Дополнительная общеобразовательная программа "Вензеля"
Программа дополнительного образования хореографической студии МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- авторской программы под редакцией Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Ритмика и физическая культура», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных школ по курсу «Хореографии», автор - Ж. Е. Фирилева, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
venzelya.docx | 224.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
Дополнительная общеобразовательная программа «Вензеля»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: начальная ступень -5-7 лет;
первая ступень:8-10 лет, вторая ступень: 11-14 лет; третья ступень: 15-18 лет
Срок реализации в каждой ступени- 3 года.
Составитель: Яровенко Ангелина Борисовна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
п. Пурпе Пуровского района ЯНАО
2018 год
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию: коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей.
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Образовательная программа дополнительного образования хореографической студии МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 год,
- Закон №55 ЗАО от 27.06.2013г. «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 03.04.2012 г.;
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172;
- Обязательный минимум содержания основного общего курса хореографии;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
- Устав МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,
- Образовательная программа МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе,
Программа дополнительного образования хореографической студии МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе является модифицированной программой и составленной на основе:
- авторской программы под редакцией Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.;
- примерных программ для общеобразовательных школ по курсу «Ритмика и физическая культура», и с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных школ по курсу «Хореографии», автор - Ж. Е. Фирилева, 2012 г.
Актуальность программы.
В наше время, когда большинство людей страдает от гиподинамии, заболеваний сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, занятия хореографией особенно актуальны в детском возрасте. Занятия танцам учат учащихся красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивают и совершенствуют их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ ФГОС, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого учащегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Новизна программы определена федеральным государственным стандартом общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель программы: формирование духовно – нравственной личности ребёнка средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
- обучение детей танцевальным движениям;
- формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
- формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
- формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
- развитие у детей активности и самостоятельности;
- формирование общей культуры личности ребенка;
- создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей, воображения;
- развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
- развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
- укрепление здоровья детей;
- развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
- формирование осанки.
Особенности программы.
По данной программе могут заниматься учащиеся, с разным уровнем хореографической подготовки. Программа составлена, исходя из требований ФГОС и имеет разноуровневую (ступенчатую) подготовку детей по хореографии. В зависимости от возраста желающих заниматься в хореографической студии формируются группы учащихся по ступеням обучения начальная ступень -5-7 лет: первая ступень:8-10 лет, вторая ступень: 11-14 лет; третья ступень: 15-18 лет.
Учащийся имеет право начать или завершить обучение на любой ступени в зависимости от возраста, и быть зачисленным в группу 2-3 года обучения на соответственной ступени, исходя из собеседования и индивидуальных способностей детей в области хореографического искусства.
Сроки реализации в каждой ступени: 3 года.
Место занятий хореографии в учебном плане.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе программа «Вензеля» является программой развития способностей детей в области хореографического искусства, составлена, исходя из требований к дополнительным общеобразовательным программам художественной направленности.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 40 минут с 10 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек. обучение по программе составляет 144 часа - 2 раза в неделю по 2 часа. При наборе в студии детей от 5 до 7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (30 минут) и общее количество часов в год составляет 72 часа.
С течение всего обучения на каждой ступени учащимся предлагаются занятия по разделам: «Ритмика», «Балетная гимнастика», «Классический танец» «Народные танцы», «Бальные танцы», «Современные танцы», «Репетиционно - постановочные работы». «Активизация и развитие творческих способностей».
Успешное решение поставленных задач возможно только при использовании педагогических принципов:
*принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
*принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);
*игровой принцип (для начальной ступени обучения и 1-2 годов обучения первой ступени);
*принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
*принцип наглядности (практический показ движений).
Организация образовательного процесса.
В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, и всестороннее воспитание, формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Личностные результаты.
Знание моральных норм и форсированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе занятий хореографии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
познавательные УУД:
Учащиеся должны уметь:
- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент,
- слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.
- четко, организованно перестраиваться,
- быстро реагировать на приказ музыки.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся должны уметь:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Результаты:
В конце начальной ступени обучения, учащиеся знать/понимать:
- роль и значение регулярных занятий хореографией для укрепления здоровья;
- требования к выполнению программных элементов и движений классического танца, последовательности их выполнения;
- виды, формы, жанры хореографического искусства;
- выразительность и изобразительность хореографических форм и музыкальных интонаций;
- средства танцевальной выразительности.
уметь:
- качественно и осознанно выполнять требования программы;
- выполнять программные элементы экзерсиса;
- применять танцевальные навыки и средства танцевальной выразительности на занятиях и в концертной деятельности.
В конце 1 ступени обучения, учащиеся должны чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене,
Должны знать:
- названия классических движений нового экзерсиса;
- особенности исполнения спортивно-акробатических элементы;
- значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп;
- новые направления и виды хореографии и музыки;
- классические термины;
- жанры музыкальных произведений.
уметь:
- грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
- определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
- четко определять начало и конец музыкальной фразы, согласовывать
- движения с музыкой, считать под музыку свои движения;
- выполнять простые и сложные элементы;
- исполнять основные движения и танцевальные этюды;
- самостоятельно исполнять спортивно-акробатический элементы;
- самостоятельно придумывать движения, фигуры, танцевальные перестроения;
- создавать собственные танцевальные этюды, используя движения и элементы, выученные на уроках;
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку.
В конце 2 ступени обучения, учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны сформироваться,
Должны знать:
- новые направления и названия движений;
- знать историю возникновения танцев;
- новые направления хореографии;
- историю создания танцев народов мира;
- классические термины;
- лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку;
- создавать собственные оригинальные композиции;
- при работе в группе находить общий язык со всеми для выполнения творческих заданий;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку;
В конце 3 ступени обучения, учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно- эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье,
Должны знать:
- новые направления и названия движений;
- знать историю возникновения танцев;
- новые направления хореографии;
- составлять танцевальные этюды;
- виды и жанры хореографии;
- историю создания танцев народов мира;
- классические термины;
- лучшие образы хореографического, музыкального искусства.
уметь:
- выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
- контролировать и координировать своё тело;
- сопереживать и чувствовать музыку;
- грамотно исполнять бальный танец;
- создавать собственные оригинальные композиции, используя не только элементы, выученные на уроках, но и применение собственных источников;
- реализовать свои идеи в движении;
- при работе в группе находить общий язык со всеми;
- уметь мобилизоваться для выполнения задания в определенном режиме, стиле;
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;
- выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.
Ожидаемый результат от программы:
В ходе занятий учащиеся научатся основным танцевальным элементам, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами.
К концу обучения воспитанник должен знать:
- характерные особенности движений и элементов, манеру исполнения русского народного танца; бального танца, эстрадного танца.
Ожидаемый результат для детей начальной ступени обучения (5-7 лет).
К концу учебного года обучающиеся
должны знать:
- Назначение спортивного зала и правила поведения в нём.
- Основные танцевальные позиции рук и ног.
- Понятия: круг, шеренга, колонна.
- терминологию, используемую на уроке;
должны уметь:
- Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения.
- Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
- Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки.
- Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.
- Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры.
Таблица содержания программы для детей 5-7 лет
Разделы, образовательные модули | Всего часов | Теория | Практика | Контроль |
Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 | |||
Раздел «Ритмика» | 6 | 1 | 4 | 1 |
Раздел «Основы классического танца» | 8 | 1 | 6 | 1 |
Раздел «Основы народного танца» | 14 | 2 | 11 | 1 |
Раздел «Основы современного танца» | 10 | 1 | 8 | 1 |
Раздел « Основы бального танца» | 12 | 2 | 8 | 2 |
Раздел «Репетиционно-постановочная работа» | 12 | - | 10 | 2 |
Раздел «Активизация и развитие творческих способностей» | 9 | - | 9 | - |
Всего: | 72 часа |
Учебно-тематическое планирование для детей 5-7 лет
Разделы, образовательные модули | Всего часов | Теория | Практика | Контроль | |
Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 | ||||
Раздел «Ритмика» | 6 | 1 | 4 | 1 | |
1. | Ритмика (разминка с элементами современной пластики, диско-танца | 1 | |||
2. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. | 1 | |||
3. | Элементы классического экзерсиса: полуприседания, поднимание на полупальцы , прыжки. Гимнастика поз. | 1 | |||
4. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга | 1 | |||
5 | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз) | 1 | |||
6. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз) | 1 | |||
Раздел «Основы классического танца» | 8 | 1 | 6 | 1 | |
1 Подготовительные упражнения. Упражнения для шеи рук, ног, корпуса, головы. Балетная гимнастика. | 1 | ||||
2 Экзерсис у станка. Demi plie | 1 | 1 | |||
3 Основы классического танца. Экзерсис у станка. Demi и grand plie | 1 | ||||
4 Экзерсис у станка. Battement tendu | 1 | ||||
5 Экзерсис у станка. Battement tendu jete | 1 | ||||
6 Экзерсис у станка Battement tendi jete, battement fondu. | 1 | ||||
7 Экзерсис у станка. Releve | 1 | ||||
8 Экзерсис у станка. Battement tendu из V позиции в сторону с demi plie. Battement tendu jete, battement fondu. | 1 | ||||
Раздел «Основы русского народного танца» | 14 | 2 | 11 | 1 | |
1 | Упражнения для развития хореографических способностей. Упражнения для рук. Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Открывание рук в стороны. | 1 | |||
2 | Основы русского танца. Шаг на пятках. «Ковырялочка». | 1 | |||
3 | Основы русского танца. Шаг на пятках «под себя». «Ковырялочка», «елочка». Удар всей стопой | 1 | |||
4 | Основы русского танца. Переменный шаг. Шаг с пружинкой в сторону. Упражнения «маятник», «елочка». | 1 | |||
5 | Основы русского танца. Соскок по VI позиции с руками. Удар всей стопой и пяткой. «Гармошечка», «ковырялочка». | 1 | |||
6 | Основы русского танца. Переменный шаг с уколом. “Маятник”. | 1 | |||
7 | Основы русского танца. Шаг длинный и два коротких. “Гармошка” с паузой. Переменный шаг с уколом. “Маятник”. | 1 | |||
8 | Основы русского танца. Шаг длинный и два коротких. “Гармошка” с паузой. “Маятник”. | 1 | |||
9 | Основы русского танца. “Веревочка” на вытянутых ногах с продвижением назад, вперед. “Моталочка” с подскоком. | 1 | |||
10 | Основы русского танца. “Молоточки” с шагом в сторону, вправо, влево. “Маятник”. | 1 | |||
11 | Основы русского танца. Дробь одной ногой. “Гармошка”. | 1 | |||
12 | Основы русского танца. Шаг с носка и пятки разворачивая корпус. “Моталочка” с тройным притопом. | 1 | |||
13 | Основы русского танца. Бег, выбрасывая ноги приемом Jete вперед и назад. “Молоточки” | 1 | |||
14 | Основы русского танца. Приподание по VI поз ног на месте. “Моталочка” с подскоком | 1 | |||
Раздел «Основы современного танца» | 10 | 1 | 8 | 1 | |
1 | Изучение contraction и relies в положении сидя. Упражнения stretch характера. | 1 | |||
2 | Кросс. Вращения. Прыжки: hop, jump , leap | 1 | |||
3 | Кросс. Шаги: простые с носка, на plie, на полупальцах, скрестные шаги. | 1 | |||
4 | Работа в парах. Упражнения strech-характера | 1 | |||
5 | Изоляция. Руки: положение flex (флекс), круги в параллельных направлениях двух предплечий, круги кистью в параллельных направлениях, положение «свастика». | 1 | |||
6 | Изоляция. Пелвис. Грудная клетка | 1 | |||
7 | Изоляция. Плечевой пояс: подъем и опускание одновременно двух плеч, с остановкой в центре и без остановки, оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз), параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр), twist (твист) изгиб плеч. | 1 | |||
8 | Изоляция. Голова: Наклоны вперед – назад, наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу), повороты в правую и левую стороны, свинговое раскачивание, zundary/ | 1 | |||
9 | Изучение contraction и relies в положении сидя. Упражнения stretch характера | 1 | |||
10 | Неактивная растяжка мышц общего воздействия. | 1 | |||
Раздел «Основы бального танца» | 12 | 1 | 9 | 3 | |
1 | «Самба»: «Основное движение». «Поступательное основное движение». | 1 | |||
2 | «Самба»: «Основное движение». «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». | 1 | |||
3 | «Самба»: «Основное движение». «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». «Самба ход в ПП». «Боковой самба ход». «Левый поворот». | 1 | |||
4 | «Самба»: «Основное движение». «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». «Самба ход в ПП». «Боковой самба ход». «Левый поворот». «Ботафого с продвижением в перед, на зад». «Вольта с продвижением влево и вправо». | 1 | |||
5 | «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». | 1 | |||
6 | «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». «Нью-Йорк». «Рука к руке | 1 | |||
7 | «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Спот поворот влево, вправо». «Поворот под рукой вправо, влево». | 1 | |||
8 | «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Спот поворот влево, вправо». «Поворот под рукой вправо, влево». | 1 | |||
9 | «Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». | 1 | |||
10 | «Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». | 1 | |||
11 | «Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». | 1 | |||
12 | «Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». | 1 | |||
Раздел «Репетиционно-постановочная работа» | 12 | - | 10 | 2 | |
1 | Танцевальный этюд. Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
2 | Танцевальный классический этюд . Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
3 | Русский народный танец. Этюд . Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
4 | Современный танцевальный этюд. Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
5 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Самба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
6 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Самба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
7 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Румба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
8 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Румба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
9 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Ча-ча-ча». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
10 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Джайв». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
11 | Танцевальный этюд. Бальный танец «Джайв». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | |||
12 | Закрепление выученных танцевальных композиций. | 1 | |||
Раздел «Активизация и развитие творческих способностей» | 9 | - | 9 | - | |
1 | Выступление на концертах и мероприятиях | 1 | |||
2 | Подготовка к дню открытых дверей. | 1 | |||
3 | Подготовка к внутриучережденческим мероприятиям | 1 | |||
4 | Подготовка к Дню учителя | 1 | |||
5 | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Ягодные сказки» | 1 | |||
6 | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Правила хорошего тона» | 1 | |||
7 | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Конец и начало» | 1 | |||
8 | Подготовка к конкурсу «Парад надежд» | 1 | |||
9 | Подготовка к отчетному концерту | 1 | |||
Всего: | 72 часа |
Содержание программы по разделам для 1,2,3 ступеней обучения
Разделы | 1-й год обучения | 2-й год обучения | 3-й год обучения | |||||||||
Всего часов | Теория | Практика | Контроль | Всего часов | Теория | Практика | Контроль | Всего часов | Теория | Практика | Контроль | |
Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - |
Раздел «Ритмика. Ритмические упражнения» | 15 | 1 | 12 | 2 | 10 | - | 9 | 1 | 10 | - | 9 | 1 |
Раздел «Основы классического танца» | 20 | 2 | 17 | 1 | 22 | 2 | 18 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 |
Раздел «Основы русского народного танца» | 22 | 2 | 19 | 1 | 24 | 2 | 20 | 2 | 24 | 2 | 20 | 2 |
Раздел «Основы современного танца» | 22 | 3 | 19 | 1 | 22 | 2 | 18 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 |
Раздел «Основы бального танца» | 24 | 3 | 20 | 1 | 24 | 2 | 20 | 2 | 24 | 2 | 20 | 2 |
Раздел «Репетиционно-постановочная работа» | 20 | 1 | 18 | 1 | 22 | 2 | 18 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 |
Раздел «Активизация и развитие творческих способностей» | 20 | 1 | 18 | 1 | 20 | 2 | 16 | 2 | 20 | 2 | 16 | 2 |
Всего: | 144 | 13 | 124 | 7 | 144 | 16 | 87 | 13 | 144 | 14 | 116 | 13 |
Раздел «Ритмика»
Занятия по данному разделу помогают учащимся понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения детей, формирования произвольного внимания, развития памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | |||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | |||
1. | Ритмика (разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз). | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
2. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз). | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
3. | Элементы классического экзерсиса: полуприседания, поднимание на полупальцы , прыжки. Гимнастика поз. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
4. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз). | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
5 | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз). | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
6. | Разминка с элементами современной пластики, диско-танца. Упражнения игрового стретчинга (гимнастика поз). | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||||||||
Всего | 15 | 1 | 13 | 1 | 10 | 2 | 6 | 2 | 10 | - | 8 | 2 |
Раздел «Основы классического танца»
Классический танец направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца. Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||
1. | Подготовительные упражнения. Упражнения для шеи рук, ног, корпуса, головы. Балетная гимнастика. Позиции рук подготовительная, I, II, III. Постановка корпуса стоя. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||||||
2. | Экзерсис у станка. Demi plie по I – II,VI поз лицом к станку. | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||||||
3. | Основы классического танца. Экзерсис у станка. Demi и grand plie по I II, IV, позиции держась двумя руками за станок, исполняя preparation. | 2 | 2 | 2/2 | |||||||||
4. | Экзерсис у станка. Battement tendu по I поз вперед и в сторону. | 2 | 2 | 2 | |||||||||
5 | Экзерсис у станка. Battement tendu, jete по I поз во всех направлениях, исполняя preparation. | 2 | 2/2 | 2 | |||||||||
6. | Экзерсис у станка Battement tendi jete по I поз в сторону. | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | |||||||
7. | Экзерсис у станка. Releve на полупальцах по VI поз с demi plie. Demi и grand plie по I, II, V позиции. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | ||||||
8. | Экзерсис у станка. Battement tendu из V позиции в сторону с demi plie. Battement tendu jete по I позиции в сторону, вперед, назад. battement fondu. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||
Всего: | 20 | 2 | 16 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 |
Раздел «Основы народного танца»
Народный танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин, неотъемлемой частью начального образования. В условиях школ искусств народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся основой этого цикла. Номера, построенные на основе народный танец и входящие в программу учебной практики, концертных выступлений и т. д. не должны превышать возможностей учащихся и программы соответствующих ступеней.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||||||
1. | Упражнения для развития хореографических способностей. Упражнения для рук. Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Шаг под себя. Открывание рук в стороны. Поскоки на месте с продвижением. Растяжка. Шпагат. | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||
2. | Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Шаг на пятках. «Ковырялочка». | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||
3. | Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Шаг на пятках «под себя». «Ковырялочка», «елочка». Удар всей стопой. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
4. | Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Переменный шаг. Шаг с пружинкой в сторону. Упражнения «маятник», «елочка». Балетная гимнастика. Постановка корпуса стоя. | 2 | 1 | 2 | |||||||||||||
5 | Основы русского танца. Экзерсис на середине зала. Соскок по VI позиции с руками. Удар всей стопой и пяткой. «Гармошечка», «ковырялочка». | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||
6. | Основы русского танца. Переменный шаг с уколом. “Маятник”. | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
7. | Основы русского танца. Шаг длинный и два коротких. “Гармошка” с паузой. Переменный шаг с уколом. “Маятник”. | 1 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||||
8. | Основы русского танца. Шаг длинный и два коротких. “Гармошка” с паузой. Переменный шаг с уколом. “Маятник”. | 1 | 2 | 1 | |||||||||||||
9. | Основы русского танца. “Веревочка” на вытянутых ногах с продвижением назад, вперед. “Моталочка” с подскоком. | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||
10. | Основы русского танца. “Молоточки” с шагом в сторону, вправо, влево. “Маятник”. | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
11. | Основы русского танца. Дробь одной ногой. “Гармошка”. | 2 | 1 | 1 | |||||||||||||
12. | Основы русского танца. Шаг с носка и пятки разворачивая корпус. “Моталочка” с тройным притопом. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
13. | Основы русского танца. Бег, выбрасывая ноги приемом Jete вперед и назад. “Молоточки” | 1 | 2 | 2 | |||||||||||||
14. | Основы русского танца. Приподание по VI поз ног на месте. “Моталочка” с подскоком | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |||||||||||
Всего: | 22 | 2 | 19 | 1 | 24 | 2 | 20 | 2 | 24 | 2 | 20 | 2 |
Раздел «Основы современного танца»
Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.»
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||
1. | Разогрев (у станка). Упражнение на развитие ахиллова сухожилия. Изоляция. Голова: «крест» головой с возвратом в центр, «квадрат» без возврата в центр, «круг» головой. Battement fondu и Battement frappe | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||||||
2. | Разогрев (у станка). Plie –releve. Изоляция. Грудная клетка: смещение в правую и левую стороны, Frust, подъем грудной клетки вверх и опускание вниз, вертикальный «крест», горизонтальный «крест». Кросс. Шаги | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||
3. | Разогрев (у станка). Боковые port de bras с оттяжкой от станка. Изоляция. Руки: основные позиции рук, варианты позиций. Кросс. Прыжки | 2 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
4. | Разогрев (у станка). Круговое положение корпуса из положения flak back. Изоляция. Ноги: основные позиции ног, варианты движения ног. Кросс. Вращения | 2 | 2 | 2 | |||||||||
5 | Разогрев (у станка). «Растяжка» в сочетании arch корпуса. Body roll вперед и в сторону. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||||
6. | Разогрев (у станка). Grand plie с выходом в положение flakback. | 2 | 2 | 2 | |||||||||
7. | Разогрев (на полу). Contraction и relies в положении сидя. | 2 | 2 | 2 | |||||||||
8. | Разогрев (на полу). Twist | 1 | 2 | 2 | 2 | ||||||||
9. | Разогрев (на полу). Броски вверх из положения лежа на спине в сочетании с passé. | 2 | 2 | 2 | |||||||||
10. | Координация: двух центров в параллельном движении; оппозиционное движение; перевод рук из позиции в позицию с одновременным движением какого-либо центра; координация рук и ног в параллельном и оппозиционном движении. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||
Всего: | 22 | 2 | 19 | 1 | 24 | 2 | 20 | 2 | 24 | 2 | 20 | 2 |
Раздел «Основы бального танца»
Бальный танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее звучания – всему этому учит танец. Занятия бальными танцами формируют у детей грациозность движений, соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, дают значительную физическую нагрузку, способствующую формированию мышечного корсета, вырабатывают собранность, трудолюбие, элегантность. Эти качества имеют большое значение в системе воспитания ребенка и формирования гармонично развитой личности. Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между детьми, предполагают джентльменское отношение мальчиков к девочкам, обоюдное уважение партнеров, что в дальнейшем должно помочь им в личной и общественной жизни.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||
1. | Джайв»: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево | 2 | 2 | 2 | |||||||||
2. | «Джайв» – добавляются фигуры: «Болл чейндж». «Смена рук за спиной». «Хлыст». «Американский спин». «Стой-иди». «Свивл с носка на каблук». | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||||||
3. | «Ча-ча-ча»: «Тайм степ». «Закрытое основное движение». «Нью-Йорк». «Рука к руке». «Спот поворот влево, вправо». «Поворот под рукой вправо, влево». | 2 | 2 | 2 | |||||||||
4. | «Ча-ча-ча» – добавляются фигуры: «Основное движение на месте». «Основное фолловей движение». «Фолловей раскрытие». «Линкрок». «Перемена мест слева направо». «Перемена мест справа налево». | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||
5 | «Самба»: «Основное движение». «Поступательное основное движение». «Виски влево и вправо». «Самба ход на месте». «Самба ход в ПП». «Боковой самба ход». «Левый поворот». «Ботафого с продвижением в перед, на зад». «Вольта с продвижением влево и вправо | 2 | 2 | 2 | |||||||||
6. | «Самба» – добавляются фигуры: «Ботафого с продвижением». «Вольта с продвижением влево и вправо». «Вольтовый поворот на месте для дамы влево и вправо». «Сольная вольта на месте влево и вправо». «Крисе кросс». | 2 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
7. | «Румба»: «Основное движение». «Поступательный ход вперёд и назад». «Правый волчок». «Раскрытие вправо». «Хип твист (открытый, закрытый). | 2 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
8 | «Румба»: «Основное движение». «Поступательный ход вперёд и назад». «Поворот на месте влево и вправо». «Поворот под рукой влево и вправо». «Рука к руке». «Алемана». «Правый волчок». «Раскрытие вправо». «Хип твист (открытый, закрытый). «Кукарача». «Кубинские роки». История бальных танцев. Растяжка. Разминка. Экзерсис у станка,на середине зала. | 2 | 2 | 1 | 2 | ||||||||
8. | «Пасодобль»: «Аппель». «Основное движение». «На месте». «Шассе». «Перемещение». «Разделение». | 2 | 2 | 2 | |||||||||
9. | «Пасодобль»: «Аппель». «Основное движение». «На месте». «Шассе». «Перемещение». «Разделение». «Променад». «Закрытие из променада». «Большой круг». «Дроби фламенко». «Плащ шассе». «Фреголина». | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||||
Всего: | 24 | 3 | 20 | 1 | 24 | 2 | 20 | 2 | 24 | 2 | 20 | 2 |
Раздел «Репетиционно-постановочная работа».
Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравится» -не нравится», «интересно - • не очень интересно». Результаты анализа и анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных постановок, но и музыкальный репертуар и темы бесед для раздела «Танец сегодня».
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||
Танцевальный этюд. Постановочная и репетиционная работа. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Танцевальный классический этюд . Постановочная и репетиционная работа. | 1 | 2 | 1 | ||||||||||
Русский народный танец. Этюд Постановочная и репетиционная работа. | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Современные танцевальные зарисовки. Постановочная и репетиционная работа. | 2 | 1 | 2 | ||||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Джайв». Постановочная и репетиционная работа. | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Ча-ча-ча». Постановочная и репетиционная работа. | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Самба». Постановочная и репетиционная работа. | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Румба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Румба». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
Танцевальный этюд. Бальный танец «Пасадобль». Постановочная и репетиционная работа. | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
Закрепление выученных танцевальных композиций. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | |||||||
Выступление на концертах, мероприятиях, конкурсах. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
Всего: | 20 | 1 | 18 | 1 | 22 | 2 | 18 | 2 | 22 | 2 | 18 | 2 |
Раздел «Активизация и развитие творческих способностей»
Творческая импровизация. Каждый новый танец становится для учащегося «открытием ума, сердца и души». Душа учащегося, самобытна, индивидуальна. Для каждого учащегося необходим индивидуальный подход, творческие импровизация на занятиях. Занятия по данному разделу направлены на:
- развитие изобретательности;
- формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
- развитие логического мышления; творческой индивидуальности;
- коммуникативного воображения
Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как учащегося, так и педагога.
Итоговые мероприятия.
В роли итоговых занятий выступают конкурсно - игровые программы, концерт, танцевальные фестивали, новогодние праздники «Путешествие в мир танца». Программы итоговых и досуговых мероприятий придумываются самим педагогом или заместителем директора курирующую воспитательную работу учреждения.
Учебно-тематическое планирование раздела
Темы раздела | 1 ступень обучения | ||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |||||||||||||
Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | Всего | Теория | Практика | контроль | ||||
1. | Выступление на концертах и мероприятиях | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
2. | Подготовка к дню открытых дверей. | 2 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||
3. | Подготовка к внутриучережденческим мероприятиям | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
4. | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Правила хорошего тона» | 2 | 2 | 1 | |||||||||||
5. | Подготовка к конкурсу «Парад надежд» | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
6. | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «попрыгаем как…» | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
7. | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Выразительные движения» | 2 | 2 | 2 | |||||||||||
8. | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Конец и начало» | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||||||
9. | Репетиционная работа. Игра на развитие творческих способностей «Ягодные сказки» | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||||||
10. | Подготовка к отчетному концерту | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||
Всего: | 20 | 1 | 18 | 1 | 20 | 2 | 16 | 2 | 20 | 2 | 16 | 2 |
Система оценки достижений учащихся; инструментарий для оценивания результатов.
Мониторинг изучения образовательных результатов учащихся.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | |
Личностные универсальные учебные действия | Уровень социально-ориентированного взгляда на жизнь | гражданская идентичность, этническая принадлежность | сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на жизнь | 1-4 низкий уровень - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, 5-7 средний уровень -ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, 8-10 высокий уровень -формирование этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Собеседование наблюдение |
Уровень внутренней позиции учащегося | Развитие мотива учебной деятельности | сформированность мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | 1-4 низкий уровень - мотив учения внешний (заставляют родители, так надо), 5-7 средний уровень – мотив внутренний, направленный на ситуацию успеха, но эпизодический, неустойчивый), 8-10 высокий уровень (устойчивая учебно-познавательная мотивация) | Наблюдение, анкетирование | |
Нравственно-этическая ориентация | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, обеспечивающий личностный моральный выбор | Личной ответственности за свою учебу, поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 1-4 низкий уровень – ориентация избегать наказаний, не несет личную ответственность за поступки, 5-7 средний уровень – имеет представления о нормах, но не всегда следует им, 8-10 высокий уровень – самостоятельно делает свой личностный моральный выбор, высокий уровень личностной ответственности | Анкетирование Собеседование наблюдение | |
Регулятивные УУД | Целеполагание | Постановка учебной задачи | Умение соотносить известный и усвоенный учебный материал с неизвестным для постановки учебной задачи самостоятельно | 1-4 – низкий – принимает только учебную задачу, поставленную учителем, 5-7 – средний - соотносит известное и неизвестное и иногда самостоятельно изучает новое, 8-10 – высокий – самостоятельно ставит задачу изучение нового и достигает решения этой задачи | |
Решение учебных задач | умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | соотнесение собственных действия с поставленными учебными задачами | 1-4 низкий уровень – способность учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 5-7 средний - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, 8-10 –высокий – умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу своих учебных действий | наблюдение | |
умение планировать и корректировать свою учебную деятельность | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и средствами её осуществления. | 1-4 –низкий – работа по плану, составленному учителем, 5-7 средний – способность корректировать собственный план, ориентируясь на замечания учителя или результат работы, 8-10- высокий уровень - составление своего плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и коррективов в план, в результат своей деятельности. | Наблюдение | |
Познавательные УУД | Работа с информацией | умение осуществлять информационный поиск | Умение сбора и выделения существенной информации из различных информационных источников | 1-4 балла – низкий – умение записывать, фиксировать информацию, 5-7 –средний – умение преобразовывать информацию для решения различных учебных и жизненных задач, 8-10 – высокий – умение, исходя из полученной информации осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | Наблюдение |
Развитие логического мышления | способность к осуществлению логических операций | Степень развития умения сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям и т.д. | 1-4 – низкий – в основном выполняет учебные действия по аналогии 5-7 – средний – умеет анализировать, обобщать и строит логические рассуждения с помощью учителя 8-10- высокий - строит логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей самостоятельно | Наблюдение, тестирование | |
Коммуникативные УУД | Адекватная оценка учебной деятельности | Степень адекватного оценивания результатов своей работы | сформированность умения выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание им качества и уровня усвоения учебного материала; оценка результатов работы | 1-4 – низкий уровень – учащийся говорит, что знает материал, но не может ответить на большинство контрольных вопросов, переоценивает качество своей работы 5-7 – средний уровень - выполняет практическую часть работы хорошо, но не может объяснить ее, неадекватно оценивает свою роль в общей работе с группой детей или в совместной работе с учителем, 8-10- высокий уровень – хорошо владеет и теоретическими и практическими знаниями и умениями, адекватно оценивает свою деятельность | Анкетирование наблюдение |
Умение сотрудничать | Степень взаимодействия с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | сформированность партнерства, умения принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | 1-4 – низкий уровень – трудно идет на контакт с детьми объединения, возлагает вину на других, 5-7 – средний уровень– умеет работать в малых и больших группах, но возлагает вину за ошибки в работе на других, 8-10- высокий уровень – высокий уровень партнерства, принимает на себя ответственность за результаты своих действий | Наблюдение |
Мониторинг образовательных достижений учащихся (уровень метапредметных результатов и социального опыта учащегося).
Морально-этическая ориентация: уровень формирования этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие толерантности.
Уровень развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций.
Умение слушать собеседника и вести диалог готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Степень мотивации к творческому труду.
Уровень саморазвития творческого и интеллектуального потенциала.
Уровень развития умений публичного выступления.
Сформированность умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Уровень развития стремления к новым видам деятельности (участие в социальном проектировании, научно-исследовательской деятельности, КТД).
Уровень формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Уровень формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Мониторинг составляется на основе оценки тестовых работ и контрольных учащихся, уровня выполнения практикумов, конкурсных и проектных работ, наблюдения и Портфолио учащегося.
Методическое обеспечение программы:
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов современного и бального танца;
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
• принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
• принцип доступности и посильности;
• принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения – образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Формы работы:
* Показ танца
* Слушание музыки
* Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;
* Отработка движений;
* Знакомство с костюмом;
* Танцевальные конкурсы, школьные фестивали, праздники.
Учебно - методическое и техническое обеспечение занятий:
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально – технического обеспечения:
- наличие просторного зала для занятий ритмикой и танцем;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент (пианино);
- музыкальная аппаратура (музыкальный центр, магнитофон),
- аудиозаписи, CD записи;
- специальная форма и обувь для занятий:
для девочки - гимнастический купальник, юбка, белые носочки, чешки;
для мальчика - белая футболка, черные шорты, белые носочки, чешки;
- костюмерная. Костюмы для концертных номеров - решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями.
Этапы работы:
- Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
- Этап углубленного разучивания упражнения (фигур танца);
- Этап закрепления и совершенствования упражнения (целого танца).
Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на различных концертах и мероприятиях.
Список учебной и методической литературы
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва, 2000 год.
2. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение, 2001г.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С.-Пб, 2002.
4. Детский фитнес. М., 2006.
5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л., 1981.
6. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. М., 1988.
7. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. М., 1999.
8. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы. М., 1997.
9. Пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М., 2005.
10.Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
11.Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы. Официальный сайт Министерства образования РФ
12.Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
13.Разрешите пригласить. Сборник популярных бальных танцев, выпуск шестой. М., 1981.
14.Ротерс Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. М., 1986.