Эссе "Проектная деятельность в системе дополнительного образоования"

Сахарова Елена Валерьевна

Творческая роабота о деятельности преподавателя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс повышения квалификации

«Развитие творческих способностей детей

 в дополнительном образовании»

Эссе

Проектная деятельность

 в системе дополнительного образования

Автор:

Сахарова Елена Валерьевна,

преподаватель

филиала с.Яблоновый Гай

МБУДО «ДШИ с.Ивантеевка»

С.Яблоновый Гай

2018

Все говорят и говорят про проектную деятельность. Для многих это пугающее понятие, сложное и трудоемкое,  а если подумать, то все, что мы делаем, о чем мечтаем и чего достигаем – это все проектная  деятельность…    

    Оглядываясь на свое прошлое, свою работу, могу с уверенностью сказать: вся моя работа в филиале ДШИ и в СОШ,  и есть  ПРОЕКТ:  проект по развитию творческих способностей  детей в дополнительном образовании, или  проект  по организации досуга учащихся, или проект по развитию яркой самобытной  личности в коллективе.

    Так или иначе, это все про мою работу, да что там скромничать, про всю мою жизнь.    Это мой педагогический, социальный, творческий  долгосрочный проект с реализацией.

А начиналось все просто: в лихие 90-е предложили работу преподавателем в филиале ДШИ в селе Яблоновый Гай Саратовской области,  я и воспользовалась возможностью переселиться с Севера в теплые края. То, что везу семью в село, не пугало, а наоборот, даже радовало: работа - дом, все рядом,  все в шаговой доступности, дети всегда при мне.

Хотелось просто спокойно работать, учить детей игре на фортепиано, преподавать сольфеджио и хор. Но не тут то было!   В нагрузку получила уроки музыки в СОШ и кружковую работу, музыкальное руководство в ДС.

     К тому же самым значимым событием в те времена были Смотры художественной самодеятельности с применением различных жанров и вовлечением наибольшего количества учащихся. И завертелась карусель:  нескончаемые уроки и репетиции,

Дети в селе оказались необычайно талантливыми, но психологически зажатыми.

Поставила себе цель: сделать из учеников настоящих певцов и артистов!

Требовалось немало усилий, особенно в первые  годы. Дети получали уроки фортепиано, привыкали слушать классическую музыку, учились раскрепощаться и перевоплощаться. Привыкшие выступать, как сами рассказывали,  под «тра-ля-ля», теперь  пели под синтезатор или под собственный аккомпанемент.

Ежедневные уроки вокала, пластикодвижение, тренинги, игры, сценические этюды, дали первые плоды: уже через год  творческий коллектив учащихся выиграл смотр художественной самодеятельности, а через два года отправился на зональный этап конкурса театральных коллективов. Пианисты и солисты – эстрадники радовали своими успехами на региональных конкурсах.  Два ученика, проучившись всего три года, поступили в Саратовский колледж искусств, затем в Гнесинку, и в дальнейшем стали первоклассными музыкантами.

   В мою задачу входит  как коллективная, так и индивидуальная работа с каждым, без исключения, учеником. Я пытаюсь добиться того, чтобы каждый ребенок научился петь, свободно владеть микрофоном, уверенно держаться  на сцене, пластично двигаться и стать яркой самобытной личностью.  Никто не должен быть обделенным. Здесь каждый может  чувствовать себя Звездой! Но и каждому надо понимать,  что он - маленькая частица  одного Целого, поэтому  должен  уметь подчиняться канонам и принципам всего коллектива и выполнить свои обязанности  на «5».

Юные артисты участвуют во всех концертах, мероприятиях села и района. Так уж повелось, что зрители  всегда ждут  от них  ШОУ-номера!  И действительно,  любой номер коллектива, будь то сольная или хоровая песня, но  это всегда - маленький спектакль. А если речь идет о финальном номере концерта- то это обязательно грандиозная, массовая композиция.

Учащиеся филиала и эстрадного кружка СОШ все больше и больше входили во вкус.

Смотры художественной самодеятельности с каждым годом становились все ярче и круче, постепенно превращаясь в целые спектакли.

Для постановки ШОУ – программы, помимо качественного исполнения номеров, нужно много всего: и необычный сценарий, и режиссура, и фонограммы, и костюмы и антураж… Все это я делаю со своими учениками сама. С нашими грандиозными планами, у нас, зачастую, не хватает времени, поэтому, иногда, приходится привлекать и родителей.

Сказать, что этот творческий процесс очень сложен, ничего не сказать. Это надо самому  пройти. Но когда на сцене ты видишь свой «Продукт» труда,  то испытываешь настоящее блаженство и необычайный прилив сил!

Как то спонтанно ребята увлеклись танцами, целыми хореографическими композициями. К этим номерам требовались костюмы. Стали придумывать модели и сами шить.

Где же брали средства? Конечно, ткани приобретались на скромные родительские деньги. Сценические наряды выглядят оригинально, со вкусом и изюминкой, хотя затрачено на них не так много денег.

В общем, дети все время вовлечены в какую-либо работу и ежедневно сотрудничают со мной.

Мы стали одной и дружной семьей. Когда приходит время расставаться с выпускниками, мы с большой грустью и болью отпускаем их и постоянно приглашаем на наши мероприятия.

Мы не можем останавливаться на достигнутом.

Поднявшись до высот на районной сцене, нам стало скучно и просто необходимо было расти, двигаться дальше.

В 2008 году впервые совершили поездку в Туапсе на фестиваль-конкурс  «Звезду зажигает Орленок».  С тех пор нас уже не остановить .

Только за последние пять лет, посетили Самару, Саратов, Ульяновск, Москву, Сочи, Казань, став лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.

Вот так вот я добилась всего того, чего хотела. В этом мой, так называемый,  педагогический и творческий проект реализован и весьма успешен.

Но что же дальше?

Сейчас передо мной стала новая проблема: Ни для кого не секрет, что села вымирают, народ разъезжается, настроение у остальных односельчан позитивным назвать трудно. В эпоху интернет-зависимости  от социальных сетей и компьютерных технологий, дети становятся пассивными, равнодушными. Так сказать: «сытость», «избалованность» присуща новому поколению. Трудно найти  во взглядах  учеников прежней искорки, какую то отзывчивость, сконцентрированное внимание. Трудно чем то заинтересовать. А надо!  С музыкальными данными детей тоже беда. Даже если и способности у ребенка есть, он совершенно  не может, а скорее, не хочет  ими управлять. Если 20 лет назад из 30 человек хора «гудошников»  было 1-2 человека, то теперь  к таковым относятся почти все, а чисто интонируют 2-3 ученика.  Вот в этом и стоит новая задача: научить детей концентрировать внимание, слушать себя и других, вычистить интонацию, учиться запоминать нотную грамоту и многое другое.

Конечно. Не все добиваются высот, не все способны солировать на нужном уровне. Но эти ребята участвуют в массовых номерах. Причем, стараюсь  как  можно чаще показывать зрителям их коллективное творчество.

Кому то поручаю ответственные задания, например: написать заметку в газету, найти информацию.  Ребенок  не чувствовал себя обделённым.

К тому же ребенок знает: если он будет стараться, то и он станет звездой. Как его коллега по коллективу.

Чтоб развить творческий потенциал, увлечь  детей, я особое внимание стала уделять  научно-исследовательским проектам.

В 2013 году выбрали одну общую тему «Сохраним и приумножим» по сохранению духовных ценностей.. В рамках этого социального проекта, по принципу русской матрешки, каждый из учащихся работал над своей темой. своим проектом. Дети-исследователи, дети-психологи, дети-творцы, дети – авторы, исполнители….

Особую радость доставляла защита проекта. Ведь мало выполнить работу по проекту, его надо воплотить. А потом еще и защитить, выставив на суд слушателей и зрителей.

Так появились многие исследовательские проекты, например,  про образы в музыке и других видах искусств:

«Сама себе Звезда» (Баба Яга)

«Голосистый оратор» (Птица-Петух).

«Вот она какая Вятская свистунья» (Дымковской игрушка)…

Дети стали победителями  конференций и конкурсов по защите своих исследований.

Работа над проектами, посвященными Великой Отечественной Войне, о музыке героической и скорбной, не оставила равнодушными никого.

Защиту таких проектов, как:

 «Детство, опаленной войной» (музыкальные произведения о детях войны),

«Восемь тактов, перевернувших мое мировоззрение» (О «Танго смерти»- музыке концлагеря),  

мы проведи в виде Внеклассных театрализованных мероприятий.

О роли игры на музыкальных инструментах в формировании личности ребенка был исследовательский проект: «Ничто на земле не проходит бесследно».

Ученица победила на областной научно-практической конференции и в нескольких Всероссийских конкурсах исследовательских работ.

 

Особое место занимают творческие проекты:

«О тебе пою, мой край родной» (патриотизм, краеведение в песнях и сказках),

Музыкально-хореографическая композиция: «Душа России»

( музыка, танцы, песни, связанные с различными росписями в живописи),

«Цветочная фантазия» (костюмированная хореографическая композиция)…

Своим размахом интересен коллективный социально-творческий проект

«Добро своими руками» (о том, как в 2013 году,  дети планировали  провести ШОУ-программу «Мир, вокруг парты»  и решали чисто технологические задачи. Позже их труд перерос в огромную благотворительную акцию,  которую  ученики не прекращают и по настоящее время.

Делать «Добро своими руками» оказалось не только полезно, но и приятно).

«Визитка лучшей ученицы года» 

Вот уже много лет учащиеся  Яблоновогайской общеобразовательной школы являются победителями Конкурса «Ученик года».  Все эти ребята – отличники  и СОШ и ДШИ. 

Их победы - это своеобразный «Продукт»  общей работы учителей, в том числе и мой труд преподавателя.

Наступает весна, и мы знаем: пришло время Очного этапа «Ученик года».  Задача творческого  коллектива  ДШИ, достойно и интересно представить нашего ученика на сцене.

Написать сценарий и сделать такую Визитку - это огромный процесс. Это тоже проект.  Для меня он самый тяжелый, потому что держать первое место в конкурсе визиток на протяжении 12 лет очень трудно. Мы никогда не пользуемся готовыми сценариями из публикаций интернета, все придумываем и делаем сами.

Благодаря своей команде в 2015 году  ученица Решетова Алена победила  на Региональном этапе Межрегионального конкурса «Ученик года» в Саратове и стала лауреатом Межрегионального конкурса в Ульяновске.

На примере этой ученицы можно с полной ответственностью сказать:

Мой очередной проект удался.

Проекты могут быть разными:  социально-значимыми. творческими, исследовательскими и технологическими.

У нас их огромное количество. И все они реализованы.

Главное четко знать проблему,  поставит цели и задачи, искать способы  для их решений и реализации. Ну и конечно,- не надо бояться. Если верить, то все получится.

Насколько важна моя роль в жизни детей села Яблоновый Гай, решать людям. Но я верю, что моя миссия важна и небесполезна.  

Мои выпускники называют годы, проведенные в филиале ДШИ, лучшими годами их жизни. А это дорогого стоит.  

Когда то я решила для себя: если не я, то кто? Вот так и живу, как могу.

А сейчас с гордостью наблюдаю за судьбами моих выпускников:  успешных, пробивных, творческих и активных людей. Кто-то преподает или является руководителем студий. Кто-то работает звукооператором,  кто-то участвует в волонтерском движении. Ну а кто-то стал настоящей Звездой.

А если «Звезды зажигаются, значит, это кому то нужно»

 

                                                                         

                                                                            Приложение 

                             заметка ученицы в районную газету.

Время солнца, творчества и мечты

   2014 год – Год культуры, провозглашённый в нашей стране. Недаром считают, что «культура – бриллиант в короне Российской империи». Мы, молодое поколение, любуемся,  гордимся этим бриллиантом и учимся создавать свои шедевры,  пусть пока это ещё далеко не бриллианты. (Вспомним: «Я не волшебник - я ещё только учусь».)

   У меня однажды спросили: "Не скучно ли мне живется в селе?"  Я, не раздумывая, ответила: " А скучать то мне когда? Мне скучать то некогда"

И это правда. Большую часть своего времени я, как и  многие творческие учащиеся нашей школы, отдаю музыке, занимаясь в Детской школе искусств и в  Эстрадном кружке.  Уроки, репетиции, подготовка костюмов и сценического антуража - это наши будни, а концерты и конкурсы - самые настоящие праздники души.

Как и всегда, осень 2014 года оказалась для нас необычайно насыщенной, плодотворной и удивительно интересной.

 В сентябре  мы побывали в городе Сочи, где участвовали в Международном фестивале - конкурсе детского и юношеского творчества «На Олимпийском побережье – Сочи  - 2014».

  Как всегда, спонсорами этой поездки были наши родители и колхоз имени Чапаева, во главе с Тюсиным А.Н. За что мы, счастливые яблоновогайские дети, очень и очень благодарны.

   Наша группа была представлена в двух номинациях: эстрадный вокал (соло и ансамбль) и инструментальное  искусство (фортепиано - соло).  Мы защищали честь сразу двух школ: "СОШ с.Яблоновый Гай" и   "ДШИ с.Ивантеевка". И это обстоятельство немного тяготило нас, страшновато было оплошать....

  Представительное жюри строго оценивало  выступление всех конкурсантов из разных регионов России.

Мы услышали огромное количество произведений разных жанров и исполнителей, что стало для нас настоящим отрытием. За кулисами я и моя подруга Таня Зубкова несколько растерялись. Ведь это было наше первое выступление на таком высоком уровне.  Потом всё-таки собрались,  взяли себя в руки. Я сказала себе: «Зачем же тогда сюда приехала, если не показать, что я умею?»  После этого почувствовала себя увереннее, справилась с волнением и проиграла своё произведение приподнято и без ошибок. А моя подруга Таня, мне кажется, вообще не волновалась, выступила так, как будто каждый день играла на электронном рояле.... Девушки из ШОУ-группы «Созвездие»:  Анна Куприянова, Полина Клёпова, Валентина Пронина, Екатерина Основина, Алёна Решетова, Елена Решетова, Ольга Урбанович , - уже привыкли к таким выступлениям. Но всё равно переживали, много репетировали...

  Результаты  наших стараний не замедлили сказаться: ШОУ- группа «Созвездие» стала победителем в номинации «Эстрадный вокал» - лауреат  I  степени,  Куприянова Анна и Решетова Алёна  в номинации «Сольное пение» получили звание  - лауреатов III степени, Зубкова Татьяна и Куприянова Маргарита в номинации «Фортепианное исполнение» - стали дипломантами.  Все участники получили памятные сувениры, а Лауреатам были вручены еще и кубки победителей.  

  Программа фестиваля была продумана до мелочей:  за неделю мы увидели столько всего интересного, что порой и за год не увидишь. Нам понравилось все, начиная с проживания в пансионате  Аква-Лоо, заканчивая удивительным штормом в 8 баллов в день нашего отъезда.

Мы побывали на главных Олимпийских объектах, где всего полгода назад спортсмены  показывали чудеса храбрости, силы, выносливости, красоты и грации. Поразил размах строительства, инфраструктура, суперсовременный ж/д вокзал в Адлере и, конечно, шикарные дороги - на зависть всем водителям страны. От увиденного захватывало дух. Это здорово воодушевило нас, и, думаю, помогло в конкурсных выступлениях.

 Адлер-курорт, куда мы специально отправились по железной дороге на современной электричке, чтоб еще раз насладиться Олимпийским комфортом, порадовал нас  не меньше.

В дельфинарии прекрасно выступали морские животные, да и мы там тоже сумели отличиться: Когда один из артистов бассейна  своим хвостом отправил в зрительные ряды огромный мяч, наша Алена Решетова сумела его поймать. За это она получила главный приз представления - картину, нарисованную морским львом. Было очень приятно слышать, как все зрители от души поздравляли группу из Яблонового Гая.

Далее мы посетили шикарный океанариум, а потом весь вечер провели в парке развлечений. Думаю, рассказывать о впечатлениях от катания на Американских горках и времяпровождения в  Замке ужаса нет смысла,- это просто надо  самому испытать.

Погода как будто специально помогала планировать нам нашу программу. Пока шли репетиции, мы решили не купаться в море. Ведь  кто то берег голос, кто-то руки, кто-то просто боялся подорвать здоровье перед конкурсом. И вот, как будто специально, небо зачастую хмурилось, шли кратковременные дожди, на море штормило. Зато сразу после конкурса установилась жаркая погода, и мы вдоволь накупались, накувыркались в теплых, но сильных волнах Черного моря, а также с огромным удовольствием провели время на открытом воздухе в аквапарке. И это  в сентябре!!! Восторгам не было конца.

Каждым вечером мы долго гуляли по пансионат- городку, делились впечатлениями, любовались южной природой, фотографировались и обещали морю ещё раз вернуться... На утро последнего дня мы его не узнали ... Шторм - это очень великолепно, но и очень страшно...Пляж весь ушел под воду, смыв все наши надписи и рисунки из камней. Монетки пришлось бросать прямо с тротуара... А море бушевало, шипело и пенилось, выкидывая тонны воды и разбрасывая камни по всему побережью... Как это было романтично, как впечатляюще!!! В духе нашего настроения!

Все решили, что мы устали от дальней поездки и остановились на этом. Не тут то было. Несколько дней назад наша неугомонная группа выступали в городе Самара на Всероссийском фестивале-конкурсе "Волга в сердце впадае мое" . результаты опять всех порадовали.

Алена Решетова стала лауреатом III степени в номинации эстрадный вокал, ШОУ-группа "Созвездие" - дипломант I степени в номинации Театр песни, дебютанты конкурса такого уровня Лучникова Светлана и Федосеева Анастасия (с.Канаевка) получили звания дипломант I и III cтепени соответственно. Могу себе представить, как волновались наши пианистки, впервые исполняя свои произведения на рояле, да еще и перед профессорами страны. Уверена, в следующий раз, мы - исполнители фортепианной музыки, еще лучше подготовимся, и опять будем пробовать свои силы на подобных конкурсах. Ну а вокалисты-эстрадницы вновь будут удивлять всех своим творчеством.

 В нашей памяти навсегда сохранятся те ценные счастливые минуты творческих мук,  которые не все участники выдерживают. Но настоящие любители музыки, культуры, творчества остаются на многие годы в  мире культа творения, собственного видения искусства. Многие часы подготовки музыкального номера  окупаются сторицей: воспитывается сила воли, трудолюбие, формируется характер,  безупречный музыкальный вкус,  да и эстетический вкус вообще…

Маргарита Куприянова, ученица 7 класса СОШ и ДШИ