Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей"
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Школьный музей" для учащихся 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do.shkolnyy_muzey.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Школьный музей»
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Программа дополнительного образования «Школьный музей» составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования;
- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Музейное дело» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией подлинных материалов, связанных с историей школы.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, города, округа.
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является дополнительное образование.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 105 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 3 урока по 40 мин. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет.
Количество обучающихся в группе: 9 человек.
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций.
Оценка результативности:
∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха).
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:
- научить учащихся самостоятельно учиться;
- помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.
В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во многие музеи России, которые посмотреть воочию им не предоставляется возможности.
Методическое обеспечение
Оборудование
- Электронные диски с видео записями и презентациями
- Сайты Интернет
Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
Тематическое планирование
4 часа в неделю, 140 часов, 35 недель
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего кол-во часов | Теория | Практ. | |
Введение | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Музей как институт социальной памяти | 2 | 2 | ||
2 | Музейный предмет и способы его изучения | 8 | 4 | 4 | |
3 | Проведение научных исследований активом школьного музея | 8 | 2 | 6 | |
4 | Фонды школьного музея. Определение понятия, основные направления фондовой работы | 8 | 4 | 4 | |
5 | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | 2 | 2 | ||
6 | Составление тематико-экспозиционного плана | 2 | 2 | ||
7 | Экспозиция школьного музея | 14 | 6 | 8 | |
8 | Работа с аудиторией | 20 | 10 | 10 | |
9 | Изучение истории школьного музея | 4 | 2 | 2 | |
10 | Историческое краеведение | 8 | 4 | 4 | |
11 | Моя семья и родной край | 8 | 4 | 4 | |
12 | Военно-патриотическая работа | 8 | 4 | 4 | |
13 | Изучение истории школы | 8 | 4 | 4 | |
14 | Подведение итогов | 3 | 3 | ||
ВСЕГО: | 105 | 47 | 58 |
Содержание программы
Введение (2ч)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в городских, региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции
Музей как институт социальной памяти (2ч)
Происхождение музея. Музей античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Музейный предмет и способы его изучения (8ч)
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Проведение научных исследований активом школьного музея (8ч)
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Фонды школьного музея.
Определение понятия, основные направления фондовой работы (8ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции (2ч)
Составление тематико-экспозиционного плана (2ч)
Экспозиция школьного музея (14ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Работа с аудиторией (20ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Изучение истории школьного музея (4ч)
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение (8ч)
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Моя семья и родной край (8ч)
Теоретические занятия (4 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Военно-патриотическая работа (8ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.
Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы (8ч)
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов.
Подведение итогов (3ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002г.