«Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования»
Особенности современного дополнительного образования. Формирование инновационной образовательной среды. Перспективные источники инноваций. Аспекты функционирования и развития инновационной образовательной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование инновационной образовательной среды
как фактор повышения качества дополнительного образования»
Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора.
Характерной особенностью дополнительного образования на сегодняшний момент является активизация инновационных процессов, позволяющая отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей. Необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения, то есть создание инновационной образовательной среды в сфере дополнительного образования. По факту, переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям. Качественный анализ указывает на то, что инновационные процессы в образовании почти неуправляемы, разрозненны и неподготовлены.
Формирование инновационной образовательной среды в учреждении дополнительного образования — это деятельность, в первую очередь, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях повышения качества образования и организации учебного процесса, в целях конкурентоспособности и успешного развития учреждения. Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы.
В связи с этим инновационная образовательная среда создает новый тип организации образовательного процесса в УДОД – наличие комфортности, благоприятного морально-психологического климата в педагогическом и в детском коллективе, высокий профессионализм педагога дополнительного образования, направленный на качественное образование, сотворчество и содружество с обучающимися. Повышается престиж учреждения, который происходит за счет развития кадрового потенциала.
Основными перспективными источниками инноваций в сфере дополнительного образования являются:
- социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;
- развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
- командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
- развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;
- преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
- обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
- развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
- развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
- анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов.
Создание и функционирование инновационной образовательной среды в контексте целостного развития учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
- работа с педагогическими кадрами, направленная на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;
- работа с учащимися, предполагающая изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; работа с одаренными детьми;
- работа с родителями, направленная на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в ОУ новшествам, и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
- совершенствование содержания образования;
- изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;
- совершенствование всей системы управления: контроля, анализа, регулирования инновационной деятельности;
- осуществление связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;
- осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.
Немало важно в совершенствовании инновационных процессов дополнительного образования применение разных видов педагогических технологий, позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
Формирование в учреждении дополнительного образования инновационной образовательной среды, безусловно, ведёт к позитивным изменениям — это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Внедрение инноваций является необходимым фактором развития учреждения и представляет собой сложный и многогранный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей модели управления, нового методического обеспечения, создания новых образовательных программ. Таким образом, инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.