Доклад по теме "Инклюзивное образование в УДО Цирковая студия"
Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, начальной акробатикой, жонглированием, решит проблему не только занятности детей с ОВЗ, но и даст возможность развивать физические способности, самоконтроль, самопознание в наш компьютерный век, закалить волю и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_inklyuzivnoe_obrazovanie_v_do_2019.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога дополнительного образования с детьми, имеющими особенности в развитии на занятиях
по программе «Волшебный мир цирка»
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу инклюзивного образования, формам взаимодействия и общения с «особыми» детьми и их дальнейшей социализации, адаптации в обществе.
Одна из задач государственной образовательной политики –подготовить детей к включению в коллектив, класс, группу, обеспечить работу с «особыми» детьми не только педагогов, психологов, медицинских работников, а также организовать совместную работу с родителями. Дополнительное образование — это ступень для детей с ограниченными возможностями для успешной адаптации в обществе.
В МОАУ ДО «Дворец детей и юношества» есть несколько объединений, в которых успешно занимаются «особые» дети. Их высокие результаты и победы в разноуровневых мероприятиях показывают необходимость включения таких детей в образовательный процесс учреждений дополнительного образования.
Мною разработана и утверждена программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебный мир цирка». В Цирковой студии с 2018 – 2019 учебного года обучаются дети со сложной задержкой речевого развитием и задержкой психического развития. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Приобщение к искусству цирка посредством занятия эквилибристикой, начальной акробатикой, жонглированием, решает проблему не только занятности детей с ОВЗ, но и дает возможность развивать физические способности, самоконтроль, самопознание, закалить волю и характер.
Основная цель занятий цирковым искусством по программе «Волшебный мир цирка» – восстановление и развитие нарушенных функций в зависимости от специфики заболевания ребенка (развитие мелкой моторики, хватательной функции рук, манипулятивной деятельности, дифференцированных движений пальцев рук), развитие сенсорных функций, познавательного процесса, внимания, творческой активности, трудовых навыков.
Основная форма занятий – мелкогрупповая (2 – 3 человека). Это позволяет детям с ОВЗ, у которых чаще всего ограниченный круг общения, преодолевать психологические комплексы, снимать стресс и получать положительные эмоции в процессе общения друг с другом.
Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков, творческих способностей детей с ОВЗ.
Задачи:
Образовательные: освоение учащимися различных цирковых жанров. Приобретение знаний по технике безопасности в цирке, страховке и самостраховке, технике исполнения упражнений и элементов.
Воспитательные: воспитание двигательно-волевых качеств: силы, гибкости, выносливости, ловкости, упорства, инициативы, целеустремленности;
Развивающие: Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет. Программа будет выполнена в течении трех лет. Проведение занятий по данной программе планируется два раза в неделю, по два академических часа.
1 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
3 год обучения: 216 часов. (3 раза в неделю по 2 часа)
Занятия начинаются с разминки, разогрев мышц спины, рук ног. После разминки приступаем к повторению ранее изученных элементов начальной акробатики и освоение новых, далее работа с реквизитом в жанре жонглирования или эквилибристика.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные цирковые термины, основные жанры циркового искусства;
- правила техники безопасности при выполнении упражнений, элементов;
- название циркового реквизита и его функциональное назначение.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять упражнения для разминки, для разогрева мышц перед растяжками шпагатов;
- выполнять упражнения начального уровня акробатики, жонглирования, эквилибристики.
Практика Начальная акробатика .Упражнения на растяжку мышц ног, спины. Выполнение упражнений «мост с колен», «мост с положения стоя», «коробочка», «перекаты вперед и назад», стойка на лопатках, выход в стойку на голове (со страховкой) и др.
Практика Жонглирование .Выброс одного мяча из руки в руку. Выброс двух мячей навстречу друг другу. Жонглирование тростью
Практика Эквилибристика . Стойка на одной катушке (с поддержкой и без).
На занятиях по цирковому искусству уделяется важное значение овладению действиями по подражанию, по образцу, выполнению простейшей устной инструкции, коррекции взаимосвязи моторики рук и зрительно-моторной координации. Параллельно с освоением новых навыков, ребенок с ОВЗ в процессе занятий закрепляет знания о форме предметов, о цвете, учится сравнительному анализу, расширяет кругозор, учится правильно взаимодействовать с этими предметами и использовать их. Обучение строится по принципу «от простого к сложному»: после подготовительных, вводных занятий осваиваются навыки жонглирования, эквилибристики, начальной акробатики. Эти занятия выполняют не только компенсаторную функцию, но открывают возможности для самореализации и профессионального определения ребенка с ОВЗ.
Формы выявления результативности обучения:
анкетирование, тестирование, технический зачет, открытое занятие.
Формы подведения итогов реализации программы – концертные выступления, участие в фестивалях и смотрах циркового искусства, мини концерт.
Принципы планирования занятий:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце занятия;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
В начале и конце учебного года планируется учебного года диагностики физических качеств обучающихся (приложение 1 к программе ОВЗ).
Карта тестирования показателей здоровья в баллах.
Физические качества | Физические упражнения | Баллы | Показатели оценки тестирования |
Координа- ционные | Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз) | 0 | - не владеет техникой выполнения упражнения |
1 | - выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка; - наблюдается не соответствие движений рук и ног; - приземляется на всю стопу; | ||
2 | -выполняет упражнение технически правильно но в медленном темпе; - прыжки длительностью до 1 минуты | ||
3 | - упражнение выполняется технически правильно в быстром темпе; - прыжки до 1 минуты с количеством прыжков 120 и выше; | ||
Скоростно-силовых | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз) | 0 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется с помощью педагога; |
1 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход; | ||
2 | - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 30 раз за один подход; | ||
3 | упражнение выполняется б быстром темпе и количество подходов не меньше чем 25 за 30 с | ||
Прыжок в длину с места (см) | 0 | -не владеет приемом отталкивания и приземлением | |
1 | - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1метра. | ||
2 | - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1м20 | ||
3 | - прыжок выполняется технически правильно, длинна в соответствии с возрастными нормами. | ||
Силовые | Подтягивание туловища из виса на руках | 0 | - удерживает свое тело в висе на руках |
1 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполняется упражнения с помощью педагога; | ||
2 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполнения упражнения от 2 раз; | ||
3 | - технично правильно выполнять подъем туловища(фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполнение упражнения по нормам соответственно возрасту | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с | 0 | - не сгибает руки в локтях; - удерживает тело в горизонтальном положении(статически) | |
1 | -выполняет упражнение технически верно; -кол-во жимов не превышает 2 | ||
2 | выполняет упражнение технически верно; | ||
3 | - удерживает тело в горизонтальном положении(держит статику); - сгибание рук происходит под прямым углом; - возрастные нормативы выполняются; | ||
Выносли- вость | 6 минутный бег | 0 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба |
1 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег | ||
2 | - бег выполняется в медленном темпе | ||
3 | - бег проходит в темпе выше среднего; - ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м. | ||
Гибкость | Наклон туловища вперед из положении стоя ноги вместе. | 0 | - выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава; |
1 | -выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги(голеностоп); | ||
2 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола | ||
3 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола | ||
Физические качества | Физические упражнения | Баллы | Показатели оценки тестирования |
Координа- ционные | Прыжки через скакалку за 30 сек. (раз) | 0 | Начало года - не владеет техникой выполнения упражнения |
1 | На конец года - выполняет прыжки в медленном темпе с определенной остановкой после каждого прыжка; - наблюдается не соответствие движений рук и ног; - приземляется на всю стопу; | ||
Скоростно-силовых | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой за 30 сек. (раз) | ||
1 | Начало и конец года: - техника выполнения соблюдается; - упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не превышает 10 раз за один подход; | ||
Прыжок в длину с места (см) | |||
1 | Начало года - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1метра. | ||
2 | Конец года - прыжок выполняется технически правильно, но длинна, не превышает 1м20 | ||
Силовые | Подтягивание туловища из виса на руках | 0 | Начало - удерживает свое тело в висе на руках |
1 | Конец года - технично правильно выполнять подъем туловища (фат сверху, угол разгиба в локтевом суставе 90*, подбородок доходит выше перекладины, ноги вместе); - выполняется упражнения с помощью педагога; | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с | 0 | Начало года - не сгибает руки в локтях; - удерживает тело в горизонтальном положении(статически) | |
1 | Конец года -выполняет упражнение технически верно; -кол-во жимов не превышает 2 | ||
Выносли- вость | 6 минутный бег | 0 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает ходьба |
1 | - бег чередуется с ходьбой, но преобладает бег | ||
2 | - бег выполняется в медленном темпе | ||
3 | - бег проходит в темпе выше среднего; - ускорение на финише начинать на отрезке 200-300 м. | ||
Гибкость | Наклон туловища вперед из положении стоя ноги вместе. | 0 | - выполняется упражнение с большей амплитудой, руки касаются коленного сустава; |
1 | -выполняется упражнение с большей амплитудой, руки обхватывают самую узкую часть ноги(голеностоп); | ||
2 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно дотягиваясь пальцами рук до пола | ||
3 | -выполняется упр. без амплитуды, спокойно касаясь ладонями рук до пола |
Таким образом, включение «особых» детей в общую среду, а именно, участие в массовых спортивных соревнованиях, решает ряд педагогических, воспитательных и социальных вопросов. Данная форма включения детей с ограниченными возможностями создает оптимальные условия для их успешной социализации, исключая дискриминацию и полностью стирая все границы, ведь самое главное —это создание «сплоченного общества, способного включить в себя «особых» детей и интегрировать в единое социальное целое».