Эссе "Женщина в православной церкви"

На протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви,  многократно поднимался  вопрос о роли женщины в Православной Церкви.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина). Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. И роль женщины в церкви – действительно огромна,  ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_zhenshchina_v_pravoslavnoy_tserkvi.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Эссе «Женщина в православной церкви».

Выполнила

Перфильева Евгения Павловна

Оглавление:

1. Введение.

2. Роль женщины в православной церкви.

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

Введение.

На протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви,  многократно поднимался  вопрос о роли женщины в Православной Церкви.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина). Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. И роль женщины в церкви – действительно огромна,  ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18). Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Однако,  в современном  мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни, да и роль мужчины в этом обществе тоже видоизменилась, мужчины все больше уподобляются женщинам. Меняются роли и ценности. Женоподобные мужи перестают быть защитой, опорой, добытчиком, часто аморальное поведение и издевательства над заведомо слабым, заставляют женщину брать на себя мужскую роль.

Тема настоящего эссе актуальна в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

Роль женщины в православной церкви.

«Религия и женщина  - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако, Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства,  что наиболее близко женской природе. В этом  заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь».

Почти все мировые религии воспринимают  женщину как второстепенное существо, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил. Православной  Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе. Что становится ошибочным в нашем современном мире, где многие  мужчины утратили свой истинный облик и статус, все более уподобляясь женщинам, меняются роли, но не меняются взгляды. Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается до сих пор.

«В 1917-1918 годах Поместный Собор принял устав, который позволил женщинам участвовать в  приходском собрании, возможность быть  избранными в приход, быть старостами.

На Поместном Соборе 1988г., прямо высказываются о привлечении женщин в деятельности епархиального совета. Они могут участвовать в образовании прихода, работе приходского собрания. Женщины могут учиться вне храма, имея соответствующее образование и под наблюдением прихода или епархиального органа; создавать сестричества, общины, центры милосердия и духовного просвещения.

С течением времени понимание Церковью роли женщины дает возможность им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии».

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе.

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь установила чтить память жен-мироносиц.

«В христианстве признаётся женщина-мать и женщина-дева: …оставшаяся девою, не лишается никаких своих общечеловеческих, нравственных прав как гражданка Царствия Божия».

«В церковной жизни в IV-V вв.  расцвел чин ученых диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности. «Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала  задача по поддержанию семейства, по продолжению рода». «В период иконоборчества  именно женщины активно защищали иконы от уничтожения и боролись за восстановление иконопочитания».

«Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и  таинства, руководила общиной»   и  обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания». В женских старообрядческих скитах  женщина выступала как просветительница масс,   установила  права, становясь самостоятельной  в мирских церковных делах». «Монахини  постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных, принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги   и писали собственные сочинения.

В России конца XIX – начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования, хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц.

При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, небольшие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. « Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути: русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании,  создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин.

Наблюдая за современным «женским православным движением», поневоле замечаешь контраст между нынешним женским подвижничеством и жизнью православных женщин из прошлого. Жизни, известной по житиям святых новомучениц XX века, а также по биографиям всех тех сестер и матушек, которые не жалели сил, а зачастую и жизни, ради сохранения Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь…  Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти безвозвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что называли «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жизни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени. Наверное, нам, живущим в третьем тысячелетии, нужно почаще вспоминать о них.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественных различий и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

Заключение

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Христианство – это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию.

Религия и Церковь спасает женщин от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге.

Список использованных источников.

  1. https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/ 
  2. https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html 
  3. https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/10
  4. https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%B8_%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F 
  6.  http://aquaviva.ru/journal/ishchite-zhenshchinu-v-tserkvi

  1. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.
  2. Кураев Андрей, протодиакон,  Женщина в Церкви
  3. Лоргус Андрей, священник , Женщина в православии
  4. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин
  5. Свешников Сергий, священник, О роли женщины в Церкви