Читательская конференция по рассказу "Бабка" В. Осеевой
Презентация создана для ЧК по рассказу В. Осеевой "Бабка" с целью сделать мероприятие более интересным и красочным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательская конференция - Бабка - В. Осеева | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом… Вот так начинается рассказ «Бабка».
Чьи судьбы тесно переплетены в этом произведении? Где спала бабка? Как бабка обращалась к зятю? К Борьке ? Как относится бабка к своим близким ? Какую работу выполняла бабка в доме ?
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой : — Так-то, голубчики мои… Не просто, не просто жить на свете!
- Зять: - Всю квартиру собой заполонила!.. Зажилась на свете, в инвалидном доме ей место. - Дочь: Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься. - Борька: Бабка, поесть! Бабка, не мешай! Ценили ли, уважали ли в доме бабушку ?
Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» « Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька. «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!» Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка…»
После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила: — Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка . — «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая! — Да что ж, коли не умею я. Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца. — Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку! Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки. — Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь. — Все как-то явственней в них, Борюшка . Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак. — Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька . — Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак .
Большой дождь и тот в земле ямки роет Что убьете, то не вернете . Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает . Тёмный человек глух и нем Чей род — того и рот Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить.
В какие моменты Борька чувствовал бабку своим близким человеком? Как вы думаете, почему это происходило ?
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал : — Бабка, поесть! Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: — Все хорошо, Борюшка : и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.
Что изменилось после посещения товарища? Скажите, пожалуйста, обидно было бабке слышать , что с ней можно не здороваться? Что Борька сказал родителям? Как объясняет бабка внуку, откуда у нее столько морщин ?
Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами. «Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет ».
Как Борька стал относиться к родителям ? Почему, когда в доме бывали гости, зять и дочь сами подавали на стол ? Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?
Борька вдруг побледнел, вырвал у отца пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке ». В букве «ш» было четыре палочки. «Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока. Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора … А куда идет Борька: к дому или от дома?
Как вы понимаете вот это предложение: “Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”. Что автор хотел сказать нам этой строкой? Почему на коленках глина? А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку ? Стал Борька другим после смерти бабушки? А если бы Борька не изменился, какая старость могла бы ожидать его родителей ? Чему учит нас эта книга О чем рассказ В.Осеевой «Бабка»?
БАБКА Читательская конференция В.Осеева
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!