"Молодёжь и церковь"

Тишкова Зинаида Михайловна

Выступление ученицы 10 кл. Шмаковой Д. на Владимирских духовных образовательных чтениях  по материалам исследовательской работы "Молодёжь и Церковь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОЛОДЕЖЬ И ЦЕРКОВЬ

 

«У нас нет альтернативы -

мы должны идти к молодежи»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В настоящее время Православная церковь оказывает существенное влияние на социальное и общественное развитие России, на обыденную жизнь её населения, в том числе и на молодое поколение.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна - от рождения до 20, лето - 20-40 - это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, 1- 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25.

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 35 лет включительно.

Именно в этот период происходит становление и формирование внутреннего мира юношей и девушек, которые ищут свой путь в жизни, борются с внутренними противоречиями, находятся в поиске смысла жизни.

Как строились взаимоотношения Церкви и молодёжи в разные исторические периоды? В советские годы Церковь не жила полноценной жизнью, а скорее выживала.  Основной целью атеистического государства  было не пустить в храмы молодых, образованных, деятельных христиан. Не было ни воскресных школ, ни молодежных групп, ни религиозных книг.

Как раз в те времена появляется стереотип, согласно которому Церковь существует, прежде всего, для пожилых людей. Такой стереотип существует и сейчас. Обычно те, кто его разделяет, говорят: Церковь — это место, куда приходят бабушки.

Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, православная вера дошла до нас. Но ни тогда, ни сейчас  Церковь не была местом только для пожилых людей. Напротив, в храмах можно увидеть много молодежи.

На сегодняшний день Русская Церковь уделяет молодым людям особое внимание. Рассмотрим на примере Тамбовской епархии, как Церковь взаимодействует с молодёжью.

Первичным звеном процесса православного образования и воспитания являются Воскресные школы в приходах и монастырях. В стране возрождение воскресных школ началось в конце прошлого века. Первая Воскресная школа в Тамбовской епархии открылась в 1990 году при Вознесенском женском монастыре областного центра. В настоящее время в митрополии действует 80 воскресных школ, в которых преподают около 300 педагогов, и обучаются более 3000 детей.

Тамбовская епархия ежегодно организует целый ряд конференций, форумов, встреч по разным направлениям деятельности. Более десяти лет регулярно проводятся Питиримовские  духовно - образовательные  чтения. В г. Мичуринске стало традицией проводить Владимирские духовные образовательные чтения, которые в этом году стали пятыми по счёту.  Цель чтений – обобщить опыт воспитания и образования молодого поколения в духе православных духовно-нравственных традиций.

Повсеместно в России действуют или только создаются молодёжные православные объединения, не стал исключением и город Тамбов. В 2011 г. диакон Александр Митянин  основал и возглавил Тамбовское молодёжное православное объединение. Эта организация возникла как волонтёрский отряд при молодёжном отделе епархии, а с течением времени обрела свой теперешний статус. Молодые люди в возрасте от 16 до 35 лет проводят просветительские лектории, раздают миссионерские листовки, убирают заброшенные могилы, устраивают молельные дома в сёлах области. Число участников объединения в последние годы колеблется от 50 до 80 человек, и, по словам диакона Митянина, интерес молодёжи стабильно возрастает.

Об активной деятельности Церкви в Тамбовской области в отношении молодёжи свидетельствует и тот факт, что 17 сентября 2017г. состоялся III православный молодёжный слет Мичуринской епархии. Слет собрал более ста ребят из разных районов Мичуринской епархии, а также из Тамбовской и Уваровской епархий и гостей из г.  Москвы.

Если говорить о современном этапе, то союз Церкви и молодёжи укрепляется, появляются новые формы взаимодействия. Это волонтерство, спортивные и культурно-спортивные патриотические лагеря. Сюда же можно отнести организацию различных строительных отрядов, молодежных групп по возрождению святынь. Ведение церковных блогов – это одна из новейших форм работы с молодежью.

Перспективное направление по работе Церкви с молодёжью – разработка и реализация инновационных проектов.  Например, проект по созданию координационных центров на базе федеральных округов,  проекты, связанные с образованием летних лагерей и лагерей на постоянной основе и проекты, связанные с образовательной площадкой для молодых людей, желающих получить богословское образование и др.

Изучение религиозности молодёжи

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии.

Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Объектом таких исследований как правило является молодежь, обучающаяся в различных учебных заведениях.

Соотнося результаты нескольких исследований, которые проходили в последние годы в России, социологи сделали вывод, что в среднем около 73% молодых людей считают себя православными.

Мне захотелось узнать, как относятся к религии молодые люди, обучающиеся в Никифоровской средней  школе №2, считают ли они себя верующими и православными людьми.  Конечно, моё исследование не столь грандиозное, и проводилось оно только среди старшеклассников одной школы, но тем не менее по результатам можно будет сделать определённые выводы.

Объект моего исследования - учащиеся 9-11 классов Никифоровской СОШ №2. Цель исследования - изучение религиозности молодежи. В ходе анкетирования предстояло выявить процент верующей молодежи, причисляющей себя к православной вере, также изучить отношение молодых людей к религиозным нормам, обрядам, к представителям других вероисповеданий, к деятельности различных западных и восточных культов, узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить на их взгляд,  и другие вопросы.

В исследовании был использован письменный вид опроса – анкетирование, так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности и позволяет собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.  В опросе участвовало 50 старшеклассников в возрасте 15-18 лет.

Итак, каждому респонденту была дана анкета с 25 вопросами и вариантами ответов к ним. На большинство вопросов имелся только один вариант ответа, но были вопросы с выбором нескольких ответов.

Выводы.

На вопросы анкеты ответили 18 юношей и 32 девушки в возрасте 15-18 лет, все они по национальности – русские.

По результатам проведённого  исследования можно сделать следующие выводы.

78% опрошенных (39 чел.)  считают себя верующими людьми,

как следствие, 82% опрошенных верят в бессмертие души или не исключают такую возможность.  

82% респондентов (41 чел.) отметили, что они – православные, а  12% опрошенных (6 чел.)  не выбрали ни одного из предложенных вероисповеданий и написали, что они - атеисты.

Церковь посещают почти все опрошенные, хотя с  сразной активностью. Только 3 человека из   50  ведут активную религиозную жизнь, т.е. посещают церковь по всем православным праздникам или 2-3 раза в месяц. Более половины молодых людей (26 чел.), участвующих в опросе,  бывают в храме 2-3 раза в год, 19 человек также посещают церковь, но гораздо реже, а 2 человека ответили, что никогда не были в храме.

Достаточно высокие показатели отнесения себя к верующим людям подтверждаются отношением молодёжи к православным праздникам. Так, только 9  респондентов (18%) не отмечают православные праздники, а 41 человек (82%)  положительно ответили на этот вопрос.

Большинство опрошенных  (95%) отметили, что они совершали  православные обряды: крещение, исповедь, причастие, соборование. Лишь 4 человека из 50  не совершали никаких обрядов.  

На вопрос о том, какие православные обряды они хотели бы совершить, самое большое количество молодых людей  (42%) ответили, что хотели бы венчаться, и это были в основном девушки. Большинство опрошенных отметили, что хотели бы совершить обряды  исповеди, причастия, крещения.

Все участники анкетирования (включая 6 человек, назвавших себя атеистами) ответили, что дома из предметов культа имеют больше всего икон и образов.  Кроме этого отмечали распятие, лампадки и библию.

Как показало исследование, около четверти  респондентов (12 чел.) посещают Воскресную школу, действующую при храме Иоанна Богослова в р.п. Дмитриевка.  Есть надежда, что в будущем число воспитанников Воскресной школы в нашем посёлке будет расти, так как в скором времени занятия детей будут проводиться в новом храме, строительство которого идёт к завершению. Про себя могу сказать, что я посещаю Воскресную школу при храме в р.п. Дмитриевка уже 6 лет.

Возможно, что следующий вопрос «Приобретаете и читаете ли вы религиозную литературу?»   взаимосвязан с предыдущим, так как 14 человек из 50 опрошенных подтвердили,  что они делают это.  Большая часть (72%) опрошенных отрицательно ответили на этот вопрос.

30 человек из 50 затруднились ответить на вопрос о том, как оценивать деятельность западных и восточных культов и объединений, появившихся в последние годы в России. Возможно, что опрашиваемые не знают о наличии  таких объединений в стране.  Почти третья часть (16 чел.) молодых людей считает их деятельность нейтральной,  4 респондента признают её вредной, а полезной не считает никто.  

8 респондентов считают, что церковь нуждается в реформировании:  из них 7 человек предлагают сделать её более демократичной, 1 – лишить её привилегий. 15 человек ответили, что ничего менять не нужно, а почти половина опрошенных затруднилась ответить на данный вопрос.

Хотя большинство молодых людей считают себя верующими, в трудной ситуации к священнику будут  обращаться только 5 человек, что составляет 10%.  33 человека (66%) из числа анкетируемых ответили, что в трудной ситуации обратятся за помощью к родителям, 16 человек  (32%)  - к  друзьям, 13 респондентов предпочтут действовать самостоятельно (26%).

С утверждением, что наука может полностью заменить религию,  не согласна большая часть опрошенных, а именно 28 респондентов или 56%; согласны с этим утверждением только 9 человек, ещё 13 человек затруднились ответить на этот вопрос.

Третья часть (17 чел. или 34%) молодых людей не увлекаются нетрадиционными науками, а 12 опрошенных или 24%  прислушиваются к советам  астрологов  и парапсихологов. У остальных респондентов данный вопрос вызвал затруднение.

Как уже было сказано ранее, 82% респондентов  считают себя православными,  и этот показатель выше, чем средний по России, полученный по результатам нескольких последних исследований, который составляет  около 73%.

Можно предположить, что высокий процент православной молодёжи достигнут также благодаря тому, что в Никифоровской СОШ №2 вот уже 6 лет действует муниципальный Центр духовно-нравственного воспитания «Восхождение». На базе нашей школы проводятся различные мероприятия духовно-нравственного и патриотического содержания: семинары, фестивали, конкурсы.  Ежегодно в школе проводятся благотворительные ярмарки, вырученные средства от которых поступают на строительство нового храма в р.п. Дмитриевка и на лечение тяжелобольных детей. Особенно любима всеми ярмарка «Вкуснотеево» на Масленичной неделе. Из дома ученики приносят выпечку: блины, пирожки, торты, кондитерские изделия, и всё это успешно  продаётся. Эта акция не только для учеников, но и для родителей, которые тоже вносят свою лепту в это общее благотворительное дело. Таким образом происходит взаимодействие школы, семьи и церкви, укрепляется их союз.   Суммы от проведения благотворительных ярмарок и акций получаются внушительные – от 20 до 40 тысяч рублей.

В последние годы стали традиционными встречи выпускников перед завершением учебного года со священнослужителями, где совершается молебен, и каждый ученик получает благословение на успешную сдачу экзаменов. На торжественную линейку  в школе 1 сентября приглашается священнослужитель, и это тоже стало доброй традицией.  

Я считаю, что все эти мероприятия способствуют укреплению веры молодых людей, оказывают благотворное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности.

Заключение.

Церковь может во многом помочь молодому человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека.  Церковь ведет человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.

При этом Церковь не заставляет молодого человека уходить от мира, порывать с миром, не призывает всех молодых людей становиться монахами. Церковь призывает молодого человека жить в этом мире, быть частью этого мира, но в то же время, как говорит Христос, быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5. 13–14), то есть, находясь в миру, жить теми высокими ценностными ориентирами, которые проистекают из Евангелия и из учения Церкви. Это нелегкая задача, требующая смелости, мужества, решимости, но самое главное - целеустремленности. Если целеустремленность есть, все остальное приложится.

Шмакова Дарья, ученица 10 кл.

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»