Тренинг для родителей по теме «Безусловная любовь к ребенку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_trening_bezuslovnaya_lyubov.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей по теме «Безусловная любовь к ребенку»
Составитель: Фокина Л.А.,
методист МБУ ДО ЦВР
«Общение поколений»
г.о. Самара.
"Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания".
Сюнь-Цзы.
Цель:
- формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;
- расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
- Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.
- Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
- Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
- Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
- Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Рекомендуемая литература по самосовершенствованию:
"Безусловные родители", Элфи Коэн, 2006
Р. Кэмпбелл . Как на самом деле любить детей
План занятия
- Приветствие, формулировка темы тренинга
- Информация о тренинге (цели, задачи, правила)
- Игра-активатор «Открытка»
- Видеоролик «Родительское программирование»
- Упражнение «Разбери карточки»
- Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
- Упражнение «Ситуации»
- Упражнение «Свинский родитель»
- Упражнение «Рисуем грубого родителя»
- Видеоролик «Какими хотят видеть дети своих родителей»
- Упражнение “Щепки плывут по реке”
- Рефлексия
- Завершение занятия
Ход занятия
- Приветствие, формулировка темы тренинга
- Информация о тренинге (цели, задачи, правила)
Активность, инициативность обязательна.
Говорить в круг, не мешать другим.
Высказывать свое мнение.
Давать возможность высказываться другим.
Запрет на обсуждение за пределами группы.
- Игра-активатор «Открытка»
Каждый участник достаёт из коробочки, предложенной ведущим, кусочек открытки. Задача каждого – используя невербальные средства общения, найти и собрать части своей картинки. Это упражнение помогает глубже познакомиться участникам, кроме того способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.
- Видеоролик «Родительское программирование»
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.
5. Упражнение «Разбери карточки» (на карточках выражения, характеризующие условную и безусловную любовь)
- у меня сегодня нет времени!
- чем я могу тебе помочь?
- ты не заслуживаешь, чтоб я тебя обняла!
- дома ты ещё получишь!
- ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил
- видеть тебя не хочу
- Как хорошо, что ты у нас родился
- Я рада тебя видеть
- Ты мне нравишься
- Я люблю, когда ты дома
- Мне хорошо, когда мы вместе
- в детский дом тебя сдам
- глаза бы тебя не видели
-умница моя
- без твоей помощи нам пришлось бы туго
- ах, ты ещё перечишь!
- я очень хочу, чтоб тебе было хорошо
-как я теперь из-за тебя людям на глаза покажусь?
- ну ты и наглец!
- хочешь, мы можем сделать уборку вместе
- я тобой горжусь
- ты меня разочаровал
- у тебя ничего не получится
- знай, что мы всегда рядом
- делай что хочешь, мне все равно
- ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная
- попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу
- ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем
- мы в тебя верим
- давай, я помогу тебе в этом разобраться
6. Мини-лекция «Условная и безусловная любовь»
Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, грубить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».
Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Что же такое условная и безусловная любовь?(высказывания участников)
Безусловная любовь — это когда мы любим и полностью принимаем себя, это когда мы любим и принимаем близких и окружающих нас людей такими, какие они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть. Не навязывайте им свои понятия о том, что надо говорить, как себя вести, как и что делать. В конечном итоге, все это показывает вам, каким бы вы хотели быть сами.
Условная любовь — это когда мы любим условно: «Если ты хорошо себя ведёшь, ты мне нравишься, я тебя люблю», «Если приносишь из школы пятёрки, я тебя люблю», «Если не обманываешь меня, я тебя люблю», «Если приносишь домой много денег, я тебя люблю», «Если не изменяешь мне, я тебя люблю» и т. д. То есть условная любовь — это когда мы ставим условия, когда мы любим за ч т о-т о.
- Упражнение «Ситуации»
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Выражение условной любви | Выражение безусловной любви | |
1. | Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось. | Огорчение, обида. | Догнала бы его и дала сдачи! Так и будут тебя лупить всю жизнь | Я понимаю…Ты очень расстроилась и было очень обидно. |
2. | (Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». | |||
3. | Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись. | |||
4. | (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!.» | |||
5. | Пап, ну ты же сам куришь! Почему же ты запрещаешь это мне? | |||
6. | Я познакомилась с самым красивым парнем в нашей школе, и он пригласил меня на свидание! |
В последней колонке вы пытались сформулировать мудрые фразы, которые в принципе должны быть при общении с ребёнком, а в этой колонке в вас говорил свинский родитель.
- Упражнение «Грубый родитель».
Участникам предлагается использовать данные им на карточках вербальные и невербальные реакции в импровизированном обращении к воображаемому ребенку. Приводим содержание карточек:
морщины на лбу;
вытянутый палец;
покачивание головой;
«ужасающий» взгляд;
притоптывание ногой;
руки на груди;
вздох;
«Я бы никогда в жизни...»;
«Если бы я был(а) на твоем месте...»;
«Ты осмелился(-лась)?!»
«Ну и что?..»
Участник, исполняющий роль ребёнка, должен поделиться пережитыми чувствами.
Комментарий. Задания подобраны таким образом, чтобы возможна была трактовка их позиционного содержания как в авторитарном, так и в равноправном контексте. Например, морщины на лбу могут быть расположены как вертикально (гнев, задумчивость), так и горизонтально (удивление, восторг). То, какой контекст мы выбираем чаще, свидетельствует о наших ригидных родительских позициях. На наших занятиях подавляющее количество родителей «выбирают» авторитарный контекст, т.е. проявляют позицию «Свинский родитель». Столкновение с неприглядной собственной сущностью фрустрирует, повергает в уныние, активизирует защитные механизмы. Преодолеть это состояние помогают арт-терапевтические приемы, один из вариантов которых описан ниже.
- Упражнение «Рисуем грубого родителя».
Микрогруппы получают листы бумаги, краски и задание изобразить «Грубого родителя», не переговариваясь друг с другом. После обсуждения полученных рисунков необходимо трансформировать их так, чтобы «Грубый родитель» утратил свою силу и власть.
Наш внутренний «Грубый родитель» мешает нашим гармоничным взаимоотношениям с ребенком: негативной мотивации (когда мы заставляем детей плохо относиться к самим себе); гиперопеке (когда мы делаем слишком много для детей, решаем их проблемы вместо них); повышенной требовательности; неуважении; вседозволенности, отсутствии четких границ дозволенного поведения.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?
Приветливыми взглядами.
Ласковыми прикосновениями.
Прямыми словами: Я рада тебя видеть, Ты мне нравишься, Я люблю, когда мы вместе, Мне хорошо, когда мы вместе, Как хорошо, что ты у меня есть.
Обнимать ребенка несколько раз в день (4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее 8 объятий и это не только ребенку, но и взрослому).
Вывод. Эти знаки безусловного принятия питают ребенка эмоционально, помогая психологически развиваться. Не желательно скрывать, а тем более копить негативные чувства. Их надо выражать, но выражать особым образом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
Если ваш ребенок плохо себя ведет, скажите ему без криков и возмущения: «Я все равно люблю тебя, но твое поведение я не одобряю». И затем поступайте так, как подскажет вам сердце.
10.Видеоролик «Какими хотят видеть дети своих родителей»
11.Упражнение “Щепки плывут по реке”
Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.
Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно “проплывает” между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.
12.Рефлексия
13.Завершение занятия
Завершить нашу встречу хочу словами Роберта Мака, которые звучат, как молитва:
«Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте».
Приложение 1
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Выражение условной любви | Выражение безусловной любви | |
1. | Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось. | Огорчение, обида. | Догнала бы его и дала сдачи! Так и будут тебя лупить всю жизнь | Я понимаю…Ты очень расстроилась и было очень обидно. |
2. | (Старший сын – маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». | |||
3. | Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись. | |||
4. | (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!.» | |||
5. | Пап, ну ты же сам куришь! Почему же ты запрещаешь это мне? | |||
6. | Я познакомилась с самым красивым парнем в нашей школе, и он пригласил меня на свидание! |
Составитель
Фокина Л.А., методист МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара.
Приложение 2
Карточки к упражнению «Грубый родитель»
морщины на лбу притоптывание ногой |
покачивание головой «ужасающий» взгляд |
«Я бы никогда в жизни так не поступила!!!!» |
«Ты осмелился(-лась) спорить со мной?!» |
Приложение 3
Стимульный материал для упражнения «Разбери карточки»
у меня сегодня нет времени! |
чем я могу тебе помочь? |
ты не заслуживаешь, чтоб я тебя обняла! |
дома ты ещё получишь! |
ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил |
видеть тебя не хочу |
Как хорошо, что ты у нас родился |
Я рада тебя видеть |
Ты мне нравишься |
Я люблю, когда ты дома |
Мне хорошо, когда мы вместе |
как я теперь из-за тебя людям на глаза покажусь? |
глаза бы тебя не видели |
умница моя |
без твоей помощи нам пришлось бы туго |
ах, ты ещё перечишь! |
я очень хочу, чтоб тебе было хорошо |
в детский дом тебя сдам |
ну ты и наглец! |
хочешь, мы можем сделать уборку вместе |
я тобой горжусь |
ты меня разочаровал |
у тебя ничего не получится |
знай, что мы всегда рядом |
делай что хочешь, мне все равно |
ты должен делать то, что тебе сказали, потому что я в доме главная |
попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу |
ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы все обсудим – почему и зачем |
мы в тебя верим |
давай, я помогу тебе в этом разобраться |