«Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования»

Особенности современного дополнительного образования. Формирование инновационной образовательной среды. Перспективные источники инноваций. Аспекты функционирования и развития инновационной образовательной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование инновационной образовательной среды

как фактор повышения качества дополнительного образования»

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую свободу выбора.

Характерной особенностью  дополнительного образования на сегодняшний момент является  активизация  инновационных  процессов, позволяющая отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и их родителей. Необходима  смена  образовательной  системы  –  иное  содержание образования,  иные  подходы,  отношения, то есть создание инновационной образовательной среды в сфере дополнительного образования. По факту, переход к новому качеству дополнительного образования в настоящее время характеризуется, в основном, локальными изменениями, разработкой и внедрением новых методик учебной и воспитательной деятельности по отдельным направлениям. Качественный анализ указывает на то, что инновационные процессы в образовании почти неуправляемы, разрозненны и неподготовлены.

Формирование инновационной образовательной среды в учреждении дополнительного образования — это деятельность, в первую очередь, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях повышения качества образования и организации учебного процесса, в целях конкурентоспособности и успешного развития учреждения. Инновационная деятельность позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать и реализовывать эти интересы.

В связи с этим инновационная образовательная среда создает новый тип организации образовательного процесса в УДОД – наличие комфортности, благоприятного морально-психологического климата в педагогическом и в детском коллективе, высокий профессионализм педагога дополнительного образования, направленный на качественное образование, сотворчество и содружество с обучающимися. Повышается престиж учреждения, который происходит за счет развития кадрового потенциала.

Основными перспективными источниками инноваций в сфере дополнительного образования являются:

- социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;

- развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;

- командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;

- развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;

- преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;

- обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

- развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;

- развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

- анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов.

Создание и функционирование инновационной образовательной среды в контексте целостного развития учреждения должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

- работа с педагогическими кадрами, направленная на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

- работа с учащимися, предполагающая изучение и учет интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям; работа с одаренными детьми;

- работа с родителями, направленная на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в ОУ новшествам, и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

- совершенствование содержания образования;

- изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

- совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;

- совершенствование всей системы управления: контроля, анализа, регулирования инновационной деятельности;

- осуществление связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения дополнительных ресурсов;

- осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Немало важно в совершенствовании инновационных процессов дополнительного образования применение  разных  видов  педагогических  технологий, позволяет  развивать познавательные  навыки  детей,  их  творческое  мышление,  умение ориентироваться  в информационном  пространстве,  а  также  видеть,  формулировать  и  решать  проблемы, учится  пользоваться  приобретенными  знаниями  для  решения  новых  познавательных  и практических задач.

Формирование в учреждении дополнительного образования инновационной образовательной среды, безусловно, ведёт к позитивным изменениям — это продиктовано временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию. Внедрение инноваций является необходимым фактором развития учреждения и представляет собой сложный и многогранный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей модели управления, нового  методического  обеспечения, создания  новых  образовательных программ. Таким образом, инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.