Воспитание правдой
Лицемерие - ключевая проблема педагогики во все эпохи, дети кожей чувствуют и болезненно переживают фальш - дистанцию между словом и делом, но бывают времена, когдаоно зашкаливает...
Статья написана по мотивам страниц книги Януша Корша "Как любить ребенка?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание правдой
(по страницам повести О.Громовой «Сахарный ребенок»)
Можно ли в безнравственном обществе воспитать нравственного ребенка? – такой вопрос задал интеллигентный отец. Он искренне любит дочь и переживает за ее будущее. А в самом деле – как любить ребенка? На этот вопрос развернутый ответ даёт в своей книге «Как любить ребенка» Януш Корчак. Офицер, военврач, прошедший три войны, он отдавал себе отчет в хрупкости человеческой жизни. Свою книгу он писал в короткие моменты передышек между операциями под стоны раненых и разрывы снарядов в прифронтовой полосе. В финале жизни Корчак продолжал держаться раз и навсегда выбранного пути даже в нечеловеческих условиях гетто.
Он был верен своему принципу, что детям, помимо еды, нужна духовная пища, и до самого конца устраивал для них интеллектуальные игры: ставили спектакли, читали вслух и до последней черты играл с детьми в игру под названием «нормальная жизнь». Януш Корчак видел горизонт воспитания, включающий в себя существования звездного неба над головой и нравственного закона внутри нас, но при этом никогда не отрывался от земли. Фраза поэта Стивенса «мир уродлив и люди грустны», что отчасти и соответствует действительности, совсем не означает, что бесполезно учить детей правде и прививать им нравственные ценности в безнравственном обществе. А разве может обойтись любовь к правде без знания дорог, по которым ходит кривда? Если жизнь требует клыков, разве вправе мы вооружать детей одним румянцем стыда да тихими вздохами?
Твоя обязанность – воспитать детей, а не овечек, работников, не проповедников: в здоровом теле – здоровый дух. А здоровый дух несентиментален и не любит быть жертвой. Лицемерие – ключевая проблема педагогики во все эпохи, но бывают времена, когда оно зашкаливает. Именно лицемерие диктует стратегию воспитания, основанную исключительно на положительных примерах, а о дорогах, которыми ходит кривда – ни слова! И это в условиях свободного доступа к любой информации в интернете! Именно лицемерие приводит к тому, что ученик, однажды уличив учителя в лукавстве, перестает верить во все его правды. А в результате становится циником или стихийным бунтарем, чей протест выплёскивается на улицы.
Корчак считал, что детей надо готовить к жизни, не утаивая от них суровых неприглядных сторон. Но столкновение с миром должно наступить лишь тогда, когда дети окрепнут. А на этапе взросления Корчак прививал им чувство собственной ценности и тем самым укреплял их собственное достоинство. В этом альфа и омега педагогической системы Корчака.
Может ли самый обычный родитель справиться с этой задачей? Все зависит от того, что у родителя за душой. Опыт показывает, что даже в самых трагических обстоятельствах достойным родителям удавалось передавать смыслы и ценности культуры – тем самым воспитывать нравственных детей.
А зачем человеку в конечном итоге нужна культура? Исчерпывающий ответ дал К.И. Чуковский: «Культура нужна для того, чтобы было чем дышать, когда тебя повалили на спину, положили на лицо подушку, усевшись на нее огромным задом…» Из замеса культуры родители лепят нравственный характер детей и правильное отношение к жизни. Хорошие родители прививают детям культуру, им есть чем делиться, ибо они разносторонне образованные люди. Культурный слой – это запас культурных знаний, которые передается детям не лекциями и не учебниками, а в обиходе. Интеллигенция – тот слой, который сохранение этого культурного слоя ставит перед собой как одну из важных задач. «Наполняйте ребенка культурой, и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг», - писал Ш. Амонашвили, известный педагог, почётный член Российской академии образования.