Доклад по теме "Инклюзивное образование в УДО Цирковая студия"

Горбачева Юлия Анатольевна

Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, начальной акробатикой, жонглированием, решит проблему не только занятности детей с ОВЗ, но и даст возможность развивать физические способности, самоконтроль, самопознание в наш компьютерный век, закалить волю и характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_do_2019.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы педагога дополнительного образования с детьми, имеющими особенности в развитии на занятиях

по программе «Волшебный мир цирка»

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзивного образования, формам взаимодействия и общения с «особыми» детьми и их дальнейшей социализации, адаптации в обществе.

Одна из задач государственной образовательной политики –подготовить детей к включению в коллектив, класс, группу, обеспечить работу с «особыми» детьми не только педагогов, психологов, медицинских работников, а также организовать совместную работу с родителями. Дополнительное образование — это ступень для детей с ограниченными возможностями для успешной адаптации в обществе.

В МОАУ ДО «Дворец детей и юношества» есть несколько объединений, в которых успешно занимаются «особые» дети. Их высокие результаты и победы в разноуровневых  мероприятиях показывают необходимость включения таких детей в образовательный процесс учреждений дополнительного образования.

         Мною разработана и утверждена программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебный мир цирка». В Цирковой студии с 2018 – 2019 учебного года обучаются дети со сложной задержкой речевого развитием  и задержкой психического развития. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, начальной акробатикой, жонглированием, решает проблему не только занятности детей с ОВЗ, но и дает возможность развивать физические способности, самоконтроль, самопознание, закалить волю и характер.

Основная цель занятий цирковым искусством  по программе «Волшебный мир цирка» – восстановление и развитие нарушенных функций в зависимости от специфики заболевания ребенка (развитие мелкой моторики, хватательной функции рук, манипулятивной деятельности, дифференцированных движений пальцев рук), развитие сенсорных функций, познавательного процесса, внимания, творческой активности, трудовых навыков.

Основная форма занятий – мелкогрупповая (2 – 3 человека). Это позволяет детям с ОВЗ, у которых чаще всего ограниченный круг общения, преодолевать психологические комплексы, снимать стресс и получать положительные эмоции в процессе общения друг с другом.

Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков, творческих способностей детей с ОВЗ.

Задачи:

Образовательные: освоение учащимися различных цирковых жанров. Приобретение знаний по технике безопасности в цирке, страховке и самостраховке, технике исполнения упражнений и элементов.

Воспитательные: воспитание двигательно-волевых качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, упорства, инициативы, целеустремленности;

Развивающие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

   Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет. Программа будет выполнена в течении трех лет. Проведение занятий по данной программе  планируется два раза  в неделю,  по два академических часа.

1 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

3 год обучения: 216 часов. (3 раза в неделю по 2 часа)

Занятия начинаются с разминки, разогрев мышц спины, рук ног. После разминки приступаем к повторению ранее изученных элементов начальной акробатики и освоение новых, далее работа с реквизитом в жанре жонглирования или эквилибристика.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения

Учащиеся должны знать:

- основные цирковые термины, основные жанры циркового искусства;

- правила техники безопасности при выполнении упражнений, элементов;

- название циркового реквизита и его функциональное назначение.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять упражнения для разминки, для разогрева мышц перед растяжками шпагатов;

- выполнять упражнения начального уровня акробатики, жонглирования, эквилибристики.

Практика Начальная акробатика .Упражнения на растяжку мышц ног, спины.  Выполнение упражнений «мост с колен», «мост с положения стоя», «коробочка», «перекаты вперед и назад», стойка на лопатках, выход в стойку на голове (со страховкой)  и др.

Практика Жонглирование  .Выброс одного мяча из руки в руку. Выброс двух мячей навстречу друг другу. Жонглирование тростью

Практика Эквилибристика . Стойка на одной катушке (с поддержкой и без).

На занятиях по цирковому искусству уделяется важное значение овладению действиями по подражанию, по образцу, выполнению простейшей устной инструкции, коррекции взаимосвязи моторики рук и зрительно-моторной координации. Параллельно с освоением новых навыков, ребенок с ОВЗ в процессе занятий закрепляет знания о форме предметов, о цвете, учится сравнительному анализу, расширяет кругозор, учится правильно взаимодействовать с этими предметами и использовать их. Обучение строится по принципу «от простого к сложному»: после подготовительных, вводных занятий осваиваются навыки жонглирования, эквилибристики, начальной акробатики. Эти занятия выполняют не только компенсаторную функцию, но открывают возможности для самореализации и профессионального определения ребенка с ОВЗ.

Формы выявления результативности обучения:

анкетирование, тестирование, технический зачет, открытое занятие.

Формы подведения итогов реализации программы – концертные выступления, участие в фестивалях и смотрах циркового искусства, мини концерт.

Принципы планирования занятий:

-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце занятия;

- чередование различных видов упражнений;

- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.

В начале и конце  учебного года планируется учебного года диагностики физических качеств обучающихся (приложение 1 к программе ОВЗ).

Карта тестирования показателей здоровья в баллах.

Физические качества

Физические

упражнения

Баллы

Показатели оценки тестирования

Координа-

ционные

Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз)

0

- не владеет техникой выполнения упражнения

1

- выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка;

- наблюдается не соответствие движений рук и ног;

- приземляется на всю стопу;

2

-выполняет упражнение технически правильно но в медленном темпе;

- прыжки длительностью до 1 минуты

3

- упражнение выполняется технически правильно в быстром темпе;

- прыжки до 1 минуты с количеством прыжков 120 и выше;

Скоростно-силовых

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз)

0

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется с помощью педагога;

1

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход;

2

- техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 30 раз за один подход;

3

упражнение выполняется б быстром темпе и количество подходов не меньше чем 25 за 30 с

Прыжок в длину с места (см)

0

-не владеет приемом отталкивания и приземлением

1

- прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1метра.

2

- прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1м20

3

- прыжок выполняется технически правильно, длинна в соответствии с возрастными нормами.

Силовые

Подтягивание туловища из виса на руках

0

- удерживает свое тело в висе на руках

1

- технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполняется упражнения с помощью педагога;

2

- технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполнения упражнения от 2 раз;

3

- технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполнение упражнения по нормам соответственно возрасту

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с

0

- не сгибает руки в локтях;

- удерживает тело в горизонтальном положении(статически)

1

-выполняет упражнение технически верно;

-кол-во жимов не превышает 2

2

выполняет упражнение технически верно;

3

- удерживает тело в горизонтальном положении(держит статику);

- сгибание рук происходит под прямым углом;

- возрастные нормативы выполняются;

Выносли-

вость

6 минутный бег

0

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба

1

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег

2

- бег выполняется в медленном темпе

3

- бег проходит в темпе выше среднего;

- ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м.

Гибкость

Наклон туловища вперед из положении стоя ноги вместе.

0

- выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава;

1

-выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги(голеностоп);

2

-выполняется упр. без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола

3

-выполняется упр. без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола

Физические качества

Физические

упражнения

Баллы

Показатели оценки тестирования

Координа-

ционные

Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз)

0

Начало года  - не владеет техникой выполнения упражнения

1

На конец года - выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка;

- наблюдается не соответствие движений рук и ног;

- приземляется на всю стопу;

Скоростно-силовых

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз)

1

Начало  и конец года: - техника выполнения соблюдается;

- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход;

Прыжок в длину с места (см)

1

Начало года - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1метра.

2

Конец года - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1м20

Силовые

Подтягивание туловища из виса на руках

0

Начало - удерживает свое тело в висе на руках

1

Конец года - технично правильно выполнять подъем туловища (фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе);

- выполняется упражнения с помощью педагога;

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с

0

Начало года - не сгибает руки в локтях;

- удерживает тело в горизонтальном положении(статически)

1

Конец года -выполняет упражнение технически верно;

-кол-во жимов не превышает 2

Выносли-

вость

6 минутный бег

0

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба

1

- бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег

2

- бег выполняется в медленном темпе

3

- бег проходит в темпе выше среднего;

- ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м.

Гибкость

Наклон туловища вперед из положении стоя ноги вместе.

0

- выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава;

1

-выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги(голеностоп);

2

-выполняется упр. без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола

3

-выполняется упр. без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола

Таким образом, включение «особых» детей в общую среду, а именно, участие в массовых спортивных соревнованиях, решает ряд педагогических, воспитательных и социальных вопросов. Данная форма включения детей с ограниченными возможностями создает оптимальные условия для их успешной социализации, исключая дискриминацию и полностью стирая все границы, ведь самое главное —это создание «сплоченного общества, способного включить в себя «особых» детей и интегрировать в единое социальное целое».