Истоки русской танцевальной культуры

Скирман Светлана Юрьевна

Истоки русской танцевальной культуры текст беседы и практическая работа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истоки русской танцевальной культуры

Краткая характеристика исторического пути развития танцев народов России

Танцевальное творчество народов мира в процессе исторического развития стало основой для формирования различных направлений в хореографическом искусстве. Бытовые танцы, исторические, современные танцы – все они имеют свое национальное происхождение. 

         Историю становления и развития хореографического творчества необходимо рассматривать с точки зрения эволюции культуры народа, географических, экономических социальных особенностей определенной эпохи. Значит формирование образовательной системы подготовки педагогов-хореографов, исполнителей в разный период времени, следует изучать в контексте исторического развития танцевального искусства отдельно взятого народа.

Многогранное воздействие танца, как одного из направлений творческой деятельности человека, определяется самой природой танца, его художественно-эстетическими свойствами. Хореография развивает физически человеческое тело, влияет на эмоциональные чувства человека, воспитывает музыкальный слух, способствует самосовершенствованию и обретению уверенности в себе. Изучение хореографии помогает развить творческий потенциал слушателя: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.

Художественно-эстетические свойства народно-сценического танца, как вида сценического искусства, их роли в становлении специалиста в области сценической интерпретации народного танца,  нужно изучать  с точки зрения исторического развития народного танца, его сущности в современном культурном социуме. Поэтому далее предлагается краткая характеристика становления народного танцевального творчества, которая даст возможность слушателям расширить свои знания в области исторического развития народного танца.

Народный танец - один из древнейших видов народного творчества, который восходит к ритуальным истокам и отвечает духу народа. Народный танец имеет социальную обусловленность: изменения социального стоя влекут за собой появление новых танцев. У каждого народа свои танцы, со своей тематикой, характером и манерой исполнения. Общение с природой рождало охотничьи танцы, ритуальные хороводы во круг березки. Например, в ритуальных танцах словаков и чехов использовались прыжки вверх с поднятыми руками, символизируя процесс роста растений: чем выше прыжок, тем выше вырастит дерево. Многие зарубежные и российские балетмейстеры при формировании репертуара творческих коллективов обращаются к старинным обрядовым танцам: танец бизона североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), танец медведя – якутского происхождения, а также памирский танец орла и павлина, получили свое распространение и развитие в Китае и Индии. К традиционной обрядовой танцевальной культуре относятся танцы «журавель» и «гусачок», норвежский «петушиный бой», финский «танец бычка».

Трудовая деятельность народа является другим источником возникновения и развития танцевального творчества. В трудовых танцах раскрываются отношение людей к процессу труда и продукту, их взаимоотношения: латышский танец жнецов, гуцульском «танцец дровосеков», белорусский танец «лянок», молдавский «поамэ» (виноград), узбекские танцы «шелкопряд» и «пахта» (хлопок).

Профессиональное хореографическое искусство основывается на народных фольклорных источниках, откуда черпаются не только отдельные танцевальные движения, но и целые танцевальные композиции. По сей день радуют зрителя танцы испанских цыган (фламенко), русские, марийские, татарские, бурятские, кельтские и другие народные танцы.

У народов славянского происхождения, имеющих различия в языке, характере жизни, культуре, наблюдается много общих черт в танцевальных рисунках и движениях: кружения под руки, линейные перестроения, воротца. Во многом схожи фигуры старинных русских хороводов и старинной французской фарандолы. Движения испанских, цыганских и андалузских танцев во многом напоминают шаги ирландской джиги.

Хоровод и хороводные пляски является исконно народными танцами многих стран и продолжают свое существование и развитие. Каждый народ привносит свои изменения в исполнение хороводных танцев, связанные с национальной культурой и темпераментом.

В исполнении фольклорных танцев важную роль играют различные предметы и аксессуары, которые формируют определенные движения. Например, движения танца с веером можно наблюдать в  испанских, японских, китайских танцах и др.

Также на исполнение народных танцев оказывают влияние религиозные традиции, особенно в исламских странах, где женщины носят платки, паранджу. Закрытые шалью и платками лица, головы мы видим в танцах Ирана, Турции Татарстана.

Взаимовлияние национальных  культур является  внешним фактором, воздействующим на формирование народного танца. Это территориальное соседство государств, политические и торговые отношения и др.

Проанализировав исторический процесс формирования танцевальной культуры народов мира, рассмотрим путь развития народных танцев в нашей многонациональной стране. В учебном процессе по изучению народно-сценического танца ознакомление с танцевальной культурой народов России занимает одно из ведущих мест.  На протяжении XX века, народный танец развивался в России достаточно активно. Были созданы профессиональные ансамбли народного танца, которые собирали и перерабатывали фольклор, и на его основе создавали великолепные образцы хореографического искусства. Большую роль в создании целой системы народно-сценического танца проделали великие мастера: Т. Устинова, Н. Надеждина, П. Вирский, И. Моисеев и др.  Значительную роль в становлении и популяризации народного танца в России сыграли ведущие профессиональные ансамбли, государственные русские народные хоры, самодеятельные танцевальные коллективы. Сценическая обработка фольклорных танцев, включение в них сложных танцевальных композиций, замысловатых рисунков, технически непростых трюков привели к созданию новых направлений в области народного танца, значительно отличающихся от своих истоков. Рассмотрим некоторые аспекты исторического развития танцевального фольклора народов России на основе исследовательских работ этнографов, фольклористов, хореографов.

Истоки русской танцевальной культуры

         Русский народный танец имеет глубокую историю и уходит своими корнями во времена Древней Руси. К русским народным танцам относятся: орнаментальные и игровые хороводы, задорные пляски и переплясы, народные массовые гуляния. Без них не проходил ни один традиционный календарный праздник, ни одна ярмарка.  Отличительными особенностями русского народного танца являются замысловатые движения и прыжки, смех и юмор, задорные кадрили, пляски, а также красивые колоритные национальные костюмы. Русский танец – это душа русского человека. В основе русского народного танца лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.

         Исполнителей мужской пляски отличает энергичность, мужественность, поскольку встречаются резкие движения, требующие определенных усилий при их исполнении. Женский танец отличается мудрой величавостью и плавностью в каждом шаге, проходке, дробных выстукиваниях. Историки, этнографы и фольклористы считают, что русский народный танец – это живая история нашей России. Многие хороводы и пляски сопровождались песнями, в которых пелось о народных героях, русских богатырях, богатой и красивой природы.

         Бессчетное количество различных хороводов, плясок и кадрилей бытовало на Руси ранее, много их в современной России. Они имеют самые разнообразные наименования: иногда названия даются по песне, под которую они танцуются (камаринская, сени), иногда по количеству танцоров (парная, четверка), иногда по определенной картине, композиции танца (плетень, воротца). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Истоки танцевальной культуры народов Севера и Севера-Запада России

         На Севере и Севере-Западе России проживают народы, относящиеся к финно-угорской группе: карелы, вепсы, финны, коми, коми-пермяки и самодийские ненцы. Данные народы в основном селились в тундре, лесотундре и занимались оленеводством, рыболовством, охотой, земледелием, лесным животноводством и огородничеством.  Фольклор народов Севера России представлен эпосом, бытовыми рассказами, песнями-импровизациями, обрядовыми песнями, танцами, сказками, историческими преданиями. Наибольшее развитие и распространение получили такие жанры народного творчества, дошедшие до настоящего времени, как карельские импровизации йойку, причитания и плачи ижорцев, вепсов и др., лирические, хороводные, танцевальные песни с рифмованным стихом, частушки. Соседство с русским населением оказало влияние на жанры песенно-танцевального фольклора карелов, вепсов и др. Наблюдается сходство черт русских кадрилей, частушек, финских свадебных песен и хороводов. Для вепсов характерно разнообразие музыкальных инструментов. Наиболее устойчивая часть фольклора народов коми и коми-пермяков включает семейно-обрядовые песни, календарные зырянские и пермяцкие рождественские круговые и игровые хороводы, троицкие лирические, плясовые песни.

         Сходство зырянского и пермяцкого фольклора в наибольшей степени обнаруживает инструментальная музыка. До недавнего времени были распространены струнный смычковый и щипковый сигудок, женские многоствольные флейты, с начала ХХ века бытует гармоника.

         Большой вклад в развитие карельского танцевального фольклора внес балетмейстер В. И. Кононов, основатель танцевальной группы ансамбля «Кантеле». Его работы «Ложки», «Заонежская проходочка», «Чайка», «Вепская крутуха», «Карельская береза» отличаются глубиной и образностью, в них раскрывается образ и характер народностей, населяющих Карелию

Практическая работа

1. Просмотрев хореографическую композицию « На  Зореньке » https://www.youtube.com/watch?v=rmM0MdcoU-4

  необходимо определить:

- знания, умения и навыки в области традиционного песенно-танцевального фольклора;

- методы и принципы построения хореографической постановоки

2. Как вы считаете, при сценической обработке фольклорного танца исполнитель  должен:

-изучить все виды фольклора, как существующие в настоящее время, так и сохранившиеся в памяти старшего поколения;

-знать основные закономерности развития песенно-танцевальных форм;

-ознакомиться с географическим расположением и природными условиями, бытом и национальными особенностями исследуемого района;

-овладеть навыками поисково-исследовательской работы;

-овладеть методикой обобщения и обработки художественного воссоздания песенно-танцевального фольклора;

-создать новое художественное произведение, созвучное современной эпохе, поднять его на более высокую ступень и не растерять тех основ, которые создал народ;

-сохранить идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения;

-развить и обогатить лексику, рисунок, украсить произведение, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове;