Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми при изучении английского языка
Организация занятия с применением здоровьесберегающих технологий - один из основных способов сохранять психологическое, ментальное и физическое здоровье учащихся. На это, в частности, была направлена моя работа как педагога дополнительного образования при обучении детей английскому языку.
Кроме того, мне было важно использовать современные методические приемы, технологии при организации образовательного процесса, с целью выявления одаренных учащихся, в рамках открытого образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение здоровьесберегающей образовательной технологии
при обучении английскому языку детей дошкольного возраста»
«Дополнительное образование детей – это… составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ; сфера жизненного самоопределения и созидательной самореализации ребенка и взрослого; неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
В ДДТ «Павловский» мною разработана и применяется программа дополнительного образования «JINGLE BELLS» изучения иностранного (английского языка) детьми 5-10 лет.
Направленность - социально-педагогическая.
Актуальность. Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества, учитывает мировые тенденции и педагогические практики, и ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей дошкольного, младшего школьного возраста и их родителей.
В современном мире знание английского языка необходимо, так как именно он является официальным языком большинства стран, международным средством коммуникации. Английский язык является важнейшим языком международного общения, торговли, сотрудничества и бизнеса.
Англофоны, в широком смысле англоязычное население планеты, в первую очередь носители английского языка, составляют 510 миллионов.
Непосредственное и опосредованное межкультурное общение стало реальностью для россиян. Эффективное изучение английского языка приобретает на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессами интеграции в современном мире. Какой бы род занятий не избрал для себя ребенок в будущем, незнание английского языка может значительно обеднить его перспективы и самообразовательные возможности, возможности культурного обогащения при коммуникациях с людьми из других стран.
Общение на английском языке осуществляет следующие функции:
- Функцию самореализации, удовлетворения потребности в компетентности (повышение самооценки);
- Функцию общения;
- Познавательную функцию;
- Эстетическую функцию;
- Реабилитационную функцию (психологическая и социальная адаптация детей).
Изучение иностранных языков и иноязычной культуры создает одновременно условия для глубокого осознания ценности и красоты русского языка и культуры. Обучение английскому языку приобретает в наши дни особую важность и значение не только для культурного развития каждого индивида, но и для успехов в развитии всего общества, который в немалой степени определяется уровнем образованности и культуры его граждан, их способности к эффективному международному сотрудничеству.
Коммуникативно-игровое изучение иностранного языка способствует формированию положительной мотивации по отношению к этой части мировой культуры, развитию коммуникативных и когнитивных способностей.
Изучение английского языка у дошкольников и младших школьников в дополнительном образовании может осуществляться посредством совмещения этого предмета с рисованием, выполнением декоративно-прикладных элементов, пением, чтением сказок и стихов, что повышает эффективность восприятия информации.
Современное обучение как синтез музыки, театрализации, поэзии, обучающих игр, мультфильмов и др. - это комплекс очень действенных, привлекательных и доступных средств гармоничного обучения английскому языку и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличительные особенности. Данная программа составлена с учетом опыта работы с детьми разработчика программы и отличается большой вариативностью. При освоении мотивирующих и закрепляющих материалов учащиеся учатся выбирать произведения английских авторов в возрастных рамках из предлагаемого учителем материала. Итоговая форма работы может быть как коллективная, так и индивидуальная. При исполнении произведений закрепляются сразу все аспекты изучения английского языка, интегрируемые ребенком – аудирование, говорение, лексические единицы, воспринимаемые аудиально и визуально, грамматические особенности текста, чтение (в границах физиологических возможностей детей).
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 5-10 лет любого уровня подготовки, задатков и способностей. Группы могут быть разновозрастные и одновозрастные. При высокой мотивации допустимо посещение творческого объединения детьми в возрасте от 4 лет. При наличии особенностей, противопоказаний или других ограничивающих факторов, родители должны предоставить педагогу соответствующую информацию в целях соблюдения интересов дошкольника при организации процесса обучения.
Цель и задачи программы
Цель программы: Духовно-нравственное, творческое, физическое развитие личности ребенка и его мотивация к дальнейшему изучению иностранного (английского) языка посредством знакомства с англоязычной культурой.
В процессе реализации программы решаются следующие группы задач:
Обучающие:
расширение общей культуры путем приобщения детей к английскому языку, мировой англоязычной культуре, (знакомство с особенностями зарубежной культуры, фольклорных мотивов, художественной детской литературы, иноязычными обучающими играми, в том числе - общее знакомство детей с различными музыкальными жанрами, простейшими средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, тембр, мелодия и сопровождение);
формирование системы основных лингвистических представлений; освоение элементарных лингвистических навыков, необходимых для овладения в будущем устной и письменной речью на английском языке (буквы, звуки, лексический объем в 50 единиц), социализирующей информации в процессе освоения тем, первоначальных речевых, аудиальных навыков общения на английском языке.
Развивающие:
формирование устойчивого интереса к иностранному языку и музыкальному искусству, поэзии, творчеству, в том числе народному и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка;
развитие чувства языка, музыкального слуха, музыкальных способностей (чистота интонации, чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления);
развитие координации слухового, зрительного восприятия и движений;
развитие психических процессов ребенка: воображения, фантазии, памяти, внимания, ассоциативно-образного и критического мышления;
сохранение и развитие здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих методик (эмоциональная релаксация, смена форм деятельности, различные виды гимнастики и т.д.);
развитие творческих способностей (воображения, художественного восприятия и др.);
выявление и поддержка талантливых и одаренных детей;
коммуникативное развитие учащихся, овладение культурой диалога:
так, чтобы они могли поддержать элементарный диалог (приветствие, прощание, знакомство, приглашение в игру и др.);
активизация процесса развития личностных, метапредметных умений;
формирование у обучающихся коммуникативной интенции, (самовыражения через языковые умения).
Воспитательные:
формирование нравственно-эстетических идеалов, восприимчивости и интереса к развитию и воспитанию духовной культуры;
воспитание художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости;
формирование навыка коллективной работы, дисциплины, развитие межличностных отношений;
воспитание дружелюбного, толерантного отношения к людям других культур;
воспитание самостоятельности и инициативы;
воспитание традиции по организации досуговой деятельности;
воспитание терпения, желания и умения спланировать и довести начатое дело до конца.
Формы проведения занятий - комбинированные
оценка психологического состояния и его изменения на занятиях с помощью таблицы «Погода»;
презентация - для представления картографических данных, лексических единиц, для представления произведений культуры;
игра, тренинг, инсценировка – для закрепления картографических данных, написания и звучания букв, произношения и смыслового значения лексических единиц, произведений культуры, освоения сценического пространства;
репетиция – для отработки произведений, выбранных детьми;
соревнование – для участия в конкурсах, соревнованиях;
самооценка/парная оценка, в том числе на открытом занятии для родителей;
творческий отчет – для представления достижений/портфолио ученика, форм, результатов педагогической оценки;
праздник в творческом объединении для подведения итогов обучения, награждения учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальная - для работы с о всеми учащимися в группе;
- коллективная (ансамблевая) - для творческого или поискового взаимодействия всех детей в рамках коллективного творческого дела;
- групповая - для организации работы в малых группах, в парах постоянного или переменного состава, с разноуровневыми заданиями и др.;
- индивидуальная.
Материально-техническое оснащение программы:
- класс для занятий;
- интерактивная доска, проектор;
- персональный компьютер с выходом в сеть «Интернет» для педагога и каждого учащегося для занятий «онлайн» в том числе;
- дидактические раздаточные материалы, в т.ч. с буквами и лексическими единицами;
- белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, поролоновые мячи, игрушки, маркеры, точилка для карандашей, индивидуальная доска для записей учащихся и др. канцтовары;
- многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) с возможностью цветной печати/ ламинатор для приготовления раздаточных материалов;
- устройство для воспроизведения аудиоматериалов с поддержкой flash-cards, CD-дисков.
Планируемые результаты освоения программы «JINGLE BELLS»:
личностные - поведенческие и внутренние качества учащегося:
самооценка достигнутого;
мотивация к самообразованию в будущем;
самопознание, изучение собственных границ объёма изучаемого материала;
ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
воспитание творческой личности;
развитие у детей интеллектуальных способностей, интереса к изучению английского языка и англоязычной культуры;
развитие социальных навыков и общее развитие детей, накопление нового положительного социального опыта, в т.ч. традиции организации досуга;
самоуважение, возможность ребенка заявить о себе и поверить в себя, взаимоуважение;
развитие эмоциональной сферы;
предметные - виды деятельности по получению новых знаний в рамках разделов программы: английский язык, общая англоязычная культура (детская):
развитие индивидуальных языковых способностей через мотивирование к гармоничному освоению языка посредством культуры, возможность одновременно овладевать основами гармоничного развития: развитие внимания, слуха, чувства ритма, красоты мелодии, творческих способностей и т.д.;
формирование системы основных лингвистических представлений; освоение элементарных лингвистических навыков, необходимых для овладения в будущем устной и письменной речью на английском языке (буквы, звуки, лексический объем в 50 единиц), первоначальных речевых, аудиальных навыков общения, социализирующей информации в процессе освоения тем;
стремление к поиску средств выразительности в процессе предъявления результата коллективного творческого дела/ индивидуального результата;
метапредметные (в соответствии с возрастом) - регулятивные; навыки планирования своей работы, соблюдение последовательности в её организации:
способность ставить цели;
способность формулировать задачи для их достижения;
поиск способов выполнения цели;
умение прогнозировать итоги действий и всей работы в целом;
проведение анализа полученных результатов (и отрицательных, и положительных),
умение делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные);
умение корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели;
умение нести ответственность за результаты действий;
коммуникативные:
умение сочетать возможность индивидуальной, групповой и коллективной работы;
коммуникативные компетенции;
умение планировать свое вербальное и невербальное поведение;
умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
соблюдение правил и норм этикета при общении;
познавательные универсальные учебные действия (УУД) и компетенции(в рамках возраста):
способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами (в пределах возрастных возможностей);
способность определять тему, выделять ключевую мысль, идею, замысел произведений на английском языке (в пределах возрастных возможностей).
Перечень используемых технологий
- Здоровьесберегающая образовательная технология (модифицированная «природосообразная» В.И.Жохова) – использую основные положения по созданию и сохранению: 1) мотивирующей среды на занятии, в которой ученику легко раскрыться как личности: он свободно оперирует понятиями, высказывает своё мнение, чувствует свою ценность и своё достоинство, имеет «личное свободное время», приучается к самостоятельности, к самоконтролю; 2) интенсификации на занятиях - естественного нелинейного чередования различных мыслительных процессов, сочетающегося с двигательной активностью и положительным психологическим фоном.
- Здоровьеформирующая (Н.К.Смирнов), здоровьесберегающая (В.Ф.Базарный) – использую элементы для сохранения зрения, осанки (зарядка), посадка, иногда занятия проводятся стоя;
- Интерактивные, то есть такие, где происходит активное взаимодействие учащихся с педагогом и между собой - игровые, ролевые, имитационные;
- Проектная - для создания образа выступления на сцене и подготовки и проведения этого выступления;
- Сотрудничества – когда строится обучение в процессе сотрудничества тех, кто продвинулся вперед, с теми, кто болел и отстал;
- Сетевые (использование социальных сетей, мобильных устройств) - для вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;
- Элементы проблемного обучения - проблемные вопросы, загадки;
- Элементы технологии развития критического мышления - «Что надо сделать, чтобы получилось лучше?», «Конструктор задач Блума» - используется мною для выстраивания занятий;
- Оценка/самооценка эмоциональной составляющей, настроения – для бесед с детьми об удовлетворенности занятием, своим продвижением (Шкалы Дембо-Рубинштейна) и др.
Описание выбранной технологии (методического приема)
«Применение здоровьесберегающей образовательной технологии
при обучении английскому языку детей дошкольного возраста»
(модифицированной «природосообразной»)
Цель деятельности педагога дополнительного образования заключается в разработке и реализации образовательной программы, ответственности за ее выполнение, за жизнь, здоровье и развитие, человеческие и личностные качества, успехи воспитанников; в организации и руководстве целостным педагогическим процессом конкретного детского объединения.
Для изучения иностранного языка используются различные технологии в рамках школьного возраста, однако, несмотря на то, что школьники многие годы изучают язык, у большинства уровень владения не выходит за пределы знания слов, правил грамматики, чтения, и недостаточны умения слышать и понимать на слух, общаться, к пятому классу только у 15% учеников сохраняется мотивация к учебе.
Для обучения детей-дошкольников из этих технологий пригодны не все, в связи с возрастным развитием личности, т.е. обучение в дошкольном возрасте является не только обучением, но преимущественно развитием личности, результатом которого будет интеллектуальный рост, получение коммуникативных навыков, мотивация к дальнейшей учебе и познанию такого сложного предмета, как иностранный язык, и овладению им.
Я использую вариативно различные технологии, методы и приемы, одна из них – модифицированная для детей-дошкольников здоровьесберегающая «природосообразная» технология В.И. Жохова, которая основана на принципе воспитания и обучения «в согласии с природой человека».
В.И.Жохов: «Слабых и неспособных детей не бывает».
Основную идею В.И. Жохов позаимствовал у известного швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци, который 200 лет назад разработал теорию природосообразного обучения детей. Основной постулат данной теории – оптимальное воспитание и обучение детей должно строиться с учетом естественного развития человеческой природы.
Согласно нейрофизиологии мозг человека интенсивно развивается до 10-11 лет.
Современные данные о генетике человека говорят о том, что в определенное время у ребенка появляется как бы «окна возможностей», появление которых обусловлено и определяется его геномом. Именно в эти периоды усвоение различных знаний и опыта наиболее эффективно. Кроме того, как выяснено сейчас, существует «эпигенетическая наследственность», которая на уровне инстинкта закрепляет приспособление ребенка к положительным или отрицательным условиям его жизни.
За оперативную память и внимание отвечают лобные доли мозга, которые начинают активно расти в 4 года с запасом нейронов впрок. Система человеческого организма выстроена так, что все что не используется, со временем атрофируется - это закон, и кризис 7 лет – это лавинообразный сброс неработающих нейронов между 6 и 7 годами.
Для эффективной работы ребенку необходимо использовать оба полушария головного мозга: левое и правое, а для образования связей между нейронами необходимо наличие большого количества информации.
Несколько основополагающих методических принципов природосообразной технологии В.И. Жохова:
- согласие с природой, развитие мышления и мотивации ребенка в соответствии с требованиями нейрофизиологии с целью развития всех природных сил и способностей ребенка, в том числе выявления и развития одаренности;
- интенсификация, задействование всех модальностей;
- проведение запланированной зарядки на уроке;
- основная часть урока начинается и заканчивается песней, так как мозг воспринимает музыку правым полушарием, а ритм и слова – левым, и обеспечивается их взаимодействие и установление межполушарных связей;
- возможность движения и разговоров, чем удовлетворяются естественные потребности детей двигаться и общаться - можно даже танцевать в процессе урока; чем больше движений, тем лучше ребенок думает, больше сберегается его здоровье;
- дети пишут/рисуют специальными маркерами на индивидуальных досках (ИД);
- привлечение непроизвольного внимания различными, в том числе и мультимедийными средствами, вообще работа с непроизвольным вниманием;
- эмоциональное вовлечение участия родителей в уроках с помощью видеовставок;
- внимание к каждому ученику;
- замечания ученику только в экстренных случаях, при абсолютно неприемлемых действиях ребенка;
- отслеживание эмоционального состояния, продвижения, удовлетворенности на каждом занятии и др.
Конспект занятия в творческом объединении «JINGLE BELLS» с использованием различных технологий
Содержание деятельности | Действия педагога | Действия ученика | Компетенции | Время |
Приветствие, встреча | Ритуальное приветствие с повтором различных выражений для приветствия различных людей в различной обстановке | Приветствие | Метапредметные: коммуникативные - создание атмосферы доброжелательного общения | 1 мин |
1.Организационный этап. Подготовка к занятию. Активизация детей, включение их в занятие | Просьба приготовиться к занятию | Подготовка к уроку – достают индивидуальные доски (ИД), маркеры, стирающие подушечки, папки- портфолио с рисунками, текстами песен и др. | Личностные - развитие самостоятельности, умения ориентироваться в помещении, занимать свое место, готовиться к занятию. | 1 мин |
Подготовка к занятию. Активизация детей, включение их в занятие | Отслеживание настроения ребенка Педагог просит нарисовать на ИД свое настроение «Какая погода у вас?» | Дети рисуют «Солнышко»-настроение хорошее, «Солнышко с тучками» и др. | Метапредметные: регулятивные - обеспечение мотивации для начала занятий, включения в деятельность Самоконтроль. | 1 мин |
Подготовка к занятию. Активизация детей, включение их в занятие | «Солнышко с тучками» - что-либо влияет на ребенка, что должно быть выяснено и элиминировано до или в процессе занятия. Педагог выясняет и учитывает произошедшее с целью выровнять настроение ребенка. Снятие стресса ребенка путем внимательного слушания Одновременно включается видео -песенки, которые дети уже знают | Рассказ ребенка: «В садике…..» Пока идет беседа, остальные дети слушают выученные песни, актуализируя пройденный материал; иногда товарища. | Познавательные – изучение английского текста в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение. Личностные– социальное содержание песен; рисование по желанию - развитие мелкой моторики. Метапредметные: регулятивные действия- поведение детей на занятии. | 1-3 мин |
1 этап | 4-7 мин. | |||
2. Основная часть занятия Пение выученной песенки (или 2) на выбор детей. Выбор/Разучивание слов новой песни (с учетом пожеланий детей) | Пение. Пение песенки по принципу смены тональностей «выше-ниже». Сопровождение песенки движениями. Выбор новой песенки из предложенных учителем. Просмотр, обсуждение содержания. Изучение новых слов. Игры – скороговорки, произнесение английских слов, «испорченный телефон», «поймай ошибку», задействование портфолио ребенка. | Пение. Говорение. Игры. Беседа. Рисование «подсказок» при изучении новых слов Рисование по желанию, ассоциативно. | Познавательные – изучение английского текста в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение. Личностные – социальное содержание песен; развитие слуха и голосового аппарата ребенка, чувства ритма, дыхания, речи; рисование по желанию - развитие мелкой моторики. Метапредметные: регулятивные - поведение детей на занятии, педагога; успешность в освоении трудностей. Ситуация выбора. коммуникативные – обмен мнениями. | 15 мин |
2 этап | 19-22 мин | |||
3. Закрепление | Закрепление Пение новой песенки, содержание которой разобрано на предыдущем этапе, по слуху, пропевание новых слов. Беседа о том, что мы планируем выступить в конце учебного года перед родителями | Пение песенки по слуху, пропевание новых слов. Настраиваются на концерт в конце учебного года | Познавательные – изучение английского текста в песнях, восприятие иностранных слов на слух, говорение. Личностные – социальное содержание песен; развитие слуха и голосового аппарата ребенка, чувства ритма, дыхания, речи. Метапредметные: регулятивные - поведение детей на занятии; успешность в преодолении трудностей. Ситуация выбора.Подготовка к новому виду социальной деятельности. Планирование. | 15-10 мин |
3 этап | 34-32 мин | |||
4.Завершение урока. Подведение итогов. Прощание | Проверка настроения, мнения ребенка, усталости, их отработка. Чего достигли? «Ритуальное» прощание | Выражение настроения, мнения ребенка-рефлексия. Самооценивание. Парное оценивание. Фиксирование достижений. | Личностные – настраивание на успешное преодоление трудностей, правильное восприятие критики. Метапредметные: Регулятивные – выстраивание поведения детей, на занятии; умение оценивать себя и других. Коммуникативные –поддержание атмосферы доброжелательного общения. Рефлексия. Оценивание и самооценивание. Прощание | 1-3 мин |
4 этап | 35 мин |
Выводы:
1. Перед началом занятий и во время учебного процесса необходимо родителям очень подробно объяснять, как идут занятия, планируемые
результаты и продвижение к ним детей, иначе при расхождении ожиданий родителей и результатов работы педагога по освоению
образовательной программы родители могут прекратить посещение занятий. В беседе с родителями после каждого занятия выдаются
рекомендации, тексты музыкальных произведений, выражается похвала, благодарность, пожелания, и просьба «ни в коем случае не
форсировать», то есть не заставлять (!!!) ребенка заниматься дома, только предлагать, и если желает – тогда заниматься, то есть не нужно
подменять мотивацию ребенка мотивацией родителей. Дома желательно также петь, выучивая слова песенок, повторять выученные ранее слова
и песни, то есть нужно вовлекать в процесс обучения родителей, педагогу желательно активно с ними взаимодействовать;
2. Дети очень вовлекаются и мотивируются, показывая свои успехи – выученные тексты песен, слова. Занятие часто затягивается детьми,
которые не готовы уходить, когда закончилось время урока, просят еще что-нибудь послушать, общаются. Большинство детей выучили все, что
давалось, что свидетельствует о мотивации;
3. Родители приветствуют занятия и говорят, что дети с удовольствием их посещают;
4. В результате родителями было высказано пожелание продолжить занятия в следующем году в нашем творческом объединении.