О работе экспериментальной площадки ГБДОУ ДОД ЦДЮТЭ в Воскресенском муниципальном районе по теме : «Интеграция общего и дополнительного образования, через организацию деятельности по изучению истории родного края и семьи» (из опыта работы).
«Прошлое и будущее должно стать
неразрывными для наших детей,
ибо каждое поколение – это связующее
звено во времени». (Д.С.Лихачев)
Реализация федерального государственного образовательного стандарта в сфере образования, рекомендует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования. Сегодня общее и дополнительное образование становятся равноправными, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
С 2012 года в Воскресенском муниципальном районе реализуется программа инновационной площадки ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области. Тема работы: «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию деятельности по истории родного края и семьи».
- Ключевая идея программы в аспекте работы была направлена на создание единого образовательно-воспитательное пространства музейного сообщества и системы дополнительного образования. В реализацию этого проекта включились 6 общеобразовательных школ и Центр дополнительного образования.
Основные направления работы программы были построены на следующих разделах:
- Истоки образования;
- Православная культура;
- Святые источники и места;
- Замечательные люди;
- Народные художественные промыслы;
- Поисковая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
100_letiyu_dop.obrazovaniya.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
О работе экспериментальной площадки
ГБДОУ ДОД ЦДЮТЭ
в Воскресенском муниципальном районе по теме : «Интеграция общего и дополнительного образования, через организацию деятельности по изучению истории родного края и семьи» (из опыта работы).
«Прошлое и будущее должно стать
неразрывными для наших детей,
ибо каждое поколение – это связующее
звено во времени». (Д.С.Лихачев)
Реализация федерального государственного образовательного стандарта в сфере образования, рекомендует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования. Сегодня общее и дополнительное образование становятся равноправными, создающими единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
С 2012 года в Воскресенском муниципальном районе реализуется программа инновационной площадки ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области. Тема работы: «Интеграция основного и дополнительного образования через организацию деятельности по истории родного края и семьи».
- Ключевая идея программы в аспекте работы была направлена на создание единого образовательно-воспитательное пространства музейного сообщества и системы дополнительного образования. В реализацию этого проекта включились 6 общеобразовательных школ и Центр дополнительного образования.
Основные направления работы программы были построены на следующих разделах: - Истоки образования; - Православная культура; - Святые источники и места; - Замечательные люди; - Народные художественные промыслы; - Поисковая деятельность. Работа строилась таким образом, ежегодно в сентябре проводились установочные семинары среди руководителей школьных музеев – участников площадки. Совместно составлялся план работы на год, намечались направления поисковой и методической работы. Координатор программы- то есть МОУ ДО Воскресенский Детский Центр организовывал и проводил все мероприятия привлекая социальных партнеров.
В течение 5 лет реализация программы была организована системная работа по духовно-нравственному воспитанию детей через привлечение детей к поисковой работе совместно с организациями-партнёрами: МУК «Воскресенская районная библиотека», Воскресенский народный краеведческий музей, ветеранская организация моряков – подводников Воскресенского района, первичной организации «Нижегородский краевед» .
Сайт Воскресенского Детского Центра, осуществляет информационную деятельность этой работы. Постоянное размещение материалов о экспериментальной площадке - положения конкурсов и фестивалей, информация о проведенных мероприятиях, а так же размещены лучшие исследовательские работы детей, лучшие конкурсные работы рисунков о православных святых, и «Я помню. Я горжусь» рисунки о Великой Отечественной войне. Традиционно все районные мероприятии проводились в МОУ ДО Воскресенском Детском Центре.
Проект «Время, к которому можно прикоснуться» проходил под покровительством Депутата Законодательно Собрания Нижегородской области Манухина Михаила Вячеславовича.
Все ребята совместно с родителями писали сочинения и эссе о своих предках-участниках Великой Отечественной войны, подбирали фото и архивные документы. Собранный материал оформили в сборник «Время, к которому можно прикоснуться». В этой работе активное участие принимали и жители Воскресенского района, не равнодушные к этой теме. Сборник был издан под руководством депутата Манухина М.В. и презентован на фестивале, лучшие работы детей были представлены. Сборник находится в каждой школе и используется на уроках и во внеурочное время по истории родного края.
Проект « Дневник войны» - работа этого проекта заключалась в том что, ребята принимали активное участие в переводе и печатном формате дневника лейб-гвардии Преображенского полка знаменщика, старшего унтер-офицера Матвея Васильевича Пономарева. Большая работа была проведена учениками Воскресенской школы.
Проект « Отечественная война» - цель этого проекта в оформлении печатного материала по воспоминаниям штурмана авиации Петрова Евгения Ивановича о начальном периоде Великой Отечественно войны. Ребята восстанавливали по рукописному тексту, в этом проекте активность проявили учащиеся Воскресенской школы.
Проект Воздвиженского школьного музея «Книга памяти» был нацелен на огромный сбор материала об участниках Великой Отечественной войны –особенно о жителях Заветлужья Воскресенского района. Ребята занимались поиском новых данных об участниках войны в сети интернет, в архивах были найдены новые документы и фото. Весь материал оформили и сделали в виде альбома, который хранится в школьном музее и используется на уроках истории, краеведения и для подготовки и проведения классных часов.
Традиционно в осенние каникулы ребята собираются в Детском Центре на «День краеведения». Этот день проходит в творческой обстановке, для ребят организовываются «Виртуальные экскурсии», «Командные турниры», «Квест-игры», «Путешествия по станциям».
Сегодня в нашем обществе происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых соответствующих требованиям времени методов массового творческого образования и воспитания личности ребенка. Театральная студия Детского Центра становится связующим звеном по изучению православной культуры. Примером одной из таких форм служит проектная деятельность по изучению проведения народных праздников «Рождество» и «Прощай Масленица». Совместная работа учащихся театральной студии и сотрудников краеведческого музея была направлена на изучение истории, традиций, обрядов, символов, песен, игр, колядок, стихов. А основой проведения праздников является фольклор, краеведческий материал, кукольные и театрализованные постановки, живая и классическая музыка. Проведенные праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, дети вместе с родителями, в этом процессе знакомятся с народными традициями празднования, и принимают активное участие в их подготовке и проведении. Вот уже на протяжении 5 лет эти проекты очень популярны и долгожданны. Ребята с большим удовольствием готовят свои старые любимые игрушки на Масленицу, что бы принять участие на детской площадке «Сопливого базара», поводить хороводы, поиграть в старинные игры, так же любят смотреть кукольное представление с участием Петрушки. В завершении праздника дети играют в игру « взятие снежного городка» и конечно сжигание чучела Масленицы. В проведение праздника «Рождество», детям и родителям очень нравится смотреть кукольное представление «Рождественский Вертеп», разучивать рождественские колядки и песни, играть в подблюдное гадание, мастерить рождественскую звезду и узнавать каждый год, что то, новое о празднике. Все это оставляет у детей незабываемые впечатления.
В рамках сотрудничества с ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ НО действует очно- заочная школа «Юный экскурсовод». Ребята обучаются с применением дистанционных технологий. По окончанию работы выдается свидетельство «Активист школьного музея». Методисты Центра туризма и экскурсий постоянно сопровождают слушателей очно- заочной школы, дают рекомендации, консультируют по всем вопросам.
Педагоги Детского Центра и руководители школьных музеев ведут активную работу по обобщению своего опыта. Представление методического материала на районных, областных семинарах. В Воскресенском, Краснобаковском, Спасском, Богородском районах, а так же на Международных Форумах по музейной педагогике. Педагоги активно делятся своим опытом работы, размещают свои публикации в различных сборниках и интернет сайтах.
При подготовке, проведение мероприятий и проектов участвуют все, взрослые и дети. Такая совместная деятельность способствует формированию гражданских навыков: обогащению своего социального опыта путем вовлечения в реальную жизнь, уважая мнение другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. В этом процессе осуществляется (ненавязчиво) воспитание, незаметно формируются нравственные, духовные, культурные ориентиры подрастающего поколения и стремление сохранить историческое и культурное наследие своей малой родины.
Материал подготовили: Плеханова Лариса Александровна - учитель истории, руководитель экспериментальной площадки, и Турусова Лидия Константиновна - методист, педагог дополнительного образования Воскресенского Детского центра.