Этнокультурная направленность образования в Республике Коми Сценарий внеклассного мероприятия «Коми праздник «Зиль-зёль»
Воркута - самый северный город Республики Коми. Коми населения здесь проживает не более 2 процентов. Но благодаря педагогам школьного и дошкольного образования воркутинские ребята погружаются в мир коми культуры через внеклассные мероприятия и сотрудничество с культурными учреждениями города.
Данное мероприятие было проведено педагогами и учащимися МОУ «СОШ № 12»г.Воркуты на базе Центра национальных культур совместно с дошкольным образованием и коми вокальной группой «Югыд войяс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zil-zyol.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этнокультурная направленность образования в Республике Коми
Сценарий внеклассного мероприятия «Коми праздник «Зиль-зёль»
Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Этнокультурная направленность образования в Республике Коми является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры коми народа, создание условий для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой.
Этнокультурная направленность образования призвана решать задачи развития личности обучающихся, формируя у них:
♦ любовь к своему краю и своему Отечеству, уважение к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;
♦ осознание и принятие незыблемых ценностей: человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества как мирового сообщества, труда, науки и творчества;
♦ уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать в целях достижения общих результатов.
Этнокультурное образование является частью поликультурной компетентности, которая позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной. Для понимания и принятия других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в её ценном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от неё культурами - таковы известные на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности.
Воркута - самый северный город Республики Коми. Коми населения здесь проживает не более 2 процентов. Но благодаря педагогам школьного и дошкольного образования воркутинские ребята погружаются в мир коми культуры через внеклассные мероприятия и сотрудничество с культурными учреждениями города.
Данное мероприятие было проведено педагогами и учащимися МОУ «СОШ № 12»г.Воркуты на базе Центра национальных культур совместно с дошкольным образованием и коми вокальной группой «Югыд войяс»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Коми праздник «Зиль-зёль»
-Добрый день, дорогие друзья!
-«Здравствуйте» мы говорим всем, кто пришел на наш праздник «Зиль-зёль». «Зиль-зёль»-это мелодия души коми инструмента, коми народа, мелодия души коми земли…
Зиль-зель –музыкальный инструмент, особенный, непохожий по строению и звучанию на другие шумовые инструменты. При встряхивании, инструмент издает нежный звук, похожий на “журчание” ручейка. И этот ручеёк от лица всего коми народа говорит : «Видза оланныд, дона гӧстьяс! Видза оланныд!»
(1.Песня «Чужан му», «Вычегда-речка» исполняет «Югыд войяс».
2.стихи и танец детей из детского сада «Маячок».)
1. В коми крае мы живём,
Где суровы зимы.
Не страшны нам холода , мы наденем пимы.
Как прекрасен и чудесен
Коми наш родимый край!
Говорим мы , улыбаясь:-
Чудо север! Чудо край!
Мыйла муса да зэв дона
Вӧр и эзысь ю?
Быдӧн радейтӧ зэв ёна
Ассьыс чужан му.
2.Бесконечные просторы,
Олени, тундра и озёра.
Сиянье северное, вьюги,
Безмолвие и тишина.
Сияет в обрамленье чуда
Столица мира – Воркута!
Воркута моя родная,
Как тебя люблю я!
Обняла б тебя руками –
Просто не смогу я!
Менам дона Воркута,
Кыдз ме тэнӧ радейта!
-Вас приветствовал детский сад «Маячок» группа «Северянка» под руководством Грызуновой Галины Николаевны.
-А сейчас на сцене зиль-зёлики 1»В» класса 12 школы –Евдокимова Влада и Юсичева Виктория! Встречайте!
( 3.Песня «Асыв».)
- Строка без музыки – бескрыла,
Ты удружи мне, удружи –
И все, что в слове сердцу мило,
На музыку переложи.
Когда печаль души твоей коснется,
Когда разлука сердце обожжет,
Ты песню кликни, песня отзовется,
И песня вдруг, как милый друг, придет.
(4. Песня «Речка Ижма» исп. «Югыд войяс»)
- От прадедов, прабабок
Дошли до наших дней
Простые Коми шаньги,
Чтоб жили веселей.
От старых Коми сказок
В них сила - посмотри:
На этих добрых шаньгах
Росли богатыри.
-Вас приветствуют богатыри и красавицы школы № 12 1 «В» класса! Встречайте!
( 5.Танец «Коми шаньги».)
- Есть такая народная мудрость : «Где родился , там и пригодился». Порою, чем больше испытаний и трудов пришлось на долю человека, тем дороже ему малая родина, которая нужна ему и которой необходим он сам, своими делами, поступками, мыслями, своим талантом.
А чтобы люди на добро молились,
Чтоб в куполах златых купалось небо,
Чтоб в перезвонах разливалась благость…
Земля родная, мира тебе, хлеба !
( 6. Песня «Висер вожын» в исп. «Югыд войяс»
7. «Пӧлӧзнича» в исп. семьи Евдокимовых)
-Дорогим гостям пожелали долгой жизни и большого счастья –«Кузь нем да бур шуд!» Илья и Марина Владимировна Евдокимовы ,школа №12!
( 8.песня « Марьямоль» с использованием коми народных музыкальных инструментов, исп. учащиеся школы №12)
-Сердечный привет на коми языке передали дорогим гостям ребята из 12 школы 3 «А» класса!
( 9. Танец с шалями под песню«Ловъя ва», «Югыд войяс»)
- Представьте себе долгий зимний вечер. В избе за рукодельем собрались коми девушки, они тихо поют. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно. А на стекле такой узор, что глаз не отвести. Понравился всем узор. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им свой пирог, а третья весной повела этим узором своих подружек в хороводье. Самые древние хороводы – магические или трудовые. Они пришли к нам из тех времён, когда люди верили, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того, чтобы подружиться с силами природы, вырастить хороший урожай, люди водили специальные хороводы.
Красоту самобытной коми музыки и красоту коми женского костюма представляет 6 «А» класс 12 школа. Руководитель –Ночкина Юлия Станиславовна. Встречайте!
( 10.танец под музыку «Зарни ань»)
-Сегодня мы лишь приоткрыли завесу над богатейшим миром народной песни, которая создавалась самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Песня – душа народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес – всюду ему помогала песня. Все народные песни о любви: к родной земле, Республике, к России, а значит и к людям, которые на ней живут.
( 11. Песня «Деревенька» в исп. «Югыд войяс»)
(Финальное построение. Фоном играет фонограмма «Зиль-зёль».)
-Наш праздник «Зиль-зёль» подходит к концу. И мы от всей души желаем богатырского здоровья , радости и счастья в нашем коми крае, на нашей с вами коми земле!
Кузь нем да бур шуд!
( 12. песня «ЗИЛЬ_ЗЁЛЬ» в исп. «Югыд войяс» и 3А класса школы №12)
Список литературы:
1.[http://svetlovaekm.ucoz.ru/index/ehtnokulturnoe obrazovanie/0-11]
2.[ http://www.pandia.ru/text/77/152/14518.php]