Читательская конференция по рассказу В. Осеевой "Бабка"

Тишкова Зинаида Михайловна

ЧК по рассказу В. Осеевой "Бабка" приурочена к Дню матери и ориентирована на учащихся 3-х - 4-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий читательской конференции по рассказу В. Осеевой «Бабка»

Тишкова З.М., педагог-библиотекарь

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Цель:

- Развивать и воспитывать такие качества как любовь к ближнему, уважение и сострадание, забота о пожилых людях;

- формировать стремление к нравственному самосовершенствованию;

- способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование:

  • рассказы В. Осеевой «Бабка»
  • сердечки
  • мультимедийный проектор, экран
  • презентация к читательской конференции.

Библиотекарь:

В конце третьего осеннего месяца  в нашей стране отмечается  День матери.  Этот праздник был введён в нашей стране указом Президента в 1997 году, и с 1998 года День матери празднуется в последнее воскресенье ноября.  Это своеобразный день благодарения, выражения любви и уважения мамам, которые подарили нам жизнь, ласку и заботу, согрели своей любовью.

Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов:.

Ребята, как вы думаете, какое общее значение иностранных слов, которые я сейчас назову, в переводе на русский язык? По-английски это слово  звучит «грэндмазер» или «грэн», по-немецки – «гросмюттерхен»; по-французски – «гран-мер».

Это мамы наших мам, то есть бабушки. Трудно себе представить российскую семью без бабушки. Она принимает активное участие в жизни своих детей и внуков.

Сегодняшнее мероприятие – читательская конференция – посвящено бабушкам, которые любят вас не меньше ваших мам, и даже считается, что бабушки внуков любят больше, чем своих собственных детей.

Что же такое – читательская конференция?

Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие.

На уроках литературного чтения вы учитесь размышлять над поступками литературных героев и своими собственными, учитесь понимать друг друга, быть внимательными и добрыми к людям.

Задуматься над многими вопросами заставит нас главная героиня из рассказа В. Осеевой «Бабка». Вы все прочитали этот рассказ, и я думаю, что он произвёл на вас неизгладимое впечатление и  никого не оставил равнодушным.

Немного об авторе

Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени. Родилась в 1902 году в городе Киев. Отец – инженер, мать – работница типографии.  В детстве девочка все принимала близко к сердцу, сочувствовала окружающим людям. Валентина Александровна мечтала стать великой актрисой. Девушка даже поступила в киевский институт на драматический факультет. К большому сожалению, Валентине не удалось закончить учебное заведение из-за переезда в другой город.

Валентина Осеева уже была замужем и имела собственного ребёнка, когда в какой то момент поняла, что хочет помогать детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Приблизительно шестнадцать лет Валентина посветила себя воспитанию таких детишек. Именно любовь к детям привела ее в детскую литературу.

В свободное время Осеева писала сказки, придумывала на ходу различные истории. Детям, с которыми она работала, очень нравилось творчество Валентины Александровны. По многочисленным просьбам детей Осеева решила отнести один из рассказов в местную газету. Его приняли и напечатали. Это приятное событие в жизни Валентины Александровны не только порадовало воспитанников, но и стало началом её литературной деятельности.

В конце 30-х годов выпушен первый рассказ Валентины Александровны «Гришка». Спустя три года была издана ещё одна книга, а через недолгое время в свет вышли несколько сборников детских рассказов и стихотворений. Это лишь малая часть того, что написала советская писательница Валентина Александровна.

Писательница пыталась научить детишек честности, справедливости, доброте и, конечно же, щедрости своими рассказами. В наши дни рассказы Валентины Александровны Осеевой не потеряли своей актуальности. Сборники её произведений переиздаются.

Библиотекарь: Итак, открываем нашу читательскую конференцию.

«Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. ….
Вот так начинается рассказ «Бабка».

1. Кто, как вы думаете, главная героиня? А о чем может быть рассказ с таким названием?
Ответы детей:

Бабка – главная героиня рассказа.


2. Чьи судьбы тесно переплетены в этом произведении?
Как они относятся к бабке?
Ответы:

Дочка, зять, бабушка и Борька.  К бабке относятся неуважительно.


3. Где спала бабка?
Как вы думаете, почему она всю ночь тяжело ворочалась?

Ответы детей:
Спала на сундуке. Спать было неудобно

4. Как бабка обращалась к зятю? К Борьке?

Ответы детей:

К зятю – Петруша. Да вот они, Петруша, на самом виду.
Борьке – голубчик, батюшка мой, Борюшка. - Вставай, батюшка мой, в школу пора! Все хорошо, Борюшка. Так-то, Борюшка, голубчик.

5. Как относится бабка к своим близким?
Ответы детей:  

С любовью, к празднику всем дарила подарки.


6. Какую работу выполняла бабка в доме?

Ответы детей.
Чистила, мыла, варила, вязала…

7. Ценили ли, уважали ли в доме бабушку?

Ответы детей:
Нет, не ценили, не уважали.
- Зять: - Всю квартиру собой заполонила!..
Зажилась на свете, в инвалидном доме ей место.
А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
- Дочь: Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.
- Борька: Бабка, поесть!
Бабка, не мешай

Библиотекарь: Бабка была неграмотной. Давайте вспомним как Борька учил её грамоте.

Ответы детей: (читают отрывок из рассказа).


Библиотекарь: Несмотря на то, что бабка была неграмотной (даже не знала букв) ее речь была мудрой, понятной, красивой. Она к месту употребляла в речи прибаутки, пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Давайте вспомним некоторые выражения бабушки.  

Ответы детей:

Большой дождь и тот в земле ямки роет

Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать.

Тёмный человек глух и нем

Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

Чей род — того и рот

8. В какие моменты Борька чувствовал бабку своим близким человеком? Чей род — того и рот

Ответы детей:

После того, как бабка покормит Борьку обедом, он охотно делился с ней школьными новостями.
Как вы думаете, почему это происходило?

Библиотекарь: В жизни бывают разные ситуации в взаимоотношениях в семье между бабушками и внуками и другими членами семьи. Сейчас вы увидите инсценировки некоторых моментов рассказа.

Дети показывают сценку, когда к Борьке приходит товарищ.


9. Скажите, пожалуйста, обидно было бабке слышать, что с ней можно не здороваться? Подтвердите текстом.

Ответы детей: «Обидеть, что ударить…»


10. Что изменилось после посещения товарища?

Ответы детей:
Борька стал задумываться над тем, как они относятся к бабке. Спрашивал: «Обижаем мы тебя?»

11. Что Борька сказал родителям?

Ответы детей:
«Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех-никто о ней не заботится»

Что имеет в виду бабка, говоря дочери «Я свое отжила….»
Ответы детей:

Что с ними может произойти то же самое, т.е. Борька, глядя на их отношение к бабке, будет поступать также с ними.

12. Как объясняет бабка внуку, откуда у нее столько морщин?
Ответы детей:
«Большой дождь и тот в земле ямки роет». У бабки было много горя в жизни, и все переживания оставляли следы на лице в виде морщин.

13. Почему, когда в доме бывали гости, зять и дочь сами подавали на стол?
Ответы детей:

«Чтоб люди плохого не подумали»
Понимали они, что на самом деле очень плохо обращаются с бабкой.

14. Как Борька стал относиться к родителям?
Ответы детей:

«В Борьке шевелилось раздражение против родителей…»
«Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»
Почему появилось это раздражение?

Ответы детей:

Он видел, что родители ведут себя неправильно по отношению к бабушке.

Тот ли Борька перед нами, который был в начале рассказа?
Ответы детей:

Лучшие качества бабушки, как зернышки, постепенно прорастают в душе мальчика.

15. Как умерла бабушка?  

Ответы детей:

Умерла, сидя в кресле за вязанием, она ждала Борьку из школы.

16. Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?
Ответы детей:

В ней лежали связанные и сшитые бабкой вещи для родных. Все это было аккуратно сложено и подписано с большой любовью.

«В нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери….
Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? 

Ответы детей:

К близким людям.

17. А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
Почему?  

Ответы детей:

Он не найдет там поддержки, не найдет понимания…Ему жалко бабку…

Библиотекарь: Как вы понимаете вот это предложение:
«Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина».
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Почему на коленках глина?
 Ответы детей:

Борька был на могиле бабушки. Он стоял на коленях.
Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? 

Ответы детей:  Когда просит прощения.

У кого просит прощение Борька? 

Ответы детей: У бабки.
Горько и больно Борьке, потому что его прощение запоздалое.

18. А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?
Ответы детей:

Конечно, любил…Только не задумывался о том, что однажды ее не станет…

19. Стал Борька другим после смерти бабушки? 

Ответы детей:

Борька раскаялся в том, как он относился к бабке.

20. А если бы Борька не изменился, какая старость могла бы ожидать его родителей?
Ответы детей:

Он мог бы также относиться к ним, как они к бабке.

20.  Чему учит нас эта книга?
Ответы детей:

 Добру, любви к ближнему, уважения к пожилым людям.

21. О чем рассказ В.Осеевой «Бабка»?
Ответы детей:

Как важно успеть при жизни попросить прощения, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Очень важно помнить, что наши родные близкие люди не вечны.
К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой «Бабка» спохватились слишком поздно.

Библиотекарь: Можем ли мы с вами добавить радости и теплоты в жизнь ваших бабушек? Каким образом?

Рассказывают дети.

Библиотекарь: Ребята, я хочу подарить каждому из вас вот такие сердечки-открытки. Напишите в них слова любви и признательности и подарите вашим бабушкам. Им будет очень приятно. Любите, цените ваших мам  и бабушек, заботьтесь о них и почаще говорите им добрые и ласковые слова.


Библиотекарь: Спасибо за участие в нашей конференции!