Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей"

Карпова Татьяна Николаевна

Программа  дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей" для учащихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do.shkolnyy_muzey.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

                   социально-педагогической направленности

«Школьный музей»

Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Программа дополнительного образования «Школьный музей» составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Основной образовательной программы основного общего образования;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через  кружковую работу  «Музейное дело»  в рамках учебно-воспитательного процесса.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с историей школы.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, города, округа.

Актуальность программы.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является дополнительное образование.

Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Общая продолжительность обучения составляет 105 часов.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 3 урока по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет.

Количество обучающихся в группе: 9 человек.

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать  творческие способности

- приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  

Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Личностные результаты.

В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;

- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.

- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

В рамках эмоционального компонента:

- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;

- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.

- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.

- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.

Коммуникативные результаты:

- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение вести экскурсии, интервьюирование.

Познавательные результаты:

- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;

- сформируются представление о музееведение как о науке;

- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;

- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;

- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.

- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;

- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.

 Оценка результативности:

∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха).

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне  музея;        - туристические поездки;

- уроки в музее;        - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее;        вне музея;

- самостоятельное изучение.        - встречи, сборы, собрания;

        - экскурсии, встречи в музее

 В основу программы положен  системно-деятельностный подход, целью которого является:

  • научить учащихся самостоятельно учиться;
  • помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

В ходе реализации программы используются  технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во  многие музеи России, которые посмотреть воочию им не предоставляется возможности.

Методическое обеспечение

Оборудование

  1. Электронные диски с видео записями и презентациями
  2. Сайты Интернет

Дидактический материал

Архивный материал

Тесты

Фрагменты источников

Статистические данные

Анкеты и опросники


Тематическое планирование

4 часа в неделю, 140 часов, 35 недель

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

кол-во

часов

Теория

Практ.

Введение

2

1

1

1

Музей как институт социальной памяти  

2

2

2

Музейный предмет и способы его изучения

8

4

4

3

 Проведение научных исследований активом школьного музея

8

2

6

4

Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы  

8

4

4

5

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

2

2

6

Составление тематико-экспозиционного плана

2

2

7

Экспозиция школьного музея  

14

6

8

8

Работа с аудиторией

20

10

10

9

Изучение истории школьного музея

4

2

2

10

Историческое краеведение

8

4

4

11

Моя семья и родной край

8

4

4

12

Военно-патриотическая работа

8

4

4

13

Изучение истории школы

8

4

4

14

Подведение итогов

3

3

ВСЕГО:

105

47

58

Содержание программы

Введение (2ч)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в городских, региональных и всероссийских краеведческих программах  

Практические занятия

Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции

 Музей как институт социальной памяти  (2ч)

          Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

 Музейный предмет и способы его изучения (8ч)

         Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Проведение научных исследований активом школьного музея (8ч)

      Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.

Фонды школьного музея.

Определение понятия, основные направления фондовой работы  (8ч)

        Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции (2ч)

Составление тематико-экспозиционного плана (2ч)

Экспозиция школьного музея  (14ч)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия

Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.

Работа с аудиторией (20ч)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

 Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.


Изучение истории школьного музея (4ч)

           Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Историческое краеведение (8ч)

          Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.

Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Моя семья и родной край (8ч)

Теоретические занятия (4 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия 

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Военно-патриотическая работа (8ч)

         Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

         Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.

Изучение истории школы (8ч)

         Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов.

Подведение итогов (3ч)

         Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Формы организации учебных занятий.

 По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

 По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами  беседы, рассказ, практикум, исследование, проект,  презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.  

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Основные виды деятельности:  познавательная, исследовательская.

Музейная        педагогика        дает        возможность: 
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

   Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное  отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
  4. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  6. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
  7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
  8. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  9. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  10. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  11. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
  12. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002г.