Программа"Мой мир"
Рабочая программа по социализации детей "Мой мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_mir.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Демидовская школа-интернат»
Программа воспитания и социализации учащихся 5 класса
Классный руководитель: Березкина С.В.
Демидов 2019
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания и социализации направлена на формирование пространства для духовно-нравственного развития школьников на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.
Цель программы - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, готового к осознанному профессиональному выбору.
Формирование социально активной личности происходит в условиях сложившейся учебно - воспитательной системы школы-интерната, в основе которой лежат педагогические идеи ориентированные на базовые национальные ценности. Главной ценностью является Человек- личность школьника.
Учебно-воспитательный процесс в школе направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств учеников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в ОУ; в процессе взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.
Программа воспитания и социализации учащихся предполагает работу следующих направлений:
Духовно- нравственное воспитание
«Мой мир: Я – ученик и личность»
«Мир прекрасного»
Семья – важнейший институт социализации
«Мир семьи»
Физическое воспитание и ЗОЖ
«Мир здоровья»
Трудовое воспитание, как средство социализации личности школьника
«Мир труда»
Гражданско - правовое, патриотическое воспитание, как фактор социализации.
«Мир правовых знаний»
Профессиональная социализация
«Мир профессий»
Ведущей целью профориентации сегодня является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.
Для организации и полноценного функционирования учебно-воспитательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Формы организации учебно-воспитательной работы:
- урочная деятельность
- внеурочная занятость (организация досуга)
- социальное проектирование
- экскурсии, лекции, тренинги, деловые игры, презентации - мониторинг, диагностика
- сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями
дополнительного образования, общественными организациями.
Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения. Программа является ориентиром для составления плана воспитательной работы.
Этапы реализации программы
- диагностический этап (выявляет основные проблемы, которые в данных условиях необходимо решать с помощью программы.)
- организационно - подготовительный (выбор контрольных параметров учебно- воспитательного процесса и адекватных способов их оценки; составление перспективного плана воспитательной работы класса; создание системы детского самоуправления в классе)
На данном этапе классному руководителю необходимо:
- сформировать структуру внеурочной деятельности с учащимися и их родителями;
- установить сотрудничество с родителями в решении вопросов воспитания и социализации;
- обеспечить преемственность на всех ступенях обучения;
- создать информационный банк тематических электронных материалов, соответствующих содержанию направлений программы.
2019-2020 учебный год
- практический этап (реализация направлений, социальное проектирование, составление индивидуальных программ воспитательной работы, мониторинг социального педагога и психолога, динамика достижений учащихся в области воспитания; участие в различных воспитательных, социальных программах различного уровня; сотрудничество с родителями.)
2020-2021 учебный год
- обобщающий этап
(подведение результатов работы ПРОГРАММЫ; анализ деятельности системы детского самоуправления; обработка результатов мониторингов классного руководителя, социального педагога и психолога; обобщение опыта учителей в различных конкурсных мероприятиях; создание материалов для печатных и электронных изданий)
Приоритетным направлением воспитательной деятельности СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, соответственно ключевыми станут следующие виды и формы работы:
Виды деятельности | Формы занятий |
|
|
Работа с родителями.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни ребенка. В силу этого повышение педагогической культуры родителей является одним из важнейших направлений в работе по духовно – нравственному воспитанию.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей должна основываться на следующих принципах:
∙совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
∙ сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
∙ педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
∙ поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
∙ опора на положительный опыт семейного воспитания.
∙ Формы деятельности:
заседания Совета школы,
индивидуальные и групповые консультации,
родительские собрания,
круглые столы,
родительский всеобуч по духовно- нравственному воспитанию;
праздники, соревнования, походы, дни творчества детей и родителей.
Ключевые мероприятия: Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях - ярмарки «Семейных умельцев», «Встречи с интересными людьми» (приглашение родителей на классные мероприятия, общешкольные мероприятия)
Основные направления воспитательной работы определены Программой развития школы и включают в себя:
- Воспитание гражданственности;
∙ Патриотическое и нравственное воспитание;
∙ Формирование ответственного отношения и интереса к учебе;
∙ Эстетическое воспитание;
∙ Формирование здорового образа жизни;
∙ Формирование активной жизненной позиции;
∙ Формирование умения адаптироваться к условиям социума;
В рамках организации системы работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, а также формированию активной жизненной позиции традиционными являются следующие мероприятия: Участие в митинге ко Дню победы, чествование ветеранов; Конкурс позравительных открыток ко Дню победы; акция «Подари радость» - поздравление воспитанников дошкольных учреждений с Новым годом; ряд мероприятий на тему «Я гражданин России».
С целью формирования ответственного отношения и интереса к учению, труду, жизни организуется внеклассная работа по предметам, День самоуправления (в рамках празднования Дня Учителя), Осенний бал, «В гостях у новогодней сказки», «Конкурс строевой песни». «Конкурс чтецов»
В целях организации системы работы по эстетическому воспитанию обучающихся, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях проводятся конкурсы рисунков, плакатов, газет по различным темам. В школе для учащихся традиционно организуются литературно-музыкальные композиции с участием артистов филармонии, поездки в театры г. Смоленска
Работа по воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде решается через классные часы, игры-викторины, конкурсы (конкурс рисунков и фотографий «Природа-наш дом», акция «Помоги птицам»), а также через проект «Путешествия натуралиста» (проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.
Ежегодно в школе проводится мониторинг воспитательной работы. В 2019-2020 учебном году по итогам анализа состояния воспитательной среды, определен её средний уровень. Для большинства учащихся школьная среда является значимой, что доказывают результаты их анкетирования. В среднем звене и в старших классах проведено анкетирование по методике М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в коллективе», что показало средний уровень развития самоуправления. Значительное внимание в школе уделяется вопросам взаимодействия с семьей. Анализируются показатели включенности родителей в дела класса, осуществляется социально-педагогическая поддержка семей. Совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в работе с родителями через открытые родительские собрания, индивидуальные консультации. В результате, по итогам опроса «Удовлетворённость родителей работой ОУ» можно сделать вывод, что родители в целом удовлетворены работой школы, видят и отмечают позитивные изменения, происходящие в ОУ. Управление воспитательной системой является регулирующим. Утверждена годовая циклограмма мероприятий для учащихся. Каждую четверть проводится анализ выполнения годового плана. Управление деятельностью классных руководителей осуществляется на основе положения о МО классных руководителей. Выполнение основных направлений работы достигается через соблюдение принципа единства требований. Так, разработаны единые требования к оформлению воспитательных программ классов. Классные руководители повышают профессиональное мастерство через организацию и участие в семинарах, круглых столах, размещение материалов на различных сайтах. В результате, показатели сознательной включенности в воспитательную среду (осознанность) и ее интенсивности (насыщенность влиянием и возможностями) имеют высокую степень. Разработаны нормативные документы, регламентирующие работу социального педагога. Ведение специфической документации (карта наблюдений учащихся «группы риска», журнал бесед с учащимися, состоящими на учете в ВШК и ОПДН) соответствуют предъявляемым требованиям. Разработан и реализуется план взаимодействия с УМВД г. Демидова. Планирование деятельности соотносится с целями и задачами, приоритетным направлением школы. План работы социального педагога включает все компоненты с охватом всех участников образовательного процесса (объектов) и направлений работы (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, консультирование, коррекция), разработан и реализуется план взаимодействия с инспектором ОПДН. Разработано положение о Совете профилактики, план работы. Систематически выносятся вопросы по профилактической работе на административные совещания, совещания педагогического коллектива при директоре, проводятся собеседования с работниками социально- педагогической службы.
Здоровьеформирующая деятельность в школе построена в соответствии с нормативной базой, образовательной программой, программой развития школы. В рамках реализации программ развёрнуты следующие направления деятельности:
- медико-профилактическая работа;
- диагностика состояния здоровья обучающихся, выявление структуры заболеваемости, причин их роста; - физкультурно-спортивная деятельность;
- организация горячего питания учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни.
Вопросы охраны здоровья рассматриваются на педсоветах, совещаниях педагогического коллектива при директоре, административных совещаниях, родительских собраниях. Проводится анализ деятельности по здоровьесбережению, что позволяет эффективно организовать систему работы в данном направлении.
Исходя из анализа воспитательной деятельности школы, можно сделать вывод, что в школе создана и успешно развивается воспитательная система, которая действует на принципах гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества учителя и ученика, педагогики индивидуальности. Несмотря на высокий уровень результативности воспитательной системы школы, существующая образовательная среда должна совершенствоваться для создания благоприятных условий развития потенциала ребенка, обучающегося в образовательном учреждении. Концепция модернизации российского образования определила новую стратегию образования, ориентированную на развитие личности и предполагающую формирование ключевых компетенций – готовности обучающихся использовать свои знания, умения и навыки в реальной жизни.
Проблемы воспитательной системы. Одной из самых важных и серьезных проблем в работе школы является работа по профилактике правонарушений.
Причинами являются:
- неблагополучное влияние социума, круга друзей;
- недостаточно эффективное сотрудничество семьи и школы в вопросах профилактики правонарушений;
- отстранение части родителей от воспитания детей, отказ сотрудничать со школой;
- недостатки семейного воспитания, отсутствие положительного влияния семьи, равнодушие родителей к детям, педагогическое бессилие родителей;
- слабый контроль классного руководителя за внеурочной занятостью подростков.
Школе необходимо скорректировать воспитательную работу всего педагогического коллектива по данной проблеме. Таким образом, если образовательное учреждение хочет быть конкурентоспособным, оно должно работать в логике образовательной потребности школьника, давая качественное образование и воспитание, позволяющее адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной социокультурной ситуации. Совершенствование возможно через развитие управления воспитательной системой образовательного учреждения как единого образовательного пространства, структурирующего целостность и полноту современного знания в формах гуманной ценности, нравственно здоровых ориентиров.
Реализация цели и задач воспитания основывается на принципах государственной политики в области образования:
1. Демократичный характер школьного образования, под которым мы понимаем в первую очередь: демократизацию школьного управления; демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества.
2. Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарования ребенка, для его полноценной жизни, его самоопределения. Основным смыслом образовательного процесса в школе становится развитие ученика.
3. Дифференцированный подход к воспитанию детей, под которым мы понимаем создание веера возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизических особенностей, возрастных этапов их развития.
4. Непрерывный характер школьного воспитания, под которым мы понимаем единство, целостность и преемственность на всех возрастных этапах.
Результатом эффективного управления воспитательной системой будет продукт воспитательной работы образовательного учреждения –
Выпускник основной школы: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности, общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Для человека особенно важно состояться в трех основных сферах: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры.
Прогнозируемый результат:
5 класс – успешная адаптация к жизни на второй ступени образования в силу развитых самообразовательных самоорганизующих умений.
6 класс – готовность школьников к образованию в различных технологических режимах на основе знаний о степени развития ведущих типов познавательной деятельности.
7 класс – самоопределение школьников по направлениям субкультур.
8 класс – самореализация школьников по направлениям субкультурных объединений.
9 класс – способность личности адекватно оценивать себя и других, делать осознанный выбор, варианты дальнейшего образования.
10 класс – способность к самоактуализации на основе типологии мышления и учебной деятельности, способность к саморазвитию и самовоспитанию на уровне культуры делового человека в различных сферах общественной жизни.
Траектория развития личности ребенка предполагает последовательное прохождение этапов жизнедеятельности:
адаптации социализации интеграции
Учитывая эту закономерность, планирую работу по циклам года, рассматривая процессы обучения и воспитания в их неразрывном единстве:
I четверть – в учебной деятельности: восстановление утраченных за лето знаний умений, навыков; в воспитательной работе: 1) актуализация норм школьной жизни; 2) организация самоуправления: педагогического, родительского, ученического – на уровнях: личность, класс, школа.
II четверть – в учебной деятельности: совершенствование репродуктивных умений и навыков; в воспитательной работе: 1) наращивание самоуправленческого потенциала всех субъектов УВП на всех уровнях (личность, класс, школа).
III четверть – в учебной деятельности: развитие продуктивных умений и навыков; в воспитательной работе: активное и осознанное применение навыков самоуправления всех субъектов УВП на всех его уровнях.
IV четверть – в учебной деятельности: развитие творческих умений и навыков; в воспитательной работе: применение навыков самоуправления на творческом уровне, представление своего опыта, самопрезентация достижений личности.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно- нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации учащихся
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся. В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания и социализации выступают:
1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.
3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации учащихся:
— принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития учащихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;
— принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации учащихся в единстве основных социальных факторов их развития - социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;
— принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;
— принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию учащихся;
— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик учащихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов:
- тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
- опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:
- анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
- интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
- беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
- включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации Программы воспитания и социализации является динамика основных показателей воспитания и социализации учащихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры учащихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций.
«Час труда» - дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе.
«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят.
«Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных. Музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердится.
«Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники обсуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
(5-8 классы)
«Я – ученик и личность»
«Потребности подростка в самосовершенствовании и роль родителей в этом процессе».
«Родителям о последовательности формирования «Я – концепция школьника».
«Я – гражданин России»
«Роль семьи в формировании жизненной позиции».
«Семья – основная ячейка общества».
«Родителям о правах и обязанностях подростка».
«Мир прекрасного»
«О важности творческого развития личности».
«Стимулирование творческого поиска формирующейся личности».
«Эстетическое воспитание подростков».
«Мир здоровья»
«Физиологические особенности учащихся среднего звена».
«Наркомания и алкоголизм – беда 21 века».
«О вредных привычках».
«Мир семьи»
«Роль семьи в формировании жизненной позиции».
«Семья – основная ячейка общества».
«Родителям о правах и обязанностях подростка».
«Мир труда», «Мир профессий»
«Богатство природы на пользу человечеству».
«Роль семьи в формировании экологической грамотности подростка».
«Трудовое воспитание подростков, нравственный смысл их труда».
«Интеллектуальные приоритеты учащихся, как основа их профориентации».
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ
5 класс
- Психолого- педагогические особенности пятиклассников. Особенности
обучения, преемственность, традиции.
- Проблемы адаптации пятиклассников в школе.
- Книга, телевидение, компьютер и пятиклассник.
- Роль домашнего задания в учебной деятельности школьника.
6 класс
- Проблемы подросткового возраста.
- Компьютер в жизни школьника.
Положительные эмоции в жизни человека, подростка.
- Здоровье современного школьника. Агрессия ее причины.
7 класс
- Поощрение и наказание детей в семье. Авторитет родителей.
- Нравственные уроки моей семьи.
- Книга в жизни школьника. Отношение ученика к учебной и
художественной литературе.
- Профильное обучение в гимназии: перспективы, выбор.
8 класс
- Проблемы детского насилия. Суициды.
- Жизненные цели подростков
- О трудностях учения.
- Ваш ребенок влюбился… Проблемы взаимоотношения полов.
ТЕЗАУРУС
Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поли-культурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.