«Профилактика негативного воздействия стрессовых ситуаций на здоровье педагога»

Новоселова Наталья

В современных условиях образования основную роль играет становление  личности ребенка как талантливой, активной, инициативной личности способной к саморазвитию, самовоспитанию, к  универсальной деятельности. В этой ситуации  значение деятельности педагога, его профессионального таланта, мастерства с каждым годом возрастает. Многие исследователи (Л.М.Аболин, 1987; Г.Ф.Заремба, 1982; Л.М.Митина, 1992; С.В.Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной действительности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Современному педагогу необходимо  противостоять влиянию эмоциональных факторов  профессиональной среды, вместе с этим выполнять обязанности, которые обозначены профессией, самореализоваться, а также получить удовольствие, удовлетворение от своей работы..Чтобы научиться управлять стрессом, необходимо уметь справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты стресса, не теряя самоконтроль и не выплескивая свое раздражение на окружающих.Существует много способов для снятия стресса: витаминотерапия, аромотерапия, психологические тренинги, йога. Одним из ведущих способов снятия напряжения нервной системы и организма являются  физические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_novoselovoy_pedchteniya_2014.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «ПРОМЕТЕЙ»

                 

          «Профилактика негативного воздействия

            стрессовых ситуаций на здоровье педагога»

                            Педагог дополнительного образования                      Новоселова Наталья Владимировна

Югорск 2016

В современных условиях образования основную роль играет становление  личности ребенка как талантливой, активной, инициативной личности способной к саморазвитию, самовоспитанию, к  универсальной деятельности. В этой ситуации  значение деятельности педагога, его профессионального таланта, мастерства с каждым годом возрастает. Многие исследователи (Л.М.Аболин, 1987; Г.Ф.Заремба, 1982; Л.М.Митина, 1992; С.В.Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной действительности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Современному педагогу необходимо  противостоять влиянию эмоциональных факторов  профессиональной среды, вместе с этим выполнять обязанности, которые обозначены профессией, самореализоваться, а также получить удовольствие, удовлетворение от своей работы. Частые стрессовые ситуации, в которых оказывается педагог, общаясь с современными  учащимися,  проникаясь их проблемами, взаимодействуя с коллегами по работе (зачастую в конфликте) его личная незащищенность в условиях современного образования, другие морально-психологические факторы могут оказать негативное воздействие на здоровье.  К  профессиональным стрессам можно отнести такие ситуации: новое место работы, изменение требований по должности,  нововведения, ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самооценки. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения стресса.      

Известно, что стресс выступает комплексной и неспецифической реакцией организма на любые воздействия (стрессоры) и имеет приспособительное значение. Стрессовые воздействия умеренной силы и длительности полезны (и даже необходимы) для нормального функционирования организма. Однако хронические психогенные стрессы могут привести к эмоциональному изнеможению, что окажет негативное влияние на здоровье педагога, если он не научиться

  • управлять стрессом, в момент его возникновения
  • снимать напряжение с организма  с помощью упражнений специальной гимнастики

 Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 - 1982 гг.)    Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, ecтествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира. Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р.Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

В своей книге «Карьера без стресса» психолог Самоукина обучает как правильно относиться к стрессу - автор советует не бояться стресса, не избегать его, а накапливать опыт по самоуправлению собой в стрессе.

Так психолог учит ставить перед собой задачи:

  • Научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации.
  • Использовать полезные функции стресса и исключать вредоносные.
  • Чтобы не избегать конструктивного стресса и в то же время не попадать в стресс деструктивный, необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует научиться определять, сколько времени и до какого уровня воздействия можно выдержать стресс, не снижая своей успешности и даже ее повышая. Необходимо также чувствовать, в какой момент стресс может разрушить внутреннее равновесие, снизить уверенность в себе и заблокировать контроль над собой и ситуацией
  • Важно также найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного) стресса и практиковать их во время возникновения таких ситуаций на работе и в жизни.  

                         Стоит отметить, что  люди успешные, умеют контролировать себя в сложных эмоциональных ситуациях, по другому можно сказать, что у них развита  психотехника личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя  проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание. В случае стресса они думают (например) так: «Сбрасывать» свою  агрессию на окружающих - негуманно и не выгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая! После конфликта придется еще тратить время и силы на восстановление отношений». «Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» В книге Самоукиной такая позиция обозначается еще так: «Важно не попасть в точку В!»                                  

Итак, что можно  выделить из вышесказанного – для того, чтобы научиться управлять стрессом, необходимо уметь справляться со своим внутренним напряжением в первые минуты стресса, не теряя самоконтроль и не выплескивая свое раздражение на окружающих. 

Существует много способов для снятия стресса: витаминотерапия, аромотерапия, психологические тренинги, йога. Одним из ведущих способов снятия напряжения нервной системы и организма являются  физические упражнения. Благодаря движению уничтожается ряд химических веществ, вырабатываемых вашим организмом, когда он испытывает стресс. Поэтому физические упражнения являются одним из лучших методов сопротивления негативным последствиям долговременных стрессов, а также избавления от этого ужасного чувства давления на вас, которое возникает, когда вы чем-то обеспокоены, утомлены и встревожены. Если у вас стресс (причины тут не играют роли), ваше тело начинает вырабатывать ряд химических веществ, причем этот процесс управляется симпатической ветвью вашей автономной нервной системы. Эти химические вещества предназначены для мобилизации тела к сопротивлению или, наоборот, к отступлению. Но поскольку современный образ жизни гиподинамичен, то у большинства людей просто нет никаких возможностей вывести из организма эти вещества. Так, избыточное  количество адреналина                                                                                           и связанных с ним субстанций накапливается в мозгу и сердце, где они могут влиять на их функционирование и менять вашу реакцию на события и настроение. Физическая деятельность вовлекает эти субстанции в процесс обмена веществ и выводит накопления адреналина, аккумулируемые во время стресса. Поэтому после занятии спортом вы чувствуете себя расслабленным и восстанавливаете нормальный баланс вашей автономной нервной системы. Они также делают ваше тело крепче, поэтому вы можете сопротивляться любым вызывающим стресс факторам. Вы можете работать более эффективно и больше без каких-либо отрицательных последствий.Ну, а если эти упражнения вы будете выполнять под любимую музыку, то оздоровительный эффект увеличится вдвое за счет удовольствия, которое вы испытаете ,танцуя. «Любую проблему на свете можно решить танцуя» сказал музыкант Джеймс Браун.  Психологи считают что движение лучше всего выражает человеческое «Я», и, делая гибким тело, мы делаем гибкой и душу. Спонтанное движение честно и точно передает эмоции — недаром язык жестов может рассказать о человеке то, что он пытается скрыть, боится или не может выразить. Любое человеческое переживание вызывает напряжение определенных групп мышц. Невыраженные эмоции «застревают» внутри человека и образуют эмоциональные и мышечные блоки — так называемый панцирь. Танец помогает освободиться от зажимов и выразить накопившиеся эмоции. Снятие мышечных блоков позволяет энергии беспрепятственно струиться по телу и дает прилив новых сил. Именно на этом построены занятия танцевальной терапии. Неважно, как человек двигается, — важно, что он ощущает в момент движения.                                                                                                                                   Знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций  психологи. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

  1. Дыхательная гимнастика "Выдыхаем напряжение"                                                                                                                Эта методика основана на закономерности: при выдохе тонус мышц понижается, при вдохе — повышается, и мышцы начинают расслабляться. Установив связь дыхания и расслабления, Вы сможете успокоиться и восстановить силы.                                                                                
  2. Упражнение "Воздушный шар"                                                                                                                                               Цель: управление состоянием мышечного напряжения    и расслабления.                                                                                                                        Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.                                                              
  3. Упражнение"Лимон"                                                                                                                                                       Сядьте удобно: руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.                                                                                      
  4.  Упражнение «Настроение»                                                                                                                                 Помогает снять стресс и устранить неприятный осадок после конфликта или произошедшей неприятности, неурядицы, быстро успокоиться и обрести внутренний покой. Выполняется в течение 15-20 минут.Возьмите цветные фломастеры или карандаши. Расслабленной левой рукой нарисуйте абстрактный рисунок: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погружаясь в свои переживания, выбирайте цвет и проводите линии так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением. Вы как бы переносите свое грустное настроение на бумагу, материализуя его. После того как вы изрисовали весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, пишите те слова, которые сразу же приходят в голову. Еще раз посмотрите на рисунок, как бы снова переживая свое состояние, и перечитайте написанные слова, а потом энергично, с удовольствием разорвите листок. Скомкайте кусочки бумаги и выбросите их. Покончив с рисунком, вы избавитесь от плохого настроения и успокоитесь.

Основной вывод: 

  • Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации
  • Для того, чтобы сохранять столь важное для здоровья равновесное состояние, движение должно стать стилем жизни. Необходимо находить возможность для поддержания физической активности в течение дня.

Следует серьезно задуматься над тем, какие действия помогают снять напряжение? Что нас больше всего радует? Чем мы занимаемся с увлечением? И стараться каждый день иметь  время на занятия, которые приносят нам удовлетворение и удовольствие.                                                        

И  напоследок хочу пожелать вам здоровья, берегите себя и учитесь справляться со стрессом.

Список используемой литературы:

  1. Самоукина Н.В. Карьера без стресса  Издательство: Питер Год: 2003
  2. Ожогова, Е.Г. Синдром "психического выгорания" в работе педагога профессиональные           стратегии поведения / Е.Г.Ожогова // Психология и школа. - 2006. - №
  3. Реан, А.А. Психология адаптации личности: учебно-научное издание / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб: Медицинская пресса, 2002.
  4. Сыманюк, Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности / Э.Э.Сыманюк // Мир психологии. – 2005. – № 1