Программа"Мой мир"

Березкина Светлана Владимировна

Рабочая программа по социализации детей "Мой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_mir.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Демидовская школа-интернат»

Программа воспитания и социализации учащихся 5 класса

 

Классный руководитель: Березкина С.В.

Демидов 2019

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.  

Цель программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.

  Формирование социально активной личности  происходит в условиях сложившейся учебно - воспитательной системы школы-интерната, в основе которой лежат педагогические идеи ориентированные на базовые национальные ценности. Главной ценностью является Человек- личность школьника.

 Учебно-воспитательный процесс в школе направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств учеников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано   на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения.  Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.                      

Программа воспитания и социализации учащихся предполагает работу следующих направлений:

Духовно- нравственное воспитание

«Мой мир: Я – ученик и личность»

«Мир прекрасного»

Семья – важнейший институт социализации

«Мир семьи»

Физическое воспитание и ЗОЖ

          «Мир здоровья»

Трудовое воспитание, как средство социализации личности школьника

           «Мир труда»

 Гражданско - правовое, патриотическое воспитание, как фактор социализации.

          «Мир правовых знаний»

Профессиональная социализация

          «Мир профессий»

  Ведущей целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

   Для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Формы организации учебно-воспитательной работы:

- урочная деятельность

- внеурочная занятость (организация досуга)

- социальное проектирование

- экскурсии, лекции, тренинги, деловые игры,  презентации                                     - мониторинг, диагностика

- сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями

  дополнительного образования, общественными организациями.

 Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения. Программа является ориентиром для составления плана воспитательной работы.

Этапы реализации программы

 - диагностический  этап  (выявляет основные проблемы, которые в данных условиях необходимо решать с помощью программы.)

- организационно - подготовительный  (выбор контрольных параметров учебно- воспитательного  процесса и адекватных способов их оценки; составление перспективного плана воспитательной работы класса; создание системы детского самоуправления в классе)

На данном этапе классному руководителю необходимо:

  • сформировать структуру  внеурочной деятельности с учащимися и их родителями;
  • установить сотрудничество с родителями в решении вопросов воспитания и социализации;
  • обеспечить преемственность на всех ступенях обучения;
  •  создать информационный банк   тематических электронных материалов, соответствующих содержанию направлений программы.

 2019-2020 учебный год

- практический этап (реализация направлений, социальное проектирование, составление индивидуальных программ воспитательной работы, мониторинг социального педагога и психолога, динамика достижений учащихся в области воспитания;  участие в различных воспитательных, социальных программах различного уровня; сотрудничество с родителями.)

2020-2021 учебный год

- обобщающий этап

(подведение результатов работы  ПРОГРАММЫ;  анализ деятельности  системы детского самоуправления; обработка результатов мониторингов  классного руководителя, социального педагога и психолога; обобщение опыта  учителей в различных конкурсных мероприятиях; создание материалов для печатных и электронных изданий)

Приоритетным направлением воспитательной деятельности СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, соответственно ключевыми станут следующие виды и формы работы:

Виды деятельности

Формы занятий

  • Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой;
  •  Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина
  •  Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта народов России
  • Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина
  • Участие в просмотре худ.фильмов, проведение бесед о подвигах Российской армии, встреч с ветеранами и военнослужащими
  • Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни
  • Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма
  • Беседы, классные часы, использование символики на торжественных мероприятиях

  • Проведение Клубов книголюбов «Возьми себе в пример героя»; исследовательская деятельность, организация встреч со знаменитыми людьми города

  •  Путешествия по историческим местам Смоленской области; посещение музеев, художественной галереи, просмотр театральных постановок
  • Знакомство с деятельностью других детских организаций города.

  • Уроки мужества, митинг ко Дню Победы, «Встречи с героями».

  • Фестиваль «Я – гражданин России» (с участием детей и родителей разных национальностей).

  • Приглашение выпускников на «Встречи с интересными людьми», «Фестивали профессий», оформление раздела в Летописи школы «Мы гордимся тобой, выпускник».

 Работа с родителями.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни ребенка. В силу этого повышение педагогической культуры родителей является одним из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей должна основываться на следующих принципах:

 совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

  сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;  содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  опора на положительный опыт семейного воспитания.

 Формы деятельности:

заседания Совета школы,

индивидуальные и групповые консультации,

родительские собрания,

круглые столы,

родительский всеобуч по духовно- нравственному воспитанию;

праздники, соревнования, походы, дни творчества детей и родителей.

 Ключевые мероприятия: Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях - ярмарки «Семейных умельцев», «Встречи с интересными людьми» (приглашение родителей на классные мероприятия, общешкольные мероприятия)

Основные направления воспитательной работы определены Программой развития школы и включают в себя: 

  • Воспитание гражданственности;

  Патриотическое и нравственное воспитание;

  Формирование ответственного отношения и интереса к учебе;

  Эстетическое воспитание;

  Формирование здорового образа жизни;

  Формирование активной жизненной позиции;

  Формирование умения адаптироваться к условиям социума;

 В рамках организации системы работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а также формированию активной жизненной позиции традиционными являются следующие мероприятия: Участие в митинге ко Дню победы, чествование ветеранов; Конкурс позравительных открыток ко Дню победы; акция «Подари радость» - поздравление воспитанников дошкольных учреждений с Новым годом; ряд мероприятий на тему «Я гражданин России».

 С целью формирования ответственного отношения и интереса к учению, труду, жизни организуется внеклассная работа по предметам, День самоуправления (в рамках празднования Дня Учителя), Осенний бал, «В гостях у новогодней сказки», «Конкурс строевой песни». «Конкурс чтецов»

 В целях организации системы работы по эстетическому воспитанию обучающихся, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях проводятся конкурсы рисунков, плакатов, газет по различным темам. В школе для учащихся традиционно организуются литературно-музыкальные композиции с участием артистов филармонии, поездки в театры г. Смоленска

 Работа по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде решается через классные часы, игры-викторины, конкурсы (конкурс рисунков и фотографий «Природа-наш дом», акция «Помоги птицам»), а также через проект «Путешествия натуралиста» (проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

 Ежегодно в школе проводится мониторинг воспитательной работы. В 2019-2020 учебном году по итогам анализа состояния воспитательной среды, определен её средний уровень. Для большинства учащихся школьная среда является значимой, что доказывают результаты их анкетирования. В среднем звене и в старших классах проведено анкетирование по методике М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе», что показало средний уровень развития самоуправления. Значительное внимание в школе уделяется вопросам взаимодействия с семьей. Анализируются показатели включенности родителей в дела класса, осуществляется социально-педагогическая поддержка семей. Совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в работе с родителями через открытые родительские собрания, индивидуальные консультации. В результате, по итогам опроса «Удовлетворённость родителей работой ОУ» можно сделать вывод, что родители в целом удовлетворены работой школы, видят и отмечают позитивные изменения, происходящие в ОУ. Управление воспитательной системой является регулирующим. Утверждена годовая циклограмма мероприятий для учащихся. Каждую четверть проводится анализ выполнения годового плана. Управление деятельностью классных руководителей осуществляется на основе положения о МО классных руководителей. Выполнение основных направлений работы достигается через соблюдение принципа единства требований. Так, разработаны единые требования к оформлению воспитательных программ классов. Классные руководители повышают профессиональное мастерство через организацию и участие в семинарах, круглых столах, размещение материалов на различных сайтах. В результате, показатели сознательной включенности в воспитательную среду (осознанность) и ее интенсивности (насыщенность влиянием и возможностями) имеют высокую степень. Разработаны нормативные документы, регламентирующие работу социального педагога. Ведение специфической документации (карта наблюдений учащихся «группы риска», журнал бесед с учащимися, состоящими на учете в ВШК и ОПДН) соответствуют предъявляемым требованиям. Разработан и реализуется план взаимодействия с УМВД г. Демидова. Планирование деятельности соотносится с целями и задачами, приоритетным направлением школы. План работы социального педагога включает все компоненты с охватом всех участников образовательного процесса (объектов) и направлений работы (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, консультирование, коррекция), разработан и реализуется план взаимодействия с инспектором ОПДН. Разработано положение о Совете профилактики, план работы. Систематически выносятся вопросы по профилактической работе на административные совещания, совещания педагогического коллектива при директоре, проводятся собеседования с работниками социально- педагогической службы.

Здоровьеформирующая деятельность в школе построена в соответствии с нормативной базой, образовательной программой, программой развития школы. В рамках реализации программ развёрнуты следующие направления деятельности:

 - медико-профилактическая работа;

 - диагностика состояния здоровья обучающихся, выявление структуры заболеваемости, причин их роста; - физкультурно-спортивная деятельность;

 - организация горячего питания учащихся;

- пропаганда здорового образа жизни.

Вопросы охраны здоровья рассматриваются на педсоветах, совещаниях педагогического коллектива при директоре, административных совещаниях, родительских собраниях. Проводится анализ деятельности по здоровьесбережению, что позволяет эффективно организовать систему работы в данном направлении.

 Исходя из анализа воспитательной деятельности школы, можно сделать вывод, что в школе создана и успешно развивается воспитательная система, которая действует на принципах гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества учителя и ученика, педагогики индивидуальности. Несмотря на высокий уровень результативности воспитательной системы школы, существующая образовательная среда должна совершенствоваться для создания благоприятных условий развития потенциала ребенка, обучающегося в образовательном учреждении. Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни.

Проблемы воспитательной системы. Одной из самых важных и серьезных проблем в работе школы является работа по профилактике правонарушений.

Причинами являются:

  • неблагополучное влияние социума, круга друзей;
  • недостаточно эффективное сотрудничество семьи и школы в вопросах профилактики правонарушений;
  • отстранение части родителей от воспитания детей, отказ сотрудничать со школой;
  •  недостатки семейного воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, равнодушие родителей к детям, педагогическое бессилие родителей;
  •  слабый контроль классного руководителя за внеурочной занятостью подростков.

 Школе необходимо скорректировать воспитательную работу всего педагогического коллектива по данной проблеме. Таким образом, если образовательное учреждение хочет быть конкурентоспособным, оно должно работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Совершенствование возможно через развитие управления воспитательной системой образовательного учреждения как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.

Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:

 1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь: демократизацию школьного управления; демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.

2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.

3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей, возрастных этапов их развития.

4. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.

 Результатом эффективного управления воспитательной системой будет продукт воспитательной работы образовательного учреждения –

 Выпускник основной школы: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности, общества, многонационального российского народа, человечества;  активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;  социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;  уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;  осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;  ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. 

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Для человека особенно важно состояться в трех основных сферах: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры.

Прогнозируемый результат:

 5 класс – успешная адаптация к жизни на второй ступени образования в силу развитых самообразовательных самоорганизующих умений.

6 класс – готовность школьников к образованию в различных технологических режимах на основе знаний о степени развития ведущих типов познавательной деятельности.

7 класс – самоопределение школьников по направлениям субкультур.

8 класс – самореализация школьников по направлениям субкультурных объединений.

9 класс – способность личности адекватно оценивать себя и других, делать осознанный выбор, варианты дальнейшего образования.

10 класс – способность к самоактуализации на основе типологии мышления и учебной деятельности, способность к саморазвитию и самовоспитанию на уровне культуры делового человека в различных сферах общественной жизни.

Траектория развития личности ребенка предполагает последовательное прохождение этапов жизнедеятельности:

адаптации             социализации            интеграции

 Учитывая эту закономерность, планирую работу по циклам года, рассматривая процессы обучения и воспитания в их неразрывном единстве:

I четверть – в учебной деятельности: восстановление утраченных за лето знаний умений, навыков; в воспитательной работе: 1) актуализация норм школьной жизни; 2) организация самоуправления: педагогического, родительского, ученического – на уровнях: личность, класс, школа.

 II четверть – в учебной деятельности: совершенствование репродуктивных умений и навыков;       в воспитательной работе: 1) наращивание самоуправленческого потенциала всех субъектов УВП на всех уровнях (личность, класс, школа).

III четверть – в учебной деятельности: развитие продуктивных умений и навыков;                                в воспитательной работе: активное и осознанное применение навыков самоуправления всех субъектов УВП на всех его уровнях.

IV четверть – в учебной деятельности: развитие творческих умений и навыков; в воспитательной работе: применение навыков самоуправления на творческом уровне, представление своего опыта, самопрезентация достижений личности.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

 • воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно- нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

 • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации учащихся

 Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся.  В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания и социализации выступают:

1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся:

 — принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития учащихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

 — принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации учащихся в единстве основных социальных факторов их развития - социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

 — принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

 — принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию учащихся;

 — принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся 

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:

  • тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
  • опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:
  • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
  • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
  • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
  • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
  • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Критериями эффективности реализации Программы воспитания и социализации является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций.

 «Час труда» - дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе.

«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят.

 «Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных. Музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердится.

 «Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники обсуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности       

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

(5-8 классы)

 «Я – ученик и личность»

«Потребности подростка в самосовершенствовании и роль родителей в этом процессе».

«Родителям о последовательности формирования «Я – концепция школьника».

«Я – гражданин России»

«Роль семьи в формировании жизненной позиции».

«Семья – основная ячейка общества».

«Родителям о правах и обязанностях подростка».

«Мир прекрасного»

«О важности творческого развития личности».

«Стимулирование творческого поиска формирующейся личности».

«Эстетическое воспитание подростков».

«Мир здоровья»

«Физиологические особенности учащихся среднего звена».

«Наркомания и алкоголизм – беда 21 века».

«О вредных привычках».

«Мир семьи»

«Роль семьи в формировании жизненной позиции».

«Семья – основная ячейка общества».

«Родителям о правах и обязанностях подростка».

«Мир труда», «Мир профессий»

«Богатство природы на пользу человечеству».

«Роль семьи в формировании экологической грамотности подростка».

«Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их труда».

 «Интеллектуальные приоритеты учащихся, как основа их профориентации».

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ

                                                           5 класс

- Психолого- педагогические особенности пятиклассников. Особенности  

  обучения, преемственность, традиции.

- Проблемы адаптации пятиклассников в школе.

- Книга, телевидение, компьютер и пятиклассник.

- Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника.

6 класс

- Проблемы подросткового возраста.

- Компьютер в жизни школьника.

  Положительные эмоции в жизни человека, подростка.

- Здоровье современного школьника. Агрессия ее причины.

7 класс

- Поощрение и наказание детей в семье. Авторитет родителей.

- Нравственные уроки моей семьи.

- Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и

  художественной литературе.

- Профильное обучение в гимназии: перспективы, выбор.

8 класс

- Проблемы детского насилия. Суициды.

- Жизненные цели подростков

- О трудностях учения.

- Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов.

        

ТЕЗАУРУС

Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли-культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.