«Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей»

Прокопов Михаил Анатольевич

«Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей»

Содержание

 

В своей работе автор рассматривает тему «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей». Есть веская причина, по которой автор выбрал эту тему. Автор данной выпускной квалификационной работы является частью молодого поколения. Таким образом, выбранная тема: «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей», является для него актуальной.

Так же автор обеспокоен передачей молодому поколению историко-культурных ценностей, так как связи между молодым и страшим поколением, частично утрачены, но есть множество форм приобщения молодого поколения к историко-культурным ценностям, таких как – лекции, походы, театрализованные концерты, фестивали и конкурсы для молодежи. Тем самым, мы возрождаем ценности молодому поколению, рассказываем истории праздников, их ценности, преподнося всё это в театрализованной форме, что уже является частью творчества.

Цель Работы: Найти пути объединения молодого и старшего поколения, через различные формы культурно-просветительских работ.

Задачи:

  • Изучить формы передачи историко-культурных ценностей.
  • Развить творческих способностей молодого поколения.
  • Рассмотреть социальный портрет молодого поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное
общеобразовательное учреждение
«Ленинградский областной колледж культуры и искусства»
Специальность 51.02.02: «Социально-культурная деятельность»
Вид: «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Выпускная квалификационная работа
по разделу:

«Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» МДК 02.01. ПМ 02.
«Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей»


             Выполнил:
Студент дневного отделения 36 гр
Прокопов Михаил Анатольевич
Руководитель ВКР: ЗРК РФ Доржина Валентина Балгановна
Рецензент: Режиссер МБУ «Ломоносовский районный Дворец Культуры
«Горбунки» Олькова Евгения Александровна

         
Санкт-Петербург

2017 – 2018 учебный год.

Содержание

Введение........................................................................................................  3 стр.

Глава 1. Сущность и особенность постановки театрализованных
представлений.

1.1. Понятие режиссуры театрализованных представлений……………. 5 стр.

1.2. Виды театрализованных представлений…………………………….. 7 стр.

1.3. Использование документального материала, при постановке театрализованных представлений………………………………………  13 стр.

Глава 2. Педагогика театрализованного представления.

2.1. Социальный портрет молодого поколения и его участия в театрализованных представлениях……………………………………… 15 стр.
2.2. Историко-культурные ценности в театрализованных представлениях и праздниках………………………………………………………………... 18 стр.
2.3. Особенности режиссерской работы в постановке «7 Русские Ганзейские Дни» В городе Тихвин…………………………………………………… 20 стр.

Заключение……………………………………………………………… 23 стр.

Список Литературы……………………………………………………. 24 стр.

Введение.

В своей работе автор рассматривает тему «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей». Есть веская причина, по которой автор выбрал эту тему. Автор данной выпускной квалификационной работы является частью молодого поколения. Таким образом, выбранная тема: «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей», является для него актуальной.

Так же автор обеспокоен передачей молодому поколению историко-культурных ценностей, так как связи между молодым и страшим поколением, частично утрачены, но есть множество форм приобщения молодого поколения к историко-культурным ценностям, таких как – лекции, походы, театрализованные концерты, фестивали и конкурсы для молодежи. Тем самым, мы возрождаем ценности молодому поколению, рассказываем истории праздников, их ценности, преподнося всё это в театрализованной форме, что уже является частью творчества.

Цель Работы: Найти пути объединения молодого и старшего поколения, через различные формы культурно-просветительских работ.

Задачи:

  • Изучить формы передачи историко-культурных ценностей.
  • Развить творческих способностей молодого поколения.
  • Рассмотреть социальный портрет молодого поколения.


Объект исследования:
Театрализованное представление для молодежи

Предмет исследования: Передача молодому поколению историко-культурных традиций.

Методы:

  • Теоретическое: анализ специальной литературы, обобщение изученного материала
  • Эмпирический: Наблюдение, диагностика.

Практическая значимость исследования: Заключается в том, чтобы подтолкнуть молодое поколение к изучению историко-культурных ценностей своей Родины (региональный объект), через опыт старшего поколения.

Глава 1. Сущность и особенность постановки театрализованных
представлений.

1.1 Понятие режиссуры театрализованных представлений.    

Под театрализованным действом мы понимаем театрализованное представление, праздник или обряд. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей особый вид искусства.
Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизненных реалий необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме. Таким образом, театрализованное действо - это органическое сочетание реальности, связанное с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образной (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.

Режиссура театрализованных представлений предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею.

Режиссерская театрализация - это способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. Театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры общества.

Режиссер массового театра работает с огромным количеством людей и поэтому должен знать механизмы социальной психологии. [3] Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

Так же важно понимать, что театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее участия в нем зрителей. Напротив, в празднике и обряде сами зрители становятся активными участниками происходящего.

В организации праздника важным инструментом выступает образ, который позволяет показать в действии тот или иной факт. Именно образ дает театрализации жизнь.

Театрализованное представление может быть, как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию.

Театрализация - это особый режиссерский прием, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся навозной, оригинальностью, экспрессивностью.

Одно из главных качеств таланта режиссера - «чувство зрелищности». Пластическая решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс - все это закладывается в режиссерский замысел представления.

Мы говорим: театрализованный праздник, концерт и т.д. Это понятие довольно широкое, но и достаточно определенное. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции - важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества.[9]

1.2. Виды театрализованных представлений

Театрализованные представления - самая емкая и многогранная форма массового искусства, включающая в себя поэзию, музыку, театр, декорационное искусство, хореографию, кино и пиротехнику, а так же некоторые формы спорта - художественную гимнастику, массовые гимнастические выступления, танцы на льду и пр.

Сама практика развития театрализованных представлений в нашей стране формирует те или иные их конкретные виды. Одни из этих видов находятся в процессе становления, оформления, утверждения в жизни; другие, четко определившись по видовым параметрам, дифференцируются на жанровые и иные разновидности. [9]

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество. [11]

1. Агитационно-художественное.

Пропаганда и агитация - слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать - значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать - значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства. Наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика. Все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Смешное, комическое в искусстве издавна подразделяется на два основных вида - сатиру и юмор. Юмор и сатира несут в себе намек на улучшенную действительность, лишенную критикуемых недостатков.
Сатира наносит злые удары.         

Ядовитая насмешка, помогает ориентировать общественное мнение, показывая дурное во всей его неприглядности и побуждая активно действовать против него.        

Может быть и такое, что в программу включается яркая сатирическая сценка, содержание которой не совсем совпадает с местными фактами, а после сценки идет комментарий к событиям, имевшим место на данном предприятии или в хозяйстве. Или же в конце сценки участники представления "выходят из образов" и произносят свой приговор тем, кто был подвергнут критике.

Юмор призван добродушно высмеивать мелкие человеческие слабости, отдельные частные недостатки и способствовать образной подачи фактического материала.


2.  Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов.

 В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.         

Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода. Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны - они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.        

Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.        

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством.
Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.
                

В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом.

Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.
Литературно-музыкальная композиция, как и любой другой вид театрализованного представления, определяется по главным своим составным элементам.
        

Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.        

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

3. Тематический вечер с театрализованным прологом.

Существует много клубных вечеров, в которых тема не просто присутствует, а раскрывается в определенной, логической и композиционной последовательности. Такие вечера принято называть тематическими.
Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином клубном сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк.         

Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер.

По социально-психологической ситуации, лежащей в его основе, театрализованный тематический вечер чрезвычайно близок к массовому празднику на открытом воздухе.

Не случайно такие вечера, как правило, проводимые работниками культуры в праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни данного коллектива, села, города, страны, порождают праздничное состояние человека.         

Тематический вечер отличается особым путем раскрытия темы, требующим ее сценарной разработки. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере - социально-экономические, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Попытки построить тематический вечер исключительно вокруг производственных, организационных, технических и других вопросов, оставляя человека на втором плане, неизбежно превращают вечер в разновидность собрания, резко сужают возможности эмоционального воздействия на зрителей. Задача тематического вечера состоит не столько в том, чтобы показать экономическую эффективность того или иного производственного процесса, но в том, чтобы, в первую очередь, раскрыть моральные стимулы труда, показать человека в труде.

Выбирая тему для вечера, нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его мыслей и поступков - это второе методическое требование к организации тематического вечера.
Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале.

Тематический вечер – это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями.

Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален.

4. Массовый праздник.

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.

В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека.

В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление - необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия.

Слово праздник происходит от древнеславянского праздь, что значит: отдых, безделье, лень. Отсюда и происходит праздный в значении: ленивый пустой, бесполезный, не занимающийся делом, беззаботный и т.п.

Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

С массовым празднеством перекликается и такая музыкальная форма, как тема с вариациями. Основная тема праздника, развиваясь, также варьируется в разных формах и видах.

Это обусловлено и спецификой восприятия массового празднества: если театрализованный концерт, литературно-музыкальная композиция или агитационно-художественное представление зритель воспринимает от начала до конца как завершенное целое, то массовое празднество воспринимается по частям и выборочно.

Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможности органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на празднество.

Данные виды театрализованных действий актуальны и сейчас. С помощью их режиссеры и постановщики театрализованных и массовых мероприятий «трогают» не только умы и сердца людей, но и заинтересовывать на изучение историко-культурных ценностей своей Родины.

1.3 Использование документального материала, при постановке театрализованных представлений.

Документ сегодня стал важнейшим трендом искусства и, конечно же, он не обошел стороной праздничную культуру, которая, обретая формы театрального представления, нуждается в нем необычайно остро.

Создание сценария и постановка праздника, равно как и написание драматургии на основе документа, требует соблюдения художественного баланса, в котором на паритетных эстетических началах бытовали бы гармонично документальное и художественно-условное.

Сложность заключается в том, что документальное начало нанизывается в сценарии на сакральную природу праздника.

И, по сути, сценарий театрализованного представления являет собой слияние предельно-конкретного (документа) и мифологизированного, подчас сакрального[1].

Особенно любопытно рассмотреть бытование этих двух элементов на поле сценариев праздников, учитывая их особую семантику, на базе фундаментальных театральных компонентов: конфликт, театрализация, литературный и художественный монтаж.

Автор хотел бы уделить особое внимание моделям художественного взаимодействия между разного рода документами и технологиям отбора документального материала при создании сценария, как синтетического литературного явления. [6]

Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие.

Для того чтобы, определенные документальные, публицистические материалы, исторические места, конкретные люди стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточно глубоко изучить и проанализировать жизнь и деятельность конкретной человеческой общности, профессии, реального героя, коллектива, города, области и т.п.

Отбор материала - важный этап в работе режиссера. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления.

Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала.

Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать, соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое.

Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу.

После тщательного отбора необходимого материала перед режиссером возникает новая задача - найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определить ему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд, который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия.

При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует режиссер в процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретности те факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимо стремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерского замысла в яркий художественный образ.

Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованных представлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить за рамки реалистического изображения.

Глава 2. Педагогика театрализованного представления.

2.1. Социальный портрет молодого поколения и его участия в театрализованных представлениях.

Молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующийся межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования,

труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений, культуры и истории[4].
        Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве.

Современная российская молодежь – это неутомимые оптимисты, довольные жизнью, с надеждой смотрящие вперед, лояльные к власти и не испытывающие выраженных протестных настроений. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции в экономике и политике.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации.
В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности.
Исходя из определения молодежи как специфической социальной группы общества, поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные и профессиональные функции и подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей гражданина, возможно, составить ее социальный портрет.

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп: возрастные границы молодежного возраста; специфика социального статуса; ролевые функции и особенности поведения; характеристики социально-демографической группы; социально-психологические характеристики; процесс социализации в конкретный исторический период; самоидентификация и самоопределение молодежь.

И именно поэтому, молодое поколение, это один из самых главных зрителей театрализованного (массового) мероприятия.
Во все времена праздник являлся неотъемлемым элементом жизни людей, именно этот факт позволяет считать его важной составляющей человеческой культуры, а непосредственное участие в празднике и его соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.

Так было на протяжении всей истории. Праздник обладает многоаспектным характером воспитательного потенциала в социально-культурном воспитании молодёжи.

Молодёжная аудитория — основной сегмент массового праздника, она имеет подвижные границы своего возраста и напрямую зависит от социально- экономического развития общества, от уровня культуры и условий жизни. Ценность массового праздника, определяется тем, что это гибкая динамичная воспитательная система, позволяющая удовлетворять запросы людей с различными уровнями социализации, поднимая на более высокий уровень культурного восприятия действительности.

Являясь ярким событием в жизни общества и каждого человека, праздник служит эффективным средством приобщения молодёжи к социально-культурной деятельности.

Как социальное явление праздник выступает важнейшей формой общественной солидарности, эффективным способом этнической социализации, инструментом идеологического влияния и действенным механизмом конструирования культурной идентичности.

Как феномен культуры праздник является синкретическим и полифункциональным явлением духовной жизни социума, формой компенсации, рекреации и проективной разрядки, способом выражения высших психологических состояний людей в период переживания ими важнейших переломных этапов и явлений природы, общества, индивидуальной биографии, их умонастроений, ценностей, идеалов.

Есть множество примеров того, что молодое поколение принимает участие в праздниках, театрализованных представлениях, массовых акциях и так далее. Так всегда было в стране, что основной движущей силой любого праздника являлась молодежь. Основных примеров в современной России множество – от любого дня города, поселка, деревни до Олимпиады в Сочи, Универсиад, открытия и закрытия Кубка Конфедерации в 2017 году, вместе с Чемпионатом мира по футболу в России.

На такие крупные события режиссеру, в первую очередь, необходимы молодые, целеустремленные и святящиеся энергией люди, для того чтобы, картина происходящего сочеталась с крупным мероприятием. На сцене должно быть всё красиво, и именно поэтому – молодежь является основной движущей силой праздников и театрализованных представлений. Без инициативности молодого поколения, без их стремления к новым открытиям не могло бы случиться большинство крупных событий в нашей стране.

Динамика содержания и форм праздника, изменение видов и способов празднования, общее состояние праздничной культуры являются критериями перемен обще социального и культурного характера, ибо всё это связано с системой ценностей, идей, знаменует структурные и функциональные преобразования в обществе.

Поэтому, можно определить под знаком равенства два соотносящихся друг с другом понятия: молодёжь — праздник. Так как, для социализации человека, необходим контакт с огромным количеством людей.

2.2. Историко-культурные ценности в театрализованных представлениях и праздниках.

Система ценностей для современного молодого поколения является определенным фундаментом в построении его тактики отношения к миру. 

Ценностный  мир  каждого  человека  необъятен,  но  именно  ценностные  ориентации  составляют  основу  формирования  симпатий  и  антипатий,  а,  в  конечном  счете,  общественного  сознания  людей.

Ценности  —  это  общепринятые  представления  людей  относительно  целей  и  путей  их  достижения,  которые  предписывают  им  определенные  социально-принятые  способы  поведения.  Они  являются  основой  всех  нравственных  принципов.[7]

Индивидуальная  система  социальных  ценностей  устанавливается  в  каждом  общественном  строе.  В  процессе  первичной  социализации  личности  происходит  осознание  и  усвоение  ценностей. 

В  дальнейшем  они  остаются  относительно  стабильными,  изменяясь  лишь  в  кризисные  периоды  жизни  человека  и  его  социальной  среды.  Ценностные  ориентации  определяют  социальное  поведение  молодого  человека  в  повседневной  деятельности. 

Выполняя  интегративную  роль  в  обществе,  они  образуют  тем  самым  тот  устойчивый  остров  общественной  системы.  Выделяют  индивидуальные  ценности  —  ограничивающие  поведение  индивида  в  повседневной  жизни;  и  общественные  ценности  —  ценностные  приоритеты  индивида  относительно  развития  общества. 
        Историко-культурные ценности для молодого поколения хорошо прослеживаются в работах Михаила Иосифовича Лейкина, таких как –

«Не в силе Бог, но в Правде», торжества в честь Великого Князя Александра Невского в Старой Ладоге [5]. Именно благодарю Михаилу Иосифовичу, произошло не только возрождение истории Старой Ладоги, как первой столицы Руси, но и возрождение духовных и культурных ценностей будущих поколений граждан России. Благодаря стараниям Михаила Иосифовича и коллектива Ленинградского областного колледжа культуры и искусств был возведен памятник «Рюрику и Вещему Олегу».

        

Так же, нельзя не описать тот факт, что Михаил Иосифович посвятил свою жизнь Пушкину и его произведениям. Поэтическая композиция «На Земле предков Пушкина» написанная в 1986 году, которая до сих пор с успехом играется студентами колледжа культуры и искусства, театром «Фонтанка», востребована не только на Пушкинских Землях, но и по всей России, так как это является народным достоянием. [5]

Книги, театрализованные действия, гимн Ленинградской области – является частью историко-культурных ценностей нашего края, таким образом, мы можем отнести творчество Михаила Иосифовича к историко-культурным ценностям большого поколения людей Ленинградской области.

2.3. Особенности режиссерской работы в постановке «7 Русские Ганзейские Дни» в городе Тихвин.

Чтобы понять особенность режиссерской работы над «7 Русские Ганзейские Дни» в городе Тихвин, необходимо углубиться в историю Ганзы и основания её в России.

Ганзейский союз – крупный политический и экономический союз торговых городов северо-западной Европы, возникший в середине XII века. Просуществовал до середины XVII века.

В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около 100 портовых, а под её влиянием находилось до трёх тысяч населённых пунктов. К началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.

Цель объединения — обеспечение участникам союза привилегий в районе ганзейской торговли. Опорой ганзейских купцов служили рыцарские ордена.

Ганза вела самостоятельную внешнюю политику, приобретала крепости. Участники объединения следовали Большому Ганзейскому статуту, изданному для всего союза.

Система торговых отношений опиралась на конторы. Иностранные конторы Ганзы находились в Брюгге, Берне, Лондоне и Венеции.

Основными инструментами влияния союза на участников торговли и поиска компромиссов, служили: переговоры; денежные платежи; меры хозяйственного принуждения; вступление в другие союзы.

Ганза для Руси имела огромное значение, так как торговые пути с Европой проходили, на тот момент, через центр Руси – Великий Новгород. Русско-ганзейская торговля имеет давние корни.

В начале XII в. готские купцы основали в Великом Новгороде иноземную факторию — Готский двор с церковью св. Олафа, затем (предположительно, при содействии немецкой общины Готланда) в 1192 году в городе открылся Немецкий двор с церковью св. Петра согласно договору, вероятно, подписанному в 1191—1192 годах.

Следующий торговый договор Новгорода с Любеком и Готским берегом был составлен от имени князя Александра Невского, его сына Дмитрия, посадника Михаила, тысяцкого Жирослава и всех новгородцев с немецким послом Шифордом, любекским послом Тидриком и готским послом Ольстеном. То есть, Ганзейский Союз, упирается «корнями» в древнюю Русь, и её торговые отношения.

В современной России решили восстановить память о том торговом союзе и решили утвердить «Новый Ганзейский Союз», из городов, которые стояли у истоков Великого Торгового Пути. 30 июля 2010 года в Великом Новгороде состоялась подписание учредительных документов о создании Союза русских Ганзейских городов.

В новое объединение вошли 11 городов — официальных членов Ганзейского Союза Нового времени: Белозерск, Великий Новгород, Великий Устюг, Вологда, Ивангород, Кингисепп, Псков, Торжок, Тотьма, Тихвин, 
Тверь. 

Калининград входит в Союз как ассоциированный участник. Центром нового объединения, по примеру Любека (Германия), являющегося столицей современного Ганзейского союза, в России стал Великий Новгород.

В рамках соглашения о создании Союза было решено каждый год проводить в одном из городов — членов Союза Русские Ганзейские дни, аналогичные международным Ганзейским дням.

Первые Русские Ганзейские дни состоялись в июне 2011 года в Великом Новгороде, который в 2009 году принимал международные Ганзейские дни.

Вторые Русские Ганзейские дни прошли в 2012 году в городе Белозерске, где они были совмещены с празднованием 1150-летия города.  В 2013 году съезд ганзейских городов России состоялся в Пскове, одновременно с празднованием 1110-летия города. В 2014 году Русские Ганзейские дни прошли в Кингисеппе, в 2015 - в Торжке, в 2016 « 6 Русские Ганзейские дни» прошли в Твери. «Ключи» от «7 Русские Ганзейнские Дни» достались городу Тихвин, и именно в нем прошло 2 дня чествования Ганзейского Союза, и по совместительству День Города.

Все празднования Русских Ганзейских Дней в России было сопровождено театрализованными праздниками, шествиями с участниками Ганзейского Союза.

Для того чтобы написать сценарий и организовать театрализованное представление необходимо было изучить историю Ганзы, раннее проводимые праздники, связанные с Ганзейским Союзом.

Так же, необходимо было учитывать масштабы празднования, так как за два дня необходимо было провести два праздника в одном, и с этим режиссерско-постановочная группа справила без особых проблем.

Тихвин начал принимать участие в Ганзейском Союзе по праву, так как Великий Торговый путь проходил именно через город Тихвин (тогда еще Посад Тихвинский). Расположение на перекрёстке торговых путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, обеспечило быстрое развитие Тихвинского погоста — предшественника города Тихвина. К началу XVI столетия, это был уже широко известный торговый и ремесленный центр.

Заключение.

В своей работе автор рассмотрел тему «Особенности постановки театрализованных представлений, как способ передачи молодому поколению историко-культурных ценностей» с помощью эмпирических и теоретических методов, таких как: анализ специальной литературы, обобщение изученного материала, а так же, наблюдение и диагностика собранного материала.

Автор данной работы вывел, что возрождение древних праздников и гуляний, неотъемлемая часть не только для молодого поколения граждан, но и целого народа. В связи с тем, что историко-культурные ценности у каждой семьи, племени, народа, национальности свои, мы должны перенимать и углубляться в корни тех предков, на землях которых мы сейчас живем.

В первой главе выпускной квалификационной работы автором изучены теоретические аспекты особенности постановки театрализованных
представлений. Раскрываются понятия сущности театрализованных представлений и праздников. Их различия, а так же работы всех составляющих праздника.

Вторая же глава, посвящена предмету исследования, в ней автор описывает молодое поколение, как социальную группу, такой, какая она является на данный момент.

Заявленная вначале проблема, связанная с тем, что связи между молодым и страшим поколением, частично утрачены, подтвердилась, но нашлись определенные пути решения, которые автор использовал в своей дипломной работе. Именно благодаря слаженному труду двух поколений, над такой масштабной работой, как «7 Русские Ганзейские Дни» в Городе Тихвин, поспособствовало историко-культурному обогащению молодого поколения.


Список Литературы.

1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. 2014 – 60 с. 
2. Вершковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений, Л. Г.И.К., 1977. – 87 с.
3. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. – М.:
 ВНМЦ, 1985. – 87 с.

4.Гeршунский Б.С. Филoсoфия oбразoвания для XXI в. – М.: Интeрдиалeкт, 1997. – 697с.

5. Лейкин М.И. Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг оставим – СПб.: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2015. – 406 с.
6. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004 – 200 с.
7. Прядево А.Н. Актуальные проблемы педагогики. Курс лекций / под ред. Брянск: издательство БГПУ, 1998. – 58 с.
8. Силин А. Д.; Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. - М. : ВНМЦНТИКПР, 1991. – 177 с.
9. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованных представлений / Просвещение, Москва 1976. —  86с.
10. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. / М.: Просвещение, 1981. — 192 с. 
11. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1980 – 152 с.