Статья "Организация социально-культурной деятельности в ДОУ. Из опыта работы.

Степанова Надежда Геннадьевна

В статье рассматривается проблема необходимости формирования у ребенка с ранних лет чувства привязанности, любви к  родным местам, интереса к истории развития родного края через знакомство с культурными традициями региона и посещение центров национальной культуры, бережного отношения к  окружающей природе и социальной среде. Рассказывается о разнообрахных формах социально-уцльтурной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_sotsialnoy_i_kulturnoy_deyatelnosti_v_dou.docx508.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организация социальной и культурной  деятельности  в ДОУ.

Из опыта работы города Курчатова.

Organization of social and cultural activities in the Preschool  General Educational Establishment.

Степанова Надежда Геннадьевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Богатырь» город Курчатов Курская область.

Stepanova Nadezhda Gennadjevna is a musical instructor of the general developmental kindergarden №11 “Bogatyr” which is situated in the town of Kurchatov in the Kursk region.

В статье   рассматривается проблема необходимости формирования у  ребенка с ранних лет чувства привязанности,  любви к родным местам, интереса к истории развития культуры родного края через знакомство с культурными традициями  региона и посещение центров национальной  культуры, бережного отношения к окружающей природе и социальной среде. Рассказывается о разнообразных формах социально-культурной деятельности в ДОУ.

Different problems are examined in the article. It is necessary to mould children's devotion to the native places, to develop their interest in the history of the native land's cultural traditions of the region. They should visit the centres of the national culture, take care of the surrounding nature and social environment.

The article demonstrates various forms of social cultural activities in the preschool general educational establishment (of Kurchatov).

Ключевые слова:  культура, искусство, социум, краеведение, нравственно-патриотическое воспитание, дошкольное образование.

Key words: Culture, art, social environment, study of Local Lore, moral patriotic education (up-bringing), preschool education.

 В современной социокультурной ситуации возникла необходимость коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи и глубоких преобразований в области семейного воспитания. Задача ее совершенствования и объединения потенциальных возможностей всех общественных сил продиктована самим временем. Именно это дает основание предполагать необходимость формирования нравственно-патриотических чувств, возрождения целого комплекса социально-культурной деятельности  как можно раньше, а именно с дошкольного возраста.

Дошкольное образование в современной педагогической науке все чаще рассматривается с позиций социокультурного подхода. Воспитание ребенка средствами социально-культурной деятельности, которая предполагает культурное развитие его личностных качеств, саморазвитие, культурное самоопределение – приоритетные задачи социализации. И как следствие этого,  возникает необходимость организации социально-культурной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, как условия для развития социальных качеств дошкольников, эффективности  процесса социализации детей.

Социальные и нравственные позиции, как дошкольников, так и подрастающего поколения в целом, формируются сегодня в условиях глубоких экономических и политических перемен. Тем не менее, именно дети – потенциал культурного развития России и в частности нашего края. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, представленного во всем многообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, формируется потребность в культурной деятельности. Необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Главное  - это возрождение лучших культурных ценностей российского народа в учреждениях дошкольного образования, а также интеграция всех видов детского творчества в самостоятельной деятельности детей.

Конечно, в дошкольном возрасте нельзя говорить о социальной активности в прямом смысле этого слова,  но именно здесь закладываются ее первоначальные основы. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения  с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом. И одна из задач состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. Именно социально-культурная активность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека.

В современном обществе важное место занимают социальные отношения, которые должны быть гармоничными, отвечающими требованиям и задачам государства. Такие отношения  необходимо развивать и поддерживать различными способами и средствами. Одним из таких способов является концертная деятельность, к которой необходимо привлекать,  начиная с раннего детства.

  Вот уже несколько лет наш детский сад сотрудничает с МКУК «Молодежный центр «Комсомолец». В рамках социального партнерства наши дети являются активными участниками мероприятий, организованных  этим центром, таких как конкурсы, фестивали, кукольные спектакли. Традиционными на сцене «Комсомольца» стали отчетные концерты нашего детского сада. В апреле 2015 года с участием детей  всех возрастных групп прошел музыкально - театрализованный спектакль «Фронтовые письма», посвященный 70-летию Великой Победы, в котором рассказывалась история девушки Любы, нашей землячки.  Она была медсестрой и помогала раненым на фронте, пропала без вести, но выжила и с Победой вернулась домой. Весь фронтовой путь был отражен ею в письмах к матери, которая с нетерпением ожидала ее возвращения.

D:\фото фронтовые письма\DSC00020.JPG                        D:\фото фронтовые письма\DSC09989.JPG 

В спектакле  были использованы и демонстрировались на слайдах фотографии военных лет, письма, награды, снимки довоенного Курска, предоставленные родителями детей всего ДОУ. Музыка, которая звучала в спектакле, а также исполнялась его участниками, написана курскими композиторами: Г.Свиридовым «Весна и осень», «Романс»; Г.Фридом; Г.Чебановым «Курский вальс»; Л.Петропольской-Барашкиной «Мой край родной».

 Оценить театральную постановку смогли не только родители маленьких артистов. Уютный зал «Комсомольца» вместил всех желающих и неравнодушных к детскому творчеству  жителей  нашего города. Особое почетное место в зрительном зале заняли ветераны.

D:\фото фронтовые письма\DSC09966.JPG                        D:\фото фронтовые письма\DSC00015.JPG

В апреле этого года планируется провести еще один отчетный концерт с рабочим названием «Уголок России» также в форме музыкально - театрализованного спектакля. В исполнении детей, зрители нашего города увидят сцены, отражающие историко-бытовые и музыкально-культурные традиции разных регионов России. Одной из самых ярких страниц этого спектакля станут музыкальные зарисовки, передающие самобытность Курского края.  

Основной материал для создания этого спектакля, был собран в процессе совместной деятельности детей, родителей и педагогов нашего детского сада. Целью  которой, прежде всего, стало ознакомление детей с культурой Курского края, жизнью и творчеством известных исполнителей, композиторов, их музыкальным наследием. Весь   накопленный материал был размещен в музейной комнате ДОУ, где была открыта экспозиция, посвященная истории музыки. При поддержке методического совета ДОУ был выпущен «Музыкальный альманах», журнал, на страницах которого размещен библиографический материал о композиторах и исполнителях Курского края, интересные факты их жизни и творчества, фотографии.  

Как известно, одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром, является экскурсия. При активной поддержке родителей, дети подготовительной к школе группы посетили дом-музей известной исполнительницы русских народных песен Надежды Плевицкой в селе Винниково. Планируется еще одна такая экскурсия на родину композитора Г.В.Свиридова в город Фатеж. Именно такие поездки: посещение музеев, центров культуры способствуют социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что в сою очередь, является основой гармонично развитой личности.

Одним из способов повышения  социально-культурного уровня детей, развития их творческих способностей, является организация выступлений в детском саду учащихся и преподавателей школы искусств, различных профессиональных, самодеятельных коллективов и исполнителей нашего города. Подобные концерты позволяют расширить кругозор детей, стимулировать желание заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств.

В ноябре 2015 года в ДОУ, в рамках проектной деятельности по музыкальному краеведению, прошла «Встреча в музыкальной гостиной» под названием «Родные мотивы». Она была организована с участием народного фольклорного ансамбля «Славица», детского фольклорного коллектива «Купава», преподавателей   и учеников    ДШИ города Курчатова. В концерте принимал участие солист городского Дворца культуры  Олег Богданов, он исполнил известный романс А.М.Абазы «Утро туманное».

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC08800.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC08815.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC08818.jpg

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. С позиций гуманистической образовательной парадигмы  человек не воспитывается по частям, а развивается как система, что отражается в его культурных потребностях и универсальных способностях и формируются исторически в процессе культурно-деятельностного развития. Исходя из этого, возникает необходимость в организации помощи дошкольнику в формировании его индивидуальных интересов, способностей и культурных потребностей. Многообразные виды социально-культурной деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей в дошкольном учреждении. Создавая условия эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей, они являются важными составляющими, которые позволяют развивать духовный потенциал и художественно-творческие способности, формируют  основы культуры ребенка, его характер и личность. При этом открывается уникальная возможность сделать акцент на развитии культуры новых поколений, требующей образования, мастерства и общей культуры педагога,  внимания и заботы со стороны   родителей. Также организация продуктивной  социально-культурной деятельности тесно связана с возможностью посещать музеи, театры, библиотеки, выставки.

 Результатом организации социально-культурной деятельности, как правило, является увеличение количества детей, занятых развитием своего творческого потенциала, повышение интереса к различным видам творчества и к культуре в целом, что в свою очередь позволяет, в определенной мере решать ряд воспитательных и образовательных проблем, оказывая влияние  на воспитательный процесс в целом.