5 вопросов о детских танцах: что нужно знать родителю. Тематика детских танцев
Красивая осанка, гибкость, координация, равновесие, привычка уважительно относиться к противоположному полу: в танцах столько плюсов, что всё больше родителей приводят детей в танцзалы. Некоторых разочарований удастся избежать, если заранее осознать, что есть и минусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_voprosov_o_detskom_tantse._tematika_detskih_tantsev.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступникова Светлана Александровна
преподаватель по классу хореографических дисциплин
МБОУДО «Федоровская ДШИ»
гп Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра
5 ВОПРОСОВ О ДЕТСКИХ ТАНЦАХ:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЮ.
ТЕМАТИКА ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ
Красивая осанка, гибкость, координация, равновесие, привычка уважительно относиться к противоположному полу: в танцах столько плюсов, что всё больше родителей приводят детей в танцзалы. Некоторых разочарований удастся избежать, если заранее осознать, что есть и минусы.
Типичные вопросы комментируют психологи.
1) Чем раньше, тем лучше?
Как правило, взрослые думают, что чем раньше они отдадут ребенка на танцы, тем быстрее он начнет их радовать своими результатами. Так ли это?
- Некоторые мамы отдают ребенка в танцы, едва малышу исполняется три-четыре года, даже не подозревая, что это может лишь навредить ему. Хотя если рассматривать тренировку в качестве игры, это может пойти на пользу малышу. Он будет развиваться физически и психологически и получать от этого удовольствие. Но в таком случае надо понимать, что танцы не должны быть чрезмерной нагрузкой для ребеночка.
Пусть он радуется и танцует, как может. Нельзя его заставлять заниматься или ругать, если что-то не получается. В танцах успех в большей степени зависит от желания, стремлений и способностей, а не от максимального раннего «старта».
2) А сможет ли он?
Чтобы узнать, что у ребенка есть танцевальные способности, совсем не обязательно сразу отправляться к тренеру спортивного клуба. Начать можно с музыки в домашней обстановке.
Самый верный способ смотреть, как ребенок еще малышом ведет себя, когда слышит музыку.
Если он ничуть не изменяется в поведении при звуках зажигательной мелодии, не улыбается и не прыгает, очевидно, ему подойдут другие, менее подвижные виды спорта.
Если же он темпераментен, артистичен, с радостью реагирует на музыкальные звуки, наверняка танцевальная деятельность- подходящее для него хобби. Когда ребенок начинает лучше разбираться в том, что слышит, похлопав с ним в ладоши, можно определить, насколько ему присуще чувство ритма.
И в вопросе способностей комплекция не всегда имеет значение. Стройность фигуры не показатель, что человек способен к танцам. И наоборот, если ребенок полненький, но отлично чувствует музыку, эмоционален и энергичен, он может достигнуть неплохих результатов.
3) А если он не хочет?
Иногда мамы и папы игнорируют «не хочу» ребенка, рассчитывая, что «подрастёт поймет и еще спасибо скажет». Стоит ли давить на ребенка, прививая ему любовь или хотя бы привычку к танцам?
- Все зависит от степени нежелания ребенка. Если он просто говорит, что не хочет, можно попробовать уговорить его сходить на несколько занятий. Если после трех-пяти тренировок не проснется интерес, то настаивать не надо.
Родителям не стоит из-за своих неудовлетворенных желаний или прихоти наседать на ребенка. Надо оставить ему право выбрать себе хобби. В любом случае это хобби будет правильным, так как оно желание самого ребенка.
- Конечно, насильно отдавать детей в танцы нельзя. Иначе у ребенка может появиться отвращение к танцу и желание сделать наперекор родителям, которые уговаривают его ходить на тренировки. Он не будет танцевать. Тем более не будет танцевать хорошо и красиво. Взрослые должны помнить: если дети не хотят, не надо тащить их на аркане, думая, что они обязаны пересмотреть свои взгляды и понять «мудрое» решение родителей.
Единственное, что папы и мамы могут сделать в данной ситуации попробовать разбудить у своего чада интерес к танцам. А потом уже и желание самому попробовать танцевать. Для этого можно походить на выступления, конкурсы, посмотреть видео. Если родители заметят, что ребенок хоть немного заинтересовался, можно проводить профилактические беседы, вроде «тебе нравится?», «хочешь сам так танцевать?», «мы можем записать тебя в клуб, и ты будешь танцевать с другими ребятами».
4) Не мужское дело?
Что делать родителям, если сверстники в школе и во дворе подкалывают их сына, говоря, что настоящий мужчина не может всерьез увлечься таким делом, как танцы?
- Первое, с чего стоит начать, опровергнуть такой стереотип. Понятие «мужчина», «мальчик» вовсе не зависит от того, чем человек занимается. У нас почему-то принято считать, что мужики должны драться или играть в футбол. А это вовсе не так.
Парень может боксировать на ринге и быть в жизни более нежным и мягким, чем танцор. Очень важную роль в решении проблемы играют родители и близкие люди. Они должны чувствовать ребенка, общаться с ним, расспрашивать, какие эмоции у него на душе на данный момент.
Правильно будет объяснить, что танцы- такой же мужской вид спорта или искусства, как и женский, парни также призваны танцевать, как девушки- это не постыдно. И вовсе не все «настоящие мужики» играют в хоккей. Понятие «настоящего мужчины» заключается совсем в другом: характере, поступках, целях, поведении и многом другом. Хорошо бы приводить конкретные примеры. Постепенно ребенок поверит родительским словам и сформирует свою личную точку зрения, на которую уже трудно будет воздействовать людям со стороны.
5) Может, дело не в танцах?
Иногда ребенок теряет интерес к танцам, и никакие слова и убеждения родителей не действуют. Хорошо, если может помочь тренер, ведь лучший тренер тот, который не только обучает детей технике танца, но также является для своих учеников другом и учителем по жизни. Он играет большую роль как в физической подготовке детей, так и моральной: настраивает, мотивирует, поощряет.
Но как быть, если всё без толку? Хороший способ обратиться к специалисту. Естественно, что ребенок вряд ли будет рад разговаривать с психологом, но некоторые дети могут быть не против, если их об этом попросят родители.
Рекомендуем одному члену семьи (папе или маме) сходить к специалисту. Но психолог должен быть скорей не детский, а семейный, так как все проблемы идут, в основном, от семьи.
Надо понять, на какой стадии жизненного цикла находится семья. Ведь подобное поведение ребенка может быть не напрямую связано с танцами. Иногда это знак того, что разлад и проблемы у его родных и близких. В связи с этим ребенок может начать агрессивно вести себя по любому поводу, а поводом может оказаться как раз какая-то ситуация, связанная со спортом. После визита к психологу некоторые вопросы, возможно, отпадут.
Родители поймут, как дальше себя вести с ребенком, как разговаривать с ним и в чем кроется причина его депрессии. Но в идеале, конечно, семья должна прийти на прием в полном составе в этом случае результат будет заметен быстрее.
____________________
К чему еще готовиться?
Как и любой спорт танцы требуют значительной нагрузки и полной самоотдачи. Однако это далеко не все трудности, которые, возможно, придется пережить спортсменам и их родителям.
- Танцы выматывают, изнуряют, отнимают много сил и времени, даже если ими заниматься просто для красивой осанки и здоровья. Немало родителей, замечая у своих детей отличные танцевальные способности, впадают в азарт и пытаются сделать из отпрысков чемпионов мира.
Нужно хорошо осознавать, что заниматься танцами профессионально значит, как правило, забросить все остальное на второй план. И впереди только кропотливый труд, бесконечное терпение и нагрузки, как моральные, так и физические. Поэтому перед тем как с грандиозными планами отводить детей в танцевальную школу, родителям надо хорошо подумать. А еще лучше спросить у самого ребенка, хочется ли ему становится чемпионом.
Кроме этого, танцы отнимают много времени не только у детей, но и у их родителей. Мамы и папы, получается, включены в эту жизнь.
- Отдавая детей в танцевальный спорт, надо учитывать, что в нем не обходится без конкуренции. Важно преподносить ребенку здоровую точку зрения на любую деятельность, связанную с ней. Мало кто не знает, что в любом спорте в какой-то мере есть политика. Танцы не исключение. Часто жюри завышает «своим» танцорам оценки. И ребенок, видя эту несправедливость, может очень серьезно и неправильно это воспринять, что ослабит его уверенность в себе, отразится на его взглядах и на психике в целом. Он, возможно, разочаруется не только в танцах, но и вообще в жизни и людях. Поэтому нужно проводить профилактику. Здесь, как и везде, главную роль играет близкое окружение: с ребенком нужно говорить.
Родителям лучше убедить дочку или сына, что танцует она или он не для того, чтобы утереть нос кому-то, а, в первую очередь, для себя. Нужно понятно объяснить: в жизни не все бывает хорошо и гладко, не все зависит он нас, есть какие-то обстоятельства, которые в чем-то могут мешать. Но сдаваться из-за этого не стоит.
Надо пытаться, стараться, пробовать еще, где-то перетерпеть, и все обязательно получится!
ТЕМАТИКА ДЕТСКИХ ТАНЦЕВ
При создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей.
Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальному искусству своей Родины и к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, свойственные Российской хореографической школе.
Знакомство с основными элементами классического, народного, историко-бытового и современного танца и приобретение в процессе занятий специальных навыков развивают у школьников художественный вкус, воспитывают у них благородство и изящество исполнения, формируют общую культуру.
Для овладения танцевальной грамотой необходимо усвоить азбуку классического танца — это даст ту культуру исполнения, без которой немыслим любой сценический танец.
Народный танец является одним из средств национального, интернационального и патриотического воспитания школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, ощущение радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразием ритмов и пластики.
Интерпретация элементов народного танца в соответствии с детской тематикой является непременным условием занятий. Историко-бытовой танец, запечатлевший характер пластики прошлых эпох, прививает красивые манеры, поскольку эти танцы создавались хореографами в те времена, когда «благородным манерам» придавалось особое значение.
Особый интерес детей вызывает работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, заимствованы из окружающей действительности или из мира сказок.
Танцы-игры, танцы с предметами (мячами, обручами, лентами и т. д.) занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями.
Сказки — излюбленная тема детей; в мир сказок зритель попадает одновременно с исполнителями.
Неотъемлемой частью репертуара являются тематические танцы («Первоклассники», «В гостях у нахимовцев») и хореографические сюиты (например, «Широка страна моя родная»).
Балетмейстер М. С. Сибиряк делит постановочную работу на три основные раздела.
1. Народно-сценический танец.
Требует от постановщика глубокого знания фольклора, бытующих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей. Желательно, чтобы народно-сценический танец строился на какой-либо теме, сюжете.
2. Сюжетный танец.
Используются сюжеты школьной, дворовой тематики, а также народных сказок и былин.
3. Танцы из детских балетных спектаклей и опер — для более подготовленных коллективов.
Хорошо, если в творческой постановочной работе принимают участие весь коллектив детей. Здесь многое зависит от балетмейстера-педагога. Он должен суметь вовлечь детей в творческий процесс, пробудить инициативу и активность.
Надо отметить, что ребята с большим интересом относятся к постановкам сюжетных танцев (детей привлекает возможность актерского перевоплощения).
При постановочной работе очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: младшая, средняя, старшая. Физическая нагрузка зависит от развития костно-мышечного. Интенсивность и длительность — от возраста и степени подготовки обучающихся.