Литературное творчество как метод нравственного развития младшего школьника
Тезисы к выступлению на Рождественских образовательных чтениях
«Нравственные ценности и будущее человечества»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuskova_ev_salymskaya_sosh1.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к выступлению на Рождественских образовательных чтениях
«Нравственные ценности и будущее человечества» в сп. Салым
15.12.2017 года.
Тема доклада : Литературное творчество как метод нравственного развития младшего школьника
Уроки чтения носят вспомогательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного типа. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Здесь налицо активное творчество, а учитель ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.
Один из важных вопросов детской психологии – это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы – недопустимым. Творчество живет в каждом ребенке в большей или меньшей степени. Мы находим у детей творческие процессы в самом раннем их возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
Ребенок придумал и рассказал какую-то неслыханную сказку, выдумал историю, «написал» стихотворение – это не такое уж редкое явление в современной жизни. Но что стоит за этим? И как, нам, взрослым, относится к этим сочинениям?
Такое проявление творчества надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, получится из ребенка литератор или нет. Более того, нужно, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили его трудные радости, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове.
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы дети на уроке: думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Я, как педагог, стараюсь реализовать обе стороны: и нравственную, и творческую.
Так при изучении колыбельных песен в разделе «Устное народное творчество» ребята с удовольствием попробовали себя в сочинении колыбельной для малыша – брата или сестренки. Подобный вид заданий формирует доброжелательные отношения между детьми, способствует проявлению заботы о близком человеке. При изучении стихотворений об осени дети попробовали себя в подборе слов-рифм. Такое упражнение значительно расширяет лексикон детей, учит замечать оттенки слова, обращает внимание на благозвучие русской речи. Пятиминутки-рассуждения «Как бы я поступил на месте героя» - превосходное средство понять внутренний мир ребенка, а также при необходимости скорректировать в положительную сторону. Беседуя о важности заботы о питомцах, учащимся было предложено продолжить стихотворение «Наша кошка заболела…». Дети по-разному подошли к решению этой проблемы: кто-то лечил сам, кто-то вызвал врача, чья-то кошка заболела со скуки. Но ни один ребенок не бросил своего четвероногого друга и постарался ему помочь.
Также важным аспектом является фиксация творческих проявлений. Либо выставка работ, либо публичные слушания, либо оформление творческих книжек.
Эти приемы помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование уважения и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.
На уроках литературного творчества учитель, по словам Ш.А.Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «…такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали, царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нем властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую хочется разгадать.
Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и обогатить их красотой слов, которые, по словам К.Паустовского, «…то шелестят как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед».
Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребенок – соавтор. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтам Уитменом: «Ну, у кого нет таких дарований, которых не было бы у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя!»