Методические рекомендации к разработке программы дополнительного образования детей
Материал содержит рекомендуации к разработке программ дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
к разработке программы дополнительного образования детей
Пояснительная записка раскрывает:
– направленность дополнительной образовательной программы
– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
– цели и задачи дополнительной образовательной программы;
– отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области;
– возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
– сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы их проверки;
– формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
Направленность программы «Название» по содержанию является (спортивно-технической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономической, социально-педагогической); по функциональному предназначению — (досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной); по форме организации — (индивидуально ориентированной, групповой, клубной, студийной, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной, массовой); по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, длительной подготовки).
Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требований, программ или методических разработок каких авторов).
Указывается, какие требования взяты за основу при разработке программы: квалификационные требования на какой-либо спортивный разряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпиад, соревнований, выставок и т.п. — т.е. такие системы критериев, которые могут заменить государственный образовательный стандарт, не предусмотренный для дополнительного образования.
Новизна программы состоит в том, что...
Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке программы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...
Поясняется потребность общества и детей данного возраста и категории в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
– создание условий для развития ребенка;
– развитие мотивации к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется...
Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.
Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
– формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
– методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
– средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).
Например: Эффективным для (литературного) развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цели программы:
1. Обучить... (чему)
2. Сформировать (какие) умения (какой) деятельности.
3. Воспитать (какое) отношение к (чему)
Задачи:
1. ...
2. ...
3. ...
4. ...
5. ...
Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими.
Цели и задачи могут различаться следующим образом:
1) в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей, а задачи намечают промежуточные (этапные) результаты;
2) цели ставятся по обучению, воспитанию и развитию детей, а задачи — по направлениям предполагаемых в них изменениям.
В любом случае количество задач должно быть бо́льшим, чем количество целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей, и задач должны удовлетворять следующим требованиям:
– предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);
– быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);
– относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ребенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;
– быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники... Программа ориентирована на применение широкого комплекса... В структуру программы входят (сколько?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в __ тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу...»).Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (Или: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).
Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).
Какие методы предусматриваются в программе при реализации данного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержания, детей, условий реализации программы).
Какие формы организации деятельности детей являются характерными для данной программы, каковы принципы их отбора.
Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.
При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:
– достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
– определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;
– целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;
– современным образовательным технологиям.
Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:
На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическому изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», ... придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
Для того, чтобы подвести детей ... лет, к освоению ..., предлагается метод... (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например, ...
Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от ... до ... лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...
Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.
Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенностей, которые учитываются при реализации программы.
Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).
Сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Например: ... 5 лет, которые делятся на три периода (1, 2–3 и 4–5-й годы обучения). При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются... (какими способами?). Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.
Формы занятий: (основные, характерные для данной программы).
О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности». Но там речь идет именно формах которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.
Как правило, выделяют следующие группы форм организации обучения:
- по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;
- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Например: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает ... часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,…) деятельность детей.
Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятий:
Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальных занятий.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Воспитанник будет уметь:
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.
Способы проверки результатов освоения программы: ...
Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнительного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фестивали, отчетные концерты конференции и т.п. При необходимости проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.
Например: Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме ... во время проведения..., когда работы детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют...
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 |
|
|
|
|
1.1 |
|
|
|
|
1.2 |
|
|
|
|
1.3 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
2.1 |
|
|
|
|
2.2 |
|
|
|
|
2.3 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
| ИТОГО |
|
|
|
Количество учебных часов, отводимых на одну тему, не должно быть большим, чтобы не снижать значимость программы как учебно-технологического и управленче
Содержание курса
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
– краткое описание тем или разделов;
– краткую характеристику форм занятий по каждой теме,
Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре тематического плана.
Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» с указанием порядкового номера.
Характеристика содержания темы в программе осуществляется с помощью предложений телеграфного стиля, основой которых являются ключевые слова (словосочетания), отражающие предметы и аспекты содержания программы, и определяющие ее понятийно-терминологический аппарат.
Совокупность ключевых слов, включенных в текст программы, должна обеспечивать достаточный уровень полноты и глубины раскрытия содержания каждой темы.
Стиль изложения материала учебной программы должен быть ясным и четким. Не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространных предложений со сложной структурой
Литература
Список литературы — методический материал, должен включать документы, всесторонне раскрывающие содержание программы, обеспечивать рациональною организацию самостоятельной работы детей на основе систематизированной информации по темам программы. Список литературы может содержать подразделы: основная литература, дополнительная литература, список нормативных документов, государственных стандартов и т.п.
Основная литература — список не более чем из 5 наименований, желательно имеющим грифы «Рекомендовано (название экспертного органа) в качестве учебника (учебного пособия) по (наименование дисциплины)» или «Допущено (название экспертного органа) в качестве учебника (учебного пособия) по (наименование дисциплины)»
При составлении списка литературы следует ориентироваться на библиотечно-информационные ресурсы библиотеки вуза Перечень литературы составляется последовательно с единой нумерацией.
Дополнительная литература от основной отделяется заголовком
При подготовке списка литературы следует руководствоваться следующими основными положениями:
– должно уделяться особое внимание связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями к его образованности.
– должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы, независимо от тинной позиции преподавателя,
– не допускается использование в обзоре устаревших или недостоверных сведений.
– должны использоваться доступные студенту (изданные в течение последних 5 лет) источники информации.
Методическое обеспечение
Перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).
Указывается минимально необходимое оснащение, без которого реализация программы невозможна.
Можно также выделить два раздела: минимально необходимое оснащение и приборы, материалы и оборудование для более полной реализации программы.
Например: Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие (специального учебного кабинета, концертмейстера,…) . Из дидактического обеспечения необходимо наличие (тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов контрольных работ, разноуровневых заданий, лото, кроссворды,...). Также может быть использована компьютерная программа «...», что позволяет информационный материал передавать детям в качестве средства самостоятельной подготовки.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, документы, карты, иллюстрации, музыкальные записи, инвентарь, литературные произведения, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы и др. (При этом записи, тексты, документы, карты и т.п. нужно перечислить по наименованиям и количеству).
Модель программы составлена
д-ром. пед. наук, проф. Н. М. Борытко
и канд. пед. наук, проф. А. Н. Кузибецким