«В слове мы – сто тысяч я!»

Тишкова Зинаида Михайловна

Мероприятие по поликультурному воспитанию, приуроченное к Международному месячнику школьных библиотек: «Объединяя культуры и сообщества». Был проведён в форме классного часа  для учащихся 4 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«В слове МЫ – сто тысяч Я!»

Мероприятие по поликультурному воспитанию, 4 класс.

Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся. 
Задачи:
1.Овладеть основами национальной культуры и приобщить учеников к истории разных народов.

2. Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.
3. Показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них – это личность; содействовать осознанию школьником своей уникальности.
4. Дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других; помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.
5. Расширить кругозор воспитанников.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентации PowerPoint, костюмы, карточки с названием стран.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на этом мероприятии, посвященном теме Международного месячника школьных библиотек: «Объединяя культуры и сообщества». Чтобы понять, о чем идет речь, мы должны разобраться с вами с термином толерантность. Вашему вниманию я представляю видеоролик под названием « Мы вместе», после внимательного просмотра которого вы мне должны ответить на вопрос: «Что такое  толерантность»?

Толера́нтность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, и обычаям.


- Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, цыгане, девочки, мальчики. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.
На нашей планете живут люди разных национальностей. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Сегодня мы поговорим на тему: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила». 


Упражнение «Самый главный человек».

Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке».
(Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)
Вывод – самый главный человек на земле это они сами.
Далее учитель задаёт вопросы:

Ребята,…
1. Поднимите руки – кто родился зимой…, весной и т.д.
2. Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…
3. Встаньте в шеренгу по росту (от самого маленького до самого высокого), по цвету волос (от самого тёмного до самого светлого).
Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?

Нас объединяет то, что- Все мы люди
Живем в одной стране, на одной планете
Живем в одном городе, республике
Учимся в одной школе, в одном классе
Занимаемся одним делом и проч., одинаковые по возрасту и прочее.
Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе.


1. Упражнение-приветствие.

Цель: 
• оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.

• познакомиться с приветствиями разных народов.


Учитель: раздает карточки с названиями стран и учащиеся здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран)
- объятие и троекратное целование поочередно в обе щеки (Россия); 
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); 
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция); 
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); 
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); 
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания); 
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); 
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); 
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

2.
Учитель: Наша страна очень огромна и многонациональна, богата и удивительна. В ней сосуществуют разные вероисповедания и разные национальности. Живут, дружат, помогают друг другу на протяжении многих веков. 
Ребята назовите известные вам национальности, живущие на планете.
Учащиеся называют известные им национальности (русские, белорусы, украинцы, узбеки, грузины, армяне, татары, якуты, осетины, молдоване и др.)
Учитель: посмотрите на слайд. Чем отличаются национальности друг от друга?
Учащиеся называют отличия.

3. Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Усачёва, а вы представьте себе главного героя.
У речки стоял удивительный домик,
В домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И Гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И Гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речку.
А в городе том не носили бород.
«Ха-ха, хи-хи-хи» - стал смеяться народ.
«Вот чучело» - каждый ему говорил.
И Гном испугался, и бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший Гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

Учитель: Почему люди отнеслись к нему так, а не иначе?
Как бы вы поступила в такой ситуации?
Учитель выслушивает ответы учащихся и делает выводы, которые дети записывают в тетрадь: каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек – личность, имеющая права и обязанности перед собой и другими людьми.
4.
Учитель: Ребята, а теперь давайте подумаем о Золотом правиле – «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».

Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?

Ученики: - так советуют вести себя родители и учителя. Если вести себя иначе, можно попасть в беду.

- если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.
- если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие.
- возможны другие варианты ответов.

5.Учитель: Давайте все вместе попробуем отгадать загадки разных народов мира.

Загадки народов мира

Маленькая печка с красными угольками

Армянская - Гранат
Никто не обижает, а ее все толкают (казах.). - дверь
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет (белорус.). - муха
На четырех парней одна шапка надета (башк.) - стол
Деревянная шея, железный клюв, кричит: «Тук-тук-тук!» (нанайская) – молоток

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто

Украинская - Барабан
Учитель: На нашей планете живут люди разных национальностей. Каждый народ славит и чтит свои традиции, обычаи, праздники, у каждого народа есть свои национальные костюмы, блюда, народные поэты и художники, у каждой национальности есть свой родной язык и даже президент, герб, флаг и гимн. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Мы с вами живем на большой-большой территории, которая правильно называется Российская Федерация, в которой живут много людей с разными национальностями

Учитель: 
Стихотворение С.Я Маршака «Всемирный хоровод» - читают дети.

1 ученик:
Стихи для ребят всех народов и стран: 
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских, 
Шведских, турецких, немецких, французских.
2 ученик:
Негров, чья родина – Африки берег; 
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать 
Надо, когда мы ложимся в кровать. 
3 ученик:
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян; 
4 ученик:
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.
Учитель: О чём это стихотворение?
Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом
Учитель: А почему они должны жить дружно?
Дети: Чтобы не было войны.

7. Упражнение «Дерево качеств нашего класса»

Цель: осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей и наличия объединяющего начала вопреки всем различиям.
Итак, мы говорим о том, что каждый человек неповторим, но в то же время есть нечто, что может объединять нас, таких непохожих. Сейчас каждый из вас получит два небольших листочка разного цвета- зеленого и оранжевого. Объясним значение каждого цвета:

зеленый – “как все”;
оранжевый – “как никто больше”.

Каждому ученику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом

• на листочке “как все” должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы.

• на листочке “как никто больше” написать свои уникальные черты характера, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно в вас.

На магнитной доске с помощью маркера рисуем ствол. Дерево можно назвать
«Качества нашего класса» После заполнения листочков всеми участниками просим каждого наклеить на дерево два листочка и озвучить оба качества. В результате на доске получается дерево с пышной кроной, состоящей из разноцветной листвы: зеленых листочков (сходств), которых столько же, сколько и оранжевых (отличий).

Вывод: каждый смог убедиться в том, что в классе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.

Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое “единство непохожих”, помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.


9. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Не оценивайте людей, а цените! 

Рефлексия. «Проблема на ладошке».

Заключительное слово учителя: Однажды Антуан де Сент - Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традиции и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что мы – люди этой планеты. Каждый из нас должен помнить - «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»!!! «Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян!
Спасибо за внимание, на этой ноте мы завершаем сегодняшний внеклассный урок.