сформиро-ванности осознания у  участников  образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири

Уровень  сформированности осознания у  участников  образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири

2.

Создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Музей для каждого»

Наличие адаптированной программы  духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья  «Музей для каждого»

Соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Наличие положительной рецензии на реализуемые программы

Оценка программ рецензентами

Повышение профессиона-льной  компетентности педагогов в области работы с детьми с ЗПР по духовно-нравственному развитию и воспитанию

3.

Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы

Координация ресурсов, эффектив-ность механизма взаимодействия  партнеров, социума в интересах ребенка, духовно-нравственном воспитании и развитии  

Наличие договоров о сотрудничестве.

Проведение совместных социально значимых мероприятий, акций

Качественный и количественный анализ участия  партнеров проекта  в его реализации

Информирование родителей, обществен-ности, заинтересованных лиц об опыте реализации проекта

Наличие публикаций. В СМИ города, области. Размещение информации на сайте http://www.gimnazia12.ru, https://sites.google.com/site/cdnrvgimnazia12 

Распространение инновационного опыта

Реализация плана мероприятий по распространению опыта духовно-нравственного развития и воспитания.

Опрос родителей, учащихся, партнеров проекта

Повышение компетентности родителей в области знаний  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири

Вовлеченность родителей  в мероприятия музея

Анализ результативности участия родителей.

Анкетный опрос

Сроки, этапы и ключевые мероприятия реализации проекта

Проект длительный, срок реализации: 4 года.        

Образовательный проект «Наследие  “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений» рассчитан на 2016-2019 годы:

  • Подготовительный – сентябрь – декабрь 2016 г.

Ключевые мероприятия:  создание рабочей группы проекта, предпроектный анализ, разработка и утверждение нормативных актов, заключение договоров  о сотрудничестве с учреждениями культуры, приходом, разработка программы мероприятий проекта.

  • Практический – январь 2017 г. – октябрь  2019 г.

Ключевые мероприятия:  

- Разработка и апробация адаптированной программы духовно-нравственного развития и воспитания для  учащихся с ЗПР;

- Цикл занятий  по обучению педагогов  коррекционно-развивающим формам и приемам работы с учащимися с ЗПР;

- Занятия учащихся  по программе  дополнительного образования  «История сибирской старины»;

- Разработка цикла экскурсий «Музей в чемодане», проведение данных экскурсий в детских садах,  в летнем оздоровительном лагере «Уголек», в детском доме;

- Создание   QR-кода для предметов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»;

- Проведение уроков, занятий внеурочной деятельности, классных часов, проектно-исследовательской деятельности с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина».

  • Обобщающий – май, ежегодно. Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
  • Заключительный: ноябрь-декабрь  2019 г. - Подведение итогов. Распространение опыта реализации проекта.

Работа в данном направлении будет продолжена и после завершения сроков реализации проекта, так как возможности  интеграции   музея  в урочную  и внеурочную  деятельность обширны, систематическое пополнение  фонда музея будет открывать новые возможности для духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений.  

Ожидаемые результаты реализации проекта

Качественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта.

1) Повысится уровень осознания учащимися  своей этнической принадлежности, знаний  истории,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири  за счет систематической интеграции  в  урочную и  внеурочную  деятельность.

 2) Повысится интерес учащихся к музейной деятельности  за счет использования разнообразных интерактивных форм работы: квестов, «Музей в чемодане»,  экскурсии с QR-кодами и др.; социально-значимой деятельности средствами музея.

3)  Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов (классных руководителей) в вопросах содержания образования, овладения различными формами работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию участников образовательных отношений, в том числе детей с ЗПР.

4) Повысится число участников социума, принимающих участие в мероприятиях музея.

Количественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта.

  1. Заседание творческой группы проекта – 3 (организационное, промежуточное и итоговое). Предоставлены протоколы.
  2. Занятия по программе  дополнительного образования  «История сибирской старины» - 35 (не менее 90 учащихся в год). Списки групп, фотоотчеты.
  3. Занятия по адаптированной программе духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ЗПР «Музей для каждого» - 16 (не менее 20 человек).  Сценарии,  «Дневники личностного роста».
  4. Практико-ориентированные  семинары  для педагогов «Формы работы с учащимися по формированию нравственных ценностей во внеурочной деятельности, в том числе для детей с ЗПР» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
  5. Проведение экскурсий «Музей в чемодане»  - 9  (не менее 400 человек). Сценарии, фотоотчет, записи в книге отзывов.
  6. Педагогическая мастерская «Православные праздники. Проведение праздника «Рождество Христово»» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
  7. Экскурсии для учащихся по классу-музею «Сибирская старина»  - 20  (600 – привлечены к экскурсии).
  8. Освещение мероприятий музея  в СМИ – 4 статьи.
  9. Спецвыпуск школьной газеты – 4  (1 раз в год).

Продукты, которые будут созданы в результате проекта:

  1. Создан цикл экскурсий  «Музей в чемодане».
  2. Созданы QR-коды для экспонатов  класса-музея «Сибирская старина».
  3. Создана виртуальная экскурсия по музею.
  4. Разработана и апробирована адаптированная программа духовно-нравственного развития и воспитания  для детей с ЗПР «Музей для каждого».
  5. Разработаны методические рекомендации по интеграции в учебную и внеурочную деятельность материалов музеев по предметным циклам.  
  6. Сформирован банк проектно-исследовательских работ с использованием материалов класса-музея «Сибирская старина».
  7. Создан  сборник сценариев интерактивных экскурсий.
  8. Издан сборник методических материалов по результатам реализации проекта.

Список литературы

  1.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования»  [Электронный ресурс]  // Система ГАРАНТ. – Режим доступа :  http://base.garant.ru/197127/#ixzz3ot7cTbfv –  Загляд. с экрана.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]  // Система ГАРАНТ. – Режим доступа:  http://base.garant.ru/197127/#ixzz3ot7cTbfv –  Загляд. с экрана.
  3. Приказ    Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями от 29.12. 2014) [Электронный ресурс] –  Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html – Загляд. с экрана.
  4. Приказ    Министерство образования и науки Российской Федерации от  19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] – Режим доступа: 

http://www.sch5.spb.ru/upload/docs/FGOSOVZ/1598.pdf  – Загляд. с экрана.

  1. Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/880087/ – Загляд. с экрана.
  2. Борисова, Я.С. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/09/05/formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoy – Загляд. с экрана.
  3. Бородина, А. В. Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания молодёжи [Текст] : доклад на пленарном заседании, Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании», 30 марта, 2012. – Калуга,  2010.
  4. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., 2009. – 160 с.
  5. Максимова, С.Н. Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://dodiplom.ru/ready/103355  – Загляд. с экрана.
  6. Павлюк, О.М. Переносная экскурсия "Музей в чемодане"[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/print.php?ID=595124 – Загляд. с экрана.
  7. Что такое QR-код, или Странные квадратики [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://www.exler.ru/likbez/18-02-2011.htm – Загляд. с экрана.