ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО МОЛОДЕЖЬЮ КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ)

Василенко Ульяна Владимировна

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО МОЛОДЕЖЬЮ КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuragina_vasilenko_2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК - 377.5

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО МОЛОДЕЖЬЮ КОНТЕНТА В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ)

Курагина О.В.,

Сибирский государственный педагогический университет,

Г.Омск

Василенко У.В.

МБОУ «Белоусовская школа»

Г.Балашиха

Интернет более не входит активно в нашу жизнь. Он достаточно давно вошел в нее, и занимает значительное место. Интернет, прежде всего, является носителем и средством распространения информации. И информация эта весьма разнообразна. Часть её служит позитивным, общественно и культурно значимым целям, но весьма обширная часть не является конструктивной или социально одобряемой.

Повсеместное внедрение в жизнь повлекло появление новых ниш для маркетинга и даже появление новых профессий, таких как блогер, тартеготолог, контент-менеджер и прочие.

Также Интернет достаточно успешно и активно используется людьми для установления и поддержания социальных связей, особенно это актуально при большой географической удаленности пользователей Интернета друг от друга. Для этих целей эффективно используются социальные сети.

Изначально этот термин был введен английским социологом Дж. Барнсом в 1953 году, и его значение сильно отличалось от того, которое активно используется в нынешнее время, к Интернету оно не имело никакого отношения.

В социологии под социальной сетью понимают социальную структуру, состоящую из множества агентов (индивидуальных или коллективных) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами) [1].

В своей работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», Барнс пришел к выводу, что размер социальной сети вокруг одного индивида составляет примерно 150 человек.

Применительно к Интернету понятие «социальная сеть» впервые использовал Тим О’Рейли — основоположник концепции Web 2.0 в 2005 году, в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» [4].

Первая социальная онлайн-сеть Classmates.com появилась в 1995 году в США. В начале 2000-х годов были запущены MySpace, LinkedIn и Facebook, которые и положили начало массовому увлечению социальными сетями. В Рунете социальные сети начали завоевывать популярность с 2006 года, когда появились такие социальные сети как odnoklassniki.ru и vkontakte.com.

Повсеместное вхождение в жизнь Интернета и социальных сетей неизменно влечет за собой появление специфических терминов в лексиконе.

Слово content было заимствовано из английского языка в 90-х годах XX века, и переводится оно как «содержимое», «сущность», «объем» (в зависимости от контекста).

Ну, а если использовать его применительно к нашему времени, то контент — это информация, которая содержится на сайтах или приложениях вашего мобильного телефона. Если говорить другими словами, то это информационное наполнение чего-либо (содержание).

Таким образом, под понятие «контент» попадает все, что несет в себе информацию (текстовую или визуальную). Это может быть текст, видео, аудио, инфографика, фотографии (или какие-то другие изображения).

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения  (ВЦИОМ), проведенного 28 января 2019 года с школьниками 14-17 лет, подавляющее большинство (98%) отметили, что пользуются интернетом ежедневно. [3]

Таким образом, по результатам опроса ВЦИОМ становится очевидно, что большая часть старших школьников пользуется не только Интернетом, но и социальными сетями, фактически, ежедневно, уделяя большую часть своего свободного времени именно этому виду досуга.

Опрос, который был проведен в МБОУ «Белоусовская школа» города Балашиха Московской области в марте 2019 года, показал почти идентичные результаты. В опросе приняли участие школьники 5-11 классов в количестве 213 человек. Опрос был проведен с помощью онлайн-формы Google.

Таблица 1. Ответы старших школьников

на вопрос о частоте пользования Интернетом

Пользуетесь ли Вы Интернетом, и если да, то как часто?

%

Провожу в Интернете более 4 часов ежедневно

79

Пользуюсь Интернетом ежедневно, менее 4 часов в день

20

Несколько раз в неделю

1

Эпизодически, но не реже 1 раза в месяц

0

Не пользуюсь Интернетом

Все опрошенные используют Интернет, как минимум раз в неделю. Большинство – ежедневно. Таким образом, можно констатировать, что Интернет является неотъемлемой частью жизни старших школьников. Рассмотрим результаты вопроса о частоте использования социальных сетей (таблица 2).

Таблица 2. Ответы старших школьников

на вопрос о частоте пользования социальных сетей

Пользуетесь ли Вы социальными сетями? И если да, то как часто?

%

Ежедневно/ практически ежедневно

87

Несколько раз в неделю

9

Раз в неделю и реже, но чаще чем раз в месяц

3

Раз в месяц и реже

0

Нет, не пользуюсь

1

Как видно из таблицы 2, социальными сетями пользуются почти все пользователи Интернета среди старших школьников.

Рассмотрим результаты открытого вопроса о контенте в Интернете, которому уделяют внимание старшие школьники (таблица 3).

Таблица 3. Ответы старших школьников

на вопрос о предпочитаемом виде контента

Какой информации Вы уделяете время в Интернете?

%

Смешные короткие видео

81

Обучающие видео, статьи

48

Обзоры товаров и брендов

33

Упражнения

21

Еда и рецепты

18

Как видно из таблицы 3, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа. По результатам, становится очевидно, что прежде всего, интересы старших школьников сосредоточены на развлечениях. Также, хоть и в меньшей мере, но просматривают обучающие видео и статьи. Рецепты и информация об упражнениях востребована старшими школьниками, фактически, на одном и том же уровне. Средний уровень интереса вызывают у старших школьников обзоры товаров и брендов. Вероятно, общественное мнение имеет большую значимость для старших школьников, а бренды являются показателем качества.

Очевидно, что такое объем внимания и времени, который вкладывают старшие школьники в социальные сети, влияет на социализацию. Общение нынешних старших школьников в большой степени протекает в виртуальном пространстве. Детям сложно прочувствовать грань между виртуальным и реальным миром. Виртуальное пространство привлекает подростков возможностью проявить себя и показать сверстникам. При этом  возможность понести реальную ответственность за распространение недостоверной информацию, искажение данных или распространение личной информации и нарушение тайны переписки гораздо меньше, чем за те же поступки в невиртуальном пространстве. Поэтому зачастую общение и активность перетекают из реального мира в виртуальный, и виртуальный становится ведущим, диктуя свои правила и возникшие паттерны поведения реальному миру школьников.

Резюмируя всё вышесказанное, необходимо отметить, что Интернет, как и социальные сети, стали неотъемлемой частью жизни нынешних старших школьников. Прежде всего, старшие школьники предпочитают контент развлекательного характера. Однако, интерес у них вызывает и познавательная информация. Нередко и учителя становятся частью этого виртуального мира. И воздействие учителей в рамках виртуального мира, выбор позитивного, социально одобряемого контента в социальных сетях может быть одним из крайне эффективных инструментов воздействия на школьников для воспитательных и обучающих целей.

1. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010. 228 c

2. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках// Вестник СПбГУ. Сер.9.2014.Вып.1. с 254-257

3. Подросток в социальной сети: норма жизни – или сигнал опасности? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9587 Дата обращения: 6.03.2019 г.

4. O'Reilly Tim What Is Web 2.0 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 28.02.2019).