История отечественной системы профессионального образования в сфере физической культуры.
Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_otechestvennoy_sistemy_professionalnogo_obrazovaniya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История отечественной системы профессионального образования
в сфере физической культуры.
Введение.
Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.
Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма, психики, статус человека.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
В России во второй половине XIX века как в открытых, так и в закрытых школах и учебных заведениях как такового предмета "физическая культура" не велось. А если уделяли этому внимание, то руководство этим делом предоставлялось лицам, невежественным в области физической культуры. Без соответствующей подготовки специалистов невозможно было должным образом поднять физическое образование и воспитание в семье, школе и в целом в стране. Но тем не менее ошибкой было бы считать, что физическому воспитанию не уделялось внимания.
В качестве примера рассмотрим «Физическое воспитание в Смольном институте благородных девиц».
Основатель Института И.И. Бецкой отмечал в Уставе «Четыре стороны воспитания»:
- Физическую,
- физико – моральную (трудолюбие, игры),
- мораль,
- учение.
Очевидно, что именно физическому воспитанию уделялось много внимания.
Это было особенно необычайно для девочек, обычно внимание уделялось гигиене,
а не физическому воспитанию.
Гимнастика: Два раза в неделю с 19 в.
Снимали формы и одевали специальные платья.
В систему упражнений входило беганье, прыганье через шнур, хождение по бревну с тяжестью в руках. С 1840 года была введена врачебная гимнастика.
С 1868 г. введена лечебная гимнастика по проекту доктора Клевезаля. С 1911 года была введена ежедневная утренняя гимнастика, в том числе упражнения с палками, хождение по брусу.
Два раза в неделю – гимнастика под музыку. Лечебная гимнастика – дополнительно.
1
Прогулки: С 7.30 утра и после второго завтрака с 11.30 до 13.00. Гуляли в любую погоду. В 1865 г. была построена крытая галерея для прогулок в ненастную погоду.
Летом на воздухе играли в подвижные игры – серсо, теннис, крокет, качели, сетка для прыганья. Летом на Неве устраивались купальни, катались на лодках.
Зимой заливали в саду ледяные горы, катались на коньках, финских санях, катались
на лыжах.
Игры: В Смольном институте был специальный рекреационный зал, где стояли горки.
Девочки играли в мяч, в верёвочку.
Для молодых людей, обучавшихся в кадетских корпусах и военных гимназиях
главным средством физического воспитания являлись гимнастика, штыковой бой (фехтование, рубка), плавание, а также спортивные игры.
Гимнастика прочно вошла в учебную программу военных гимназий, фехтование и верховая езда стали составлять важный раздел военно-служебной подготовки в военных и юнкерских училищах.
Из воспоминаний генерал-адъютанта А.Н. Куропаткина видно, что, будучи военным министром, он много внимания уделял подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях, способствовал открытию школ и курсов, осуществлявших подготовку квалифицированных специалистов по гимнастике и фехтованию.
А.Д. Бутовский ратовал за создание специального учебного заведения по подготовке специалистов для обучения гимнастике, фехтованию и плаванию, считал физическое воспитание органической частью воспитания в широком смысле слова.
При участии А. Д. Бутовского создавались многие инструкции, положения и программы по физической подготовке в военных учебных заведениях. Он руководил курсами, на которых офицеры учились гимнастике, преподавал историю и методику физических упражнений. Им были разработаны методические указания для обучения общеразвивающим и прикладным физическим упражнениям. А.Д. Бутовский подробно проанализировал различные гимнастические школы, сделав вывод, что Россия, взяв все самое лучшее, должна выработать свою систему физического воспитания. Этот незаурядный человек активно участвовал в международном олимпийском движении, был членом Международного олимпийского комитета и лично знал П. де Кубертена.
Им составлена «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях.» - СПб., 1889; «Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. - СПб.», 1890 и др.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Алексей Дмитриевич Бутовский (1838 — 1917) — русский генерал, педагог и спортивный функционер, один из учредителей и член Международного олимпийского комитета (МОК) (1894 — 1900).
2
К 1915 г. в России были сформированы три разновидности учебных заведений по подготовке специалистов физкультурного направления:
1.Гражданские учебные заведения: курсы П.Ф. Лесгафта, факультет физического образования при Александровском университете в Гельсингфорсе, годичные курсы учителей гимнастики Министерства народного просвещения в учебных округах, гимнастическое отделение при Николаевском женском профессиональном училище в Москве, двухмесячные курсы при учебных округах.
2.Учебные заведения Военного ведомства: главная гимнастическо-фехтовальная школа, окружные гимнастическо-фехтовальные школы и курсы, курсы при гимнастическо-фехтовальном зале Петроградского военного округа; курсы физического образования ГУВУЗа, курсы при фехтовально-гимнастическом зале Варшавского военного округа.
3.Частные учебные заведения: женские курсы – врача Е.Н. Залесовой, Эйторна, Розовой-Протопоповой, Остроумовой.
3
Основная часть.
Историческими предпосылками становления и развития высшего физкультурного образования в России во второй половине XIX - начале XXI вв. являются идеи зарубежных и отечественных ученых всех времен о пользе занятий физическими упражнениями, играми для укрепления здоровья и повышения природных данных; военно-физическая подготовка молодежи; народные игры и праздники; формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем; возникновение сопутствующих реформаторских тенденций - филантропизма и так называемого нового воспитания, которые придали идеям физического воспитания системный характер.
Можно выделить четыре этапа становления и развития высшего физкультурного образования:
Первый этап (ранний) — с середины до конца XIX века, характеризующийся развитием в военных учебных заведениях курсов по подготовке фехтовально-гимнастических кадров в Петербурге. В 1896 году П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры.
Второй этап (дореволюционный) — начало XX в. В 1909 году открылась Петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах и клубах.
Третий этап (советский) — с 1917 по 1990 гг. В СССР специализированные физкультурно-спортивные педагогические вузы были созданы уже в первые годы Советской власти - в 1918 году в Москве (Государственный центральный институт физической культуры) и в 1919 году в Петрограде (Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта). Основные организационные формы, структура и методика профессиональной подготовки специалистов сложились к концу 30-х — началу 40-х гг. XX столетия. Процесс этот стимулировался выделением в 1934 году в старейшем вузе страны — ИФКе им. П.Ф. Лесгафта — спортивно-педагогических выпускающих кафедр в самостоятельные структурные подразделения. Основное учебное время (около 75%) отводилось практическим занятиям. Традиционно в вузах физической культуры много времени уделялось учебно-тренировочному процессу.
Четвертый этап (современный — конец XX— начало XXI века). Данный период характеризуется развитием сети высших образовательных учреждений по подготовке кадров для работы в области физкультуры и спорта. Открываются новые факультеты, создаются филиалы существующих физкультурных институтов и академий; усиливается научное исследование в области физкультуры и спорта; уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы физкультурных вузов. Наблюдаются и отрицательные тенденции, например, многие выпускники не работают по своей специальности, уезжают работать за границу, недостаточно финансируются исследования в области физиологии и спортивной медицины.
4
Идея правильности физического воспитания подрастающего поколения получила в 90-е годы XIX в. широкое распространение в России. Среди представителей передовой русской интеллигенции - врачей, педагогов, общественных деятелей - было немало людей, стремившихся поставить дело физического воспитания на научную основу, и одной из ярких личностей того времени был П.Ф.Лесгафт, а местом претворения его идей стал Санкт- Петербург.
Существует предание, что в 1896 г., в год утверждения царским правительством курсов руководительниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое высшее учебное заведение в России в сфере физической культуры), Петр Францевич Лесгафт, находясь в кругу своих слушательниц, как будто вглядываясь в будущее, мечтательно произнес: "Я верю, что пройдет 100 лет и в России будет создана академия по подготовке специалистов в области физкультурного образования".
Эти пророческие слова П.Ф.Лесгафта за три года до столетия института стали реальностью. Решением Правительства России от 11 июня 1993 г. институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.
В учебных заведениях дореволюционной России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия по физическому воспитанию строились по методу Сокольской гимнастики. В некоторых школах преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпускницы курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.
В 1893 г. ученик П.Ф.Лесгафта, сын сибирского золотопромышленника И. М. Сибиряков подарил своему учителю большой дом в центре города и 200 тысяч рублей на создание самостоятельного научного центра. В кратчайшие сроки на эти средства была оборудована биологическая лаборатория, помещения, кабинеты, клиники, операционные и богатейшие музеи которой стали реальной базой для работы высшего учебного заведения по физическому воспитанию, за открытие которого активно боролось Общество содействия физическому развитию, также возглавляемое П.Ф.Лесгафтом.
Разрешение на открытие Временных курсов для приготовления руководительниц физического воспитания и игр было получено в 1896 г.
Именно эта дата стала годом отсчета со дня основания института, а в дальнейшем Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.
1896 г. вошел в историю и потому, что в столице Греции Афинах в этом году были проведены первые Летние Олимпийские игры современности. Тем самым волею судьбы в одном году свершилось два важных события, которые в дальнейшем будут взаимодействовать.
С 1897 г. Курсы Лесгафта стали называться "Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования". Оглядываясь назад, мы теперь вправе сказать, что в 1893 г. в России начал функционировать первый научно-исследовательский институт по физическому образованию, тоже скромно называвший себя Курсами П.Ф.Лесгафта.
В 1905 г. курсы были преобразованы в Вольную Высшую Школу (ВВШ).
К П.Ф. Лесгафту приезжали учиться со всех уголков российской империи: Украины, Кавказа, Беларуси, Финляндии, Средней Азии, Польши.
Учебное заведение было общественным и демократичным, в нем обучались люди различного вероисповедания, имущественного ценза, социального положения.
5
Вся жизнь самого педагога-ученого, его взгляды и поступки, были сформулированы в жизненном кредо Лесгафта – «никогда и ни в чем не допускать насилия». Позже, советский физиолог Л.А. Орбели назовет систему физического воспитания П.Ф. Лесгафта «очеловеченной гимнастикой», а за выдающиеся заслуги ученого первый советский специальный вуз будет носить его имя. Свою теорию физического воспитания П.Ф. Лесгафт изложил в труде «Руководство по физическому воспитанию и образованию детей школьного возраста» (1888 г.). В этой книге он раскрыл принцип научной обоснованности физического воспитания на базе используемых обязательно педагогических, психологических, медико-биологических методов исследования; разработал принципы и подходы профессиональной подготовки специалистов; обосновал возрастные подходы; представил классификацию физических упражнений. А также установил и обосновал связь физического и умственного развития; показал важную роль двигательных действий во всех сферах жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, культурной).
Историческое значение П.Ф.Лесгафта - ученого, анатома и педагога, основоположника функционального направления в анатомии и создателя науки о физическом воспитании, состоит в том, что им была сформулирована и практически стала воплощаться в жизнь задача огромной важности - подготовка педагогических кадров на научных основах физического воспитания и образования. П.Ф.Лесгафт видел в умственном и физическом образовании главную цель школы. Целеустремленно и в соответствии с педагогическими требованиями осуществленное умственное и физическое образование приводит к нравственному и эстетическому развитию молодежи, помогает ей выбрать профессию.
В обращении к наследию ученого мы видим источник неиспользованных возможностей реализации физкультурного образования в современных условиях.
В учебном плане, рассчитанном на трехлетний срок обучения, было свыше 20 предметов: математика, механика, физика, химия, анатомия, физиология, эмбриология, биология, ботаника, зоология, гигиена, психология, педагогика, история педагогики, общая история, теория движений, история физического воспитания, черчения, ручной труд, фребелевские занятия, физические упражнения и игры, педагогическая практика.
Кроме того, факультативно читались лекции по философии, литературе и др.
Соотношение учебных часов было следующим:
биологические науки - 35%, педагогические - 20, математические - 20, практические занятия физическими упражнениями - 25%. Педагогическая практика и экскурсии в учебный план не входили, но были обязательными. Курсы обеспечивали слушательниц хорошо разработанными программами по каждому предмету, учебными пособиями и учебниками.
Широта образования, незаурядные преподаватели, соединение учебного процесса с разнообразной практической деятельностью и научными исследованиями обусловили быстрый рост числа желающих заниматься на курсах П.Ф.Лесгафта, а спрос на их выпускников опережал предложение. Так, если в 1896 г. приступили к занятиям лишь 106 человек, то спустя 10 лет количество слушателей увеличилось в 11 раз.
За весь период своего существования Курсы подготовили около 2 тыс. квалифицированных преподавателей физического образования. Их воспитанники работали в 165 городах России. Более чем в 400 гимназиях проводилась гимнастика по системе П.Ф.Лесгафта, не считая некоторых учительских семинарий и ряда средних и высших учебных заведений. Немало выпускников стали работниками науки. Среди них академик О.Б.Лепешинская, доктора наук А.А.Красуская, И.Д.Стрельников, Л.И.Чулицкая, профессор Г.Г.Шахвердов и другие.
6
Впоследствии ученики Курсов сыграли заметную роль и в становлении московского Центрального института физической культуры. В частности, выдающийся специалист в области физического воспитания детей М.М.Контарович, а профессор В.В.Гориневский возглавил научную деятельность института в целом.
Революция 1917 г. застала курсы П.Ф.Лесгафта в тяжелом положении. Приема ни в 1917, ни в 1918 г, не производилось, преподавательский состав работал безо всякого вознаграждения, работа велась в виде отдельных групповых занятий, слушателей было около 200. Однако нужно отметить, что посещаемость лекций была выше, чем во многих других учебных заведениях Петербурга, несмотря на самые неблагоприятные условия питания и передвижения по городу.
Занятия проводились в темных нетопленых помещениях, и подчас маленькая свеча зажигалась лишь для того, чтобы на несколько минут осветить формулу на доске.
Большим препятствием для нормальной работы являлось также вечернее время проведения занятий, так как большинство слушателей работало, но воскресные и праздничные дни использовались для проведения практических занятий, посещений специальных музеев и экскурсий с детьми. Продолжалась работа на открытых незадолго до революции одногодичных курсах по внешкольному и дошкольному образованию, готовивших руководителей детских площадок, садов и клубов. Совет Курсов сознавал, что оставаться в таком виде, в каком Курсы существовали, при новых условиях невозможно. Ввиду открывшегося широкого доступа в университеты уже не было нужды в сохранении естественного и исторического факультетов; не могли Курсы оставаться и женским учебным заведением. Поэтому летом 1919 г., несмотря на крайне тяжелую обстановку в стране: гражданскую войну, голод, разруху, - правительство нашло возможным на базе одного из факультетов Курсов П.Ф.Лесгафта создать первый в стране Государственный институт физического образования (ГИФО). Вначале он находился в ведении городского отдела народного образования, затем был подчинен непосредственно Москве.
После Октябрьской революции новое правительство быстро осознало необходимость в воспитании разносторонней личности. «Молодежи особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт – гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, - разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование, и все это по возможности совместно!..» - говорил вождь революции Владимир Ильич Ленин.
Уже в 1920 году Ленин подписал декрет об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры, который сыграл огромную роль в подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в этой области знаний.
Все это дало огромный толчок к распространению физической культуры среди населения.
С первых дней существования институт начинает быстро расти.
Перед ГИФО им. П.Ф.Лесгафта были выдвинуты две основные, высокой государственной важности задачи:
а) построение научно обоснованной системы физического воспитания, неразрывно связанной с духовной культурой, являющейся органической частью всестороннего воспитания советского народа, и прежде всего молодежи;
б) подготовка новых высококвалифицированных педагогических кадров, органически сочетающих в себе высокое профессиональное мастерство, идейную убежденность, широкую эрудицию и высокую общую культуру.
7
В это же время, летом 1922 г., при посещении института начальником Всеобуча Петрограда К.М.Механошиным, институт наладил связь с Высшим Советом физкультуры. Под председательством Механошина в институте состоялось совещание представителей Петроградского окружного Всеобуча, школы Всеобуча и института физического образования им. П.Ф.Лесгафта, на котором была выработана направленность совместной работы всех учреждений и намечен ее общий план. Согласно последнему вся научная работа и подготовка научно-образовательных деятелей по физическому воспитанию в Петрограде возлагалась на институт им. П.Ф.Лесгафта. Но уже через несколько месяцев Наркомздрав поручил институту ведать всей работой в указанном направлении и по всей Петроградской губернии. В то же время институту удалось наладить связи с комсомолом и организацией "Спартак", а несколько позднее - с местным губернским советом физической культуры, введя в научно-методическую комиссию этого совета одного из своих преподавателей в качестве представителя института.
Одновременно с этим в Правление института были введены представители Губернского совета физической культуры и Губернского совета профсоюзов. Постоянные связи были налажены и с Губернским отделом народного образования.
В 20-е годы общество испытывало потребность формировать необходимые в жизни двигательные навыки, развивать до возможно оптимальных уровней его физические способности в интересах труда, обороны и других видов деятельности. Эти потребности общества удовлетворил такой вид физической культуры, как физическое образование - образовательной деятельности со своими целями, задачами, принципами, методами, формами и т.п. На основе концепций теории коммунистического воспитания сложилась теория физического воспитания в стране и система физического воспитания в учебных заведениях. Это долгое время не вызывало сомнений, и понятие "физическое воспитание" вошло в обиход школьного уровня.
Основной своей задачей институт с самого начала считал создание кадров научно подготовленных специалистов по физической культуре. При этом на долю института выпала трудная миссия создания новой профессии, хотя необходимость этого в то время не всеми была осознана.
Довольно широко бытовало мнение о том, что к заботам о здоровье человека, его правильном физическом развитии можно допустить любого "спеца-физкультурника", "учителя", хорошо знакомого с самими упражнениями, но не могущего оценить их влияние на здоровье и духовное развитие человека. Поэтому в сознание самых широких кругов необходимо было внедрить мысль о том, что руководство дела физической культуры невозможно без серьезного научного образования. Новая профессия специалистов по физической культуре предполагала умение самостоятельно разбираться во всех сложных научных проблемах, выдвигаемых практикой, которая могла быть получена только в специальном высшем учебном заведении с серьезной постановкой преподавания естественнонаучных и педагогических дисциплин.
Теория физического образования являлась главнейшим предметом в институте. Столь же очевидна была и необходимость серьезного изучения анатомии, физиологии, патологии и гигиены.
В основе физического образования лежало преподавание физических упражнений по системе П.Ф.Лесгафта, но в число преподаваемых предметов были введены также и другие гимнастические системы: шведская и сокольская гимнастики, ритмика и сольфеджио, вначале велось и преподавание танцев.
8
Ввиду того что институт рассматривал физическое образование как необходимый элемент общего образования, большое место в учебном плане было отведено педагогическим дисциплинам (общей педагогике, истории педагогических учений, теории и истории школьного дела и др.). В целях более рациональной постановки преподавания этих предметов в учебный план в качестве вспомогательных предметов вводились экспериментальная психология, психология детского возраста и др.
С самого начала перед институтом было два пути развития.
Первый - подготовка умелых инструкторов по тем видам упражнений, какие были в употреблении спортивных кружков, обеспечивая оканчивающим вполне определенное ремесло.
Второй - продолжать начатое П.Ф.Лесгафтом дело воспитания специалиста физического образования на основе обширной научно-теоретической подготовки, рискуя, может быть, не дать студентам тех исключительных умений, которых требовала от них практика, но вырабатывая из них сознательных проводников жизненного необходимого дела - пропаганды и проведения в жизнь физического образования и воспитания.
Первое десятилетие деятельности института с момента его создания характеризуется борьбой за формирование подлинной передовой системы подготовки кадров, переработки и критического освоения наследия прошлого, организации работы, отвечающей требованиям и реалиям того времени.
Тридцатые годы ознаменовались в жизни института высокими достижениями. В 1935 г. Правительство страны "Отмечая высокие показатели, достигнутые Ленинградским институтом физической культуры им. П.Ф.Лесгафта за последние годы и его образцовую работу", наградило его высшей правительственной наградой - орденом Ленина. В эти годы напряженная международная обстановка потребовала внести изменения в содержание и методику физкультурной работы. Военная подготовка студентов заняла важное место в учебной программе института.
В период с 1917 по 1940 гг. успешно развивались научно-методические основы советской системы физического воспитания. Уже в первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров.
В 1931—1933 гг. организуются научно-методические центры (кабинеты) в Горьком, Смоленске, Ростове-на-Дону, Воронеже, Сталинграде, Киеве и других городах. В тот период они довольно широко развернули исследовательскую и научно-методическую работу. Ведущая роль в этом принадлежала Московскому и Ленинградскому учебным институтам физической культуры.
В 1933 г. в СССР открывается головное (ведущее) научное учреждение: Центральный научно-исследовательский институт физической культуры в Москве, затем НИИФК в Ленинграде.
9
Заключительная часть.
Как бы мы сейчас не относились к тоталитарному режиму, в котором наша страна находилась более 70 лет, мы не можем игнорировать тот факт, что советская идеология сделала многое для физического развития человека. Это естественно: идеология, основанная на материализме и превозносящая физический труд, должна уделять внимание физическому воспитанию. Как грибы росли и множились спортивные общества, строились стадионы, советские спортсмены вышли на международную арену и захватили пальму первенства во многих видах спорта (хоккей, волейбол, тяжелая атлетика, бокс, академическая гребля, гимнастика, фигурное катание и др.) Коммунистическая партия и правительство неоднократно обращало внимание на развитие спорта и физическое воспитание молодежи. В стране существовало огромное количество домов детского творчества, в которых наряду с прикладными кружками существовало множество спортивных секций, проводились студенческие игры. Поистине Всесоюзный масштаб получили популярные в советское время детские турниры «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Страна гордилась своими спортсменами и старалась повышать свою физическую культуру.
На современном этапе дальнейшее развитие высшего физкультурного образования обусловлено внешними и внутренними факторами. Внешние — это государственная политика в области высшей школы, модернизация высшего образования — переход на многоуровневую подготовку специалистов; сближение с Европейским уровнем подготовки специалистов. Внутренние факторы - выборность учебных планов по подготовке специалистов; необходимость подготовки конкурентоспособных выпускников; развитие спортивных сооружений и материально-технической базы ит.д. Они и определили основные тенденции развития высшего физкультурного образования на современном этапе: демократизация высшего физкультурного образования, создание научно-учебно-производственных комплексов, индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента, гуманитаризация и гуманизация образования.
(Диссертационная работа (Хужин Р. А. Становление и развитие высшего физкультурного образования в России во второй половине XIX - начале XXI вв.))
10
Список использованной литературы.
Данилова, А. П. Благородные девицы – воспитанницы Смольного Института/ А. П. Данилова; – М.: Эксмо, 2004.
Евстафьев, Б. В. Физическая культура в мировой литературе/Б. В. Евстафьев / ВДКИФК. Л.:1980.
Куленко, Н. Ф. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. пед. вузов/Н.Ф. Куленко. – Оренбург.: Оренб. кн. изд-во, 1997.
Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта/ Л. Кун; - М: Радуга, 1982. – 399 с.
Куропаткина, А.Н. Дневник /А. Н. Куропаткина;. Красный архив. -1922. - Т. 2.
Милютин, Д.А. Дневник Д.А. Милютина/ Д.А. Милютина; - М., 1947. - Т. 1; 1949. - Т. 2; 1950. - Т. 3.
Столбов, В.В. История физической культуры и спорта/ В. В. Столбов; – М: Физкультура и спорт, 1983.
11