Методические рекомендации по профессиональной ориентации учащихся старшего школьного возраста (из опыта работы объединения Пресс-центр Норд-Вест)

Екатерина Дмитриевна Трофимова

Дополнительное образование сегодня имеет максимум возможностей взаимодействия с производствами, общественными организациями, кампаниями, которые могли бы помочь в информировании учащихся о вакансиях на рынке труда. Ведь подросток сегодня - это личность, в большой степени работающая за компьютером, владеющая интерфейсом различных программ, но, при этом, мало представляющая свое профессиональное будущее. Задача нас, как педагогов, показать, какие специальности есть, и где конкретно ребенок сможет себя реализовать.

Прикладное творчество - будущие дизайнеры; музыкально-художественное - артисты, художники, ведущие; спортивный отдел - спортсмены, спасатели; социально-педагогический отдел - педагоги, воспитатели, экологи, журналисты, фотографы...  Используемый инструментарий так же многогранен - это лекции, беседы, практические занятия, деловые игры. Сегодня к нему добавляются митапы, воркшопы, хакатоны; широко применяется проектная работа.

Я преподаю журналистику более 11 лет, за это время более 130 подростков ознакомились с азами профессии, среди моих выпускников есть ребята, выбравшие в качестве будущей профессии филологию, педагогику, журналистику, психологию, программирование, менеджмент, логопедию. Зачастую учащиеся в качестве дальнейшей работы выбирают сферы, которые связаны с общением. А помочь им освоить навыки коммуникации, успешно социализироваться в обществе помогает обучение в детском объединении "Пресс-центр "Норд-Вест".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Д. Трофимова,

педагог дополнительного образования ЦДТ № 6

г. Ульяновск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(из опыта работы объединения Пресс-центр "Норд-Вест")

        Дополнительное образование сегодня имеет максимум возможностей взаимодействия с производствами, общественными организациями, кампаниями, которые могли бы помочь в информировании учащихся о вакансиях на рынке труда. Ведь подросток сегодня - это личность, в большой степени работающая за компьютером, владеющая интерфейсом различных программ, но, при этом, мало представляющая свое профессиональное будущее. Задача нас, как педагогов, показать, какие специальности есть, и где конкретно ребенок сможет себя реализовать.

Прикладное творчество - будущие дизайнеры; музыкально-художественное - артисты, художники, ведущие; спортивный отдел - спортсмены, спасатели; социально-педагогический отдел - педагоги, воспитатели, экологи, журналисты, фотографы...  Используемый инструментарий так же многогранен - это лекции, беседы, практические занятия, деловые игры. Сегодня к нему добавляются митапы, воркшопы, хакатоны; широко применяется проектная работа.

Я преподаю журналистику более 11 лет, за это время более 130 подростков ознакомились с азами профессии, среди моих выпускников есть ребята, выбравшие в качестве будущей профессии филологию, педагогику, журналистику, психологию, программирование, менеджмент, логопедию. Зачастую учащиеся в качестве дальнейшей работы выбирают сферы, которые связаны с общением. А помочь им освоить навыки коммуникации, успешно социализироваться в обществе помогает обучение в детском объединении "Пресс-центр "Норд-Вест".

В качестве расширения кругозора учащиеся посещают выставки, музеи предприятий ("УМЗ" (г. Ульяновск), "НИИАР" (г. Димитровград), отправляются на экскурсии в редакции СМИ (ТРК "Репортер",  ГТРК "Волга", Издательский дом "Ульяновская правда", "Молодёжная газета", радио "Дорожное"), подготавливают научно-исследовательские и социальные проекты ("Я помню! Я горжусь!", "Мы за здоровый образ жизни", "Что ты знаешь о космонавтике?", группа "Музея "Винновская гора").

Большое внимание на занятиях уделяется творческим заданиям, проводятся дискуссии, круглые столы с участием гостей, пресс-конференции, импровизированные выступления на заданную тему.

Неотъемлемой частью работы объединения является выпуск газеты "Поколение NEXT", наполнение сайта объединения (http://press-centernv.ucoz.ru), социальной группы В_контакте (https://vk.com/club57841567), подготовка видеороликов и последующее размещение на канале You_Tube (Пресс-центр "Норд-Вест").

С целью профилизации между объединением и Издательским домом "Ульяновская правда" имеется договоренность о сотрудничестве - ребята посещают выставки в региональном медиацентре, мастер-классы сотрудников редакции, отправляют публикации в рубрику "Подросток" в "Народную газету".  Учащиеся пишут на разные темы: Великая отечественная война (1941-1945 гг.), сиротство, события в каникулярное время, советы ровесникам. Кроме того, берут интервью и представителей общественности, научного сообщества.

Самым интересным видом деятельности для юнкоров "Норд-веста" являются, так называемые, "выходы в поля". Работа в гуще событий, оперативный сбор информации и последующая публикация - что может быть ярче и продуктивнее!? Ежегодно учащиеся входят в региональный детский пресс-центр Географического фестиваля "Фрегат Паллада". Итогом работы становятся не только публикации в группах объединения  В_контакте, но и публикации в региональных печатных и электронных СМИ. К примеру, в апрельском номере "Народной газеты" опубликовали интервью воспитанницы объединения Алины Бархаевой, она пообщалась с автором учебников по географии Александром Лобжанидзе.

Так, наши ребята посетили пресс-конференцию с фигуристами Ильей Авербухом и Максимом Марининым, смогли задать им свои вопросы, провели пресс-подход к номинантам Ассамблеи талантливой молодежи региона и в рамках мероприятия взяли интервью у губернатора Ульяновской области С.И. Морозова.

Так же интересным примером профилизации являются творческие встречи с ульяновцами, добившимися успеха в какой-либо деятельности. Например, пресс-конференция с победителем регионального конкурса "Ученик года" Александром Бригадновым; пресс-конференция с ведущим ГТРК "Волга" Антоном Никитиным; мастер-класс от шеф-редактора информационного агентства  Елены Сорокиной, заместителя главного редактора ТРК "Репортёр" Евгения Луковкина.

На занятиях большое место отводится игровым технологиям, так как они помогают в формировании коммуникативных качеств, лучше узнавать друг друга. Проигрывание ситуаций из жизни – пресс-конференция, «интервью с подвохом», «острый репортаж», брифинг с человеком нестандартных взглядов на мир. В основу тестирований на знание материала легли интеллектуальные ток-шоу «Кто хочет стать миллионером?», «Самый умный», получившие сугубо профессиональную направленность. Журналистика помогает расширить кругозор, побороть свои комплексы, страхи выступать перед публикой, высказывать свое мнение; формирует точку зрения на мир. Комбинирование различных видов работ помогает поддерживать интерес ребят на протяжении всего занятия, не дает им устать.

Примечательно то, что сами ребята так же проводят мастер-классы для юных коллег, в том числе и на первом году обучения. Темы могут быть разного диапазона - от журналистики до психологии, при условии, что ведущий будет хорошо владеть материалом и сможет предложить практическую часть. Особенно это важно для подростков (14-17 лет) - так как это помогает проживать ситуацию успеха, тренирует навыки публичного выступления, что очень важно в будущем.

В начале обучения школьникам предлагается ответить на вопросы анкеты, что они умеют, что сами могут провести. С инициативными предложениями ребята выступают на протяжении всего года обучения. К примеру, Ангелина Антонова уже на первом году обучения провела мастер-класс по конфликтологии. Сейчас она обучается в УлГУ и получает специальность "Организация работы с молодежью". Екатерина Казакова – по контролю над эмоциями. В 2018 году она окончила бакалавриат УлГУ по специальности "Психология" и поступила в магистратуру. Тема ее выпускной работы - "Психологическое восприятие образа телевизионного журналиста".  Диляра Фасхутдинова  провела с учащимися первого года обучения беседу о жизненных ценностях. Сейчас она учится в магистратуре УлГТУ на факультете информационных систем и технологий. Аня Николаева, будучи ученицей 8 класса, рассказывала своим сверстникам о корректорских значках (материал она подготовила с участием мамы-корректора), сейчас она учится на историко-филологическом факультете УлГПУ, ее выбор - специальность "Учитель русского языка и литературы".

Итогом плодотворной работы является проведение традиционного Слёта начинающих журналистов г. Ульяновска. Он традиционно собирает порядка 100 участниками - юнкоров ульяновских школ. Важно, чтобы подростки получали советы и от людей старше себя, и от своих ровесников. Это дает им импульс к развитию, расширяет кругозор, мотивирует на саморазвитие.

Наличие ситуации успеха – обязательная составляющая на занятиях пресс-центра. Ребята чувствуют, что они правильно применяют полученные знания. В этом мы обращаемся к педагогической деятельности Ш. Амонашвили. В вопросе коллективной работы над общим делом - к трудам А.С. Макаренко, для данного объединения якорем стала подростковая газета, объединившая ребят, которые в свободное от школы время занимаются спортом, наукой, творчеством. Каждый нашел для себя рубрику или полосу.

Отметим, что обучающиеся с удовольствием готовятся к дебатам, так как им важно быть услышанными, чтобы их мнение было оценено. Данное упражнение позволяет ребятам посмотреть шире на предмет разговора, обратиться с двух сторон к одной и той же теме.

Вот, что рассказывает учащаяся "Пресс-центра "Норд-Вест" Яна Сиротина: "Обучение действительно "прокачало" мои лидерские навыки. Я стала более уверенной в себе, в своих словах, которые отпечатываются на экране компьютера или на листе бумаги. Благодаря руководителю, сейчас я смело занимаю место лидера в своей команде. Спокойно могу писать текст на любую тему".

Используется анкетирование как форма промежуточного контроля знаний, умений и навыков. В начале года учащиеся пишут себе письмо, в котором рассказывают о том, чего они хотят достичь за полгода обучения в пресс-центре, а спустя данное время, каждый открывает свое письмо и ставит себе «плюс» там, где он  достиг того, о чем писал.

- Я пришел в пресс-центр, когда мне было 14 лет. В тот момент я сформировал определенное видение журналистики - то, какой я хотел видеть эту сферу и то, какой она была на самом деле, и Екатерина Дмитриевна помогла мне изменить свои немного ошибочные взгляды, направив их в нужное русло, - делится своим впечатлением Кирилл Торопов (сейчас - студент РГГУ, направление "Архивное дело", главный редактор студенческого журнала ).

     Важно воспитать грамотного журналиста, чтобы не слышать в речи ведущих и корреспондентов  типичных ошибок в произношении, не читать публикации с опечатками.  Поэтому большое место отводится упражнениям по русскому языку и работе по культуре речи. Каждый урок начинается с проверки домашнего задания.  

         У каждого обучающегося есть "Словарик юного журналиста", в котором учащиеся записывают слова и выражения, лексическое значение которых им предстоит найти. Ребята, пользуясь Интернет-ресурсами и книгами из библиотеки, находят значение фразеологизмов, показывают и обсуждают на занятиях. Ребята работают с высказываниями, афоризмами, развивая навыки анализа и обобщения, сами готовят выступления. Так же ребята работают с терминологическим аппаратом, постоянно пополняя свой лексикон профессионализмами из сферы медиа.

           Ребята сами приносят задания по русскому языку, которые, по их мнению, заслуживают интереса ровесников. К примеру, Анастасия после участия в «Русском медвежонке» принесла бланк с заданиями на занятие,  было выделено время для того, чтобы учащиеся ознакомились с вопросами и предложили свои варианты ответов. Таким образом, ребята в процессе обучения в пресс-центре  учатся оценивать, что в будущем поможет им и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в школе.

Учащиеся пробуют свои силы в профессиональных конкурсах, как очных, так и заочных. Приятно отметить, что два года подряд на региональных Дельфийских играх наши ребята завоевывают призовые места в номинации "Тележурналистика". В нашей копилке награды муниципального, регионального, федерального, международного уровней.

За свою активную гражданскую позицию воспитанницы объединения весной этого года  награждены путевками в ВДЦ "Орленок" (г. Туапсе) для работы в пресс-отряде, а в октябре этого года  стали участниками на международный медиафорум в "Артек" (Республика Крым).

        - Объединение "Пресс-центр" Норд-Вест" было и продолжает существовать, воспитывая не просто грамотных, обладающих навыками в сфере медиа, ребят, но и социально ответственных людей с активной гражданской позицией!
Важно, что педагог поддерживает своих воспитанников не только в профессиональном плане, но и в любых других увлечениях, в творчестве и выборе профессии, -  рассказывает выпускница Анастасия Егорова (студентка УлГТУ, факультет "Информационные системы и технологии").

        Навыки, полученные в ходе обучения, помогают учащимся по окончанию курса успешно социализироваться в обществе и выбрать будущую профессию. В 2019 году завершили свое обучение по специальности  "Журналистика" историко-филологического факультета госпедуниверситета три наши выпускницы. Они нашли профессии, связанные с медиа средой: рекламное агентство, продакшн, видеосъемка.

Вот, что вспоминает о занятиях Надежда Коробова: "Невозможно самостоятельно освоить профессию журналиста! Необходимы люди или человек, который покажет, расскажет, отредактирует, поможет завести полезные знакомства и пополнить базу данных.         Процесс обучения в "Пресс-центре" проходил с удовольствием. И главное  - с пользой. Благодаря тем знаниям, которые я получила в объединении сейчас у меня есть красный диплом по специальности "Журналистика"  и  хорошая работа".

Летом объединение не прекращает свою работу - проводятся занятия в рамках Летней школы начинающего журналиста. Это - цикл профессионально-ориентированных мастер-классов от региональных журналистов, работников медиа, бизнес-сообщества, представителей НКО. Занятия в Летней школе длятся полтора месяца, за это время участники создают свой медиапродукт, который представляют на суд экспертов по завершению обучения. Выпускники объединения проводят для ребят беседы, тренинги, презентации. А кто-то именно здесь открывает в себе скрытые способности и развивает навыки работы с графическими программами, коммуникативные компетенции, желание заниматься PR. Так, Дарья Фрасова, обучаясь в 10 классе, в рамках Летней школы занималась ведением группы "Медиа экспресс" в социальных сетях, поняла, что хочет стать PR-специалистом. Сейчас она обучается на специальности "Связь с общественностью"  в УлГУ.

Создание подобных условий - практических заданий, приближенных к реальной жизни; проведение творческих встреч и мастер-классов представителей профессионального сообщества; общение со сверстниками, которые могут вдохновить на саморазвитие; сетевое взаимодействие с издательствами и производствами - всё это  позволяет помочь в выборе будущей профессии и успешной социализацией вобществе.

Список литературы

  1. http://vio.uchim.info/Vio_53/cd_site/articles/art_3_6.htm#_Toc180637370 (Проблемы профильного обучения: взаимодействие учреждений общего, дополнительного, профессионального образования и работодателей)
  2. Трофимова Е.Д. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ "Виды творческих работ на занятиях по журналистике в системе литературного образования", - УлГПУ, - 2012 г. (61 с.)