Поликультурная досуговая среда в дополнительном образовании детей как условие самореализации ребенка в современном мире.
В статье рассматривается модель поликультурной досуговой среды в дополнительном образовании как условие самореализации ребенка в современном мире и разнообразных направлениях досуга, представляется спектр направлений и форм досуговой деятельности школьников, определяются ступени самоопределения ребенка в сфере досуга и их значение в системе воспитательной работы образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kosachenko_vernaya.docx | 128.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурная досуговая среда в дополнительном образовании детей
как условие самореализации ребенка в современном мире.
Косаченко И.А.,
педагог организационно - массового отдела
ГБУ ДО ДДТ Красносельского района
Сеничева И.О.,
зам. директора ГБУ ДО ДДТ Красносельского района
Аннотация
В статье рассматривается модель поликультурной досуговой среды в дополнительном образовании как условие самореализации ребенка в современном мире и разнообразных направлениях досуга, представляется спектр направлений и форм досуговой деятельности школьников, определяются ступени самоопределения ребенка в сфере досуга и их значение в системе воспитательной работы образовательной организации.
Ключевые слова: досуговая среда, поликультурная досуговая среда, самоопределение, самореализация.
Качество личной жизни зависит от того, как используется досуг,
но и качество общества связано с тем,
как его члены организуют свое свободное время.
М.Чиксентмихайи
В последние годы в нашей стране идет активный процесс формирования новых принципов государственной политики в сфере образования, приоритетным из которых является создание условий для свободного развития творческой личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма и ответственности, самореализации каждого человека. «Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания» такие задачи определяет государство в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1].
Значительным потенциалом для реализации этих задач обладает социально-культурная деятельность, в том числе и организационно-массовая работа в образовательных учреждениях.
Актуальными становятся многофункциональные формы организации воспитательного процесса, интегрированный поликультурный подход к организации массово-досуговой деятельности детей школьного возраста.
Изучение данной проблемы находит отражение в целом ряде исследований как зарубежных, так и отечественных учебных. Особое место в этих исследованиях отводится проблемам поликультурности в системе образования и воспитания как имеющих важное значение для педагогической науки. Причем многие ученые называют мультикультурным или поликультурным образованием то, что, по сути, является полиэтническим образованием, т.е. отражает вопросы, связанные с нормализацией отношений между этнически разными группами и индивидами.
В отличие от большинства авторов, изучающих поликультурность в сфере образования и рассматривающих ее с точки зрения полиэтнического образования, нами был использован поликультурный, интегративный подход, сущность которого заключается во взаимодействии разных элементов культуры (культуры познания, общения, здоровья, быта и т.п.), форм, видов познавательной и творческой досуговой деятельности детей.
Разработанная творческим коллективом педагогических сотрудников Дома детского творчества Красносельского района модель поликультурной досуговой среды является авторским вариантом системного подхода к организации массово-досуговой работы в дополнительном образовании. Данная модель представляет собой спектр направлений, раскрывающих перед детьми многообразие элементов культуры, а также комплекс мероприятий, содержательно обеспечивающих каждое направление.
В основе модели лежит идея создания поликультурной досуговой среды, которая определяется нами как психолого-педагогическая реальность, обеспечивающая определенные условия для свободы выбора, ориентации и творческой самореализации ребенка в разнообразных направлениях досуга [2].
Современный мир, в пространстве которого живет, развивается и реализуется ребенок, представляет собой поликультурную среду, элементы которой в кристаллизованном виде (спектр видов творчества, направлений досуга и т.д.) находят отражение в сфере досуга. Именно здесь все аспекты культуры могут найти дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений.
Схематично модель содержательных ориентиров поликультурной досуговой среды можно представить следующим образом:
Системообразующим фактором модели является процесс взаимодействия элементов поликультурной досуговой среды и «Я» ребенка. Педагогическое сопровождение и проектирование индивидуального маршрута ребенка в мире культуры определяет логику расширения культурного поля учащихся. Кроме этого, включение ребенка в различные направления поликультурной досуговой среды способствует формированию социально-креативных свойств личности, соответствующих компонентам модели социальной креативности.
Социальная мотивация (интересы) развивается в процессе реализации направления «Мне интересно». Учащимся предлагается цикл организационно-массовых мероприятий, включающий конкурсные игровые программы, которые рассматриваются как первая ступень к выбору детьми своего увлечения, направления дополнительного образования и ориентированы на формирование потребности ребенка к дальнейшему самоопределению. Среди них можно выделить: игры «Твори, выдумывай, пробуй», «Куда потерялся свет», «Путешествие в страну Кинематография», «Модная феерия»; праздники «Учение с увлечением», посвящения в учащиеся ДДТ «Зажги свою звезду»; смотры достижений учащихся в номинациях «Первый успех», «Путь к совершенству», «Звезда ДДТ»; выставки детских творческих работ «Щедра талантами Россия», «Делаем сами своими руками».
Ресурсы поликультурной среды Санкт-Петербурга (направление «Мой город») способствуют формированию созидательного отношения ребенка к историческому и культурному пространству города. В рамках данного направления проводятся конкурсы детских творческих и исследовательских работ, флеш-мобы, квесты, праздники, посвященные знаменательным датам Санкт-Петербурга и России. Значительное место в этом направлении занимают гражданско-патриотический проект «Имя героя на карте города».
Направление «Мы вместе» создает условия для развития эмоционально-ценностного отношения к семейным традициям, формирования культуры досугового общения детей и родителей в процессе сотворческой деятельности: фестиваль творческих семей «Семья – дело творческое», конкурсы рисунков, сочинений, фотографий, компьютерных презентаций «Мама - главная профессия на Земле», «Если бы я был(а) папой (мамой)…», «Мама мамочки моей!», конкурсы «Реликвии моей семьи», творческие семейные вечера.
Развитие социальной толерантности в самом широком смысле (межэтнической, межконфессиональной, личностной) является центром направления «На одном языке». «Европейская культура на берегах Невы» является примером мероприятия, проводимого в рамках данного направления.
Культура поведения и ответственное отношение к безопасности жизнедеятельности (собственной и других людей) формируется в рамках реализации направления «ДДТ – дорога для тебя». Это игровые программы и игры-конкурсы для детей разных возрастных категорий:, «Друзья дороги», «Дорожный патруль»; КВН по безопасности дорожного движения, конкурс агитбригад «Отряд ЮИД в действии».
Направления «Мир художественного творчества» и «Технология», с одной стороны, формируют творческую компетентность в различных видах художественно-творческой деятельности и технического творчества, с другой стороны, - социальную ориентацию «Я дарю своим творчеством красоту и радость людям». Традиционными являются фестивали и смотры хорового пения и вокала, хореографии и циркового искусства: «Мы – дети Петербурга», «Дню Великой Победы посвящается…», конкурсы юных изобретателей и моделистов. В рамках реализации данного направления проводятся благотворительные акции и концерты для детей-инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и жителей блокадного Ленинграда.
Пробуждение и поддержание интереса учащихся к здоровому образу жизни, самосовершенствованию осуществляется в досуговых мероприятиях направления «Путь здоровья»: смотры–конкурсы творческих презентаций «Да здравствует ЗОЖ», детско-юношеских социальных проектов «Начни себя», конкурс социальной рекламы для старшеклассников «Открой глаза», интеллектуально-познавательная игра-конкурс «Мой дом – планета Земля», межрайонные Южнобережные Олимпийские игры.
Направление «Интеллектуальный калейдоскоп» представляет собой спектр игровых познавательных форм и технологий формирования социальной компетентности, развития интеллектуальных способностей детей, формирования потребности в активной творческой деятельности. К ним можно отнести, как традиционные викторины, кроссворды, ребусы, логические задачи, так и ситуационный анализ, мозговой штурм, стратегию Уолта Диснея, метод «Шесть шляп» Эдварда де Боно, «Интеллектуальную Одиссею», исследовательские и проектные работы и т.п.
Созданию условий для включения учащихся в социально-значимую деятельность, становления молодежного добровольчества в образовательных учреждениях района, развития детского общественного движения и самоуправления способствует направление «Я отвечаю за…». Социальные проекты, клубные дни районного детского РДШ, конкурс лидеров детских общественных объединений и органов ученического самоуправления «Как вести за собой», «Зажги свою звезду, дискуссионные клубы и т.п.
Организация «погружения» детей в поликультурную среду осуществляется в соответствии с логикой «ступеней самоопределения» в сфере досуга.
Данная логика позволяет каждому ребенку пройти свой индивидуальный маршрут: от знакомства со всем спектром форм досуга и творчества, выбора наиболее интересной для ребенка сферы (направления) к возможности реализовать себя и принести пользу другим людям.
Для реализации каждого направления разработан комплекс мероприятий с использованием разнообразных форм и технологий массово-досуговой деятельности.
Таким образом, новизна модели поликультурной досуговой среды заключается в:
- применении интегративного поликультурного подхода к организации досуга детей и подростков,
- систематизации и структурировании различных форм и технологий организационно-массовой работы со школьниками района в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей,
- в использовании принципа «ступеней самоопределения» детей и подростков.
Апробация в течение последних лет модели поликультурной досуговой среды дает основание сделать выводы об эффективности ее реализации:
- систематизированы и структурированы все направления организационно-массовой работы, определены перспективы её развития.
- внедрены в практику новые для образовательных учреждений района направления и формы массово-досуговой деятельности.
- наблюдается позитивная динамика участия детей в разнообразных мероприятиях по всем направлениям массово-досуговой деятельности, что подтверждается следующими данными:
- к участию в мероприятиях поликультурной среды привлечены учащиеся всех образовательных учреждений района.
- консолидированы усилия всего педагогического коллектива Дома творчества в организации мероприятий поликультурной среды, активизирована работа специалистов воспитательных служб всех образовательных учреждений района.
- обеспечить позитивную динамику участия детей в разнообразных социально-значимых мероприятиях по всем направлениям массово-досуговой деятельности, что подтверждается следующими данными: с 2011 года количество учащихся, включенных в модель поликультурной среды, увеличилось почти в 1,5 раза.
Реализация модели в педагогической практике позволяет создать условия для организации содержательно полноценного досуга школьников района с учетом их интересов и потребностей. Детям и подросткам предоставляется возможность использовать свободное (внеучебное) время для развития творческих способностей, демонстрации своих талантов и достижений, самореализации в различных направлениях деятельности, интересного познавательного общения, укрепления здоровья.
Модель не является «застывшей конструкцией». Её элементы могут и должны меняться в соответствии с интересами и потребностями детей и их родителей, общества в целом, ресурсным обеспечением.
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 №996-р)
2. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. – СПб, 2015.