Основы оформления газеты
В документе представлены методические рекомендации об основах оформлениях газеты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_oformleniya_gazety.docx | 760.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Постоянные элементы газеты 4
1.2. Разделительные средства 6
2. Размерные элементы газеты 8
Приложение 1. Газетная верстка: основные понятия 16
Введение
Роль газеты в жизни общества огромна – она является основным средством хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры. Для людей всех возрастов периодические издания служат источником знаний, помогают узнать и оценить жизнь, понять законы общественных отношений и явлений природы. Особенно велика роль печати для формирования социальных и нравственных идеалов человека, для усвоения им норм общественного поведения.
В работе образовательного учреждения газеты – одно из средств осуществления воспитательных задач. Они являются для обучающихся источником получения знаний о природе, о жизни людей в прошлом, о различиях в социальном укладе и в быту людей разных стран. Периодические издания хранят в себе идеи добра и справедливости, рассказывают о людях благородной и смелой души, о честных и мужественных поступках, о самоотверженном труде, о борьбе против зла и насилия.
Воздействуя на эмоции и разум читателя, статьи газет порождают стремление в нем жить достойно, заслужить уважение коллектива, будят трудовую энергию и творческие силы. Чтение статей доставляет эстетическое наслаждение, радует встрече с прекрасным в жизни, раскрывает богатства и красоту родного языка.
Цель методической разработки – показать основы оформления и составления газетной верстки и газеты в целом.
Основные задачи проекта:
• изучить теоретические основы оформления газеты;
• способствовать развитию навыков создания газеты для обучающихся;
• раскрыть творческие возможности учащихся, привлекаемых в качестве дизайнеров;
• объединить в коллектив творчески мыслящих людей с целью реализации их интересов и возможностей.
ОСНОВЫ ОФОРМЛЕНИЯ ГАЗЕТЫ
1. Постоянные элементы газеты
Структура любой газеты состоит из определенных постоянных элементов, которые переходят из номера в номер без принципиальных изменений. К таким элементам можно отнести заглавие газеты, текст с заголовками и иллюстрациями. Для разделения текстовых материалов и иллюстраций используются различные разделительные средства: линейки, пробелы и т.д. К постоянным элементам номера относятся также служебные детали, то есть колонтитулы, выходные сведения. Компонуя и верстая номер, дизайнеру и верстальщику приходится учитывать целый комплекс постоянных элементов, поскольку все они являются обязательными элементами макета газеты.
1.1. Заглавие газеты
Как театр начинается с вешалки, так газета начинается с заглавия, ибо отличают и выбирают по этому элементу. Поэтому качественное его художественное и техническое оформление исключительно важно.
Заглавие (заголовочная часть) газеты состоит из нескольких основных элементов — это название газеты, слоган, наименования издателя, в чьих интересах издается газета, календарных сведений, порядкового номера, года начала издания. Иногда здесь же указывают периодичность выхода газеты.
Название газеты обычно состоит из одногодвух слов и часто имеет символическое значение («Труд», «Звезда», «Молот» и др.) или указывает на характер издания и круг его читателей («Строительная газета», «Спортивный вестник» и др.).
Название газеты может быть наборным, но в большинстве случаев его заказывают дизайнеру и затем помещают в виде векторной графики. Кроме того, название газеты как рисунком шрифта, так и размерами должно выделяться среди других заголовков первой полосы.
Над названием или под ним размещают слоган, который обычно набирают светлым строчным или прописным шрифтом простого четкого рисунка размером 1012 пт. При использовании курсива в названии газеты слоган рекомендуется для контраста набирать прямым шрифтом, а при прямом начертании букв заголовка — курсивным. Слоган обычно подчеркивают тонкой прямой линейкой.
Под названием газеты помещают информацию, чьим изданием она является или для кого предназначена. Такие сведения обычно набирают в одну или две строки строчным или прописным шрифтом 810 пт, чаще всего прямого полужирного начертания.
Календарные сведения — это указание даты выпуска. К ним нередко присоединяют порядковый номер, год начала издания газеты.
Эти данные могут быть оформлены двумя способами:
- Первый — оформление строкой: все элементы заголовочной части располагают одной длинной строкой под названием газеты. Например, в центре строки помещают название дня, дату, месяц и год; слева — год начала издания и порядковый номер (часто он состоит из двух частей: номер выпуска с начала текущего года, а в скобках — номер по счету с начала издания данной газеты). Такую строку помещают между двумя прямыми горизонтальными линейками и делят короткими вертикальными линейками на три части. Календарные сведения, оформленные строкой, обычно набирают шрифтом полужирного прямого начертания 810 пт. Название дня недели иногда выделяют прописным шрифтом того же кегля или более крупным шрифтом, например 12 пт.
- Второй вариант оформления календарных сведений — так называемый календарик в рамке из тонких прямых или волнистых линеек, имеющий вид листка отрывного календаря. Внутри рамки сведения располагают отдельными строками, обычно в следующем порядке: сверху — номер выпуска, набранный шрифтом 810 пт, затем — название дня недели, прописным шрифтом 1012 пт; число выделяется крупным шрифтом 1624 пт; под ним ставят название месяца, набранное прописным шрифтом 812 пт; последней строкой — год, для набора которого применяют шрифт 810 пт. Высота календарика должна примерно в полтора раза превышать его ширину.
Обычно заглавие газеты имеет постоянный размер. Иногда оно располагается по всей ширине первой полосы одной большой строкой. Такой заголовок весьма эффектен, ярок, хорошо смотрится. Однако в большинстве газет заголовок занимает лишь часть всего формата полосы, и этот вариант размещения заголовка обеспечивает дополнительные возможности для оформления первой страницы, позволяя более рационально использовать место рядом с заголовочной частью, а также перемещать ее на полосе.
Традиционное расположение заглавия газеты — вверху слева, над первыми колонками первой страницы, хотя в некоторых газетах, особенно ориентированных на молодежную аудиторию, заглавие все чаще помещается в другие места первой полосы.
Порой заглавие сдвигают вниз, а на освободившемся месте, в начале номера, размещают важное сообщение или актуальную информационную подборку. Сдвигать заглавие слишком низко не рекомендуется, дабы не нарушить равновесие материалов на странице. А уж чего точно делать не следует, так это сдвигать со своего обычного места заглавие, занимающее всю ширину полосы, — в этом случае оно может разделить первую страницу газеты на две части, нарушив ее целостность.
1.2. Разделительные средства
К разделительным средствам относятся рамки, линейки, концовки, пробелы и различные фигурные элементы (звездочки, ромбики и т.п.). Они используются для разделения текстовых и иллюстрационных материалов и для выделения важнейших из них.
- Линейки. В газете используют линейки разных типов. Текстовые колонки на газетной странице разделяют с помощью шестипунктовых (около 2,25 мм) прямых межколонных линеек. Такие линейки позволяют выровнять текстовые колонки.
Но нередко межколонные линейки заменяют межколонными пробелами. Газетная страница с межколонными пробелами выглядит привлекательнее и смотрится чище, чем с линейками. Без межколонных линеек наборная строка, как говорится, «свободнее дышит», поскольку ограничение ее пробелом облегчает чтение. Кроме того, удаление межколонных линеек позволяет яснее выделять важнейшие материалы номера, четче разграничивать основные рубрики и разделы газеты: тогда на полосе видны только разграничительные и выделяющие линейки. Ширина пробела обычно 812 пт. (примерно 34,5 мм).
- Концовки. Для отделения расположенных друг над другом газетных текстов применяют концовки (кончики) — короткие тонкие линейки разной величины. Более заметное отделение текста достигается с помощью так называемых усиков — концовок с утолщением в середине.
- Фигурные элементы. Для разделения текстов по вертикали, выделения заголовков и подзаголовков, авторских подписей — при их установке над материалами — применяют и фигурные элементы: ромбики, звездочки, точки и прочие подобные украшения различных конфигураций и размеров. Фигурными элементами иногда заменяют и концовки, при этом звездочками или крупными точками часто отделяют текст статьи от заголовка расположенной ниже заметки.
1.3 Служебные детали
К служебным деталям газеты относятся колонтитул и выходные сведения.
- Колонтитул. На всех страницах газетного номера, кроме первой, ставится колонтитул, куда входят название газеты, дата ее выхода, номер страницы. Иногда указывают и номер выпуска. Колонтитул может быть оформлен верхней строкой, которая размещается над полосой на весь ее формат и отбивается снизу от текста газеты прямой линейкой. У наружного края линейки ставят номер страницы, у внутреннего края — дату выхода (число, месяц, год), иногда и номер выпуска. Между ними, на середине формата полосы, помещают название газеты. Колонтитул обычно набирают шрифтом 810 пт прямого полужирного начертания. Такой колонтитул хорошо виден на странице.
- Выходные сведения, помещаемые внизу последней страницы номера, обычно содержат следующую информацию: адрес и телефоны редакции, адрес типографии, номер заказа, а иногда и периодичность выхода газеты. В местных изданиях в выходные сведения нередко включают указание на разовый тираж.
2. Размерные элементы газеты
Каждая газета характеризуется определенными, точно установленными размерными элементами — это формат и объем газеты, количество и формат текстовых колонок на страницах номера.
От формата газеты, то есть от размера газетной страницы, зависят как количество и объем публикуемых в номере текстовых и иллюстрационных материалов, так и их расположение и оформление. Формат газеты во многом обусловливает особенности ее верстки, иллюстрирования, использования текстовых и титульных шрифтов, оформления заголовков.
В основном формат газеты определяется размерами бумаги, на которой она печатается. Для газет с большими тиражами используется рулонная бумага, для газет с небольшими тиражами — листовая.
Газеты выпускают в нескольких форматах:
- А2 (420 x 594 мм) – самый большой формат, который используется для центральных городских и областных газет. Обычно в таких изданиях 6-8 колонок.
- А3 (297 x 420 мм) – основной газетный формат, в нем выходит большая часть новостных изданий. Полосы содержат 3-5 колонок.
- А4 (210 x 297 мм) отлично подходит для корпоративных, студенческих и развлекательных изданий. Количество колонок – 2-3.
3. Газетная полоса
Полоса — это запечатанная площадь газетной страницы. Полоса всегда меньше газетной страницы, в которую, кроме полосы, входят верхнее, нижнее и боковое поля и часть средника, разделяющего смежные полосы газеты. Обычно полоса занимает 4/5 площади газетной страницы.
Ширина полосы газеты:
- формата А2 — примерно 388 мм , высота — 535540 мм.
- формата A3, может быть примерно 257 мм , высота — 379 мм. При равных размерах полей суммарная площадь двух полос газеты формата А3 будет меньше площади полосы газеты формата А2.
3.1. Шрифт
Важнейшим графическим элементом на полосе, во многом определяющим ее внешний вид, является шрифт. Основное требование, предъявляемое к шрифтам в газете, – удобочитаемость, то есть высокая скорость и удобство восприятия текста, набранного той или иной гарнитурой.
Наиболее удобочитаемыми являются шрифты:
– нестилизованные (то есть имеющие минимальное количество сложных декоративных элементов, близкие по рисунку к «стандартному» виду, знакомому каждому из нас с детства);
– светлые, малоконтрастные;
– имеющие отношение ширины к высоте примерно 2:3 у прописных знаков и 1:1 – у строчных;
– строчные;
– шрифты с засечками.
Важными характеристиками шрифта, влияющими на удобочитаемость, являются кегль, формат набора и интерлиньяж. Сегодня стандартными для текстового набора считаются шрифты с кеглем 8,5-9 пунктов. Допустимо использовать и кегль 10, например, для выделения важных сообщений. Шрифты крупнее на газетных полосах часто выглядят чужеродными.
Вместе с тем, согласно требованиям СанПиН 2.4.7.960-00, использование шрифтов с кеглем 8 и 9 пунктов возможно только в изданиях для детей третьей и четвертой возрастных групп (от 11 до 17 лет). Если текст размещается на цветной подложке или на иллюстрациях, кегль необходимо увеличивать. Для маленьких читателей рекомендуется применять в качестве текстовых более крупные шрифты (12 и даже 14 пунктов).
Несколько слов необходимо сказать и об использовании таких приемов оформления текста, как «подложка» и «выворотка».
Подложкой называется серый или цветной фон, «подложенный» под текст. В профессиональных программах верстки, например, в Adobe InDesign, подложка создается в считанные секунды: фрейм с текстом просто заполняется необходимым фоном.
Вывороткой газетчики называют белый текст, размещенный на черном или темном цветном фоне: коричневом, синем, темно-красном.
Прежде всего, необходимо помнить, что это именно средства выделения текста! А выделить все, как мы уже говорили, – значит, не выделить ничего. Оправданно смотрятся на странице один, максимум два материала, оформленные подобным образом.
3.2. Компоновка полос
В случае, когда речь идет об одной странице, большинство специалистов сходится во мнении, что порядок восприятия материалов достаточно традиционен: слева направо сверху вниз. То есть наиболее выигрышной зоной является левый верхний угол страницы. Это зона так и называется: «открытие полосы». Правый верхний угол получил название «отлёт». Далее взгляд читателя движется через «центр» в «подвал», где обычно размещают менее важные сообщения. Бывает, что главные материалы разверстывают в верхней части полосы на всю ее ширину – это так называемый «чердак».
А вот восприятие разворота (двух смежных внутренних страниц), по мнению ряда специалистов, происходит в ином порядке. Принято считать, что, открывая разворот, читатель первым делом замечает верхнюю часть правой полосы и, только прочитав ее, переходит к материалам, размещенным на левой.
Разворот – отличная возможность разместить вместе несколько материалов, посвященных одному событию. Бывают случаи, когда дизайнеры используют разворот, чтобы превратить его в страницу более крупного формата (например, из двух полос формата А4 верстается одна полоса формата А3 без средника, повернутая на 90 градусов).
3.3. Виды верстки
Традиционно выделяют следующие основные виды верстки.
- По конфигурации материалов верстка делится на брусковую и ломаную. Брусковым называется такой способ размещения материалов, при котором каждая публикация заключена в правильный прямоугольник (вертикальный или горизонтальный), а колонки текста по возможности выровнены. При ломаной верстке колонки текста имеют неодинаковую высоту, в результате чего материал приобретает неправильную (изломанную) и, соответственно, трудновоспринимаемую форму.
- По направлению разверстки верстка делится на горизонтальную, вертикальную и смешанную. При горизонтальной верстке все или значительное большинство материалов на полосе расположены горизонтально, то есть их ширина превышает высоту. При вертикальной, наоборот, высота материалов больше ширины, то есть публикации располагаются вертикальными «колоннами». Наконец, смешанной называется верстка, при которой на полосе присутствуют как вертикально, так и горизонтально сверстанные материалы.
Выбирая ту или иную схему размещения материалов, необходимо соблюдать следующие правила:
1. С точки зрения современных требований к газетной верстке, необходимо добиваться того, чтобы форма текста всегда оставалась прямоугольной
2. При компоновке полосы всегда необходимо помнить о порядке восприятия читателем информации: фото – комментарий к фото – заголовок – текст. Таким образом, фото с комментарием при стандартном расположении должно находиться над текстом, а заголовок – непосредственно примыкать к нему. Не допускается «отрывать» заголовок от начала материала! Согласитесь, трудно представить себе ситуацию, когда фото размещено в верхней части полосы, а комментарий к нему находится где-то в правом нижнем углу.
3. На полосе следует избегать «слияния» заголовков, то есть такого расположения материалов, при котором заголовки соседних публикаций стоят на одном уровне и практически ничем не разделены, ни «воздухом», ни линейкой.
4. Материалы необходимо компоновать так, чтобы полоса визуально не распадалась на части.
4. Дизайн газеты
Сегодня внешний вид газеты играет чрезвычайно важную роль. Без особого преувеличения можно сказать, что XXI век – это век дизайна. Современному человеку недостаточно просто владеть какой-то вещью, он хочет, чтобы она выглядела красивой.
Существует ряд правил, которыми руководствуются газетные оформители:
– в номере газеты допускается использовать не более 2 - 3 шрифтов для оформления текстов и заголовков. Многие газеты придерживаются так называемой моношрифтовой гармонии, то есть применяют один шрифт, но в разных начертаниях;
– тексты набираются на единый формат;
– комментарии к иллюстрациям, подписи авторов оформляются одинаково во всем номере;
– если газета использует линейки, то они должны быть не более двух-трех видов;
– колонтитулы, другие служебные элементы оформляются одинаково или в одном стиле.
Газета должна иметь единый стиль, выделяющий ее среди других газет и легко узнаваемый читателем. Дизайн газеты (композиционно-графическая модель) разрабатывается заранее, до выхода первого номера, в дальнейшем основные элементы дизайна применяются в каждом последующем номере.
Следует помнить еще одно старое правило: выделить все – значит не выделить ничего. Когда вы используете большое количество сложных оформительских элементов, они теряются и не производят того впечатления, на которое рассчитаны. Выделительные средства необходимо использовать скупо и всегда отдавать себе отчет в том, для чего вы это делаете.
Газетная графика также построена на использовании контрастов. Текст, напечатанный черной краской, выглядит контрастным на белой бумаге, материалы, сверстанные вертикально, – на фоне горизонтальных. Заголовок является контрастным по отношению к тексту, а фотография – по отношению к светлому рисунку (например, карикатуре).
Исследователи выделяют следующие принципы газетного дизайна:
- подчиненность содержанию;
- единство стиля – все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом;
- контрастность и пропорциональность;
- направленность – предполагает последовательное восприятие дизайна;
- экономность и сдержанность – сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления;
- дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным;
- экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового;
- системность – системный подход суть дизайна, без его реализации невозможно следовать всем выделенным выше принципам.
Заключение
Газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению учащихся, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах образовательного учреждения устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению задач.
Выпуск газеты – это хороший полигон для проведения профессиональных проб: профессии корректора, редактора, фотографа, журналиста, репортера, руководителя.
Для учащихся создание газеты – один из способов повышения их познавательной и творческой активности и одновременно результат проектной деятельности.
Такая работа, лично ориентирована, самомотивируема, поддерживает образовательные и воспитательные цели, позволяет учиться им на собственном опыте и опыте других в конкретном деле. А самое главное приносит удовлетворение участникам проекта газеты «Новый взгляд», видящим продукт своего труда.
Список литературы
1. Ампилов, В.А. Современная газета [Текст]: учеб, пособие. – Минск: Дока, 2004.
2. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы [Текст]: учеб, пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
3. Ивин, А.А. История журналистики России, том 1.: Развитие детской журналистики [Текст]: учеб, пособие. – М.: Пресса, 2005.
4. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста [Текст]: учеб, пособие. – М.: Просвящение, 2001.
5. Мельник, Г.С., Тепляшина, А.Н. Основы творческой деятельности журналиста [Текст]: учеб, пособие. – СПб: Питер, 2008.
6. Основы творческой деятельности журналиста [Текст] / Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Питер, 2000.
7. Система средств массовой информации России [Текст] / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. - МГУ им. М.В. Ломоносова: факультет журналистики, 1996.
8. Смирнов, В.В. Жанры журналистики [Текст]: учеб, пособие. – М.: Филолог, 2002.
9. Сухарева, Л.И. Журналистика и русский язык [Текст]: учеб, пособие. – М.: Айрис Пресс, 2007.
10. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати [Текст]: учеб, пособие. – М.: Аспект Пресс, 2006.
Приложения
Приложение 1. Газетная верстка: основные понятия
- Средник — расстояние между колонками.
- Линейка — черточка любой толщины, разделяющая материалы.
- Элементы полосы газеты:
- Заголовочная часть — название издания, номер выпуска, наименование организации, календарные сведения, лозунг, призыв.
- Подзаголовочная часть — передовая статья.
- Чердак — материал, размещаемый в верхней части страницы, по ширине превышает больше половины страницы (2/3), по высоте треть–четверть.
- Подвал — материал внизу страницы.
- Окно — текстовый или изобразительный материал, заверстанный в форме прямоугольника в верхнем правом углу. Окно отделяется линейками сверху и сбоку.
- Фонарь — материал, размещенный по центру или внизу полосы на 2–3 колонки, причем высота фонаря больше, чем ширина. Отделяется линейками.
- Стояк — текст, занимающий всю высоту полосы, занимает 2–3 колонки.
- Уголок— материал, помещенный в любой из углов страницы, кроме правого верхнего.
- Подверстка — текст или иллюстрация, которыми занимают свободное место под статьей для соблюдения высоты колонок.
- Колонтитулы — обязательный элемент, который присутствует на каждой странице, кроме первой. Его заверстывают либо на ширину всех колонок, либо в нижнем углу, на формат одной колонки. Колонтитул содержит выходные данные газеты: название, номер, дату.