Классный час"Толерантность"
Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
· способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
· обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
· сформулировать принципы толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Мы все такие разные»
Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу.
Задачи:
· способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);
· обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;
· сформулировать принципы толерантности.
Оборудование: листы бумаги для работы в группах, анкета «Атмосфера толерантности/нетолерантности в классе», листы бумаги в форме листьев дерева.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему классного часа.
Беседа о толерантности.
3. Раскрытие темы классного часа
Творческая работа «Дерево толерантности» (работа в группах).
Черты толерантной и интолерантной личности (работа в группах).
4. Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня, 16 ноября, Международный день толерантности. Не всем знакомо это слово, но смысл, который оно несет, очень важен для нас. Что же обозначает слово «толерантность»?
Толерантность - ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению» (словарь В.И.Даля). Это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (словарь С.И.Ожегов).
Термин «толерантность» в разных языках звучит по-разному:
- В испанском языке толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительность.
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
- В русском (терпимость)– способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Все выбирают жетоны, рассаживаются по группам и выполняют задание: написать на листах бумаги (в виде листочков дерева) те качества, которые могут объединять людей. После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас мы живем, и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Учитель: Теперь послушайте «Сказочку о счастье» на стихи Ирины Токмаковой.
(дети разыгрывают сценку)
Ведущий: На свете жил король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:
Король: Нельзя так жить!
Ведущий: И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Король: Постой-ка, кто там на пути?
Ведущий: Девчонка в драном платьице.
Девочка: О всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
Король: Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Ведущий: Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
израненный, оборванный.
Солдат: О мой король...
Ведущий: ...вскричал солдат...
Солдат: Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услуженье,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
Король: А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий: Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
Старушка: Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
Король: А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
Ведущий: Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да фея с доброю душой
Остановила карету.
Фея: Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Детя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...
Ведущий: Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Учитель: Ребята, как вы думаете, кто или что может сделать человека счастливым?
Работа учащихся по группам
Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.
Уважение мнения других Непонимание
доброжелательность Эгоизм
Желание что-либо делать вместе Нетерпимость
Понимание и приятие Выражения пренебрежения
Чуткость и любознательность Раздражительность
снисходительность Равнодушие
Доверие и гуманизм Цинизм
Немотивированная агрессивность
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Учитель: Предлагаю каждому дать личную оценку атмосферы толерантности в классе. Предлагаемые признаки оцениваются по пятибалльной шкале (чем больше наличие признака, тем выше оценка).
Умение слышать Перебивание
Расспрашивание совет Игнорирование
Похвала, согласие Обзывание
Подбадривание Обвинение, упреки
Во время обработки результатов анкетирования библиотекарь проводит обзор книг, рекомендуемых для чтения по теме «Мы все такие разные»:
- В. Железняков «Чучело»;
- К.М. Станюкович «Максимка»;
- В. Закруткин «Матерь человеческая»;
- В. Сухомлинский «Алая или багровая»;
- Е.Носов «Трудный хлеб»;
- А.Платонов «Неизвестный цветок»;
- Оскар Уайльд «Мальчик-звезда».
Подведение итогов классного часа. Рефлексия.
Подведение итогов анкетирования.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: Как вы думаете, сколько раз нам надо любить, прощать и терпеть?
Ученики: Двадцать два раз, по количеству учеников в классе.
Классный договор (оформляется на плакате: дети обводят свои ладошки и на них пишут, какое отношение в классе они бы хотели к себе от одноклассников, а затем приклеивают их на плакат):
Имею право на счастье и доброе отношение в классе;
Имею право быть самим собой;
Имею право на безопасность;
Имею право слушать и быть услышанным в классе;
Имею право познать себя в этом классе.