"Эффективные формы работы с одарёнными детьми в детском хореографическом коллективе"
Мотивация Одарённого ребёнка. Как добиться желаемого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_formy_raboty_v_kollektive.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Эффективные формы работы с одарёнными детьми
в детском хореографическом коллективе.
Составитель: Мирошниченко
Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
Магнитогорск 2020
Эффективные формы работы с одаренными детьми в детском хореографическом коллективе
Одарённость – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности.
Одаренность может быть явно проявленной, возрастной и скрытой. Одарён каждый ребенок, отсюда педагогическая задача – выявить своеобразие этой одарённости и создать условия для ее развития и реализации. Это обеспечивается специальными образовательными услугами; богатой развивающей средой, включающей увлекающую ребенка деятельность; мотивацией его собственных усилий по совершенствованию своих способностей.
В целом, в современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одарённость», а также достаточно неоднозначны оценки возможности гарантированного формирования в педагогическом процессе у учащихся выдающихся способностей. Я придерживаюсь точки зрения, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность же в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию художественного материала, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению определенных художественных образов в сценических условиях. И наличие одаренности к высоким показателям в определенном виде деятельности может привести, а может не привести. И в том, чтобы помочь ребенку реализоваться в жизни, раскрывая перспективность для него той или иной деятельности – в этом и заключается профессионализм педагога, его такт, чутье, а также ответственность и профессиональная удовлетворенность.
Задача педагога при работе с одаренными детьми - воспитать в них стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Для выявления одаренных детей в хореографии использую следующие критерии, формы выявления и диагностические задания. Нередко танцевальные способности детей раскрываются не сразу, а в процессе обучения на 2 и на 3 году обучения. Поэтому диагностические задания носят универсальный характер и предусмотрены для детей с 1 по 3 год обучения. Проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Критерии для выявления одаренных детей по хореографии
Критерии | Способы, формы определения результата |
6. Апломб, устойчивость и равновесие 7. Артистичность
| Тесты, педагогическое наблюдение Тесты, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, тесты (подъем ноги выше 90 градусов у девочек, выше 90 градусов у мальчиков, исполнение шпагатов: поперечных и продольных). Педагогическое наблюдение (музыкально пластические этюды, задания на импровизацию) Педагогическое наблюдение (задания на ритмические рисунки, задания на импровизацию, музыкально-ритмические игры) Педагогическое наблюдение, тесты. Педагогическое наблюдение (задания на импровизацию, актерские этюды с использованием музыки, танцевальные этюды) Педагогическое наблюдение (упражнения на координацию, тесты) Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива Педагогическое наблюдение, отзывы ребят из коллектива |
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, нужно указать на следующие синтетические возможности. Основой хореографии является танец - форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Но, пластический изобразительный язык танца все же более конкретен, как и зрим. В идеале сам танец - пластическая музыка "Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого участника танца".
Развитие танцевальных движений на каждом возрастном этапе происходит различно. В возрасте 6-7 лет и старше дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседания и так далее).
Основой содержания начального обучения является включение учеников (под руководством педагога) в ведущие виды хореографической деятельности. Важной на первом этапе является музыкально исполнительская и сочинительская деятельность. В младшем школьном возрасте ребенок с интересом воспринимает музыкально-хореографическую информацию. Поэтому важно приобщать детей к основам хореографической деятельности. Рассматривая вопрос о проявлении детьми творческой активности, нельзя не сказать о роли плясок и их разновидностях (показ учителя, с зафиксированными движениями, народные пляски с медленными элементами народного танца, хоровода с пением, импровизацией). Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие, красивые движения. В плясках-импровизациях наиболее ярко наблюдается проявление детского творчества, раннее разучивание элементов плясовых движений позволяет детям уже в младшем школьном возрасте составить собственную композицию танца. Особую роль в творческом развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительской деятельности, элементарной импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это одна из самых доступных форм самовыражения. Такого рода деятельность способствует формированию любви к танцу, потребности в постоянном приобщении к нему.
В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна быть наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Для творческого развития личности ребенка вводятся занятия по импровизации. Одна из основ «импровизации» - идея личной ответственности за всё, что происходит на сцене или учебной площадке; возможность (внутреннее разрешение) встать на позицию творца. Занятия по импровизации делятся на импровизацию в пространстве и контактную импровизацию в свободной пластике. В импровизации в пространстве, учащиеся учатся использовать всё сценическое пространство, учатся фантазировать и грамотно использовать ритм музыки, правильно передавать характер музыки через пластику и существующий образ исполнителя танцевального произведения. В контактной импровизации учащиеся учатся чувствовать партнёра по танцу, размер и ритм музыки, грамотно исполнять поддержки, в которых нужно грамотно использовать весовую категорию партнёра, которая в дальнейшем помогает в постановочном процессе, в танцевальной композиции. Также учащиеся осваивают актёрское мастерство, которое развивает творческий потенциал. Учатся диалоговому общению с партнёром по танцу через пластику и пантомиму. Содержание занятий по импровизации, прилагается и рассматривается в программе отдельно. Постановочная, репетиционная деятельность, это шаг к творческой самореализации ребёнка в концертной деятельности. На занятиях постановочной, репетиционной деятельности, учащиеся работают над танцевальным репертуаром или над танцевальными композициями, над которыми ведётся отработка танцевальных движений, хореографического рисунка, актёрского образа и характера. Эти занятия проводятся, как с малыми группами, так и с ансамблем переменного состава. Возможны и индивидуальные занятия с солистами. Все выполненные вышеуказанные этапы постановочной работы, дают старт концертной деятельности, где учащиеся проявляют себя как актёры, солисты и танцоры ансамбля, тем самым реализуя свои творческие способности и творческий потенциал, как творческая личность.
Индивидуальный план работы включает в себя: подбор усложненного репертуара, дифференцированного подхода на занятиях, включение сольных кусков в массовые хореографические постановки (дробная комбинация в «Колесе», «Тихом вечере»).
Для развития творческой одаренности на занятиях хореографии применяю целый комплекс методов и приемов 1. Диагностические средства, позволяющие выявить потенциал творческих способностей воспитанника. В первую очередь это просмотр учащихся и выявление их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, наблюдение в процессе творческого задания.
- Прием сотворчества (учащийся + педагог, учащийся + учащийся, работа группами). Прием является как диагностическим, где хорошо видны индивидуальные особенности детей, так и развивающим, так как учащиеся естественным образом обогащают художественный опыт друг друга (а часто и опыт педагога). Не лишним будет заметить, что реализация этого приема предполагает сложившуюся в коллективе атмосферу взаимопринятия: умение слышать друг друга, с уважением принимать идеи других, воплощать их в готовый совместный продукт.
- Технологии формирования определенных психофизических состояний. Существует, например, слово «вдохновение» … Возможно ли управлять им, вызывать его в нужный момент? Выдающиеся художники почти наверняка отвечают «да», хотя и не всегда могут понятно это описать. Возможно, это связано с «дыханием» (вдох – выдох). В современной хореографии активно используются средства из арсенала практической психологии: приемы релаксации, умение адекватно реагировать на раздражающие факторы. Невозможно долго находится в состоянии повышенного напряжения – и способность расслабиться, «отпустить» чрезвычайно важна для умения в нужный момент достичь уровня высокой работоспособности.
- Технология творческого раскрепощения и снятия зажимов. Включают в себя комплексы упражнений и этюдов, игровую деятельность, определенным образом организованную. Учащиеся свободно творчески взаимодействуют друг с другом, находясь при этом в комфортном эмоциональном состоянии.
- Методы и приемы на развитие пластических характеристик. Стретчинг (растяжка) представляет собой пластические упражнения и задания, ставящие целью раскрепощение тела и повышения вследствие этого его возможностей.
- Технологии создания художественного образа. Фантазирование и развитие творческого воображения средствами хореографии. Работа над созданием образа позволяет учащимся в первую очередь выразить свою индивидуальность. Развитие творческой активности детей на занятиях хореографии и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, когда моя деятельность, как педагога основывается:
- на уважении и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности;
- умении тонко и деликатно обращаться с учащимися, следовать природе ребенка, обеспечивать его свободное развитие;
- в поощрении учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми;
- в обеспечении конструктивной психологической атмосферы, способствующей свободе действий учащихся на занятии.
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Рассматривая хореографию как средство творческого развития детей, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности – сочетание в хореографии трех начал:
- музыка, самое абстрактное из искусств, но и, пожалуй, самое мощное по воздействию;
- физическое воплощение – в танце буквально задействовано всё существо танцора: с головы до ног, затрагивая душу и сердце. Телесное в танце является более конкретной составляющей, чем музыка, но всё-таки довольно условным.
- и, наконец, актерская выразительность – непосредственно понятное психоэмоциональное выражение сути художественного образа, как наиболее конкретный аспект танца.
Таким образом, танцевальное искусство имеет большое влияние на эстетическое восприятие ребенка. На своих занятиях по хореографии, я приобщаю детей к миру прекрасного, воспитываю художественный вкус, учу детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, раскрывая индивидуальные возможности каждого из своих учеников.
В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование.