«Вариативность в танцевально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Вариативность в танцевально-исполнительской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир детей, развивает их всесторонне. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
На своих занятиях я развиваю в детях способность к исполнению разнообразных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает мне возможность подбирать для работы с детьми довольно сложный репертуар, в основе которого лежит народная или современная танцевальная музыка. Немного поговорим о народном танце.
Народный танец - это танец созданный народом и распространённый в быту. Он обладает национальными особенностями, которые проявляются в характере и координации движений. Народный танец является основой, на котором вырос профессиональный классический танец.
У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, хореографический язык, свои приёмы, соотношение движений с музыкой. Дети должны знать историю своего края, традиции и быт. Приобщая детей к народному танцу, можно развивать правильную двигательную координацию, так как во время танца нужно контролировать органы движения: руки, ноги, спину, плечи, шею и стопы. Народные танцы способствуют большей координированности всего организма в целом. Благодаря регулярным занятиям наши воспитанники достигают такого мастерства в танцевальной деятельности, что свободно участвуют в различных городских мероприятиях.
Дошкольное образовательное учреждение, в котором я тружусь, сотрудничает с различными организациями города. Одной из них является городская библиотека, работники которой привлекают наших воспитанников к различным мероприятиям.
Много лет подряд в городе Осинники проводились Областные Торбоковские чтения, посвященные памяти знаменитого шорского писателя, собирателя шорского фольклора Степана Семёновича Торбокова. На них выступали творческие коллективы, представляющие шорскую народную культуру: песни, танцы, стихи, игры на народных музыкальных инструментах. И наши детки принимали в этом активное участие.
Танец подарила нам сама природа – и с этим трудно поспорить. Взмах птичьих крыльев, скручивание змеи, осторожную поступь зверя, особенности быта, - люди воплощали в танце. Разучивая с детьми характерные движения шорского народного танца, я старалась донести до них именно это.
Еще одной организацией, с которой мы активно сотрудничаем, является Детская музыкальная школа № 20. Наши воспитанники посещают специальные тематические филармонии и имеют возможность сами выступить на большой сцене. Например, в этом году мы участвовали в праздничном мероприятии, посвященном Дню Матери и порадовали публику совместным номером с учащимися музыкальной школы. Наши ребята исполнили русский танец «Лебедушка» под исполнение песни детской вокальной группы музыкальной школы.
Ежегодно в нашем городе проводятся фестивали Детского творчества, организуемые Управлением образования и посвященные определенной тематике. Дети дошкольных образовательных учреждений имеют возможность показать свои достижения на большой сцене в танцевальной, песенной, театрализованной деятельности. Красочные костюмы, интересные постановки завораживают зрителей и вдохновляют участников.
Танец «Утро», поставленный на музыку Юрия Антонова, открывал театрализованную постановку музыкального спектакля «Цветик-семицветик». Он стал своебразной прелюдией к спектаклю и передал атмосферу нежного пробуждения природы. Плавная, спокойная музыка требовала от юных исполнительниц тонкого и точного владения элементами классического танца, особой грации, легкости и изящества, внимательного вслушивания в музыкальные фразы и хорошей ориентировки в пространстве при смене рисунка танца. Костюмы способствовали созданию единого образа.
В работе по обучению дошкольников танцам я использую разнообразные жанры, поэтому постановочные работы получаются разноплановыми. Танцевальные композиции, поставленные на основе эстрадной музыки, особенно интересны детям.
2019 год был объявлен в России годом театра. Поэтому ежегодный фестиваль детского творчества посвятили театральной тематике. Он дал возможность ребятам не только проявить себя, но узнать много интересного о таком виде искусства как театр. Театр синкретичен, он совмещает в себе литературу, музыку, хореографию и многое другое. Особенно порадовали зрителей театрализованные постановки по мотивам известных сказок. Наш детский сад представил фрагмент сказки «Алладин», в котором девочки в образе красавиц Востока исполнили восточный танец. Яркие костюмы, световое сопровождение и, конечно, старания юных артистов создали волшебную сказочную атмосферу. Дети и родители с нетерпением ждали выхода маленьких актеров на сцену. С трепетом ожидала выступления и я, ведь в танцевальные постановки я вкладываю частичку моей души.
Главным и масштабным событием в нашем городе является проведение ежегодного АРТ – ФЕСТИВАЛЯ
Грандиозный праздник собирает тысячу горожан и гостей города. На 2 дня Осинники становятся центром проведения торжества регионального масштаба, о котором еще долго будут вспоминать все, кому посчастливилось принять в нем участие.
К этому событию жители города готовятся задолго до начала фестиваля.
Через центральную улицу города проходят колонны с флагами, шарами и логотипом фестиваля. Участники костюмированного шествия - это педагоги, врачи, творческие коллективы города. Возглавляют парад дошкольники в костюмах вишенок. В шествии может принять участие каждый желающий. Главным условием является наличие костюма или атрибута с определенной тематикой.
Юные воспитанники всех детских садов города разучивают одну танцевальную композицию. На общих репетициях собирается единый флешмоб.
На торжестве маленькие звездочки удивляют своей непринужденностью и артистичностью. Яркая танцевальная композиция не оставляет равнодушным никого из присутствующих.
Восхищение, радость, восторг - эти чувства наполняют сердца жителей города и гостей фестиваля.
. Я горда тем, что вношу свой вклад в формирование Личности – ведь все, что мы, взрослые, вложим в наших детей с раннего возраста, будет красной нитью проходить с ними через всю их жизнь. Сегодня я не представляю себя без своих маленьких шаловливых воспитанников. Я люблю свою работу, это - смысл моей жизни!!!