Воспитание танцем
Почему большая часть подростков не вовлечена в творческую, внеурочную деятельность в образовательных учреждениях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tantsem.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ТАНЦЕМ
Почему большая часть подростков не вовлечена в творческую, внеурочную деятельность в образовательных учреждениях?
Думается, дело в том, что нигде нет систематического художественного воспитания учащихся, и большинство учебных коллективов ограничиваются некоторыми формами пропаганды эстетических знаний (если таковые вообще, присутствуют).
Организация художественных творческих коллективов в учебных заведениях часто осуществляется без учета реальных интересов, потребностей и возможностей учащихся. Если нет целенаправленности в художественном воспитательном процессе, то ни о каком воспитательном воздействии речи быть не может. Как преодолеть этот пробел? Думается, что в основу работы должен быть положен, образно говоря, эстетический всеобуч, который должен начинаться с первого курса и в дальнейшем строиться в соответствии с возрастными особенностями. Это должен быть синтез основных видов и жанров искусства с познавательно-творческой направленностью. Думается, что при организации эстетического воспитания в училище или колледже можно и нужно четко выделить 2 линии в работе педагога-руководителя: организационно-педагогическую и психолого-педагогическую. Обе они крайне важны, и на разных этапах работы та или иная линия выдвигаются на первый план.
Несомненно, при создании художественного коллектива в училище на первый план выдвигаются организаторские способности педагога-руководителя.
Странно бывает наблюдать за теми педагогами, которые ждут, что мастера им приведут учащихся и будут держать дисциплину, а они будут руководить и учить танцевать. Это сразу обреченный провал в работе педагога-руководителя в создании и организации танцевального коллектива.
Работа танцевального коллектива в современных условиях – дело сложное, которое связанно не только с работой самого руководителя, но и со многими факторами, которые окружают нас в жизни вообще и на работе в частности.
Каждый вечер руководитель любого коллектива вступает в негласную борьбу со средствами массовой информации и культуры: кино, театр, ТВ, ПК, гаджеты, дискотеки и просто улица – вот далеко неполный перечень факторов, которые привлекают подростков и отторгают их от дополнительных занятий, закручивая в водовороте жизни. Не секрет, что проблема пополнения коллективов кадрами, особенно молодежью, стоит сейчас, крайне остро и не только не уменьшается с годами, а наоборот увеличивается.
Есть ли какие-то возможности остановить, повернуть этот процесс? Думается, есть!
Человек стремится реализовать себя в труде, в личной жизни, пытается и стремится понять себя, старается через себя самого объективно реализоваться в объективном мире и осуществить себя, самовыражаясь. Однако, многогранность нашей психики не удовлетворяется этим, тогда человек устремляется к культуре и не только для того, чтобы найти в ней себя и что-то для себя, но и затем, чтобы открыть в самом себе какую-то новую черточку, новую грань самого себя.
Начало всех начал любого танцевального коллектива – это руководитель, его личность, его профессиональные качества и человеческие достоинства. Сейчас наступило время, когда подростки идут не на жанр, а на руководителя. Личность руководителя, именно она может объединить ребят, собрать и создать коллектив. Но не достаточно быть хорошим профессионалом, т.к. человек, педагог-руководитель не готовый к человеческому общению, терпит полное фиаско, потому что в первую очередь необходимо вести разговор о налаживании контактов с будущими учениками, учащимися. Любые объявления, даже очень красиво оформленные, не дают эффекта общения и не приводят в коллектив людей. Надо идти к людям, встречаться с ними глаза в глаза, рассказывать о своем виде искусства, о перспективах работы коллектива, о скрытых возможностях самого человека.
Руководитель – это личность, которой есть что сказать своим ученикам и не только о своем жанре. Ребятам с ним должно быть интересно. Для этого существуют разные приемы, которые порой идут, наверное, в разрез с общей методикой преподавания танцевальных дисциплин: например, не ставлю к станку в течение 2-3 месяцев, стараюсь заниматься отдельно с девочками и мальчиками, чтобы раскрепостить их, особенно мужскую половину, тогда они поверят в вои силы и возможности, а это – не мало. В общем, первое время уходит на то, чтобы доказать, как это интересно – научиться танцевать. Потом приходит труд, приходит учёба и сложные будни, но и в это время, как впрочем, и всегда, каждый урок должен быть для ребят открытием – себя, товарища, возможностей коллектива – и во главе этих открытий стоит руководитель.
Как же строить руководителю свою работу, чтобы сохранить интерес ребят к танцу? Думается, необходимо поговорит о репертуаре современного танцевального коллектива. Создавая новые танцевальные композиции, необходимо раскрывать идею, мысли и чувства современного человека глубже, при помощи сюжетного танца, который дает неисчерпаемые возможности для работы, для создания коллектива, для его единения и, главное, для воспитания чувств.
Сюжетный танец, театр танца создают фундамент, вокруг которого собираются единомышленники, люди «одной группы крови». «Сюжетный танец – это маленькая пьеса с персонажами, каждый из которых наделен индивидуальным характером, обладает своим внутренним миром. Выявить этот внутренний мир человека, его мысли, чувства и призван сюжетный танец», - говорил народный артист СССР Р. Захаров.
В репертуаре танцевального коллектива должны быть танцы, различные по тематике, композиции, стилевым краскам. Поводов для создания танцев много, в каждом отдельном случае есть своя причина, свой смысл, но однозначно одно – выходить на сцену нужно тогда, когда есть что сказать зрителю, для взволнованного разговора с залом должны выходить ребята танцоры на сцену. Желание идти в ногу со временем и страной, задавая актуальные и волнующие вопросы, воплощая их в танцевальных композициях, делает танцевальный, хореографический коллектив близким аудитории и помогает вовлечь как можно больше молодых ребят, подростков и удерживать их в коллективе. Своими танцевальными композициями не развлекать зрителя, а вовлекать в мир больших чувств, событий, призывать к добру, к сопереживанию – вот задача любого творческого коллектива.
Со дня основания любого коллектива в его репертуаре должны быть танцы, сюжеты, в которых ребята в предлагаемых обстоятельствах «танцуют себя». Этот этап необычайно важен и даёт добрые плоды: ребята раскрепощаются, учатся свободно держаться на сцене.
Постепенно актерская задача должна усложняться: нужно будить ребячье воображение, эмоции. Можно долго говорить с ребятами о смысле жизни, о их сверстниках в разные годы (например, молодогвардейцы в ВОВ), и при этом они останутся глухи. Но стоит однажды «прожить» жизнь своего сверстника в маленьком спектакле-танце, в композиции – и они ни один не останется равнодушным (это показывает практика). Подобное явление не возникает случайно: коллектив, работа которого строится по принципу театра танца, с первых шагов должен не только иметь желание, но и уметь заявлять о своих четких гражданских позициях.