Эссе на тему: "100 лет системе российского дополнительного образования"

Российской системе дополнительного образования в 2018 году исполняется 100 лет.  Эта система уникальна, многогранна и имеет богатую историю.

Как же все начиналось? У истоков системы дополнительного образования стояли замечательные педагоги-новаторы: С.Т. Щацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов. Идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников корнями уходят в далекое прошлое. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. По убеждению С.Т. Шацкого, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 100_let_sisteme_do.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «100 лет системе российского дополнительного образования»

Российской системе дополнительного образования в 2018 году исполняется 100 лет.  Эта система уникальна, многогранна и имеет богатую историю.

Как же все начиналось? У истоков системы дополнительного образования стояли замечательные педагоги-новаторы: С.Т. Щацкий, А.С. Макаренко, И.П. Иванов. Идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников корнями уходят в далекое прошлое. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. По убеждению С.Т. Шацкого, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость.

В начале 90-х годов я начала свою педагогическую деятельность в Доме пионеров и школьников города Сосновый Бор Ленинградской области. И в те непростые годы, когда рушились идеалы и ориентиры,  перед педагогическим коллективом стояла непростая задача: как выстраивать работу с детьми, что взять за основу деятельности, как воспитать достойных граждан своей страны?  И считаю важной заслугой коллектива то,   что мы постарались сохранить лучшие педагогические практики предыдущих лет и приумножить традиции: работа кружков по интересам, подростковых клубов, организация досуга и общественно-значимых дел, проведение конкурсов, фестивалей и акций.  Хочу поделиться своим опытом 27- летней педагогической деятельности, как заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

В результате в конце 90-х годов,  уже   Дом детского творчества – правопреемник  Дома пионеров и школьников  стал инициатором и организатором   городских конкурсов и фестивалей декоративно-прикладного и художественного творчества, городской научно-практической конференции для одаренных детей по защите творческих и социальных проектов  «Ступени творческого роста». Но перед коллективом стояла еще очень важная задача: как вовлечь подростков в общественно-значимую деятельность? Как наполнить свободное время старшеклассников интересными делами? И благодаря таким педагогам, как Кузюткина О.С., Проскурнина Л.М., Тищенко О.К. и другим педагогическим работникам  родились   городские проекты по работе с органами школьного самоуправления и лидерами ученического самоуправления: «Мы – граждане России!», «Мой успех – успех моей команды», конкурс социальных проектов «Есть идея!», конкурс социальной рекламы «Коротко, но в точку!», городской конкурс школьных СМИ «Наш голос», городской штаб трудовых отрядов старшеклассников «Ровесник – ровеснику» и многое другое.

Фактически мы взяли на себя роль организатора внешкольной жизни всего городского  школьного сообщества. Сколько разных, удивительных и захватывающих дел родилось в рамках реализации этих проектов! И уже не одно поколение ребят были увлечены в интересную, общественно-значимую деятельность, получая при этом опыт общения и умение жить и работать в коллективе, делить ответственность, успех и неудачи. По сути,  все эти проекты решают главную задачу воспитания - социализацию ребенка, в основе большинства проектов лежит методика коллективного творческого дела (И.П. Иванова). Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение школьных коллективов, и формирование личности подростков, а также развитие тех или иных качеств личности, развитие лидерских и организаторских способностей.

Современная система дополнительного образования уникальна, она дает возможность каждому ребенку проявить себя в различных сферах творческой деятельности, занятия в кружках и секциях, общественно-значимой деятельностью запускают процесс развития личности: обогащают духовно, нравственно, физически, способствуют становлению жизненных целей и идеалов ребенка.

В отличие от школы дополнительное образование является актуальным и добровольным. Ребенок выбирает тот вид деятельности, который ему наиболее интересен, важен и актуален в определенный период его развития.  Считаю, что занятия в свободное время, будь то, театр, изобразительное искусство, хореография или спорт,  вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов, налаживанию межличностных отношений; воспитывает личностные качества, умение общаться в коллективе и трудиться.

И в будущем, надеюсь, дополнительное образование будет самым интересным, увлекательным и полезным. В наших Домах и Дворцах творчества будут светлые, уютные залы и кабинеты, оснащенные самым современным оборудованием, а главное будут всегда педагоги-мастера своего дела, педагоги, любящие детей и всей душой стремящиеся поделиться своим опытом деятельности и общения.

Мартынова Лариса Витальевна,

         методист ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга.