Дистанционное занятие. Работа над скороговорками.

Шишерина Валентина Анатольевна

В двух дистанционных занятиях  представлена методика работы над скороговорками. От простого к сложному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК № 7

Ход дистанционного урока:

Педагог:

Добрый день ребята.    Сегодня мы с вами поговорим о риторике. А что же это такое - риторика? Попробуйте найти информацию об этом в сети Интернет. Воспользуйтесь поисковыми системами, и введите в поиск слово "риторика"!

А также советую найти "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля и посмотреть, как там объясняется это слово! Вы самостоятельно сможете узнать о риторике очень много. Риторика имеет свою богатую историю, так как ей целых 25 веков!

      Итак, Риторика - это наука, изучающая способы создания и произнесения искусной публичной речи. Риторика отвечает не только на вопрос что говорить? но и на вопросы как говорить? как заставить себя слушать? как управлять аудиторией? как правильно общаться? 

      На нашем занятии я хочу познакомить вас с одним из жанров устного народного творчества, который изучается риторикой и помогает правильно говорить самому и распознавать речь другого.

Послушайте пожалуйста:

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • На дворе трава, на траве дрова, Раз дрова, два дрова, три дрова.

- О каком жанре устного народного творчества идет речь?

Учащиеся: …..

Педагог:

Правильно, о скороговорках. От какого слова произошло название «скороговорка»?

Учащиеся: …..

Педагог:

Правильно, «скоро говорить». А словари говорят: «Быстрая речь».

Скороговорки появились на Руси очень давно. И изначально скороговорки  были придуманы для развлечения. Народ собирался на праздниках и придумывал различные развлекательные забавы. В том числе и скороговорки. Ведь часто даже простую скороговорку произнести быстро несколько раз бывает сложно и очень смешно.

В дальнейшем скороговорки стали использовать для обучения детей хорошо говорить. Сегодня этот жанр народного творчества широко используется не только для детей, но и для всех, кому необходимо или хочется выразительно и внятно говорить: это и подготовка артистов, дикторов и т.д. Так как тренировка произношения сложных звуков дает  в результате чистоту, отчетливость, шлифует речь.

К тому же, упражняясь в произношении скороговорок, человек учится понимать смысл, значение, интонацию и взаимосвязь в тексте. Он учится отслеживать свое произношение, не «съедать» окончания слов, правильно ставить ударение, ведь от этого может поменяться весь смысл текста. У человека тренируется память.

Еще одно важное  качество, которое помогает развить разучивание скороговорок – это внимание к тому, что говорят другие, т.е. слушать, умение концентрироваться.

Поэтому скороговорки – отличное средство для правильного развития речи.

На сегодняшний день очень много книжек со скороговорками. Это и старинные, народные и современные поговорки. Да и в интернете можно много их скачать. Главное грамотно разучить.

Проговорите скороговорку три раза:

  • «Проворонила ворона воронёнка».

Учащиеся: …..

Педагог:

        Замечательно. С этой скороговоркой вам было справиться очень легко, потому что она проста в произношении. Но бывают скороговорки и сложные. Произнесите эту скороговорку:

  • «Всех скороговорок не переговорить и не перевыговорить».

 Учащиеся: …..

Педагог:

        Ну что ж, то что, получается, выговаривать с трудом и не у всех, это обычное дело. Мы будем исправлять ситуацию и постараемся научиться правильно, произносить скороговорки. Для этого мы познакомимся с целой системой изучения произношения скороговорок.

        Итак, как же правильно разучивать скороговорки? Начнем:

Начинать нужно разучивать сначала короткие и простые скороговорки, и постепенно переходить к более сложным рифмам.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

  1. Вначале надо произнести скороговорку очень медленно, четко, по слогам. Цель этого шага – правильно выучить скороговорку.

Т-РИ СО-РО-КИ ТА-РА-ТО-Р-КИ ТА-РА-ТО-РИ-ЛИ НА ГО-Р-КЕ

Если встречаются незнакомые слова, надо их разобрать и понять о чем идет речь.

Надо помнить, чтобы учиться произносить сложный звук, лучше всего смотреть на себя в зеркало. Потому что, очень важна артикуляция во время проговаривания текста.

  1. Четко произносите все звуки: и гласные, и согласные. Произносите утрированно проблемные согласные звуки, особенно в конце слова. Это очень важно, чтобы окончания слов не проглатывались. Сейчас главное правильно выучить и слова, и произношение.

Педагог:

        На этом наш дистанционный урок заканчивается.

Творческое домашнее задание:

  1. Найти простые скороговорки.
  2. Поработать над скороговорками следуя первым 2-м пунктам системы изучения скороговорок.
  3. Выучить три простые скороговорки наизусть.
  4. Поразмыслить, что удалось, а что нет. Какие трудности возникли при изучении. Что вы при этом чувствовали?



Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЙ УРОК № 8

Ход дистанционного урока:

Педагог:

Добрый день ребята. Разберем

Творческое домашнее задание:

  1. Нашли ли вы простые скороговорки?

Учащиеся: …

  1. Поработали над 2-мя пунктам системы изучения скороговорок?

Учащиеся: …

  1. Выучили три простые скороговорки наизусть?

Учащиеся: …

  1. Что удалось, а что нет? Какие трудности возникли при изучении? Что вы при этом чувствовали?

Учащиеся: …

Педагог:

Сегодня мы с вами продолжим работать по системе изучения скороговорок с выученными вами пословицами. Разберем следующие пункты системы изучения скороговорок. (1 и 2 пункты разобраны на предыдущем занятии)

  1. Как только текст выучен наизусть, его  можно произносить в беззвучном режиме. Здесь будет работать только артикуляционный аппарат – без голоса, только губы, зубы и язык.
  2. Затем можно произносить скороговорки шепотом четко и понятно полностью от начала до конца.
  3. И только на следующем этапе произносить текст вслух, но медленно  и слитно, всю фразу целиком, без ошибок.

Надо произносить скороговорку медленно и четко несколько раз подряд (3-5-10 раз) в зависимости от возраста и навыков произносящего скороговорку. Произносим всю скороговорку целиком и без ошибок.

  1. Постепенно наращиваем темп. Повторяем быстро и четко.
  2. А теперь можно потренировать актерские способности, поиграть с интонацией. Произносим скороговорку:
  • Вопросительно?
  • Утвердительно.
  • Восклицательно!
  • Радостно, грустно, задумчиво, сердито, разными голосами и даже напевая.

Творческое домашнее задание:

  1. Найти сложные скороговорки.
  2. Поработать над скороговорками следуя всем пунктам системы изучения скороговорок.

Поразмыслить, что удалось, а что нет. Какие трудности возникли при изучении. Что вы при этом чувствовали?

Педагог:

Вы, конечно, думаете, что знаете все скороговорки и умеете их произносить! Возможно! Но нужно постоянно работать над собой. Разучивая все новые и новые скороговорки. Они нужны для улучшения нашей дикции, для отработки произношения отдельных звуков.

Знайте, что результат достигается лишь в том случае, если мы работаем регулярно! Так что можете упражняться ежедневно! На следующем занятии, мы рассмотрим сложные скороговорки. До новых встреч!