Статья «Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

Цветкова Вера Викторовна

Статья посвящена вопросу открытия источников творческого ресурса педагога дополнительного образования, который является областью непрерывного оразования. С середины 70-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах, являясь доминирующим вектором образовательных реформ. В жизни нашей  страны она стала популярной чуть позже.

     Существует мнение, что данный тип образования наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Особенно это касается информального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titul_stati_na_ns_portal.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «СОЮЗ»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья

«Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования»

                                                             Автор:

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Цветкова Вера Викторовна

Санкт-Петербург

2019

Досуговая деятельность педагога, как источник информального образования.

        С термином «информальное образование» я столкнулась впервые при ознакомлении с  классификацией непрерывного образования на КПК. Истоки концепции непрерывного образования можно найти у мыслителей древности, а современная версия принципов непрерывного образования прозвучала на конференции ЮНЕСКО в 1968 году. С середины 70-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах, являясь доминирующим вектором образовательных реформ. В жизни нашей  страны она стала популярной чуть позже.

     Существует мнение, что данный тип образования наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Особенно это касается информального образования.

     Если мы откроем страничку «Википедия», то прочитаем: информальное обучение – это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин « информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. В этом смысле, уже не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были, и он стремился усовершенствовать и обновлять их, не останавливаясь на достигнутом.

     Современные дети с самого раннего возраста пресыщены информацией. Конечно в основном это обильная информация бессистемная, часто сумбурная и непрофессиональная и далеко не всегда полезная. Роль педагога в области информирования учеников - эти существующие знания  систематизировать, «мусор» отсеять, непонятное объяснить, недостающее дополнить. Зачастую на занятиях происходит битва источников информации: что узнал ученик сам и что говорит педагог. Педагогу приходиться бороться за внимание своих учеников, за то, чтобы они захотели учиться у тебя. Вот и стоит вопрос остро о кругозоре педагога, о его личных умениях и знаниях во многих сферах жизни, о досуге педагога, о его интересах в жизни.

    Замечу с удовольствием, что в наши дни образ педагога все реже и реже  ассоциируется с тетенькой в скучном старомодном костюме и «гулькой» на макушке. Педагог современности это  все чаще и чаще активная современная личность, разносторонне развитая. И в немалой степени это зависит от активной позиции педагога именно в досуговой деятельности.

    Активный и многообразный досуг педагога расширяет его кругозор. Чем больше интересов у педагога в разных областях, тем интереснее у него на занятиях. Объясняя  материал, педагог невольно приводит примеры из своего опыта, пользуется своим багажом знаний. И примеры эти живые, доступные, понятные, так как пережиты самим, а не  взяты из книжек.

     Размышляя о досуге педагога, как источнике информального образования, приходят мысли об одной важнейшей задаче дополнительного образования  - это социализация детей.

     «Социализация связывает разные поколения, осуществляя передачу социального опыта и культурных ценностей от одного поколения к другому….

     Итак, социализация – это «процесс становления и развития личности, состоящий в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества». (Википедия).

     Но для того чтобы научить детей этому, надо в своей жизни самому участвовать в этой социализации. И в этой области не помогут семинары, вебинары, курсы переподготовки.

«Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании» А.С.Макаренко

«Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя» Английская пословица.

      Опираясь на опыт поколений человечества, можем подтвердить, что в вопросе социализации  важна, прежде всего, практическая деятельность, причем такая, которая на виду у всех, а у детей в первую очередь. Пришла весна - так выйди в свой двор и вскопай газон во дворе, посади хотя бы один кустик. Рядом с твоим домом незаконное строительство, найди единомышленников и постарайся пресечь чьи-то незаконные действия на твоей земле – выйди на митинг, сходи к депутату, напиши заявление, письмо, поучаствуй в судебном процессе. Выбери действия по силам, но сделай что-то для своего общества. Покажи детям, что ничего не меняется там, где ничего не делают, а только ропщут, критикуют, осуждают. В твоем подъезде курят – повесь объявление о незаконности этого досуга твоих соседей. А дети все видят, они видят твою жизнь и неосознанно повторяют твой образец твоей социализации и твоего патриотизма, о котором мы так часто просто пишем на бумаге в отчетах. Вспоминая свое детство, я вспоминаю старого дедушку, живущего в нашем подъезде на 1-м этаже. Дедушка посадил 15 кустов персидской сирени. Дедушки  уже нет в живых 40 лет, а сирень цветет, радует жильцов дома. Я вспоминаю своего отца, который всегда был за порядок в нашем подъезде, за порядок во дворе. Не зря его называли правдистом.

     Недавно в нашем доме творчества прошел конкурс на разработку памятника архитекторам. В условиях конкурса предусмотрено найти место для этого памятника. На мой взгляд, весьма важное условие, так как приближает детские фантазии к реальной жизни, показывает им, что они могут что-то менять в жизни своего города, своего района, своего двора. К сожалению,  мало педагогов воспользовалось воспитательной возможностью этого конкурса. Наш город – архитектурная жемчужина мирового значения, а памятник архитектору один в городе. К счастью, детские проекты вызвали большое одобрение среди архитекторов нашего города. Возможно, это  даст резонанс в культурной жизни нашего города. Отличная детская инициатива или, как говорится «Яйца курицу учат».  К сожалению, сейчас наш народ с восторгом собираем средства на   памятник «Чижику – пыжику» и  «Остапу Бендеру». Говорят, каковы ваши герои, таковы и вы.  Не хотелось бы, чтобы у нашего подрастающего поколения  были такие герои.

      В связи с этим, хочу высказать свои соображения, что Досуг педагога  должен быть продуктивный. Я за то, чтобы педагоги посещали Финляндию не только за покупками, а посмотрели, как наши соседи финны  любят свою землю – чистый лес, ухоженная земля. А после поездки на занятиях рассказали об этом прекрасном примере патриотизма детям и проанализировали, почему в Финляндии лес чистый, а в России лес похож на свалку. Дети очень любят хорошие примеры и остро чувствуют справедливость.

     Я за то, чтобы педагоги изучали свою родословную, иностранные языки, историю наших городов, ездили на автомобилях, общались с депутатами, следили за работой наших городских комитетов, читали Книгу жизни. Чтобы досуг педагога был не для отчета красивым, а для жизни полезным.

       Таким образом, педагог и сам социализуется, и подает отличный пример воспитанникам. Прекрасная досуговая деятельность для педагога. Имея такую досуг, педагог всегда будет в тонусе и у него всегда  будет о чем рассказать детям  для увлечения их полезной деятельностью для их собственного будущего.  А главное посеять в их сознание, что они многое могут изменить в жизни города, страны. Может меньше будет желания  и стремления у подростков  крутиться на голове, выписывать на сцене непотребные движения в танцах, хвастаться о поездках за границу и мечтать о «прекрасной» жизни за границей. А мы с удовольствием увидим жизнь своих воспитанников интересной и счастливой здесь, на своей земле. И никогда не будут они эмигрантами на чужой земле.

  1. Педагог дополнительного образования

                                                                                  Цветкова В.В.

                                                                                  ДДТ «Союз»