Программа "Духовно-нравственного воспитания"
Эта программа создана для школы воспитании подростающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.odt | 52.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно – нравственного воспитания
2016 – 2017 уч.г.
ПАСПОРТ
Наименование программы ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ «Патриот»
Основание для разработки программы
Современная концепция ФГОС о «Духовно-
нравственном воспитании детей и молодежи»
Цель программы
1. Создание условий:
для формирования у учащихся
ценностных ориентиров и нравственных норм,
основанных на культурно- исторических и духовно-
нравственных, патриотических и общечеловеческих
принципов.
2. Для более тесного сотрудничества семьи и школы,
повышения воспитательного и образовательного
потенциала цепочки семья, школа и ученик.
Задачи программы
Сохранение исторической преемственности
поколений, развитие национальной культуры,
воспитание бережного отношения к историческому
и культурному наследию России,
формирование духовно-нравственных качеств
учащихся.
Оценка социальных - формирование ценностных ориентиров духовно-
последствий реализации нравственной личности;
программы - повышение воспитательного потенциала семьи;
- совершенствование скоординированной системы
деятельности семьи и школы по физическому,
патриотическому и нравственному воспитанию
детей
Критерии выполнения - совершенствование методов духовно-
программы нравственного и семейного воспитания;
- снижение роста правонарушений, понимание
значимости
учащегося, воспитание гражданской ответствен-
ности,
патриотизма и культурно-нравственных ценностей.
Пояснительная записка
Программа создаёт условия для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться».
« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём
воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к
действию духовные силы будут впитывать знания, как
пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления
личности школьника». (Ш.А.Амонашвили. )
Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это
меч в руках сумасшедшего».
Программа «Духовно-нравственного воспитания» предусматривает – воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях, а так же – раскрывает и дает проявить потенциальные творческие и научные возможности учащихся, несущие им и нам счастье и радость жизни.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности учителя и школы. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Актуальность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. . Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан и введения новых образовательных концепций.
Воспитание гражданина – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса. Все вышесказанное учитывалось при составлении комплексной программы духовно-нравственного воспитания учащихся МКОУ»Сокольская средняя общеобразовательная школа» Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности педагогического коллектива с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Нормативно-правовые документы.
- Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Декларация прав и свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
- Устав школы
Цели и задачи Программы
Цель программы.
- Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы Программы
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Возрастной подход.
Программа соответствует специфике начального, среднего и старшего образования детей, и способствует:
- духовному и личностному росту учащихся;
- развитию творческого и логического мышления;
- развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
- обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
- развитию способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции».
Задачи воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
- Пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Не приспособить ребёнка к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца - гражданина.
- Сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
- Приобщить учащихся к национальной и мировой культуре.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Директор
Функции: Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса, создание необходимых условий для проявления активной жизненной позиции, гражданственности и патриотизма, духовно-нравственного воспитания обучающихся, обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничество с органами местного самоуправления, общественностью, родителями; анализ состояния и совершенствование идеологической и воспитательной работы с учащимися, педагогами и родителями.
Заместитель директора по воспитательной работе
Функции: Организация мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы в школе; взаимодействие с органами государственного управления по проблемам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся; анализ результатов изучения ценностных ориентаций, интересов, потребностей, идеалов обучающихся. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции, социальных устремлений, качеств гражданина, патриота, труженика; координация деятельности всех участников воспитательного процесса, родителей, учащихся, направленная на реализацию идеологии и поддержку государственной политики в условиях гимназии; разработка оптимальной модели воспитательного процесса и идеологической работы с учётом специфики учебного заведения, контингента обучающихся. Осуществление контроля для проведения профилактической работы по преодолению асоциального поведения учащихся, для организации изучения личностного и социального развития учащихся, психологического климата в группах, во взаимодействии с родителями и общественностью в целях оптимизации процесса воспитания
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Функции: Осуществление контроля за качеством и содержанием образования и воспитания обучающихся; создание условий для обеспечения качества воспитательной и идеологической работы. .
Классный руководитель
Функции: Создание системы духовно-нравственного воспитания с классом на весь период обучения; постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся; стимулирование планов самовоспитания и саморазвития учащихся; взаимодействие в воспитательной и идеологической работе с учащимися родителей, представителей органов государственного управления, правоохранительных, распорядительной и исполнительной власти, депутатов, авторитетных деятелей культуры, науки, искусства; формирование активной жизненной позиции, создание условий для социальной адаптации учащихся, формирования гражданственности, патриотизма, коллективизма, участие в создании воспитывающей среды учебного заведения, обеспечение социального, профессионального, личностного становления учащихся; участие в семинарах, конференциях, повышение квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной и идеологической работы; организация работы органов самоуправления в группе, использование потенциала информационных часов для систематического и своевременного ознакомления с общественно- политической жизнью страны.
Педагог-организатор
Функции Организация и проведение культурно-массовой работы по поддержке государственной внутренней и внешней политики; оказание помощи пожилым людям, ветеранам, нуждающимися; анализ интересов и потребностей учащихся и их привлечение их к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах; применение современных форм и методов воспитательной работы, приобщение учащихся к национальным традициям, культуре; привлечение родителей к проведению совместного досуга с учащимися, установление контактов и сотрудничества с другими заинтересованными организациями по вопросам организации досуга учащихся; проведение конкурсов, выставок достижений учащихся.
Преподаватель–предметник
Функции: Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания, функционирования государства, государственной политики и идеологии; формулировка и реализация воспитательной цели каждого урока; элективных курсов; разработка примерной тематики рефератов, отражающих углубленное изучение учащимися проблем идеологии, деятельность по формированию мировоззрения; обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся; пропаганда активной жизненной позиции, аргументированное разъяснение государственной политики и интересов страны; использование дополнительных источников информации.
Руководитель кружка, творческой группы
Функции: Организация работы кружка, секции, направленная на формирование социальной активности и духовно-нравственного воспитания учащихся; оказание помощи нуждающимися через изготовление продукции, организация выставок, оказание услуг населению; планирование мероприятий, направленных на поддержку и пропаганду культуры, национальных традиций, государственности; шефство над подростками группы риска, пропаганда здорового образа жизни; участие семей учащихся в массовых мероприятиях, организация участия молодежи в общественно – полезной деятельности.
Библиотекарь
Функции: Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда гимназии по вопросам духовно-нравственного воспитания, изучение интересов учащихся; организация постоянно действующих выставок, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества; разработка списков рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, подготовка аннотаций и выставок новых поступлений; участие в организации воспитательных мероприятий; пропаганда содержания газет и других периодических изданий по проблемам общественно – полезной жизни страны.
Направления воспитательной работы:
1. «Ученик и нравственность. Школа-мой дом. »
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи:
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
- элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
- стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
- осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
Виды деятельности и формы занятий:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, внеурочной деятельности «Общественно- полезная деятельность», «Театральная студия», литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);
- получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Основы светской этики», «Основы православия»;
- ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);
- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь | 1 сентября – День знаний, праздник посвящения в ученики; День здоровья; Акция «Внимание, пожилой человек!» Семейный забег. Информационный час мира |
Октябрь | День учителя; День самоуправления. День рождение школы. Операция «Забота и милосердие»»; Осенрий марафон. Выставка «Зеркало природы» |
Ноябрь | День народного единства; День здоровья; Посвящение в первоклассники Праздник мам; День здоровья «Мы против курения». День чести школы. |
Декабрь | Декада краеведения. Декада права. День славы России. Новогодний праздник. Правовая декада. |
Январь | День славы России. |
Февраль | Месячник защитника Отечества(спортивные соревнования); Фестиваль военной песни. Уроки Мужества. Вечер встречи выпускников День славы России. |
Март | Праздник мам; День птиц. Операция «Забота»; Праздник книги; Выставка детского творчества. |
Апрель | Прощание с букварем - праздник первого класса; День здоровья. День Земли. Инф.Чернобыль. |
Май | Концерт, посвященный Дню Победы. Операция «Внимание, ветеран» Уроки Мужества. Акция «Чистый двор» Тематический классный час «До свидания, школа. Здравствуй, лето!»; Праздник прощания с начальной школой (4 класс); Торжественная линейка «Последний звонок»; Турслет Итоговая игра года.. |
Июнь |
|
В. Социальные проекты
В школе реализуются следующие социальные проекты:
«Край,в котором мы живем»
«На крыльях добра» ( из истории МЧС);
«Семейная Масленица» – проект предполагает изучение истории русских православных праздников, их возрождение и проведение семейного праздника.
ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.
«Мир профессий» – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, как средство воспитания учащихся на личных примерах.
«Люди поселка. Война и дети» – продолжать сбор материала об детях-узниках концлагерей,интересных людях поселка, оказывать посильную помощь пожилым людям, участие в концертах для населения поселка, поздравления с праздниками пожилых людей.
« Дверь в детство. Моя родословная»,
« Мои меньшие друзья».
«Нравственный человек. Какой он.»
«Мониторинг растений, занесенных в Красную книгу»
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Кодекс чести ученика», «Законы коллектива» (1-11 классы) | сентябрь | классный час | классные руководители |
Цикл классных часов по правовой грамотности 1-11 классы. «Наши права и обязанности»:
| в течение года | кл.час | классные руководители |
Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» (1-9 классы):
| в течение года | кл.час | классные руководители |
Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты» (1- 9 классы):
| в течение года | кл.час | классные руководители |
Цикл классных часов, посвященных воспитанию учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или Как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | кл.час | классные руководители |
«Мы теперь непросто дети, мы теперь ученики» (1-е классы) | сентябрь | Экскурсия по школе, школьный музей | классные руководители |
День пожилого человека (1-9 классы)
| Октябрь В течение года | концертная программа трудовые акции | Администрация, учитель музыки, классные руководители |
День матери (1- 9 классы)
| ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | Администрация, учителя ИЗО и музыки, классные руководители |
День Конституции и День права:
| декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Администрация, учителя истории и права, классные руководители, |
«Рождество Христово» (1-4 классы) | январь | конкурс детского рисунка, поделок | Учитель ИЗО |
Праздник «Масленица – широкая» (1-4 классы) | февраль-март | концертно-развлекательная программа | Администрация, учитель музыки |
Святая Пасха (1-7 классы):
| апрель | комплекс мероприятий | Администрация, учитель ИЗО |
День семьи (1--9 классы)
| май | Цикл мероприятий: классный час с родителями конкурс проектов беседы | Администрация, классные руководители |
«Последний звонок» (4-е.9 классы) | май | театральное представление | Администрация, учитель музыки, классные руководители |
Изучение уровня личностного роста 1-9 классов) | в течение года | анкетирование, диагностика |
Предполагаемый результат:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
2. Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Задачи:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Виды деятельности и формы занятий:
- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
- практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
- составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
- получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями;
- получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, медицинскими работниками, родителями).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-11 классы) Выпуск листовок; -родительские собрания | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-11 классы):
| в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности | в течение года | беседы, викторины, игры | классные руководители, преподаватель ОБЖ |
Цикл классных часов по ПДД (1-4 классы):
| в течение года | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ | классные руководители, преподаватель ОБЖ, сотрудники ГАИ |
Анкетирование учащихся:
| в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители |
Осенний школьный марафон (1-11 классы) Общешкольный поход | ежегодно в сентябре | кросс | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
«Мама, папа, я – спортивная семья» (1-4 классы): 1-4 кл. 5-7 кл. 8-10 кл. | октября декабрь март май | соревнования | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
Профилактические акции
| Октябрь Ноябрь Январь Февраль | Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд | учитель ИЗО классные руководители, мед.работник зам.директора по ВР, |
Физкультурно-оздоровительная работа. Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы ДЮСШ п.Садовый -проведения спартакиад по отдельным видам спорта. » Дни здоровья | Сентябрь -май Сентябрь Ноябрь Февраль апрель Май 4раза в год. | Комплекс мероприятий | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители зам.директора. |
Организация каникулярного отдыха в детском оздоровительном лагере «Солнышко» | июнь | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
3. «Ученик и его отношение к природе»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности и формы занятий:
- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов по экологическому воспитанию (1-4 классы):
| в течение года | Викторины, беседы, игры и т.д. | классные руководители |
Акция «Каждому участку земли экологическую заботу» (1-11 классы) | в течение года | Трудовая акция | классные руководители |
« Осенние мотивы» (1-6 классы):
| октябрь | комплекс мероприятий: праздник, выставки творческих работ, конкурс чтецов, викторины | Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители |
День земли (1-9 классы): Экологический праздник День птиц
| апрель-май | Комплекс мероприятий: субботник листовки экологическая фото-выставка выращивание рассады цветов, благоустройство территории и т.д. викторина игра | Администрация, учителя-предметники, классные руководители, |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4. «Творчество и созидание»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Задачи:
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий:
В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
- узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
- получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
- приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
- приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);
- приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
- участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Мир профессий» (1-4 классы) | в течение года | Экскурсии на предприятия(магазин,библиотека- сельская, почта, ФАП, поездки в город (предприятия) | Администрация, классные руководители |
Встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши» (1-4 классы) «калейдоскоп профессий 9-11КЛ) | в течение года | беседы | Администрация, классные руководители |
Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии» (2-11 классы) | ноябрь | Творческие проекты | Администрация, классные руководители |
Выставка творчества детей.. | Апрель-май | Творческий отчёт кружков, студий | Администрация, руководители кружков, классные руководители |
«Краски осени» (1-4 классы) | октябрь | Конкурс-выставка творческих работ | Учитель ИЗО, классные руководители |
«Библиотеке – нашу помощь» (2-4 классы) | в течение года | трудовая акция | Библиотекарь и классные руководители |
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек (1-11 классы) | в течение года | трудовая акция | классные руководители |
«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера» (1-9 классы) | февраль - март | выставка работ родителей. | классные руководители |
«Волшебный мир руками детей» (1-7 классы) | май | выставка детского творчества | классные руководители |
«Мир моих увлечений», «Кто во что гаразд» (1-6 классы) | в течение года | Презентация увлечений и хобби | классные руководители |
«Чистый класс» | в течение года | Генеральная уборка класса | классные руководители |
«Птичья столовая» (1-8 классы и их родители) | Ноябрь | Изготовление кормушек для птиц | классные руководители |
«Птичий домострой» (1-4 классы и их родители) | март | Изготовление скворечников | классные руководители |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Патриотическое воспитание. « Мы отцов не забыли традиции».
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка, города;
- любовь к школе, своему поселку, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Виды деятельности и формы занятий:
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Владимирской области (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях), участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
- участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Месячник гражданско-патриотического воспитания. Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» (1-11 классы). | в течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, руководитель Музея Кл. руководители |
Экскурсии в областной краеведческий музей и музеи г.Владимира и района. 1-10 классы. | в течение года | экскурсии | классные руководители |
Цикл классных часов по теме «Я – гражданин и патриот» (1-4 классы):
| в течение года | кл.час | классные руководители |
Цикл информационных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» | в течение года | кл.час | классные руководители |
Цикл классных часов о героях России «Старшему поколению посвящается» (1-11 классы) | в течение года | кл.час | классные руководители |
День учителя
| октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа конкурс рисунков конкурс творческих проектов | Администрация, учитель музыки и ИЗО, классные руководители, |
« Мой любимый уголок» (3-10 классы) | октябрь | Фото-выставка | Администрация, классные руководители |
Мой родной край. Мой поселок. (1-8 классы) | Конкурс рисунков | учитель ИЗО, классные руководители | |
День рождения школы:
| октябрь | Комплекс мероприятий: ритуал посвящения концертная программа трудовая акция КТД | Администрация , классные руководители, музыкальный работник |
День народного единства (1-4) | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | учителя истории и права, классные руководители |
«История школы в лицах и фактах» | Сентябрь - октябрь | тематические выставки | Краеведы. |
День защитника Отечества (1-4 классы): «Чтоб Защитником стать» «Герои живут рядом» «О чём рассказала награда?» (1-4 классы) Фестиваль патриотической песни. | февраль | комплекс мероприятий: выставка рисунков встреча с военнослужащими творческий проект | учителя физкультуры и ОБЖ, истории, классные руководители, руководитель музея |
Военно-спортивная игра «Аты–баты..» (8-11 классы) | февраль | Военные виды спорта. | Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители |
День космонавтики «Россия в освоении космоса» (1-4 классы):
| 12 апреля | Комплекс мероприятий: .кл.час выставка рисунков | Администрация, учителя-предметники, классные руководители |
День Победы «День Победы – праздник всей страны»
| май | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка | Администрация школы, библиотекарь, учителя-предметники, классные руководители, |
Предполагаемый результат:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
6. «Духовный мир ученика»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Задачи:
- представления о душевной и физической красоте человека;
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Виды деятельности и формы занятий:
- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам); - ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве гимназии и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);
- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках технологии, ИЗО и в системе учреждений дополнительного образования);
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
- получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
- участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.
Мероприятия по реализации воспитательной программы
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
«Поселок, в котором ты живёшь» (1-4 классы) | сентябрь | Экскурсии по поселку | классные руководители |
«Прикоснуться к вечности» (3-4 классы) | в течение года | Экскурсии в храмы г. Владимира | классные руководители |
Экскурсии на художественные выставки 5-11кл. | в течение года | Экскурсии в музей | классные руководители |
Организация экскурсий по культурным центрам района и Владимирской области | в течение года | экскурсии | классные руководители |
Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, писатели, художники) | в течение года | классные руководители | |
«Осенние мотивы»»
| октябрь | комплекс мероприятий (игры, конкурсы, выставка рисунков и фотографий) поделки из природного материала. | Администрация, учителя технологии, ИЗО и музыки, классные руководители |
«Милой мамочки портрет» (1-2 классы) | ноябрь | Выставка рисунков | Учитель ИЗО, классные руководители |
«Тебя милее в мире нет!» | ноябрь | Мамин праздник | , учителя музыки, технологии, ИЗО, классные руководители, |
«Шедевры русской живописи . | декабрь | Игра – викторина | классные руководители |
«Мои любимые книжки» (1-4 классы) | январь | Музыкальная игра | библиотекарь |
Выставка-презентация | март | Библиотекарь, классные руководители |
Предполагаемый результат:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
7.Совместная деятельность школы и семьи. Школа, дом – одна семья.
- Взаимодействие школы и семьи.
Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Задачи:
- создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
- способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
- создавать условия для духовного общения детей и родителей;
- создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание воспитательной работы:
- создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
- изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;
- удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы
- разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;
- организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель – ученик - родитель»;
- привлечение родителей к активному участию в жизни гимназии, формированию внутренней политики школьной жизни;
- демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы
Формы внеклассной работы:
- родительские собрания, посещение семей учащихся;
- анкетирование;
- тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи;
- семейные праздники;
- спортивные состязания с участием бабушек, дедушек, отцов и матерей;
- календарные праздники – День Матери, 8 марта, 23 февраля, 1 сентября, День учителя, праздник вступления в школьную жизнь и т.д.;
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Цикл классных часов на тему «Моя семья» (1-11 классы):
| в течение года | Беседы, викторины, игры, презентации проектов и т.д. | классные руководители классные руководители.родительские советы. |
Семейные праздники (1-4 классы):
| в течение года | Совместные праздники с родителями | классные руководители совет класса |
«Семейный забег» | Ежегодно (сентябрь,май ) | соревнования | классные руководители |
«Папа, мама, я - спортивная семья» (1-6 классы) | в течение года сентябрь - май | соревнования | Учитель физкультуры, , классные руководители |
Последний звонок (4-е классы) и выпускной вечер в начальной школе (4-е классы) | май - июнь | праздничная программа | Администрация, классные руководители |
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы) | в течение года | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Администрация, классные руководители |
Общешкольное родительское собрание (1-11 классы) | 2 раза в год | собрание | Администрация школы |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время (1-11 классы) | в течение года | Классные руководители | |
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей | в течение года | Буклеты, листовки, методические сборники | Библиотекарь, администрация, классные руководители |
Распространение лучшего опыта семейного воспитания в районной газете, чествование семей | в течение года | статьи | Администрация, библиотекарь |
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию | в течение года | методические сборники | Администрация, библиотекарь |
Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК | в течение года | привлеченные специалисты(психолог) классные руководители | |
Работа с социально-неблагополучными семьями | в течение года | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители | |
Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек, противоправного поведения несовершеннолетних | в течение года | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители |
Виды и формы воспитывающей деятельности:
- Лекция;
- Беседа;
- Час общения;
- Ролевые игры;
- Диспуты;
- «Мозговой штурм»;
- Урок творчества.
- Классные собрания;
- Классные часы.
- Экскурсии
- КТД
Предполагаемым результатом
данной духовно-нравственной воспитательной программы является:
Для педагога.
1.Формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Планируемые результаты. Для учащегося.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
- Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
- Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Ученики должны быть:
- внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
- обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
- самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
- способны к изменению самих себя.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням
.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школе, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговая торжественная линейка, которая включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; общешкольная научно-практическая конференция, формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Диагностика:
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Критерии успешности нравственного образования
- Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
- Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
- Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
- Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.
Стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы. Какие личностные результаты мы должны увидеть в процессе воспитания.
Личностные результаты- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской позиции.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального образования должны отражать:
- формирование основ гражданской позиции: чувство гордости за свою Родину, народ, историю России. Формирование ценностей многонационального российского общества, формирование демократических и гуманистических ценностей;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
- 3.6. Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики: 1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности- (СТУР), Векслер…
- готовность детей к обучению в школе – (Семаго М.и Семаго Н.)
- мотивация обучения –(Лукьянова М.И.)
- адаптация детей к школе –(Чирков)
- тревожность – ( Теммл,Дорки,Амен; Филлипс Т.)
- темперамент;
- самооценка;
- уровень воспитанности.-
- Уровень удовлетворенности.- Андреев А.А.
- Диагностика по профориентации.
2. Изучение межличностных отношений:
- Социометрия -Морено
- социально-психологический климат в классе;
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
Литература
- Закон об образовании1992г. №3266-1
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
- Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
- Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
- А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
- И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
- М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
- Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
- М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
- А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
- Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
- Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
- Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
- Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
- Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
- С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.