Формирование социального опыта подростка через участие в деятельности детского актива
Предварительный просмотр:
Формирование социального опыта подростка через участие в деятельности детского актива
Автор
Исхакова Ксения Владиировна
педагог –организатор
271-36-46
Социальный опыт подроста как педагогическое явление – важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.
Современные социально-экономические условия в нашей стране обусловили потребность в человеке, способном принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Воспитание в детях инициативности, самостоятельности, умения вести за собой также важно, как и овладение конкретной предметной деятельностью. По большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они могут, способны, что они свободны в организации своего бытия.
Такую уверенность может дать только компетентно организованная социально-значимая деятельность, так как только деятельность помогает приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовать собственную инициативу, получить общественное признание, научиться общаться.
В этой связи возрастает роль детских общественных организации и объединений, как важнейших институтов социализации личности ребенка, его самореализации, самоопределения. Именно участие в их деятельности способствует развитию детской инициативы, творчества, воспитанию патриотизма, формированию активной гражданской позиции, приобретению детьми опыта социально значимых отношений. Т.е. детская организация создает реальные условия для практического включения и адаптации ребенка к постоянно изменяющейся среде и активного социального становления.
В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2020 года одним из приоритетных направлений выделяют формирование лидерских качеств ребёнка, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.
Задача социального становления личности ребёнка является важной и актуальной для современного общества. Период изменений и переориентаций ценностей жизни существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у детей и подростков, снизил их социальную активность.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России также говорится о том, что «традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества».
В числе приоритетных направлений, обозначенных в Ведомственной целевой программе «Развитие образования в Нижегородской области на 2018-20 годы» развитие, воспитание, образование детей-лидеров - организаторов социальных инициатив в различных видах деятельности и творчества, стратегия развития детского самоуправления также занимает важное место.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы
направлены на поддержку и развитие, а не на подавление лидерских качеств ребенка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствует при осуществлении не им задуманного и подготовленного.
В детском клубе им. А.П. Гайдара МБОУ ДОД «Агнес» с 1993 года действует орган детского самоуправления - детский актив «Реактив» . Здесь ребята реализуют себя не только в различной деятельности, но и в общении с другими детьми, педагогами. Возраст детей, активно участвующих в работе детского актива от 8 до 17 лет. Включаясь в социальную деятельность, дети и подростки становятся активными субъектами деятельности. Самостоятельно овладевая социальными ролями, ребенок обучается приобретать знания, умения, опыт, жизненно важные социальные навыки.
Деятельность детского актива является одним из наиболее оптимальных условий для развития потенциальных возможностей подростков.
Педагоги стремятся создать «ситуацию успеха». Если ребёнок решает проблемы успешно, то его самооценка, вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. В.С.Маршак сказал: «Без самоуважения нет уважения».
Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и о своем здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность организации деятельности детского актива.
Основные формы работы с детским активом «Реактив» – акции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Основные направления деятельности детского актива:
- спортивно-оздоровительное
Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания. Содержание деятельности этого направления заключается в организации и проведении спортивных праздников, лыжных прогулок, однодневных походов, диспутов о вредных привычках и др.
- гражданско-патриотическое
В рамках этого направления внимание уделяется воспитанию в детях патриотизма, ощущения сопричастности к судьбе своей страны, любви и заботы о своей малой Родине. Чтобы воспитать активных, деятельностных ребят, способных реализовывать себя во всех сферах общественной жизни, нужно не только познакомить их с историей своей Родины, пробудить в них интерес к судьбе родного края, но и научить, как сохранить эту историю, показать важность таких дел, как забота о ветеранах. Здесь актуальны такие формы работы, как участие в праздновании Дня Победы, организация и проведение воспитательных мероприятий ко Дню города, Дню защитника Отечества, изучение государственных символов и др.
- социальное
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. В рамках работы этого направления традиционно проводятся концерты в Совете общественного самоуправления для пожилых людей, благотворительные новогодние праздники для детей из неблагополучных семей.
- «Общение и досуг»
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях является одной из основных черт детей разного возраста.
Для полноценного развития личности ребёнка в любом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Деятельность этого направления заключается в организации и проведении различных тематических вечеров, Дней именинников.
- образовательное (школа актива)
Невозможно ожидать, а тем более требовать от подростка серьезной организаторской работы без соответствующей методической и психологической подготовки, поэтому очень важно правильно организовать работу школы актива.
Образовательное направление направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Занятия по образовательному направлению проводятся 1 раз в месяц для всего актива детского общественного объединения. Продолжительность занятия 45 минут. Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике (в подготовке мероприятий, в КДТ, в организации социальных проектов)
Одним из условий сохранения и развития детского коллектива является накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер отношений в коллективе. Значение накопления и укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А.С. Макаренко. Он писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.
Традиции и ритуалы детского объединения «Реактив» имеют глубокие корни (День открытых дверей; акция "Ветеран, живущий рядом"; выборы Председателя; участие детского актива в Новогоднем представлении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; участие детского актива в праздновании Дня Победы; Дня чести клуба; Дни именинников).
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что формирование социального опыта ребенка в детском объединении осуществляется успешно, если достигается свободный вариативный выбор ребенком видов деятельности и социальных ролей, через разнообразие форм работы в системе совместной деятельности, педагогического взаимодействия, направленного на педагогическую поддержку социального опыта подростков.