«Учимся общению».

Бордачева Ирина Викторовна

Открытое занятие

Тема: «Учимся общению».


Цель: дать представление об искусстве общения, сформировать представления о правилах общения.
Задачи: 
• помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения;
• привить навыки общения и коммуникации;
• развивать коммуникативные навыки, тренировать искусство общения;
• формировать умения общаться и работать в команде;
• развивать умения нестандартно мыслить и находить выходы из 
сложных ситуаций;
• содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.
Место проведения: ГКУ СО «Волжский СРЦН «Тополек».
Оборудование: карточки с изображением разноцветных геометрических фигур, картинки В.В. Путина, В.А. Суворова, М.В. Ломоносова, карточки с названиями качеств лидера, музыкальное сопровождение для упражнений, круги бумажные, маркеры, 3 стула, бумага, скрепки, скотч, положительные и отрицательные свойства человека, влияющие на процесс общения, карточки с названием эмоций и чувств, связка ключей.

 

Ход занятия

Ведущий. Добрый день, уважаемы лидеры и активисты детского самоуправления! Сегодня мы собрались на открытом занятии в рамках комплексной программы «Детского самоуправления». Помогать мне сегодня будут девчонки и мальчишки руководителем которого являюсь я. Меня зовут Ирина Викторовна, а как зовут вас, мы сейчас узнаем. 
Ведущий. Для начала давайте познакомимся. 
                              Игра - упражнение: «Приветствие»
Ведущий. Я приглашаю вас встать в 2 круга: внутренний и внешний так, чтобы образовались стоящие друг к другу лицом пары.
Задание состоит в том, чтобы в течение нескольких секунд познакомиться и поприветствовать партнёра разными способами (объятие, пожимание рук, кивание головой). Партнер должен в ответ тоже назвать имя и поприветствовать. По хлопку ведущего внутренний круг делает шаг влево, таким образом, меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.


Ведущий. Посмотрите на доску. Вы видите разноцветные фигуры. Я вас прошу подойти к той цветной фигуре, которая в данный момент отвечает вашему эмоциональному состоянию, настроению. Сделать это надо самостоятельно, ни с кем не советуясь. (Выполнение задания).
Ведущий. Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействия. 
Красный – помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность.
Зеленый – позволяется успокоиться, отдохнуть.
Синий – вызывает ощущение прохлады, помогает преодолеть эмоциональную вспышку.
Ведущий. Наконец мы определились с выбором цвета и у нас образовались группы. Вы сейчас рядом с теми, кто чувствует себя примерно также, как вы. Поэтому я думаю, вам будет легче найти общий язык, поработать в этих командах, прийти к общему решению.
Ведущий. Присаживайтесь на свои места. Прежде, чем начать работу, я хочу проверить вашу готовность к занятию.
                                        Игра «Готовность к работе».
Ведущий. Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
Ведущий. Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

Ведущий. «ЛИДЕР» – человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу. Лидер - это человек, который многое должен уметь и знать. А какими качествами такой человек должен обладать?
Ведущий. У каждой команды на столе находится рисунок человека. Безусловно, все эти люди лидеры. Ваша задача - определить качество лидера, которое сделало этого человека популярным, узнаваемым, известным.
Ведущий. Молодцы! Это качество -коммуникабельность.  Коммуника́бельность или отзы́вчивость — способность к общению, к установке связей и контактов.
16 ноября отмечался Международный день толерантности. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Ведущий. Одно из самых важных качеств лидера – умение общаться, заинтересовать, повести за собой. В процессе общения лидер способствует достижению результата. 
Ведущий. А какое бы вы дали определение слову общение? (высказывания детей). Общение - это обмен действиями и поступками, мыслями и чувствами людей их взаимовлияния друг на друга и также процесс самосовершенствования каждого человека. 
Ведущий. Умеете ли вы общаться, мы выясним сегодня на занятии. Есть разные виды людей. Одни общительные, легко идущие и устанавливающие контакты с людьми, другие наоборот. Сейчас мы узнаем это с помощью следующего упражнения.
                                                  Упражнение «Слепые»
Ведущий. Попрошу всех выйти на середину зала. Под музыку все участники закрывают глаза и начинают двигаться по комнате. Как только музыка остановилась, вы открываете глаза и фиксируете свое месторасположение, где и с кем вы оказались. Так несколько раз. (3 раза) 
Результаты: те ребята, которые двигались по кругу и держались рядом с другими участниками – общительные, которые ходили отдельно от всех, двигаясь по краю- мало общительные. 
Ведущий. У каждого из вас есть свой круг общения: друзья, одноклассники, родственники, учителя. Следующее упражнение поможет нам выяснить, с кем же ваша группа активно общается в современном обществе.
Ведущий. У каждой группы на столе лежат круги. Посовещайтесь между собой и выясните в группе, с кем вы общаетесь в большей степени (родители, друзья, одноклассник, родственники, учителя.) Разделите круг на части и подпишите их. 
Ведущий. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Вывешивание кругов общения.
Ведущий. Продолжаем нашу работу в группах. У каждой команды на столе лежат карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его. Ваша задача: знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» те качества, которые ему мешают. На выполнение задания несколько минут. (Доброжелательность, приветливость, искренность, вежливость, тактичность, открытость, недоброжелательность, лживость, грубость, неуважительность, вспыльчивость, неумение слушать, агрессивность, наглость)
Ведущий. Очень хорошо справились с заданием. Я думаю, что мы свами воспитанные люди, и у нас нет этих отрицательных качеств.
                                                Упражнение «Мост»
Ведущий. Перед вами стоит стул, на нём бумага, скрепки и клейкая лента. Вам необходимо из предложенного материала построить мост через стул так, чтобы он не касался стула. 
Ведущий. Молодцы. В процессе общения вы пришли к правильному решению и быстро выполнили данное задание.
Ведущий. Выполняя упражнения, можно сделать вывод о том, что вы можете работать в команде и можете слышать друг друга. Но грамотное общение заключается ещё в способности слушать. Давайте проверим эту способность у вас.
                                Упражнение «Испорченный телефон»
Ведущий. Попрошу всех построиться в одну линию. Вам предстоит передать сообщение по цепочке, а затем сравнить, что услышал первый с тем, что услышал последний. «Зимой, когда на улице бывает холодно и скользко, учащиеся часто опаздывают на занятия».
Выполнение упражнения.
Ведущий. Давайте проверим, что же услышал последний человек. А что говорил первый? Легче понимается и воспроизводится текст, состоящий из односложных по смыслу предложений. Я думаю, вывод вы сделаете сами: учиться слушать необходимо.
Ведущий. Психологи утверждают, что лишь 7% информации человек получает через слова, остальные 93% - невербальным способом (жесты, мимика, выражение глаз, походка, интонация голоса и др.) 
Ведущий. Умение владеть мимикой и жестами играет большую роль в общении: они могут привлекать к себе собеседников, а могут, наоборот, отталкивать. Тоже самое можно сказать и об интонации. Вы замечали, что одну и туже фразу или слово, например, "Здравствуйте", можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
                              Упражнение “Как говорят части тела”
Покажите: как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Ведущий. Важным элементом в общении являются жесты. При общении нужно помнить следующие рекомендации: не нужно бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав и т.д. Движения человека должны быть целенаправленными и естественными. 
А при выполнении следующего упражнения вам необходимо использовать разные жесты, но разговаривать и произносить звуки нельзя.
                                             Упражнение «Мина»
Ведущий. Попрошу встать в большой полукруг. В руке у меня связка ключей. Я кладу ее на сиденье стула, стоящего в центре полукруга. Представим себе, что это мина, а мы все саперы. «Мину» надо аккуратно взять в руки, чтобы ни один ключ не зазвенел. Если зазвенит, значит «мина» взорвалась. Взяв «мину», надо передать ее соседу и так дальше передавать, пока она не окажется у крайнего стоящего. Этот крайний должен подойти с ней к стулу и уложить ее так же бесшумно, как снял ее со стула первый. 
Ведущий. Общение многогранный процесс и на одном занятии трудно рассмотреть все его аспекты. В заключении нашего занятия я предлагаю заполнить небольшую анкету.
Анкета
1. На уроке я работал ...... активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я ...... доволен / не доволен
3. Урок для меня показался ...... коротким / длинным
4. За урок я ...... не устал / устал
5. Мое настроение ...... стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был ...... понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Тема: «Учимся общению».


Цель: дать представление об искусстве общения, сформировать представления о правилах общения.
Задачи: 
• помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения;
• привить навыки общения и коммуникации;
• развивать коммуникативные навыки, тренировать искусство общения;
• формировать умения общаться и работать в команде;
• развивать умения нестандартно мыслить и находить выходы из 
сложных ситуаций;
• содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.
Место проведения: ГКУ СО «Волжский СРЦН «Тополек».
Оборудование: карточки с изображением разноцветных геометрических фигур, картинки В.В. Путина, В.А. Суворова, М.В. Ломоносова, карточки с названиями качеств лидера, музыкальное сопровождение для упражнений, круги бумажные, маркеры, 3 стула, бумага, скрепки, скотч, положительные и отрицательные свойства человека, влияющие на процесс общения, карточки с названием эмоций и чувств, связка ключей.

Ход занятия

Ведущий. Добрый день, уважаемы лидеры и активисты детского самоуправления! Сегодня мы собрались на открытом занятии в рамках комплексной программы «Детского самоуправления». Помогать мне сегодня будут девчонки и мальчишки руководителем которого являюсь я. Меня зовут Ирина Викторовна, а как зовут вас, мы сейчас узнаем. 
Ведущий. Для начала давайте познакомимся. 
                              Игра - упражнение: «Приветствие»
Ведущий. Я приглашаю вас встать в 2 круга: внутренний и внешний так, чтобы образовались стоящие друг к другу лицом пары.
Задание состоит в том, чтобы в течение нескольких секунд познакомиться и поприветствовать партнёра разными способами (объятие, пожимание рук, кивание головой). Партнер должен в ответ тоже назвать имя и поприветствовать. По хлопку ведущего внутренний круг делает шаг влево, таким образом, меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.


Ведущий. Посмотрите на доску. Вы видите разноцветные фигуры. Я вас прошу подойти к той цветной фигуре, которая в данный момент отвечает вашему эмоциональному состоянию, настроению. Сделать это надо самостоятельно, ни с кем не советуясь. (Выполнение задания).
Ведущий. Ученые доказали, что каждый цвет оказывает на человека определенное психофизическое воздействия. 
Красный – помогает несколько согреться, активизировать свою деятельность.
Зеленый – позволяется успокоиться, отдохнуть.
Синий – вызывает ощущение прохлады, помогает преодолеть эмоциональную вспышку.
Ведущий. Наконец мы определились с выбором цвета и у нас образовались группы. Вы сейчас рядом с теми, кто чувствует себя примерно также, как вы. Поэтому я думаю, вам будет легче найти общий язык, поработать в этих командах, прийти к общему решению.
Ведущий. Присаживайтесь на свои места. Прежде, чем начать работу, я хочу проверить вашу готовность к занятию.
                                        Игра «Готовность к работе».
Ведущий. Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
Ведущий. Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

Ведущий. «ЛИДЕР» – человек, способный вести за собой, пробудить интерес к делу. Лидер - это человек, который многое должен уметь и знать. А какими качествами такой человек должен обладать?
Ведущий. У каждой команды на столе находится рисунок человека. Безусловно, все эти люди лидеры. Ваша задача - определить качество лидера, которое сделало этого человека популярным, узнаваемым, известным.
Ведущий. Молодцы! Это качество -коммуникабельность.  Коммуника́бельность или отзы́вчивость — способность к общению, к установке связей и контактов. 
16 ноября отмечался Международный день толерантности. Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Ведущий. Одно из самых важных качеств лидера – умение общаться, заинтересовать, повести за собой. В процессе общения лидер способствует достижению результата. 
Ведущий. А какое бы вы дали определение слову общение? (высказывания детей). Общение - это обмен действиями и поступками, мыслями и чувствами людей их взаимовлияния друг на друга и также процесс самосовершенствования каждого человека. 
Ведущий. Умеете ли вы общаться, мы выясним сегодня на занятии. Есть разные виды людей. Одни общительные, легко идущие и устанавливающие контакты с людьми, другие наоборот. Сейчас мы узнаем это с помощью следующего упражнения.
                                                  Упражнение «Слепые»
Ведущий. Попрошу всех выйти на середину зала. Под музыку все участники закрывают глаза и начинают двигаться по комнате. Как только музыка остановилась, вы открываете глаза и фиксируете свое месторасположение, где и с кем вы оказались. Так несколько раз. (3 раза) 
Результаты: те ребята, которые двигались по кругу и держались рядом с другими участниками – общительные, которые ходили отдельно от всех, двигаясь по краю- мало общительные. 
Ведущий. У каждого из вас есть свой круг общения: друзья, одноклассники, родственники, учителя. Следующее упражнение поможет нам выяснить, с кем же ваша группа активно общается в современном обществе.
Ведущий. У каждой группы на столе лежат круги. Посовещайтесь между собой и выясните в группе, с кем вы общаетесь в большей степени (родители, друзья, одноклассник, родственники, учителя.) Разделите круг на части и подпишите их. 
Ведущий. Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Вывешивание кругов общения.
Ведущий. Продолжаем нашу работу в группах. У каждой команды на столе лежат карточки, на которых записаны качества человека, помогающие его общению или усложняющие его. Ваша задача: знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» те качества, которые ему мешают. На выполнение задания несколько минут. (Доброжелательность, приветливость, искренность, вежливость, тактичность, открытость, недоброжелательность, лживость, грубость, неуважительность, вспыльчивость, неумение слушать, агрессивность, наглость)
Ведущий. Очень хорошо справились с заданием. Я думаю, что мы свами воспитанные люди, и у нас нет этих отрицательных качеств.
                                                Упражнение «Мост»
Ведущий. Перед вами стоит стул, на нём бумага, скрепки и клейкая лента. Вам необходимо из предложенного материала построить мост через стул так, чтобы он не касался стула. 
Ведущий. Молодцы. В процессе общения вы пришли к правильному решению и быстро выполнили данное задание.
Ведущий. Выполняя упражнения, можно сделать вывод о том, что вы можете работать в команде и можете слышать друг друга. Но грамотное общение заключается ещё в способности слушать. Давайте проверим эту способность у вас.
                                Упражнение «Испорченный телефон»
Ведущий. Попрошу всех построиться в одну линию. Вам предстоит передать сообщение по цепочке, а затем сравнить, что услышал первый с тем, что услышал последний. «Зимой, когда на улице бывает холодно и скользко, учащиеся часто опаздывают на занятия».
Выполнение упражнения.
Ведущий. Давайте проверим, что же услышал последний человек. А что говорил первый? Легче понимается и воспроизводится текст, состоящий из односложных по смыслу предложений. Я думаю, вывод вы сделаете сами: учиться слушать необходимо.
Ведущий. Психологи утверждают, что лишь 7% информации человек получает через слова, остальные 93% - невербальным способом (жесты, мимика, выражение глаз, походка, интонация голоса и др.) 
Ведущий. Умение владеть мимикой и жестами играет большую роль в общении: они могут привлекать к себе собеседников, а могут, наоборот, отталкивать. Тоже самое можно сказать и об интонации. Вы замечали, что одну и туже фразу или слово, например, "Здравствуйте", можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
                              Упражнение “Как говорят части тела”
Покажите: как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как ноги капризного ребёнка требуют “Я хочу!”, “Дай мне!”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”.

Ведущий. Важным элементом в общении являются жесты. При общении нужно помнить следующие рекомендации: не нужно бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет, тереть кулаками глаза, почесываться, дергать кого-нибудь за рукав и т.д. Движения человека должны быть целенаправленными и естественными. 
А при выполнении следующего упражнения вам необходимо использовать разные жесты, но разговаривать и произносить звуки нельзя.
                                             Упражнение «Мина»
Ведущий. Попрошу встать в большой полукруг. В руке у меня связка ключей. Я кладу ее на сиденье стула, стоящего в центре полукруга. Представим себе, что это мина, а мы все саперы. «Мину» надо аккуратно взять в руки, чтобы ни один ключ не зазвенел. Если зазвенит, значит «мина» взорвалась. Взяв «мину», надо передать ее соседу и так дальше передавать, пока она не окажется у крайнего стоящего. Этот крайний должен подойти с ней к стулу и уложить ее так же бесшумно, как снял ее со стула первый. 
Ведущий. Общение многогранный процесс и на одном занятии трудно рассмотреть все его аспекты. В заключении нашего занятия я предлагаю заполнить небольшую анкету.
Анкета
1. На уроке я работал ...... активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я ...... доволен / не доволен
3. Урок для меня показался ...... коротким / длинным
4. За урок я ...... не устал / устал
5. Мое настроение ...... стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был ...... понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным