Эссе "Проектная деятельность в системе дополнительного образоования"
Творческая роабота о деятельности преподавателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_proektnaya_deyatelnost_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс повышения квалификации
«Развитие творческих способностей детей
в дополнительном образовании»
Эссе
Проектная деятельность
в системе дополнительного образования
Автор:
Сахарова Елена Валерьевна,
преподаватель
филиала с.Яблоновый Гай
МБУДО «ДШИ с.Ивантеевка»
С.Яблоновый Гай
2018
Все говорят и говорят про проектную деятельность. Для многих это пугающее понятие, сложное и трудоемкое, а если подумать, то все, что мы делаем, о чем мечтаем и чего достигаем – это все проектная деятельность…
Оглядываясь на свое прошлое, свою работу, могу с уверенностью сказать: вся моя работа в филиале ДШИ и в СОШ, и есть ПРОЕКТ: проект по развитию творческих способностей детей в дополнительном образовании, или проект по организации досуга учащихся, или проект по развитию яркой самобытной личности в коллективе.
Так или иначе, это все про мою работу, да что там скромничать, про всю мою жизнь. Это мой педагогический, социальный, творческий долгосрочный проект с реализацией.
А начиналось все просто: в лихие 90-е предложили работу преподавателем в филиале ДШИ в селе Яблоновый Гай Саратовской области, я и воспользовалась возможностью переселиться с Севера в теплые края. То, что везу семью в село, не пугало, а наоборот, даже радовало: работа - дом, все рядом, все в шаговой доступности, дети всегда при мне.
Хотелось просто спокойно работать, учить детей игре на фортепиано, преподавать сольфеджио и хор. Но не тут то было! В нагрузку получила уроки музыки в СОШ и кружковую работу, музыкальное руководство в ДС.
К тому же самым значимым событием в те времена были Смотры художественной самодеятельности с применением различных жанров и вовлечением наибольшего количества учащихся. И завертелась карусель: нескончаемые уроки и репетиции,
Дети в селе оказались необычайно талантливыми, но психологически зажатыми.
Поставила себе цель: сделать из учеников настоящих певцов и артистов!
Требовалось немало усилий, особенно в первые годы. Дети получали уроки фортепиано, привыкали слушать классическую музыку, учились раскрепощаться и перевоплощаться. Привыкшие выступать, как сами рассказывали, под «тра-ля-ля», теперь пели под синтезатор или под собственный аккомпанемент.
Ежедневные уроки вокала, пластикодвижение, тренинги, игры, сценические этюды, дали первые плоды: уже через год творческий коллектив учащихся выиграл смотр художественной самодеятельности, а через два года отправился на зональный этап конкурса театральных коллективов. Пианисты и солисты – эстрадники радовали своими успехами на региональных конкурсах. Два ученика, проучившись всего три года, поступили в Саратовский колледж искусств, затем в Гнесинку, и в дальнейшем стали первоклассными музыкантами.
В мою задачу входит как коллективная, так и индивидуальная работа с каждым, без исключения, учеником. Я пытаюсь добиться того, чтобы каждый ребенок научился петь, свободно владеть микрофоном, уверенно держаться на сцене, пластично двигаться и стать яркой самобытной личностью. Никто не должен быть обделенным. Здесь каждый может чувствовать себя Звездой! Но и каждому надо понимать, что он - маленькая частица одного Целого, поэтому должен уметь подчиняться канонам и принципам всего коллектива и выполнить свои обязанности на «5».
Юные артисты участвуют во всех концертах, мероприятиях села и района. Так уж повелось, что зрители всегда ждут от них ШОУ-номера! И действительно, любой номер коллектива, будь то сольная или хоровая песня, но это всегда - маленький спектакль. А если речь идет о финальном номере концерта- то это обязательно грандиозная, массовая композиция.
Учащиеся филиала и эстрадного кружка СОШ все больше и больше входили во вкус.
Смотры художественной самодеятельности с каждым годом становились все ярче и круче, постепенно превращаясь в целые спектакли.
Для постановки ШОУ – программы, помимо качественного исполнения номеров, нужно много всего: и необычный сценарий, и режиссура, и фонограммы, и костюмы и антураж… Все это я делаю со своими учениками сама. С нашими грандиозными планами, у нас, зачастую, не хватает времени, поэтому, иногда, приходится привлекать и родителей.
Сказать, что этот творческий процесс очень сложен, ничего не сказать. Это надо самому пройти. Но когда на сцене ты видишь свой «Продукт» труда, то испытываешь настоящее блаженство и необычайный прилив сил!
Как то спонтанно ребята увлеклись танцами, целыми хореографическими композициями. К этим номерам требовались костюмы. Стали придумывать модели и сами шить.
Где же брали средства? Конечно, ткани приобретались на скромные родительские деньги. Сценические наряды выглядят оригинально, со вкусом и изюминкой, хотя затрачено на них не так много денег.
В общем, дети все время вовлечены в какую-либо работу и ежедневно сотрудничают со мной.
Мы стали одной и дружной семьей. Когда приходит время расставаться с выпускниками, мы с большой грустью и болью отпускаем их и постоянно приглашаем на наши мероприятия.
Мы не можем останавливаться на достигнутом.
Поднявшись до высот на районной сцене, нам стало скучно и просто необходимо было расти, двигаться дальше.
В 2008 году впервые совершили поездку в Туапсе на фестиваль-конкурс «Звезду зажигает Орленок». С тех пор нас уже не остановить .
Только за последние пять лет, посетили Самару, Саратов, Ульяновск, Москву, Сочи, Казань, став лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов.
Вот так вот я добилась всего того, чего хотела. В этом мой, так называемый, педагогический и творческий проект реализован и весьма успешен.
Но что же дальше?
Сейчас передо мной стала новая проблема: Ни для кого не секрет, что села вымирают, народ разъезжается, настроение у остальных односельчан позитивным назвать трудно. В эпоху интернет-зависимости от социальных сетей и компьютерных технологий, дети становятся пассивными, равнодушными. Так сказать: «сытость», «избалованность» присуща новому поколению. Трудно найти во взглядах учеников прежней искорки, какую то отзывчивость, сконцентрированное внимание. Трудно чем то заинтересовать. А надо! С музыкальными данными детей тоже беда. Даже если и способности у ребенка есть, он совершенно не может, а скорее, не хочет ими управлять. Если 20 лет назад из 30 человек хора «гудошников» было 1-2 человека, то теперь к таковым относятся почти все, а чисто интонируют 2-3 ученика. Вот в этом и стоит новая задача: научить детей концентрировать внимание, слушать себя и других, вычистить интонацию, учиться запоминать нотную грамоту и многое другое.
Конечно. Не все добиваются высот, не все способны солировать на нужном уровне. Но эти ребята участвуют в массовых номерах. Причем, стараюсь как можно чаще показывать зрителям их коллективное творчество.
Кому то поручаю ответственные задания, например: написать заметку в газету, найти информацию. Ребенок не чувствовал себя обделённым.
К тому же ребенок знает: если он будет стараться, то и он станет звездой. Как его коллега по коллективу.
Чтоб развить творческий потенциал, увлечь детей, я особое внимание стала уделять научно-исследовательским проектам.
В 2013 году выбрали одну общую тему «Сохраним и приумножим» по сохранению духовных ценностей.. В рамках этого социального проекта, по принципу русской матрешки, каждый из учащихся работал над своей темой. своим проектом. Дети-исследователи, дети-психологи, дети-творцы, дети – авторы, исполнители….
Особую радость доставляла защита проекта. Ведь мало выполнить работу по проекту, его надо воплотить. А потом еще и защитить, выставив на суд слушателей и зрителей.
Так появились многие исследовательские проекты, например, про образы в музыке и других видах искусств:
«Сама себе Звезда» (Баба Яга)
«Голосистый оратор» (Птица-Петух).
«Вот она какая Вятская свистунья» (Дымковской игрушка)…
Дети стали победителями конференций и конкурсов по защите своих исследований.
Работа над проектами, посвященными Великой Отечественной Войне, о музыке героической и скорбной, не оставила равнодушными никого.
Защиту таких проектов, как:
«Детство, опаленной войной» (музыкальные произведения о детях войны),
«Восемь тактов, перевернувших мое мировоззрение» (О «Танго смерти»- музыке концлагеря),
мы проведи в виде Внеклассных театрализованных мероприятий.
О роли игры на музыкальных инструментах в формировании личности ребенка был исследовательский проект: «Ничто на земле не проходит бесследно».
Ученица победила на областной научно-практической конференции и в нескольких Всероссийских конкурсах исследовательских работ.
Особое место занимают творческие проекты:
«О тебе пою, мой край родной» (патриотизм, краеведение в песнях и сказках),
Музыкально-хореографическая композиция: «Душа России»
( музыка, танцы, песни, связанные с различными росписями в живописи),
«Цветочная фантазия» (костюмированная хореографическая композиция)…
Своим размахом интересен коллективный социально-творческий проект
«Добро своими руками» (о том, как в 2013 году, дети планировали провести ШОУ-программу «Мир, вокруг парты» и решали чисто технологические задачи. Позже их труд перерос в огромную благотворительную акцию, которую ученики не прекращают и по настоящее время.
Делать «Добро своими руками» оказалось не только полезно, но и приятно).
«Визитка лучшей ученицы года»
Вот уже много лет учащиеся Яблоновогайской общеобразовательной школы являются победителями Конкурса «Ученик года». Все эти ребята – отличники и СОШ и ДШИ.
Их победы - это своеобразный «Продукт» общей работы учителей, в том числе и мой труд преподавателя.
Наступает весна, и мы знаем: пришло время Очного этапа «Ученик года». Задача творческого коллектива ДШИ, достойно и интересно представить нашего ученика на сцене.
Написать сценарий и сделать такую Визитку - это огромный процесс. Это тоже проект. Для меня он самый тяжелый, потому что держать первое место в конкурсе визиток на протяжении 12 лет очень трудно. Мы никогда не пользуемся готовыми сценариями из публикаций интернета, все придумываем и делаем сами.
Благодаря своей команде в 2015 году ученица Решетова Алена победила на Региональном этапе Межрегионального конкурса «Ученик года» в Саратове и стала лауреатом Межрегионального конкурса в Ульяновске.
На примере этой ученицы можно с полной ответственностью сказать:
Мой очередной проект удался.
Проекты могут быть разными: социально-значимыми. творческими, исследовательскими и технологическими.
У нас их огромное количество. И все они реализованы.
Главное четко знать проблему, поставит цели и задачи, искать способы для их решений и реализации. Ну и конечно,- не надо бояться. Если верить, то все получится.
Насколько важна моя роль в жизни детей села Яблоновый Гай, решать людям. Но я верю, что моя миссия важна и небесполезна.
Мои выпускники называют годы, проведенные в филиале ДШИ, лучшими годами их жизни. А это дорогого стоит.
Когда то я решила для себя: если не я, то кто? Вот так и живу, как могу.
А сейчас с гордостью наблюдаю за судьбами моих выпускников: успешных, пробивных, творческих и активных людей. Кто-то преподает или является руководителем студий. Кто-то работает звукооператором, кто-то участвует в волонтерском движении. Ну а кто-то стал настоящей Звездой.
А если «Звезды зажигаются, значит, это кому то нужно»
Приложение
заметка ученицы в районную газету.
Время солнца, творчества и мечты
2014 год – Год культуры, провозглашённый в нашей стране. Недаром считают, что «культура – бриллиант в короне Российской империи». Мы, молодое поколение, любуемся, гордимся этим бриллиантом и учимся создавать свои шедевры, пусть пока это ещё далеко не бриллианты. (Вспомним: «Я не волшебник - я ещё только учусь».)
У меня однажды спросили: "Не скучно ли мне живется в селе?" Я, не раздумывая, ответила: " А скучать то мне когда? Мне скучать то некогда"
И это правда. Большую часть своего времени я, как и многие творческие учащиеся нашей школы, отдаю музыке, занимаясь в Детской школе искусств и в Эстрадном кружке. Уроки, репетиции, подготовка костюмов и сценического антуража - это наши будни, а концерты и конкурсы - самые настоящие праздники души.
Как и всегда, осень 2014 года оказалась для нас необычайно насыщенной, плодотворной и удивительно интересной.
В сентябре мы побывали в городе Сочи, где участвовали в Международном фестивале - конкурсе детского и юношеского творчества «На Олимпийском побережье – Сочи - 2014».
Как всегда, спонсорами этой поездки были наши родители и колхоз имени Чапаева, во главе с Тюсиным А.Н. За что мы, счастливые яблоновогайские дети, очень и очень благодарны.
Наша группа была представлена в двух номинациях: эстрадный вокал (соло и ансамбль) и инструментальное искусство (фортепиано - соло). Мы защищали честь сразу двух школ: "СОШ с.Яблоновый Гай" и "ДШИ с.Ивантеевка". И это обстоятельство немного тяготило нас, страшновато было оплошать....
Представительное жюри строго оценивало выступление всех конкурсантов из разных регионов России.
Мы услышали огромное количество произведений разных жанров и исполнителей, что стало для нас настоящим отрытием. За кулисами я и моя подруга Таня Зубкова несколько растерялись. Ведь это было наше первое выступление на таком высоком уровне. Потом всё-таки собрались, взяли себя в руки. Я сказала себе: «Зачем же тогда сюда приехала, если не показать, что я умею?» После этого почувствовала себя увереннее, справилась с волнением и проиграла своё произведение приподнято и без ошибок. А моя подруга Таня, мне кажется, вообще не волновалась, выступила так, как будто каждый день играла на электронном рояле.... Девушки из ШОУ-группы «Созвездие»: Анна Куприянова, Полина Клёпова, Валентина Пронина, Екатерина Основина, Алёна Решетова, Елена Решетова, Ольга Урбанович , - уже привыкли к таким выступлениям. Но всё равно переживали, много репетировали...
Результаты наших стараний не замедлили сказаться: ШОУ- группа «Созвездие» стала победителем в номинации «Эстрадный вокал» - лауреат I степени, Куприянова Анна и Решетова Алёна в номинации «Сольное пение» получили звание - лауреатов III степени, Зубкова Татьяна и Куприянова Маргарита в номинации «Фортепианное исполнение» - стали дипломантами. Все участники получили памятные сувениры, а Лауреатам были вручены еще и кубки победителей.
Программа фестиваля была продумана до мелочей: за неделю мы увидели столько всего интересного, что порой и за год не увидишь. Нам понравилось все, начиная с проживания в пансионате Аква-Лоо, заканчивая удивительным штормом в 8 баллов в день нашего отъезда.
Мы побывали на главных Олимпийских объектах, где всего полгода назад спортсмены показывали чудеса храбрости, силы, выносливости, красоты и грации. Поразил размах строительства, инфраструктура, суперсовременный ж/д вокзал в Адлере и, конечно, шикарные дороги - на зависть всем водителям страны. От увиденного захватывало дух. Это здорово воодушевило нас, и, думаю, помогло в конкурсных выступлениях.
Адлер-курорт, куда мы специально отправились по железной дороге на современной электричке, чтоб еще раз насладиться Олимпийским комфортом, порадовал нас не меньше.
В дельфинарии прекрасно выступали морские животные, да и мы там тоже сумели отличиться: Когда один из артистов бассейна своим хвостом отправил в зрительные ряды огромный мяч, наша Алена Решетова сумела его поймать. За это она получила главный приз представления - картину, нарисованную морским львом. Было очень приятно слышать, как все зрители от души поздравляли группу из Яблонового Гая.
Далее мы посетили шикарный океанариум, а потом весь вечер провели в парке развлечений. Думаю, рассказывать о впечатлениях от катания на Американских горках и времяпровождения в Замке ужаса нет смысла,- это просто надо самому испытать.
Погода как будто специально помогала планировать нам нашу программу. Пока шли репетиции, мы решили не купаться в море. Ведь кто то берег голос, кто-то руки, кто-то просто боялся подорвать здоровье перед конкурсом. И вот, как будто специально, небо зачастую хмурилось, шли кратковременные дожди, на море штормило. Зато сразу после конкурса установилась жаркая погода, и мы вдоволь накупались, накувыркались в теплых, но сильных волнах Черного моря, а также с огромным удовольствием провели время на открытом воздухе в аквапарке. И это в сентябре!!! Восторгам не было конца.
Каждым вечером мы долго гуляли по пансионат- городку, делились впечатлениями, любовались южной природой, фотографировались и обещали морю ещё раз вернуться... На утро последнего дня мы его не узнали ... Шторм - это очень великолепно, но и очень страшно...Пляж весь ушел под воду, смыв все наши надписи и рисунки из камней. Монетки пришлось бросать прямо с тротуара... А море бушевало, шипело и пенилось, выкидывая тонны воды и разбрасывая камни по всему побережью... Как это было романтично, как впечатляюще!!! В духе нашего настроения!
Все решили, что мы устали от дальней поездки и остановились на этом. Не тут то было. Несколько дней назад наша неугомонная группа выступали в городе Самара на Всероссийском фестивале-конкурсе "Волга в сердце впадае мое" . результаты опять всех порадовали.
Алена Решетова стала лауреатом III степени в номинации эстрадный вокал, ШОУ-группа "Созвездие" - дипломант I степени в номинации Театр песни, дебютанты конкурса такого уровня Лучникова Светлана и Федосеева Анастасия (с.Канаевка) получили звания дипломант I и III cтепени соответственно. Могу себе представить, как волновались наши пианистки, впервые исполняя свои произведения на рояле, да еще и перед профессорами страны. Уверена, в следующий раз, мы - исполнители фортепианной музыки, еще лучше подготовимся, и опять будем пробовать свои силы на подобных конкурсах. Ну а вокалисты-эстрадницы вновь будут удивлять всех своим творчеством.
В нашей памяти навсегда сохранятся те ценные счастливые минуты творческих мук, которые не все участники выдерживают. Но настоящие любители музыки, культуры, творчества остаются на многие годы в мире культа творения, собственного видения искусства. Многие часы подготовки музыкального номера окупаются сторицей: воспитывается сила воли, трудолюбие, формируется характер, безупречный музыкальный вкус, да и эстетический вкус вообще…
Маргарита Куприянова, ученица 7 класса СОШ и ДШИ