Образовательный проект НАСЛЕДИЕ «СИБИРСКОЙ СТАРИНЫ» КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Образовательный проект
Введение
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
Д. А. Медведев
Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает просвещение.
Митрополит Филарет
МБОУ «Гимназия №12» имеет опыт опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) с 2010 года. В настоящее время новые стандарты реализуются в 1-8 и 10 классах. В гимназии реализуются «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования “Радуга детства”», «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования “Счастливая радуга детства”», «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования “Дорога в будущее”». Данные программы обеспечивают достижение обучающимися личностных результатов освоения основных образовательных программ каждого из уровней образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
С целью создания единого образовательного пространства по духовно-нравственному развитию и воспитанию участников образовательных отношений с 2012 года в МБОУ «Гимназия №12» реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложение 1). Центр имеет свое управление и свою структуру, которая со временем изменяется, дополняется (Приложение 2).
Опыт деятельности гимназии по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений тиражируется в рамках деятельности региональных инновационных площадок по направлениям «Использование различных форм организации внеурочной деятельности учащихся основной школы в условиях перехода на ФГОС ООО по общекультурному и нравственному направлениям» и «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС»; муниципального ресурсного центра «Центр духовно-нравственного развития и воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_sibirskogo_byta_dlya_attestatsii.docx | 104.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №12»
652500, г. Ленинск-Кузнецкий, проспект Дзержинского, 29 тел. 8-38456-7-40-38
НАСЛЕДИЕ «СИБИРСКОЙ СТАРИНЫ»
КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Образовательный проект
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7-18 лет
Разработчики:
Шемелина Л.И., директор,
Заслуженный учитель России,
Почетный учитель Кузбасса
Неведрова Е.В., зам. директора по УВР, Почетный работник общего образования РФ
Гареева Ф.А, учитель технологии
Мельникова И.П., учитель начальных классов
Ленинск-Кузнецкий ГО
2017
Содержание
Паспорт проекта ……………………………………………………… | 5 | |
Образовательный проект ……………………………………………. | 9 | |
Введение ……………………………………………………………… | 9 | |
Актуальность …………………………………………………………. | 10 | |
Цели, задачи и принципы реализации проекта……………………. | 16 | |
Новизна и практическая значимость проекта………………………. | 17 | |
Целевые группы и партнеры проекта……………………………….. | 18 | |
Механизм реализации проекта ……………………………………… | 19 | |
Ресурсное обеспечение реализации проекта……………………….. | 23 | |
Предполагаемые результаты. Критерии результативности………… | 25 | |
Сроки, этапы и ключевые мероприятия реализации проекта……… | 28 | |
Ожидаемые результаты реализации проекта………………………… | 30 | |
Список литературы…………………………………………………… | 32 | |
Приложение…………………………………………………………… | 34 | |
Приложение 1. | Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства проекта «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» ………………………… | 34 |
Приложение 2. | Структура Центра духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ «Гимназия №12»……………………………………………… | 35 |
Приложение 3. | Документы о присвоении статуса инновационных площадок, ресурсного центра……………………………………………... | 38 |
Приложение 4. | Формы представления результатов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников средствами музея «Сибирская старина» в рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ «Гимназия №12»……………………………………………… | 39 |
Приложение 5. | Класс-музей истории гимназии «Назад в будущее»…………………………………………. | 47 |
Приложение 6. | Класс-музей имени А.С. Пушкина……………... | 49 |
Приложение 7. | Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина»………………………………………….. | 50 |
Приложение 8. | Договора о сотрудничестве с партнерами…….. | 52 |
Приложение 9. | «История сибирской старины». Программа дополнительного образования по направлению «духовно-нравственное» для учащихся уровня основного общего образования………... | 55 |
Приложение 10. | Темы в рамках учебных предметов, рекомендуемые для изучения с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»………... | 68 |
Приложение 11. | Темы в рамках программ внеурочной деятельности, рекомендуемые для изучения с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»………... | 87 |
Приложение 12. | Перспективный план класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» МБОУ «Гимназия № 12»……………………………………………... | 91 |
Приложение 13. | Рекомендации для составления программы внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития …………….. | 96 |
Приложение 14. | Ментальная карта или Интеллект-карта……….. | 100 |
Приложение 15. | Игры в музее с музейными предметами …….. | 106 |
Приложение 16. | Квест по классу-музею сибирского быта «Сибирская старина»……………………………. | 107 |
Приложение 17. | «Музей в чемодане»……………………………. | 108 |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Наследие «Сибирской старины» как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений |
Основные разработчики проекта | Шемелина Л.И., директор МБОУ «Гимназия №12», Неведрова Е.В., заместитель директора по УВР, Гареева Ф.А., учитель технологии; Мельникова И.П., учитель начальных классов |
Нормативно-правовое обеспечение проекта |
|
Идея проекта | Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина» выполняет роль лаборатории по духовно-нравственному развитию и воспитанию, социализации учащихся рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания МБОУ «Гимназия №12». Осуществляется интеграция музея в учебную и внеурочную деятельность, тиражирование деятельности музея через выход в социум, организация работы с детьми с задержкой психического развития. |
Цель и задачи | Цель: формирование осознания у участников образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири средствами материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина». Задачи:
|
Сроки реализации проекта | 4 года (2016- 2019 гг.) |
Этапы реализации проекта |
|
Исполнители проекта и основных мероприятий | Учащиеся с 1 по 11 класс. Родители (законные представители) учащихся. Учителя, библиотекарь и администрация гимназии. |
Качественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта |
|
Количественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта |
|
Целевые группы проекта |
|
Образовательный проект
Введение
Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.
Д. А. Медведев
Процветает душа – процветает государство, процветает вера – преуспевает просвещение.
Митрополит Филарет
МБОУ «Гимназия №12» имеет опыт опережающего введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС) с 2010 года. В настоящее время новые стандарты реализуются в 1-8 и 10 классах. В гимназии реализуются «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования “Радуга детства”», «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования “Счастливая радуга детства”», «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования “Дорога в будущее”». Данные программы обеспечивают достижение обучающимися личностных результатов освоения основных образовательных программ каждого из уровней образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
С целью создания единого образовательного пространства по духовно-нравственному развитию и воспитанию участников образовательных отношений с 2012 года в МБОУ «Гимназия №12» реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложение 1). Центр имеет свое управление и свою структуру, которая со временем изменяется, дополняется (Приложение 2).
Опыт деятельности гимназии по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений тиражируется в рамках деятельности региональных инновационных площадок по направлениям «Использование различных форм организации внеурочной деятельности учащихся основной школы в условиях перехода на ФГОС ООО по общекультурному и нравственному направлениям» и «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС»; муниципального ресурсного центра «Центр духовно-нравственного развития и воспитания» (Приложения 3, 4).
Актуальность.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы выделяют «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» [1].
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
МБОУ «Гимназия №12» состоит из двух зданий, находящихся друг от друга на значительном расстоянии. В первом здании обучается 300 учащихся, 100% семей благополучные. Здесь уже более 10 лет успешно действуют два музея:
- класс-музей истории гимназии «Назад в будущее». На его базе реализуется проект «Я – Гражданин Отечества», идея которого заключается в постижении исторического наследия через изучение истории школы, города, региона, судеб учителей и выпускников, законов и традиций гимназии (Приложение 5);
- класс-музей им. А.С. Пушкина. На его базе реализуется проект «Экология души», идея которого – воспитание души, воспитание гордости за своё Отечество, воспитание человека, уважающего духовное наследие Родины через обращение к пушкинскому наследию, к эпохе поэта (Приложение 6).
Во втором здании обучается 600 человек, большинство из обучающихся дети из многодетных и малообеспеченных семей; 35 детей являются детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), диагноз – задержка психического развития. Здание находится в отдаленном от центра районе, который характеризуется низким социальным и культурно-нравственным уровнем населения, в отдалении находятся спортивные, культурные, досуговые учреждения. Поэтому именно гимназия является центром воспитания и социализации учащихся за счет предоставления им широких возможностей самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей социоприродной средой; за счет объединения усилий с семьей и различными социальными институтами в решении задач воспитания.
Имеющиеся в гимназии музеи носили краеведческую и историко-литературную направленность. Для охвата всех направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся гимназии было решено создать музей, который бы способствовал формированию этнической принадлежности, знаний истории, культуры своего народа. Главное отличие вновь созданного музея «Сибирская старина» заключается в том, что новое поколение гимназистов становится не только свидетелем образования музея, но и активным его создателем. Все экспонаты этого музея должны быть не в витринах, а доступны для учащихся, их можно потрогать, подержать в руках. Кроме того, в связи с введением ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ необходимо адаптировать программу духовно-нравственного развития и воспитания для гимназистов с задержкой психического развития.
15 апреля 2014 года в МБОУ «Гимназия №12» был открыт музей-класс сибирского быта «Сибирская старина», материалы для которого с 2012 года собирали учащиеся среднего звена под руководством учителя технологии Фариды Анусовны Гареевой (Приложение 7).
Анализ состояния работы гимназии
по духовно-нравственному развитию и воспитанию
Таблица 1.
№ | Сильные стороны | Слабые стороны |
Значительный опыт деятельности гимназии по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. С 2012 года реализуется проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания». С 2013 года гимназия является муниципальным ресурсным центром «Центр духовно-нравственного развития и воспитания». | ||
Высокий уровень квалификации учителей гимназии (90% имеют высшую и первую квалификационную категорию) | Молодые специалисты (18%) обладают недостаточным опытом использования музейных материалов в образовательной и внеурочной деятельности | |
Наличие социального заказа на введение модуля «Основы православной культуры» (далее - ОПК) (78% обучающихся 4 классов МБОУ «Гимназия №12») курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) | ||
Высокий уровень информатизации гимназии:
http://www.gimnazia12.ru/vneurochnaya-deyatelnost/muzei/sibirskaya-starina.html; | ||
Развито широкое сетевое взаимодействие с учреждениями культуры и социальными центрами, православными храмами Ленинск-Кузнецкого городского округа. Заключены договора о сотрудничестве и взаимопомощи | Удаленность от образовательной организации | |
В 2012 году получен муниципальный грант на реализацию проекта «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания», оборудован кабинет основ православной культуры и рекреация Центра | ||
Эффективно используются возможности музейной педагогики в воспитательном пространстве гимназии. В гимназии созданы и активно работают музей истории школы «Назад в будущее», класс-музей А.С. Пушкина, класс-музей «Сибирская старина» | В связи с небольшим сроком существования класса-музея «Сибирская старина» недостаточно разработаны материалы по его интеграции в учебную и внеурочную деятельность. Отсутствие опыта работы по реализации программ на базе музеев для детей с задержкой психического развития | |
Положительный опыт реализации программ клубов «Истоки», «Основы православной культуры», программ внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. С 2012 по 2016 года реализуются проекты, которые взаимодополняют друг друга: «Здоровым гражданином быть обязан», «Молодая гвардия», «Школа формирования социальны навыков», «Экология души», «Я - Гражданин Отечества» | Отсутствие опыта работы по реализации адаптированных программ на базе музеев для детей с ОВЗ | |
Проект «Гимназия – Центр духовно-нравственного развития и воспитания» является победителем и призером конкурсов профессионального мастерства: - Межрегиональный этап VIII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя», призер (III место), 2013. - Региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя», лауреат (2 место), 2013. - Областной конкурс «Инновации в образовании» в рамках Кузбасского образовательного форума, 2014, лауреат 1 степени. - Областной конкурс «Инновационная мозаика», 2016 год, победитель | ||
Ежегодно наблюдается рост вовлеченности родителей (законных представителей) в мероприятия духовно-нравственной направленности | Низкий уровень охвата родителей (законных представителей) участием в музейных мероприятиях | |
Разработанность критериальной базы, диагностических методик по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся | ||
Развитость ученического самоуправления, активная деятельность детско-юношеской организации «Республика Беспокойных Сердец» в мероприятиях духовно-нравственной направленности | ||
Совершенствуется опыт тиражирования результатов деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию |
Возможные ограничения и риски в процессе реализации проекта
Таблица 2.
№ | Прогноз | Компенсации |
1 | Несоответствие планируемых результатов реальным показателям | Корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов |
2 | Незаинтересованность некоторых возможных партнеров во взаимодействии и сотрудничестве с МБОУ «Гимназия №12» | Создание благоприятных и взаимовыгодных условий для партнерства и сотрудничества |
3 | Мероприятия проекта могут быть проведены неэффективно из-за инерции сознания педагогов, ориентирующихся на знакомые и отработанные штампы | Мотивация педагогов. Система стимулирующей поддержки |
Анализ полученных результатов и затруднений в организации духовно-нравственного развития и воспитания свидетельствует как о достижении высоких результатов, значительном воспитательном потенциале, так и о наличии проблем.
Проблемы:
- Недостаточно разработаны материалы по интеграции материалов класса-музея «Сибирская старина» в учебную и внеурочную деятельность.
- Отсутствие опыта работы по реализации адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания на базе музеев для детей с ОВЗ, диагноз «задержка психического развития».
- Низкий процент охвата родителей (законных представителей) музейными мероприятиями.
Анализ воспитательного пространства МБОУ «Гимназия №12» позволил выявить противоречия:
- между значительным опытом реализации программ духовно-нравственной направленности и отсутствием опыта составления адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания внеурочной деятельности для учащихся с задержкой психического развития;
- между готовностью гимназии заниматься духовно-нравственным развитием и воспитанием всех участников образовательных отношений и недостаточным уровнем охвата родителей (законных представителей) участием в музейных мероприятиях;
- между значительным опытом использования музейной педагогики в воспитательном пространстве гимназии и недостаточным опытом по интеграции материалов класса-музея «Сибирская старина» в образовательную и внеурочную деятельность гимназии.
Необходимость разрешения данного противоречия и обуславливает цель нашего проекта «Наследие “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений».
Цель: формирование осознания у участников образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири средствами материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина».
Задачи:
- Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в урочную и внеурочную деятельность гимназии.
- Создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музей для каждого».
- Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы.
Принципы реализации проекта:
Ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание. Темы мероприятий дадут необходимый для понимания нравственности, морали, духовности минимум знаний. В ходе занятий эти понятия будут раскрываться глубоко, образно и сопровождаться нравственными приложениями.
Концентричность. Духовно-нравственные истины очень глубоки по своему смыслу и поэтому необходимо постоянное к ним обращение, освещение их с разных сторон, углубление их понимания.
Принцип сетевого взаимодействия. Предполагается сотрудничество с учреждениями культуры, приходом.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается:
- в создании адаптированной программы духовно-нравственного развития и воспитания с учетом особенностей детей с задержкой психического развития «Музей для каждого»;
- в создании экскурсии по материалам класса-музея «Сибирская старина» с применением QR – кода;
- в освоении педагогами и гимназистами формы переносной экскурсии «Музей в чемодане».
Своеобразие проекта состоит в значительном расширении культурного, воспитательного и образовательного пространства гимназии, привлечении социума.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта состоит в создании на базе гимназии и сотрудничающих с ней организаций культурно-образовательного пространства, способствующее гармоничному развитию личности ребёнка, обеспечивающее преемственность духовных, культурных, национальных традиций, существенному повышению эффективности работы по достижению результатов основной образовательной программы каждого из уровней образования МБОУ «Гимназия №12».
Реализация проекта «Наследие “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений» содержит в себе потенциал для развития участника проекта:
- самопознание;
- самореализация;
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- повышение социальной активности.
Опыт деятельности гимназии может быть обобщен и рекомендован для внедрения в педагогическую практику образовательных организаций города и региона.
Целевые группы и партнеры проекта
Целевые группы проекта
1. Учащиеся 1-11 классов МБОУ «Гимназия №12» при реализации проекта включены в следующие виды деятельности:
- освоение приемов и методов, направленных на формирование осознания своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири,
- участие в проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка и организация мероприятий музея, участие в них;
- сбор и оформление материалов для музея.
2. Педагоги МБОУ «Гимназия №12»:
- выбор адекватных форм, методов и приемов работы с учащимися, направленных на формирование осознания своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири;
- разработка учебных и внеурочных занятий, классных часов с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»;
- овладение навыками работы по адаптированной программе духовно-нравственного развития и воспитания с детьми с задержкой психического развития;
- индивидуальный подход к воспитанию;
- мотивация учащихся;
- диагностика учащихся;
- взаимодействие с семьей.
3. Родители (законные представители) учащихся МБОУ «Гимназия №12»:
- участие в мероприятиях проекта.
4. Жители микроучастка МБОУ «Гимназия №12»:
- участие в мероприятиях проекта.
Партнеры проекта.
Партнер №1. Местная религиозная организация православный Приход храма святых Новомучеников и Исповедников Российских г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской обл. Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Формы партнерства: консультации, оказание информационной поддержки проведения занятий цикла «Сибирь православная».
Партнер №2. МБУК "Центральная библиотечная система им. Н.К. Крупской". Формы партнерства: Информационная поддержка при проведении выставок, организация встреч с писателями и поэтами Кемеровской области.
Партнер №3. МАУК "Краеведческий музей". Формы партнерства: оказание консультативной помощи при подготовке экскурсий, методической помощи по обучению актива музея работе с фондом, ведению документации.
Партнер №4. Развлекательный центр "Победа". Формы партнерства: совместное проведение массовых мероприятий духовно-нравственной тематики.
Партнер №5. МБОУ ДПО "Научно-методический центр". Формы партнерства: информационная поддержка, оказание методической поддержки, проведение консультаций.
Договора о сотрудничестве представлены в Приложении 8.
Механизм реализации проекта
Проект включает в себя 3 направления:
- «Класс-музей «Сибирская старина» – лаборатория духовно-нравственного развития и воспитания гимназистов».
- «Музей для каждого».
- «Музей и социум».
«Класс-музей «Сибирская старина» – лаборатория
духовно-нравственного развития и воспитания гимназистов»
Данное направление способствует решению задачи: «Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в учебную и внеурочную деятельность гимназии».
Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина» становится лабораторией в рамках Центра духовно-нравственного развития и воспитания. Используются следующие виды деятельности:
- музейная деятельность. Учащиеся, увлеченные работой в музее, осваивают программу «История сибирской старины» (Приложение 9). Основные разделы данной программы: «Сибирь православная», «Сибирь трудовая», «Сибирский быт», «Мы – Хранители наследия «Сибирской старины»». Учащиеся занимаются поисковой работой для пополнения и дальнейшего развития музея, организуют учет и хранение существующих фондов, проводят экскурсии по экспозициям музея, праздники, ведут переписку с земляками, с музеями;
- образовательная деятельность. Главная задача состоит в том, чтобы максимально использовать материалы музея на уроках технологии, истории, окружающего мира, ИЗО, МХК, обществознания, Основ религиозных культур и светской этики, Основ духовно-нравственной культуры народов России (Приложение 10).
В календарно-тематическом плане по учебному предмету на учебный год педагоги предусматривают работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.
Музейные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся;
- внеурочная деятельность. При реализации программ внеурочной деятельности, разработанных в МБОУ «Гимназия №12», широко используются материалы класса-музея «Сибирская старина» (Приложение 11);
- проектно-исследовательская деятельность. В гимназии традиционно каждый учащийся 3-11 классов должен принять участие в проектно-исследовательской работе. Это может быть индивидуальная или групповая работа. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, ведут работу по пополнению музея; учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом. В ходе данной работы приобретают навыки исследовательской деятельности, навыки защиты проектов в рамках гимназии, муниципалитета, области;
- внеклассная деятельность. Классные руководители имеют информацию обо всех возможных музейных занятиях, в соответствии с воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам внеклассной работы относятся беседы, экскурсии, организация встреч с ветеранами, проведение игр, праздников, конкурсов.
План работы класса-музея «Сибирская старина» представлен в Приложении 12.
«Музей для каждого»
Данное направление способствует решению задачи: создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музей для каждого».
Актуальность вызвана тем, что ФГОС начального общего образования для учащихся с ОВЗ вступил в силу только с 1 сентября 2016 года, поэтому у педагогов гимназии на сегодняшний день отсутствует опыт работы по составлению и реализации адаптированных программ духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
Работа в данном направлении будет способствовать решению проблем:
- вооружить педагогов знаниями о детях с ЗПР, необходимых образовательных условиях, многообразии методов и приёмов в современной педагогике и психологии помощи этим детям, практическими навыками проведения отдельных видов коррекционно-развивающих упражнений;
- организовать качественную работу с учащимися по формированию осознания своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири.
Рекомендации для составления адаптированной программы внеурочной деятельности духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся с задержкой психического развития представлены в Приложении 13.
При составлении программы необходимо использовать знания психологических особенностей детей с ЗПР при подборе упражнений, форм подачи материала, планировании ожидаемых результатов.
В формы работы с данной категорией учащихся рекомендуется включить: арт-терапию, психокоррекционные упражнения, сказкотерапию в музее, упражнения на развитие визуального мышления, речи, составление ментальных карт (Приложение 14), игры (Приложение 15), квесты (Приложение 16).
«Музей и социум»
Данное направление способствует решению задачи: «Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы».
В данном направлении используются следующие виды работ:
- «Музей в чемодане» применяется для вывоза экспонатов за пределы музея. Чемодан, переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых образовательных организациях, детских садах, оздоровительных лагерях. Эта форма музейной работы – своеобразный «музей на дому» – позволяет задействовать и детей-инвалидов.
Описание методики подготовки и проведения экскурсии «Музей в чемодане» представлено в Приложении 17.
- «QR-код» применяется для обеспечения возможности изучать материалы музея без помощи экскурсовода. QR-код (от англ. quick response - быстрый отклик): двумерный штрихкод, в котором кодируется разнообразная информация, состоящая из символов (включая кириллицу, цифры и спецсимволы). Кодирование информации в определенных графических символах позволяет удобно и быстро считывать эту информацию с помощью специальных сканеров. Этот код считывается приложением, установленным на мобильный телефон, после чего мобильник выводит текст на экран.
QR-код выполняет сразу две функции:
- позволяет автоматически считывать различные данные;
- помещает большое количество информации в небольшую картинку (4296 символов - это более двух машинописных страниц текста) [11].
- Информирование о проведении музейных мероприятий в сети Интернет, распространение листовок в районе микроучастка гимназии с целью ознакомления с деятельностью музея и привлечения к участию в экскурсиях.
- Контакты школьного музея с партнерами:
- установление взаимосвязи с музеями, временный обмен фондами;
- получение помощи: спонсорской, участие в пополнении фондов.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
«Наследие “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений»
Таблица 4.
Имеющиеся ресурсы | Требуемые ресурсы |
Кадровые | |
Директор гимназии, заместители директора по НМР, УВР, ВР; руководители музеев - 3, высококвалифицированные педагогические кадры – 90% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории; 2 преподавателя курса ОРКСЭ имеют высшую квалификационную категорию. | Тьютор для работы с учащимися с ОВЗ |
Информационно-методические | |
Концепция воспитательной работы «Счастливая радуга детства» для обучающихся 1-11 классов. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования «Радуга детства». Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования «Счастливая радуга детства». Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования «Дорога в будущее». Проект «Гимназия - Центр духовно-нравственного развития и воспитания». Программа ресурсного центра «Центр духовно-нравственного развития и воспитания». Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 1-4 классов «Я - гражданин» (автор-сост. Никитина Н.Г.). Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-7 классов «Истоки. Православие в традициях России» (автор-сост. Чуклина Т.А.). Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 5-7 классов «Семейные ценности» (автор-сост. Нартикоева Е.В.). Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 9 классов «История религий» (автор-сост. Никитина Н.Г.). Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-9 классов «История Кузбасса» (автор-сост. Шахова Л.К.). Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для учащихся 5-9 классов «Молодая гвардия» (автор-сост. Кондрашова О.Н.). Программа дополнительного образования по духовно-нравственному направлению «История Сибирской старины» (автор-сост. Гареева Ф.А.) | Адаптированная программа для учащихся с ОВЗ |
Материально-технические | |
Множительная, копировальная техника, цифровая видеокамера, фотоаппарат, локальная сеть, мобильный компьютерный класс, кабинет дистанционного обучения. Создан кабинет основ православной культуры. Создан сайт «Центр духовно-нравственного развития и воспитания». Класс-музей сибирского быта «Сибирская старина». |
Предполагаемые результаты. Критерии результативности
Таблица 5
№ | Задачи проекта | Критерии оценивания | Показатели | Инструмент оценки |
1. | Способствовать интеграции материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» в урочную и внеурочную деятельность гимназии | Эффектив-ность форм и методов педа-гогической деятельности по использованию материалов музея в урочной и внеурочной деятельности | Количество проведенный учебных занятий и занятия внеурочной деятельности с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» | Банк мероприятий, конспектов занятий, технологических карт |
Рост мотивации учащихся, родителей, педагогов к участию в мероприятиях класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» | Потребность гимназистов, родителей, педагогов участвовать в мероприятиях класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» | Процент участия гимназистов и родителей (законных представителей) в экскурсиях, праздниках на базе музея Процент учащихся, освоивших программу дополнительного образования «История сибирской старины» Количество учащихся, выполнивших проектно-исследовательские работы с использованием материалов музея | ||
Повышение профессиона-льной компетентности педагогов в области музейной педагогики | Наличие участников конкурсов профессионального мастерства, диссеминации опыта по вопросам использования музейной педагогики в учебной и внеурочной деятельности | Грамоты, дипломы, сертификаты | ||
Доля числа обучающихся, владеющих знаниями истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири | Когнитивный (знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири) | Качественный анализ знаний учащихся по результатам ежегодного анкетирования | ||
Мотивационно-волевой (сформированность мотивационно-волевой регуляции к освоению программы дополнительного образования «История сибирской старины») | Процент учащихся, освоивших программу дополнительного образования «История сибирской старины» | |||
Инструментально-деятельностный | Участие в социально значимых конкурсах, акциях, мероприятиях духовно-нравственной направленности | |||
Наличие инструмен-тария для мониторин-га сформиро-ванности осознания у участников образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири | Уровень сформированности осознания у участников образовательных отношений своей этнической принадлежности, знания истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири | |||
2. | Создать и апробировать адаптированную программу духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музей для каждого» | Наличие адаптированной программы духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Музей для каждого» | Соответствие содержания программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. Наличие положительной рецензии на реализуемые программы | Оценка программ рецензентами |
Повышение профессиона-льной компетентности педагогов в области работы с детьми с ЗПР по духовно-нравственному развитию и воспитанию | ||||
3. | Расширять аудиторию класса-музея сибирского быта «Сибирская старина» через выход в социум с использованием интерактивных форм работы | Координация ресурсов, эффектив-ность механизма взаимодействия партнеров, социума в интересах ребенка, духовно-нравственном воспитании и развитии | Наличие договоров о сотрудничестве. Проведение совместных социально значимых мероприятий, акций | Качественный и количественный анализ участия партнеров проекта в его реализации |
Информирование родителей, обществен-ности, заинтересованных лиц об опыте реализации проекта | Наличие публикаций. В СМИ города, области. Размещение информации на сайте http://www.gimnazia12.ru, https://sites.google.com/site/cdnrvgimnazia12 Распространение инновационного опыта | Реализация плана мероприятий по распространению опыта духовно-нравственного развития и воспитания. Опрос родителей, учащихся, партнеров проекта | ||
Повышение компетентности родителей в области знаний истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири | Вовлеченность родителей в мероприятия музея | Анализ результативности участия родителей. Анкетный опрос |
Сроки, этапы и ключевые мероприятия реализации проекта
Проект длительный, срок реализации: 4 года.
Образовательный проект «Наследие “Сибирской старины” как средство духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений» рассчитан на 2016-2019 годы:
- Подготовительный – сентябрь – декабрь 2016 г.
Ключевые мероприятия: создание рабочей группы проекта, предпроектный анализ, разработка и утверждение нормативных актов, заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями культуры, приходом, разработка программы мероприятий проекта.
- Практический – январь 2017 г. – октябрь 2019 г.
Ключевые мероприятия:
- Разработка и апробация адаптированной программы духовно-нравственного развития и воспитания для учащихся с ЗПР;
- Цикл занятий по обучению педагогов коррекционно-развивающим формам и приемам работы с учащимися с ЗПР;
- Занятия учащихся по программе дополнительного образования «История сибирской старины»;
- Разработка цикла экскурсий «Музей в чемодане», проведение данных экскурсий в детских садах, в летнем оздоровительном лагере «Уголек», в детском доме;
- Создание QR-кода для предметов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина»;
- Проведение уроков, занятий внеурочной деятельности, классных часов, проектно-исследовательской деятельности с использованием материалов класса-музея сибирского быта «Сибирская старина».
- Обобщающий – май, ежегодно. Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
- Заключительный: ноябрь-декабрь 2019 г. - Подведение итогов. Распространение опыта реализации проекта.
Работа в данном направлении будет продолжена и после завершения сроков реализации проекта, так как возможности интеграции музея в урочную и внеурочную деятельность обширны, систематическое пополнение фонда музея будет открывать новые возможности для духовно-нравственного развития и воспитания участников образовательных отношений.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Качественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта.
1) Повысится уровень осознания учащимися своей этнической принадлежности, знаний истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия Сибири за счет систематической интеграции в урочную и внеурочную деятельность.
2) Повысится интерес учащихся к музейной деятельности за счет использования разнообразных интерактивных форм работы: квестов, «Музей в чемодане», экскурсии с QR-кодами и др.; социально-значимой деятельности средствами музея.
3) Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов (классных руководителей) в вопросах содержания образования, овладения различными формами работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию участников образовательных отношений, в том числе детей с ЗПР.
4) Повысится число участников социума, принимающих участие в мероприятиях музея.
Количественные результаты, которые планируется достигнуть в рамках реализации проекта.
- Заседание творческой группы проекта – 3 (организационное, промежуточное и итоговое). Предоставлены протоколы.
- Занятия по программе дополнительного образования «История сибирской старины» - 35 (не менее 90 учащихся в год). Списки групп, фотоотчеты.
- Занятия по адаптированной программе духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ЗПР «Музей для каждого» - 16 (не менее 20 человек). Сценарии, «Дневники личностного роста».
- Практико-ориентированные семинары для педагогов «Формы работы с учащимися по формированию нравственных ценностей во внеурочной деятельности, в том числе для детей с ЗПР» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
- Проведение экскурсий «Музей в чемодане» - 9 (не менее 400 человек). Сценарии, фотоотчет, записи в книге отзывов.
- Педагогическая мастерская «Православные праздники. Проведение праздника «Рождество Христово»» (26 педагогов). Списки участников, анкетирование.
- Экскурсии для учащихся по классу-музею «Сибирская старина» - 20 (600 – привлечены к экскурсии).
- Освещение мероприятий музея в СМИ – 4 статьи.
- Спецвыпуск школьной газеты – 4 (1 раз в год).
Продукты, которые будут созданы в результате проекта:
- Создан цикл экскурсий «Музей в чемодане».
- Созданы QR-коды для экспонатов класса-музея «Сибирская старина».
- Создана виртуальная экскурсия по музею.
- Разработана и апробирована адаптированная программа духовно-нравственного развития и воспитания для детей с ЗПР «Музей для каждого».
- Разработаны методические рекомендации по интеграции в учебную и внеурочную деятельность материалов музеев по предметным циклам.
- Сформирован банк проектно-исследовательских работ с использованием материалов класса-музея «Сибирская старина».
- Создан сборник сценариев интерактивных экскурсий.
- Издан сборник методических материалов по результатам реализации проекта.
Список литературы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. – Режим доступа : http://base.garant.ru/197127/#ixzz3ot7cTbfv – Загляд. с экрана.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая 2015 г.) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/#ixzz3ot7cTbfv – Загляд. с экрана.
- Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями от 29.12. 2014) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html – Загляд. с экрана.
- Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.sch5.spb.ru/upload/docs/FGOSOVZ/1598.pdf – Загляд. с экрана.
- Письмо Минобразования России от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/880087/ – Загляд. с экрана.
- Борисова, Я.С. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/09/05/formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoy – Загляд. с экрана.
- Бородина, А. В. Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания молодёжи [Текст] : доклад на пленарном заседании, Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании», 30 марта, 2012. – Калуга, 2010.
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М., 2009. – 160 с.
- Максимова, С.Н. Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dodiplom.ru/ready/103355 – Загляд. с экрана.
- Павлюк, О.М. Переносная экскурсия "Музей в чемодане"[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn----7sbhhdd7apencbh6a5g9c.xn--p1ai/print.php?ID=595124 – Загляд. с экрана.
- Что такое QR-код, или Странные квадратики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.exler.ru/likbez/18-02-2011.htm – Загляд. с экрана.