Обобщение опыта работа
Обобщение опыта работы на тему "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ
ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «ЦО № 40» г. ТУЛЫ
Алексеева
Эльдар Гасан оглы
ТЕМА ОПЫТА:
«Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства»
ИДЕЯ ОПЫТА:
Внедрение методов и принципов эстетического воспитания в процесс обучения
Я, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» в 1994 году окончил Тульское областное училище культуры по специальности культурно-просветительная работа, квалификация педагог бального танца.
Свою педагогическую деятельность начал в 1991 году, в средней образовательной школе № 40 в должности учителя бального танца. Работал с учащимися 1-3 классов, параллельно получал среднее специальное образование.
В 1992 году организовал танцевальный клуб «Мечта» из учащихся, которые хотели более углубленно окунуться в мир танца, участвовать в соревнованиях различного уровня.
На протяжении всей моей профессиональной деятельности главной задачей всегда стояло эстетическое воспитание учащихся средствами танцевального искусства.
Изучение передового педагогического опыта стало особо актуально потому, что под влиянием социальных и культурных процессов и постоянно совершенствующейся научно-технической революции растёт активность масс, в том числе и в сфере художественного творчества, происходит глубокое изменение в структуре и содержании досуга всех слоёв населения. На первый план выдвигаются задачи совершенствования форм, методов и приёмов идейно-эстетического воспитания школьников.
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,
А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,
К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и
другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Воспитание гармонически развитой личности реализуется в его составных сторонах: умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.
Умственное воспитание направлено на овладение знаниями основных законов развития общества, природы и человеческого мышления, на развитие умственных способностей, творчества и формирования материалистического мировоззрения.
Нравственное воспитание формирует нравственные чувства, взгляды, убеждения, ценности и идеалы, навыки и привычки культурного поведения, общения и деятельности.
Эстетическое воспитание ставит своей целью сформировать у человека эстетические чувства, взгляды и идеалы, развитый эстетический вкус. Эстетическое воспитание – средство познания прекрасного в окружающем мире, во взаимоотношениях людей, в произведениях искусства. Оно направлено на развитие способности творить по законам красоты.
Физическое воспитание активно способствует формированию здорового, оптимистически настроенного человека, выработке таких качеств, как выносливость, настойчивость в преодолении физических трудностей, дисциплинированность, инициатива и т. п.
Эти стороны воспитания тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом; все они направлены на формирование целостной личности.
Цель опыта состоит в изучении методов и принципов эстетического воспитания, для дальнейшего применения в работе с подрастающим поколением.
Занятия ритмикой – это доступная и гибкая форма привлечения младших школьников к танцевальному искусству.
В учебно-воспитательные задачи занятий входит знакомство с современным танцевальным репертуаром, разучивание танцев и исполнение их на открытых уроках, общешкольных мероприятиях, а так же на различных соревнованиях по танцевальному спорту.
Занятия имеет практическую направленность, в нём сравнительно небольшую часть времени занимает разбор и усвоение материала по теории и истории танцев. Практика показывает, что организация и методика занятия зависит от поставленных педагогом целей и задач, состава учащихся, а также от характера учебно-воспитательной работы, её места в программе деятельности коллектива.
Как правило, в любое занятие входят такие компоненты, как танцевальный тренаж, изучение нового танцевального материала, его закрепление, в ходе которого приобретаются танцевальные умения и навыки, повторение и обобщение пройденного материала. Поэтому занятие чаще всего носит комбинированный характер.
Закрепление и отработка разученных танцев осуществляется на открытых уроках, показательных выступлениях. В процессе коллективного исполнения танцев у учащихся формируется чувство уверенности в своих силах. В тоже время у них воспитывается этикет поведения, общения и деятельности с другими участниками.
Показательные выступления на общешкольных и участия в соревнованиях позволяют учащимся увидеть и перспективы в разучивании новых танцев в последующих циклах, пробуждают у них стремление совершенствовать своё исполнительское мастерство. Они открывают им новые возможности в проведении досуга, принося каждому чувство радости и удовлетворения достигнутыми результатами, оказывают воспитательное воздействие на учащихся. Вся атмосфера подобных мероприятий – торжественно-приподнятая, праздничная – активно способствует формированию и развитию эстетических и нравственных качеств личности.
В своей деятельности педагог должен опираться на такие науки как педагогика, психология, социология, эстетика. Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения, так и в ходе внеклассных мероприятий.
Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования: это две стороны единой педагогической деятельности по формированию гармонически развитой личности.
При обучении учащихся воспитательная деятельность имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование эстетических взглядов, моральных качеств. Черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса.
В процессе обучения решаются разнообразные задачи по эстетическому воспитанию учащихся: воспитание музыкальной восприимчивости, развитие хорошего музыкального вкуса, хореографической культуры и танцевальной пластики, эстетики поведения при общении с партнёром. Ритмика – это средство формирования культурных потребностей и интересов младших школьников. Учащиеся, полюбившие танцевальный вид искусства и умеющие их правильно и красиво танцевать, утверждают прекрасное среди сверстников. Учащиеся, у которых развито эстетическое чувство, получают огромную радость и глубокое удовлетворение от исполнения танцев.
Неотъемлемой частью эстетического воспитания является нравственное воспитание. Важной задачей которого, является воспитание у каждого учащегося любви к танцевальному искусству: оно осуществляется посредством знакомства их с историей бальной хореографии, практического овладения танцевальной лексикой, исполнительской деятельности учащихся по пропаганде среди молодёжи танцевального репертуара.
Нравственное воспитание направлено на формирование у учащихся стремления к активной и сознательной борьбе против пошлости, безвкусицы, распущенности в поведении и при исполнении танцевального репертуара. Одним из наиболее действенных средств такой борьбы является воспитание чувства прекрасного при исполнении лучших танцев. В пластике танца выражаются эстетические переживания танцоров.
Задачей педагога стоит научить каждого учащегося этикету поведения и общения на различных мероприятиях. В процессе обучения необходимо выработать у учащихся лёгкость и свободу походки, грацию и изящество, красивую осанку, хорошие манеры, умение держаться в общественном месте. Воспитать учащихся так, чтобы они были внимательными, приветливыми, чуткими и тактичными не только со своими друзьями, но и со всеми посетителями и участниками общественных мероприятий. Учащиеся должны осознавать общественную значимость своей деятельности.
Занятия ритмикой содействуют гармоническому физическому развитию подрастающего поколения: лёгкой и красивой становится походка, изящнее фигура, осанка, появляются и развиваются выносливость и координация движений, подвижность.
Физическое воспитание средствами ритмики органично связано с эстетическим и нравственным воспитанием, ибо формирование и развитие двигательных навыков и умений обретает форму танцевальной лексики, неразрывно связанной с танцевальной музыкой, и находит своё выражение во взаимоотношениях танцоров.
Эстетическое, нравственное и физическое воспитание учащихся ведётся в неразрывной связи с формированием личностного мировоззрения – идеалистических взглядов и убеждений как в области хореографии, так и в области культуры и искусства, общественной жизни в целом.
Принципы воспитания - это основополагающие требования, в соответствии с которыми определяются цели и задачи, содержание, формы, методы и приемы воспитательной работы.
Принцип целеустремлённости воспитания. Этот принцип направлен на подчинение педагогической деятельности цели, направленной на всестороннее развитие личности. Постоянное стремление к достижению поставленной цели направляет всю воспитательную работу педагога с учащимися.
В своей воспитательной работе необходимо использовать различные формы обучения. Так, рассказ о достижениях обучающихся предшественниках, эстетически умелый показ танцевальных композиций, критический разбор танцев, отмеченных чертами антихудожественности, и т. п. – всё это помогает выработать у учащихся представление о наших эстетических идеалах и ценностях в области бальной хореографии.
Методы воспитания – это способы воздействия педагога на учащихся с целью формирования у них идеалистических взглядов и убеждений, а также умений и навыков как в общении, так и в деятельности.
Один из методов воспитания – метод внушения, то есть способ воздействия, при котором педагог стремится учащимся передать своё отношение к определённому материалу – танцевальной лексики, музыке, характеру исполнения танца и т. п. , а также своё мнение, настроение, оценку. Психолог В.М. Бехтерев отмечал: «Внушение есть один из способов влияния одних лиц на другие, … которое может осуществляться иногда совершенно незаметно для человека, воспринимающего внушение, иногда же оно происходит с ведома и при более или менее ясном его сознании.»
Для метода внушения специфично воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся и осуществление воздействия без привлечения аргументов доказательств.
Показывая воспитанникам вариацию или отдельное движение необходимо стремиться посредством речи и пластики передать не только своё отношение к показываемому, но и повлиять на эмоционально-чувственную сферу учащихся, заразить их своим волнением, своими чувствами и эмоциями. Особенно сильно действует метод внушения, когда педагог, используя музыку и танец, одновременно влияет на зрительные, на слуховые и на моторно-двигательные компоненты восприятия учащихся. Если же этот метод используется при коллективном обучении, то тогда происходит многократное взаимовлияние переживаний, эмоций и чувств партнёров и пар друг на друга.
Педагог, учитывая, что искусство танца может оказать такое сильное воздействие на учащихся, должен использовать этот метод для воспитания верных эстетических вкусов. Ведь посредством антихудожественной подделки можно внушить и вредное, аморальное чувство.
Важным условием эффективности метода является авторитетность педагога, ведь только тогда учащиеся принимают его музыкально- хореографическую интерпретацию без логических обоснований. Вместе с тем стоит подчеркнуть, что это метод является только предпосылкой к усвоению показываемого: на основе воспринятого чувствами материала необходимо добиваться от учащихся сознательного, обоснованного отношения к учебному материалу.
Метод убеждение – этот способ воздействия, с помощью которого педагог обосновано доказывает учащимся определённые положения, эстетические представления и оценки. Метод убеждения адресуется к разуму учащихся.
Педагог стремиться доказать, что именно так, а не иначе следует исполнять тот или иной танец, воспринимать танцевальную музыку и исполнение танцевальных композиций. Мало сказать учащимся, что исполнение какого-то танца – проявление безыдейности, пошлости, антихудожественности, это следует доказать, чтобы они поняли и почувствовали справедливость подобных утверждений педагога.
Высокую оценку методу убеждения дал К.Д. Ушинский, писавший: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением».
В идейно-воспитательной работе педагога метод убеждения занимает центральное место.
Возрастающее значение этого метода обусловлено, во-первых ростом профессиональной подготовленности педагога, понимающего, что сознательный путь воспитания позволяет сформировать устойчивые взгляды и убеждения в области бальной хореографии, понимающие её место в идеологической борьбе, во-вторых, возрастающим уровнем сознательности и активности у самих учащихся, которые в большей мере, чем раеньше, стремятся почувствовать и понять принятые ранее идейно-эстетические представления и оценки.
Метод убеждения становится эффективным при соблюдении следующих требований:
- содержание и форма материала должны учитывать возрастные и индивидуальные различия учащихся;
- процесс убеждения должен строиться последовательно, понятно и доказательно;
- в ходе убеждения педагог должен сочетать изложение и показ наглядно-образного танцевального материала с формулированием выводов и оценок: при этом важнейшим является убеждённость педагога в истинности доказываемых учащимся положений.
Метод убеждения педагог использует в самых различных вариантах: с помощью изложения материала без наглядной демонстрации танцевальной лексики, показа какого-либо фрагмента танца или композиции в целом, используя при этом танцевальную музыку или без неё. Но эффективнее использовать все средства эмоционально-эстетического и интеллектуального воздействия с тем, чтобы убедить учащихся в справедливости доказываемого положения. С этой целью педагог беседует с учащимися или с помощью опроса выясняет их мнение по поводу разбираемого явления, будь то манера исполнения танца, или характер танцевальной музыки, или идейно-эстетическая оценка тех или иных танцев и т. п. Этот метод используется и при индивидуальной работе с учащимися, и в работе с танцевальной парой, группой, коллективом в целом.
Лучший способ формирования убеждения лежит через практический опыт, который накапливают учащиеся в процессе разучивания и исполнения различных танцев. При этом педагог учитывает и прошлый танцевальный опыт учащихся, а также их навыки поведения и общения на общественных мероприятиях. Если учащиеся имеют сформированные представления о том, что антиэстетичность исполнения танцев, грубость и бестактность во взаимоотношениях и есть тот особый «современный стиль» поведения на общественных мероприятиях, то перед педагогом стоят задачи ломки подобных представлений и формирование других общественно значимых правил и норм.
Большое место занимает метод убеждения при разборе исполнения танцев на выступлениях – открытых уроках, концертах, соревнованиях. Наиболее действенно, если анализ танцевальных композиций носит «проблемный характер»; когда перед учащимися выдвигается ряд проблем, ответы на которые они должны найти сами, при этом доказывая и обосновывая свои точки зрения.
Эффективным средством метода убеждения является сама личность педагога: его ценности, ориентации, его взгляды и представления, а также его поведение и деятельность. Важным подспорьем в различных вариантах метода убеждения являются приёмы из опыта педагога и учащихся, а также примеры, взятые из истории развития бальной хореографии, танцевальной музыки, культуры, искусства и общественной жизни.
Используя методы внушения и убеждения в взаимосвязи, педагог стремится к тому, чтобы ранее сформированные у учащихся представления и оценки смогли бы проявиться в их танцевальной практике, поведении, общении и деятельности, чтобы учащиеся смогли бы сознательно отстаивать идейно-эстетические взгляды и убеждения. Поэтому эти методы сочетаются с методом побуждения учащихся к применению в своей танцевальной практике сформированных убеждений.
Недостаточно, чтобы педагог показал учащимся, как действительно надо исполнять бальный танец: красиво, динамично, изящно, грациозно и т. п. Важно, чтобы он сумел сформировать у них установки к эстетически прекрасному исполнению этих танцев, установке сознательного применения на практике понятых и принятых ими идейно-эстетических требований и оценок и эстетических норм и правил поведения.
Для метода побуждения специфично то, что положения, идеи, представления, вкусы, сформированные учащимися сознательно, должны преобразоваться в своё собственное достояние и стать опытом, привычкой. ценностью, традицией как каждого из них, так и коллектива в целом. И они должны ими руководствоваться как в практической деятельности в коллективе бального танца, так и вне его, как в отношениях между учащимися своего коллектива, так и с другими людьми.
Метод побуждения есть призыв к действию: к активной и непримиримой борьбе за идеалы и ценности, к борьбе против пережитков в сознании и поведении людей, против устаревших традиций и порочных взглядов во всех областях искусства, в том числе и в области бальной хореографии.
В уечбно-воспитательной работе используется целый арсенал приёмов, выступающих компонентами метода воспитания.
Приём поощрения используется для закрепления достижений учащихся. Этот приём способствует установлению правильных взаимоотношений в коллективе, поддержанию нужного психологического климата в нём.
Доверие, оказываемое педагогом учащимся, - тоже вариант поощрения. Оно может проявиться в поручении выступить перед начинающими танцорами, показать им отдельные танцевальные элементы. Поощрение выражается и в награждении танцоров дипломами, например на соревнованиях.
Такие качества, как доброта, внимание и забота об учащихся должны быть присущи каждому педагогу и во всех ситуациях. Правильное применение их вызывает у учащихся ответные чувства по отношению к педагогу, и способствуют сплочению коллектива.
Неотъемлемой частью урока является демонстрация исполнительского мастерства педагога как приём воспитательного воздействия. Таким образом, когда учащиеся не понимают своих ошибок в исполнении, педагог предлагает им посмотреть, как надо правильно исполнять этот кусок так, чтобы воспитанники поняли свою ошибку.
Необходимым условием существования коллектива является - взаимоподдержка и выручка. Необходимо пробуждать эти благородные чувства у учащихся, а также воспитывать у них чувство сопереживании не только в радости, но и в неудаче.
Моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы – приём также широко используемый в коллективе бального танца. Робость и неуверенность некоторых учащихся и танцевальных пар заметно мешают их продвижению по пути совершенствования в искусстве бального танца. Если же это состояние сопровождается выражением неудовольствия со стороны других учащихся и замечаниями педагога, то подобные отношения могут привести к различным последствиям, вплоть до ухода из коллектива, где они себя чувствуют лишними, ненужными, тормозящими общее развитие коллектива.
Педагог призван доброжелательно и терпеливо работать с такими учащимися, чтобы они смогли проявить себя наилучшим образом и заслужить одобрения коллектива. Только тогда у учащихся возникает вера в свои возможности и способности. Одобрение, которое учащиеся получают от своего педагога после очередного выступления, испытанное ими чувство удовлетворения служит исходным пунктом для изменения их психологического состояния, что в дальнейшем сказывается на их личных успехах и на успехах коллектива в целом.
Можно использовать приёмы опосредственного воздействия на учащегося через других учащихся – партнёра, партнёршу, актив, коллектив. А.С. Макаренко называл такой приём приёмом параллельного педагогического действия.
Разумеется, по-различному методы и приёмы воспитания используются при индивидуальной встрече с учащимися, при разговоре с отдельной танцевальной парой, группой учащихся, коллективом в целом. В зависимости от поставленных воспитательных задач педагог применяет ту или иную совокупность методов и приёмов. Свободно пользуясь ими, всякий раз по разному, применительно к конкретной ситуации здесь и сейчас. Как говорил А.С. Макаренко: «Не может быть никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным».
Таким образом, занятия ритмикой имеют большое значение для эстетического воспитания младших школьников, поскольку средствами танцевального искусства прививают любовь к прекрассному.