Открытый урок на тему: «Подведение итогов за 1 полугодие по предмету «Основы Православной культуры»» для учащихся 4 класса

Складанная Дина Алексеевна

Обобщение и подведение итога знаний за первое полугодие предмета "Основы православной культуры". Православные каноны, которые прописаны в учебнике, воспитывают учащегося в духе православия как ответственного гражданина своей страны и как духовно-нравственную личность. Чтобы таковым стать, надо многое познать: историю православия, правила жизни православного человека, спасение человека от всего дурного и пагубного, любви к ближнему своему и к Богу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skladannaya_otkrurokpodvedenie_itogov_17_urok2019g.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОРКСЭ (православный блок «Основы Православной культуры»), 4 класс

Урок № 17

 Открытый урок на тему: «Подведение итогов за 1 полугодие по предмету «Основы Православной культуры»» для учащихся 4 класса

Автор разработки урока

Складанная Дина Алексеевна, учитель ИЗО, черчения и технологии МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района, ЯНАО.

Тип урока

Урок комбинированный

Структура урока

Пояснительно-иллюстративная

Цели деятельности учителя 

Формирование духовных ценностей детей посредством обращения к их умственным и творческим способностям.

Закрепление полученных знаний, применение этих знаний в жизни.

Воспитание в душах детей ряда предписанных правил , которыми руководствуется каждый духовно-нравственный человек, вопитанный в православной культуре.

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

• понимать содержание урока;

• наблюдать за смыслом и содержанием повторяемых тем;

• вникать в содержание изученного, находить правильные решения и делать достаточные выводы из перечитанных и пересмотренных тем учебника;

• находить в текстах наиболее важные понятия, примеры и представления о Боге, о заповедях Божьих, о человеческих грехах и добродетелях;

• решать и рассматривать всевозможные ситуации из учебника, дополнять их своими наблюдениями, зачитывать из текста основные правила поведения человека в жизни, отношение его к другим людям, к окружающему миру;

• совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока.

Познавательные:

• определять цель, проблему в учебной деятельности, формировать правильные понятия из повторяемого материала;

Регулятивные:

• планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

• работать по плану, сверяясь с целью;

• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

• активно участвовать в диалоге; выстраивать доказательные примеры своих представлений и пониманий данной темы, участвовать в ролевой игре;

• учатся формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, овладевают базовыми предметными понятиями о православной культуре.

• понимать значение православных праздников, устройство храмов, назначение икон и мн. другого;

• вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам;

• вырабатывать свои мировоззренческие позиции, корректировать согласно правильным православным канонам свои взгляды, свое отношение к одноклассникам, к родителям, ко все, кто с нами рядом;

• пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном  понимании;

• самостоятельно определять, что есть хорошо, а что есть плохо, пользуясь полученными знаниями во время урока, анализируя данные учителем понятия и правила христианского поведения в этом мире;

• проявлять положительное отношение к учению;

• развивать эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова;

• усваивать важнейших понятий, на которых основана православная культура.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

Библия, духовная литература, интернет- ресурс.

Оборудование

Компьютеры у каждого ученика на парте, учебник «Основы православной культуры для общеобразовательного учреждения» и тетрадь.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд из презентации на тему: «Подведение итогов», в которой «перелистываются» раздел за разделом учебника от первого урока до семнадцатого, с подкреплением чего-то важного, в составленной в таком же порядке презентации  (слайд за слайдом - итог за итогом).

Основные понятия и термины

 Заповеди блаженства, священная гора Синай, скрижали, ковчег, алтарь, престол, икона, Пасха, освящение и мн. другое.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола компьютерами с загруженной презентацией, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом и учебником.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих на уроке. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость рабочих ученических столов раздаточным материалом и материалом, необходимым для проведения урока. На доске прописана дата, тема урока, цели урока.



 Учащиеся наполняют свой стол: учебником «Основы православной культуры», тетрадью и ручкой.

Фронталь-ная 

Регулятивные: определяют содержание уроа согласно его темы, прописанной на доске, готовят рабочий стол.

Личностные: решают последовательность действий, требуемые учителем.

Предметные: открывают на рабочем столе компьютера презентацию на тему: «Подведение итогов», разработанную учителем, в тетради записывают дату и тему урока.

Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым  материалом согласно  списка, качество и объем развернутой презентации.

II. Изучение нового материала 

Беседа.

Введение в содержание урока, знакомство детей с пошаговым планом урока.

Исторические факты, информация к каждому разделу, закрепление определенных знаний происходит во время беседы учителя с учениками. Все это закрепляется и фиксируется видеорядом в презентации.

Россия-родина моя.

Москва –это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, которое любит тебя.

Россия – страна с древней историей. С первых дней нашей  жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды к нам приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга. И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях.

Культура и религия.

Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Культуру создают люди, а затем уже эта культура создает условия жизни людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда.

Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Человек и Бог в православии.

Чтение учащимися стихов:
Карандаш я не обижу,
Нарисую всё, что вижу.
Здесь живу я – это дом,
Это – Божий мир кругом:
Горы, реки и моря...
А художник – это я!

Лес далекий. На опушке
Дремлет старая церквушка.
Возлетает крест в зенит,
Тихо колокол звенит.
Ты послушай и постой,
Здесь когда-то – жил Святой...

Если ночи стали долги,
Значит в доме встанет ёлка.
Полетит снежок с высот,
И наступит Новый год.
Каждый праздник – торжество,
Но всех лучше – Рождество!

Православная молитва.

(Приводятся примеры молитв)

Молитва Отцу Небесному (Отче наш…)

Молитва Духу Святому (Царю Небесный…)

Иисусова молитва (Господи, помилуй!)

Молитва Богородице (Богородице, Дево, радуйся…)

Молитва святому Николаю Угоднику

Молитва Ангелу Хранителю

Молитва по соглашению

(молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие)

Библия и Евангелие

Книги Ветхого Завета (Старого договора) писали пророки. Этих книг было 50 и они составили Библию. Время Ветхого завета – ожидание Христа.

После пришествия Христа  Его ученики написали  еще 27 книг, которые и составили Священное писание Нового Завета, т.е. Евангелие.

Проповедь Христа.

Эта проповедь еще называется Нагорной. Русский живописец Александр Иванов изобразил полотно с этим историческим моментом, назвав его «Явление Иисуса Христа народу». Перед принятием крещения Иисус Христос проводит проповедь перед присутствующими, в которой говорит о любви, заботе и смирении к ближнему своему, а также знакомит их с Заповедями Блаженства.

Заповеди Блаженства

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах:

Христос и его крест.

Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодали даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в путь человеческой смерти. Он позволил распять себя на Голгофе. На этой горе распинали преступников. Бог сам решил войти в мир смерти, чтобы за смертью следовало радостное бессмертие. (В.М.Васнецов в своих фресках изобразил тот трагичный момент распинания Христа мучителями и завершение Его земной жизни).

Пасха.

Главный пасхальный гимн Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Пасха с древнееврейского языка  означает «переход», «избавление».

Иисус умер как человек, но вознесся на небеса, сохраняя свою Божественную суть к Отцу Небесному. Пасха – есть праздников праздник! (И. Каверзнев изобразил на своем полотне красивый момент торжества Пасхи, а именно как его встречают верующие люди).

Православное учение о человеке.

Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу.

Бог есть любовь - и людям Он подарил любовь.

Бог есть разум - и людям Он подарил способность мыслить.

Бог есть Творец - и людям Он подарил способность творить.

Разум, свобода,любовь, творчество у христиан называется  образ Бога в человеке.

Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям!

Совесть и раскаяние.

Дети читают притчу о камнях). 

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговец вместо товара положил в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стоял дряхлый старик.
— Здравствуй, — сказал он, — это я много лет назад обманул тебя тогда, и пришёл сейчас попросить прощения.
Человек ответил:
— Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.
 

Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз, а значение составленного слова приближало нас к значению слова СОВЕСТЬ.

Заповеди.

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога, и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

Милосердие и сострадание.

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». Некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке». Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие».

Икона.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону, а икона как бы смотрит на меня.
Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.

Что означает занавес-велум на иконе?

Воспринимают материал, просматривая презентацию, бегло просматривая разделы учебника, слушая учителя, поясняющего новый материал. Вступают в беседу, зачитывают тексты из презентации, читают притчи по ролям, стихотворения и фрагменты текста из учебника,  анализируют изученный материал, дают свою оценку событиям и фактам по следам изученного материала.



Фронталь-ная, индивиду-альная 

 Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели.

Личностные: осознают свои интересы и учебные цели

Предметные: научатся подбирать информацию, представлять работу по выбранной теме о православной культуре; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока.

Участвуют в беседе, дают свои объяснения по разделам учебника, находят подтверждающие факты из учебника, делают соответсвующие записи в тетради.

III. Итог урока.

Выполняется письменная работа в форме теста для закрепления темы и обобщения полученных знаний.

Раздаются конверты на столы и дети на выбор берут один тест из трех предложенных. Отвечают на один из этих тестов, затем приклеивают в тетрадь и подписывают, кто его выполнил. Если остается время и у детей есть желание ответить на все тесты, то они могут это сделать или учитель может предложить  на третий тест ответить всем вместе устно.

Тест1.

1.Полное название нашей страны: 

а) Москва    б) Российская Федерация     в) Россия

2.Почему нашу страну мы называет Отечеством: 

а) потому что родились и живём в ней. б) это наш родной дом

в) наши отцы, деды и прадеды и их предки учились, работали и  защищали свою землю

3.Духовный мир — это 

а) знания и информация из различных источников, которые мы видим

б) знания и информация из различных источников, отношения между людьми; в) вещи и предметы

4.С духовным миром вы знакомитесь в школе на уроках при чтении учебников и дополнительной литературы — это называется: 

а) миром знаний ; б) миром умений и навыков;  в) миром культуры

Тест2.

5.Духовный мир отражается в человеке и образует: 

а) состояние души

б) внутренний мир человека

в) интересы человека

6.Во внутреннем и внешнем мире есть: 

а) только добро, красота, тепло, уют, любовь

б) только зло, ненависть, опасность

в) есть добро и зло, любовь и ненависть, красивое и безобразное.

Тест 3.

7.Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира может радоваться или огорчаться, быть спокойным или тревожным, создавать что-то нужное и новое. Это зависит от: 

а) как ты наполняешь свой внутренний мир

б) как ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми

в) как ты относишься к окружающей тебя природе и людям

8. Мораль – это … 

а) культурные традиции;  б) верование  людей;

в) система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

9.  Культура – это … 

а) культурное поведение людей;   б) материальные и духовные ценности;

в) забота о здоровье.

10.Выбери пример материальной культуры. 

а) семейные традиции;    б) архитектурные сооружения;

в) пословицы, поговорки.

11. Выбери пример духовной культуры. 

а) автомобиль;        б) книги, журналы, газеты;        в) воинский долг.

Учащиеся работают с тестами. Есть возможность при выборе теста учеником отвечать вариативно, взять такой тест, который ему по силам и по возможностям. Ученики отмечают карандашом или ручкой правильные ответы, подписывают свою работу и помещают бланк с тестом в тетрадь.

Фронталь-ная, индивиду-альная

Познавательные: получают тестовое задание, в котором делают свой выбот, ссылаясь на знания, полученные в течение урока, формируют свои представления и понятия в устных ответах.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение;

Личностные: понимают содержание темы, отдельных разделов учебного материала, тестовых заданий.

При устных и письменных ответах и в рассуждениях уч-ся умеют оценить степень их осведомленности по пройденным темам, возможности правильно пользоваться полученными знаниями и применять их в жизни.

IV.Рефлек-сия

Обсуждение деятельности учащихся на уроке в целом.

Организуют  мини обсуждение и консультирование по личным вопросам, возникшим в ходе урока.  

Учащиеся сдают тетради с выполненными тестами, закрывают презентацию и выключают компьютеры.

Фронталь-ная, индивидуа-льная 

Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные речевые высказывания. Личностные: учатся анализировать действия на уроке. Закрепляют полученные знания и навыки.

Убирают рабочий стол и складывают ученические принадлежности.

Примечание. Учитель гораздо больше дает информации учащимся в устной речи, повторяя разделы учебного материала, чем прописано в плане урока. Возможен по ситуации момент, когда некоторые разделы учебника можно объединить при повторении, например: «Проповедь Христа» и «Заповеди Блаженства» и др. Тема очень обширная и сложно в нее поместить все опорные понятия, поэтому в презентации я собрала самое важное и основное. В презентации подобран такой зрительный ряд, который нацелит ученика на обобщенные знания по разделам учебника.