Пример технологии организации командной работы в педагогическом коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» по подготовке и проведению концерта учащихся «Музыкальная палитра»
Сценарий и технологии организации по подготовке и проведению концерта учащихся .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie.docx | 29.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пример технологии организации командной работы
в педагогическом коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»
по подготовке и проведению концерта учащихся
«Музыкальная палитра»
выполнила
Салахутдинова Ирина Абдурасуловна
преподаватель
МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»
Пояснительная записка
Преподавательская деятельность включает в себя необходимой составляющей практически всегда партнерские отношения. Без развитой, активной командной работы не достичь необходимых результатов - успешного освоения учебного материала, реализации образовательных программ, воспитания творческой личности юного музыканта. Учитывая это, командной работе пытаемся уделять особое внимание. Собственным примером дружеских и партнерских отношений с коллегами пытаемся воспитывать своих учащихся, прививая им любовь работы в коллективе, формируя чувство товарищества, партнерства, ответственности за общее дело, чувство дружеской поддержки. Умение работать в команде необходимый навык для юного музыканта, это пригодиться для творческой реализации в ансамбле, при подготовке концертных мероприятий. Успешное партнерство, умение слышать товарища, быть частью большого дела, сочетать свои интересы с интересами других участников команды - основа успешной деятельности в любой области. Этот опыт безусловно пригодится учащимся не только в их музыкальной деятельности, но и в жизни.
Выявления уровня готовности работать в команде
Работа в коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» определилась таким образом, что моя преподавательская деятельность сочетается с концертмейстерской. Будучи концертмейстером по классу скрипки, я имею возможность таким образом участвовать в командной работе. В тесных партнерских, деловых взаимоотношениях легко определить уровень готовности работать в команде не только в процессе рядовых уроков, но и над совместными творческими проектами.
Взаимоотношения с коллегами, базирующиеся на партнерстве, являются основой здорового микроклимата в педагогическом коллективе, приводят к успешному сотрудничеству и открывают большие перспективы для собственного профессионального роста.
В работе с коллегой, преподавателем по классу скрипки Губанковой Еленой Викторовной, у нас имеется возможность совместного сотрудничества. Готовность к командной работе над общим проектом определилась в обсуждениях учебного роста учащихся классов, их репертуара, увлечений и художественных вкусов. Это привело к мысли реализовать одаренных, увлеченных музыкальным искусством учащихся в совместном проекте тематического концертного мероприятия.
Алгоритм работы в команде.
На примере нашей деятельности раскроем алгоритм работы в команде.
Подготовительным этапом стало определение тематики концерта.
Ориентируясь на реализацию образовательной программы, был проведен анализ учебного времени, запланированного на освоение репертуара. Исходя из этого, наметили примерные сроки реализации проекта - IV четверть.
В совместных обсуждениях, беседах с учащимися была выбрана тема концертного мероприятия. Эта тема была близка нашим воспитанникам и не ограничивала в выборе репертуара, допуская варианты. С другой стороны, тематика объединяла музыкальный материал и позволяла придать концертному мероприятию единство, образ и стиль.
Был определен круг учащихся класса, желающих принять участие в реализации этого проекта. С ними была проведена беседа на тему важности и ответственности при участии в командном мероприятии, акценты делались на чувство товарищества и роли каждого в общем деле.
Следующим этапом подготовки стал выбор репертуара, определение программы концерта.
Выбор программы определялся по следующим позициям:
сольные произведения для фортепиано;
фортепианные дуэты;
скрипичные пьесы;
камерный ансамбль - скрипка-фортепиано;
скрипичные ансамбли.
Учитывались исполнительские возможности учащихся, пьесы подбирались с учетом дидактической пользы и образной выразительности. Критерием при выборе была художественная сторона музыкального материала, способная обогатить внутренний мир исполнителя и позволить ему раскрыться на данном материале. Учитывались и возрастные особенности учащихся. При выборе пьес акцент делался на командной работе детей, особенно хотелось реализовать учащихся в ансамблевой игре.
Этап реализации идеи включал в себя несколько ступеней работы:
знакомство с музыкальным материалом концертной пьесы;
разучивание;
работа над исполнительской выразительностью;
репетиции в концертном зале;
работа над целостностью концертной программы.
Как при работе с учащимися-солистами, так и в ансамблевой работе, этапу разучивания предшествует момент знакомства с музыкальным материалом. Первая встреча с музыкой очень важна. Необходимо заинтересовать юного музыканта материалом, исполнить пьесу на высоком художественном уровне, потому что первое впечатление самое сильное. Пьеса должна понравиться, произвести впечатление. Исполнение должно быть неким образцом, к которому нужно идти в совместной работе.
Для солистов пьесы иллюстрировались мною самостоятельно. Для учащихся класса скрипки знакомство с музыкальным материалом проводилось в дуэте, в котором я выступала в качестве концертмейстера.
Особое значение придавалось обсуждению художественной, образной стороны музыкальных произведений.
Работа над освоением музыкального материала проводилась в соответствии с рабочей программой по предмету специальность, ансамблевое музицирование, камерный ансамбль.
Следующий этап - переход от подготовки отдельного концертного номера с каждым участником концерта к общему целому. Этот этап характеризуется особой групповой работой. Важную часть занимает выстраивание программы. Нами за основу брался принцип контраста, в котором учитывался момент разнохарактерности пьес и разных составов.
Особый этап - составление сценария. К характеру музыки подбирались стихи, отражающие музыкальное содержание пьес, доступные детскому восприятию и исполнению.
Отдельно велась работа над подбором видеоряда. При подготовке к концерту этому уделялось особое внимание.
Концертному воплощению проекта предшествовала генеральная репетиция и совместное оформление зала, отражающее тематику концерта.
Итогом реализации стало само концертное мероприятие.
Представления идеи педагогическому сообществу определилось внесением концерта в план работы фортепианного и оркестрового отдела, принятый и одобренный педагогическим советом.
Общественная экспертиза представлена в положительных отзывах о проведении концерта. После концерта высказывались заведующие фортепианным отделом, коллеги, администрация, отмечающие успешность проведенного концерта, высокий уровень подготовки учащихся, художественность концертной программы, эмоциональный положительный тон литературной части концерта. Были предложения повторить концертное мероприятие.
Тепло о концерте высказывались родители учащихся, выражали слова благодарности.
Анализ результатов был проведен в процессе совместного обсуждения концертного мероприятия после просмотра его в видеозаписи. Анализировался момент сценического волнения. Обсуждались пути решения этой проблемы.
Отмечались удачные моменты, встраивались идеи перспективного развития для наиболее успешно показавших себя учащихся. Было принято решение продолжать работу в направлении реализации детских ансамблей скрипка-фортепиано. Было определено направление в сторону конкурсной деятельности, подготовлен совместный дуэт скрипка - фортепиано из учащихся наших классов.
Особенности включения коллег в разработку проекта с учетом их профессиональной компетентности.
Работа над проектом велась нами совместно, что особенно было важно на подготовительном этапе: поиск и утверждение идеи, выбор пьес, подбор литературной части, разработка макета афиши, работа с родителями. Все это происходило параллельно с включением каждого в работу над реализацией проекта.
При разучивании пьес, каждый работал над своей частью программы.
Репетиции концертной программы также проводились совместно, с полным включением каждого в работу для достижения наилучшего результата.
Профессионально-личностные мотивации каждого педагога в плане реализации собственных умений, навыков и творческих замыслов проявлялись в одном направлении - достичь художественного воплощения проекта. Каждый видел для себя реализацию, как в преподавательской деятельности, так и в плане режиссирования концертной программы, дизайна афиши и программы, подборкой видеоряда, оформления концертного зала, работы с родителями.
Учет особенностей командообразования, с ориентацией на развитие группы позволил избежать ряд возможных проблем в работе.
Команда, работающая над программой, представляла собой своего рода творческий дуэт, при этом учащиеся воспринимались также как участники команды, с ними также выстраивались партнерские отношения. Привлекались и родители, желающие оказать помощь в организации. Работу группы можно определить, как «совместно-взаимосвязанную деятельность, которая предполагает не только общий предмет и жесткую организацию процесса труда, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете».
Форматы взаимодействия группы:
Среди принципов работы группы, обеспечивающих наибольшую продуктивность и результативность можно выделить:
- осознание важности конкретной цели всеми участниками группы и деловой подход в решении поставленных задач;
-интерес всех участников группы в реализации профессиональных качеств;
-отношения в группе строились на взаимопонимании и уважении, при субординации в отношениях с руководством;
-все вопросы по реализации программы решались коллегиально в сов- местных обсуждениях с учетом личных и профессиональных интересов каждого участника.
Технологии анализа и прогнозирования.
Решению принимать участие в проекте предшествовали совместные поиски путей реализации творческих планов. Анализировались интересы учащихся класса, их товарищеские взаимоотношения и творческие устремления. Анализ развития участников проекта позволил наиболее конструктивным и оптимальным образом подобрать концертные пьесы для наиболее успешной реализации в рамках проекта. На основе анализа индивидуальных планов учащихся можно было спрогнозировать количество учебного и репетиционного времени, затраченного на подготовку проекта. Учитывались и эмоционально-психологические особенности детей при подборе репертуара.
Рефлексия участников группы своей деятельности позволила считать деятельности группы успешной. Такой вывод был сделан на основе высокой оценки, данной концерту общественной экспертизой. Было принято решение продолжать работу в данной группе.
Был проведен совместный классный час, темой которого стало обсуждение впечатлений участников концертного мероприятия, организован просмотр видеозаписи. Детям была дана возможность выразить собственные впечатления, поделиться ощущениями, сформирована положительная оценка совместной деятельности, желание вновь участвовать в совместном проекте.
Система информационного сопровождения программы проявилась во включении ее в график работы отделов фортепианного и теоретического, плана концертных мероприятий ДШИ. Информация о концерте была представлена виде афиш на информационных стендах учреждений дополнительного образования.
Сценарий концерта учащихся классов Губанковой Е.В и
Салахутдиновой И.А. «Музыкальная палитра»
Ведущий
Палитра чувств у каждого своя полутона, оттенки настроений и музыка откроет для тебя
богатство этих красочных сплетений.
Посмотрите вокруг – наш мир наполнен цветом: синее небо, жёлтое солнце, белые облака, серебристые звёзды.
Да, мы не можем увидеть фиолетовый аккорд или жёлтый пассаж, но истинному любителю музыки достаточно внимательно вслушаться, чтобы звуки сами заиграли разными цветами красок.
Давайте и мы сегодня будем рисовать яркими, тёплыми и добрыми красками. Попробуем нарисовать детское настроение. Какое здесь разнообразие чувств, какая беспрерывно меняющаяся палитра нюансов. Раздумье сменяется весельем, безудержный бег сменяется величественным шествием.
- Дурыманова Дарья 2/8 (фортепиано)
С. Майкапар «Раздумье»
Ю.Слонов «Скерцино»
- Атясова Ульяна 3/8 (фортепиано)
М.Сидрер «Полька»
3. Мухтапавелс Елизавета 3/8 (скрипка)
В.Кролл «На ослике»
4. Иванова Василиса 4/8 (фортепиано, ансамбль)
В.Коровицын «Куклы сеньора Карабаса»
Ведущий
А теперь ненадолго погрузимся в атмосферу старины.
Здесь мы увидим и услышим совершенно другие оттенки и полутона
"Лишь там, где полу скрыта красота, Достигнута искусства полнота.
Цель мастера - контрастами играть, Скрывать границы, взоры удивлять»
5.Мясоедова Алиса 3/8 (скрипка)
И.С.Бах «Марш»
6.Черепанова Дарья 3/8 (скрипка)
Ж.Ф.Рамо «Ригодон»
7.Рейхерт Маргарита 7/7 (скрипка)
Г.Эккльс «Граве»
из сонаты g moll
Ведущий
Особым красочным музыкальным языком отличается творчество Сергея Прокофьева. 23 апреля музыкальное сообщество отмечает день рождения великого композитора. С. Прокофьев всю свою творческую жизнь стремился к расширению изобразительных возможностей , обновлению музыкально-выразительных средств – это и стало одним из его творческих credo. Наглядность и зримость воплощенные средствами музыкального искусства.
- Атясова Ульяна 3/8 (фортепиано)
С.Прокофьев «Утро»
9. Зулина Ксения 8 (скрипка)
С.Прокофьев «Скерцо»
Ведущий
Как нарисовать мечту?…
Как нарисовать детскую сладкую грёзу, глубокие романтические переживания, трепетное состояние души от созерцания красоты?
Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски, Мелодия плыла хрустально, не спеша, как нежный образ из забытой сказки.
10.Иванова Василиса 4/8 (фортепиано)
П.И.Чайковский «Сладкая грёза»
11.Таирова Диана 7/7 (скрипка)
Д.Шостакович «Романс»
12.Брюхина Анастасия 7/7 (фортепиано)
Э.Глиэр «Мелодия»
Случается час, когда солнце, как чаша расплавленного золота, разбивается, коснувшись горных вершин, и нежный свет, голубоватый, фиолетовый, алый разливается по отрогам гор и по долине, мягко обрисовывая все очертания.
Это краски Испании описанные путешественником в своём дневнике. Такие же яркие краски дарят и музыкальные путешествия.
Из страны, где солнца свет льётся с неба жгуч и ярок
Я привёз себе в подарок пару звонких кастаньет …
В них живёт испанский зной
В них сокрыт кусочек света…. Танец быстрый голос звонкий, Грациозный и простой,
С этой южной, с этой тонкой стрекозиной красотой
13. Агаки Владислава 6/7 (скрипка)
Брюхина Анастасия 7/7 (фортепиано)
К. Корчмарёв «Испанский танец»
Золото солнца, лазурь, бирюза Моря и неба... Италии краски...
Тайна и блеск — карнавальные маски... Смотрят Венеции в воду глаза...
14.Зулина Ксения 8/7
Таирова Диана7/7
А.Вивальди Концерт для 2-х скрипок d moll 1 часть (дуэт скрипка)
- Ансамбль скрипачей П.Масканьи «Интермеццо» из оперы «Сельская честь»
(анс.скрипачей)