Рабочая программа по Классическому танцу

Шумилова (Невмержицкая) Ксения Леонтьевна

Учебный предмет «Классический танец» разработан на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области подготовки детей к обучению в школе искусств» и  направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, а также эстетическое воспитание учащихся и на приобретение основ исполнения классического танца.

Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы по предмету «Классический танец» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся. Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskiy_tanets.docx63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное                        УТВЕРЖДАЮ

учреждение дополнительного                        Директор МБУДО «КДШИ»

образования «Кольцовская детская                                

школа искусств»                

(МБУДО «КДШИ»)                            ___________________Н. П. Быкова                                

                                                                                               «__» __________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

р. п. Кольцово Новосибирской обл.

дополнительной общеразвивающей

общеобразовательной программы в

области хореографического искусства

I. Пояснительная записка

          Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Классический танец» разработан на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области подготовки детей к обучению в школе искусств» и  направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, а также эстетическое воспитание учащихся и на приобретение основ исполнения классического танца.

Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Освоение программы по предмету «Классический танец» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Помимо этого программа направлена на укрепление здоровья учащихся. Классический танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

                                          Срок реализации учебного предмета

Для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

с 7-8 лет, составляет 7 лет.

                                                       

          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  

Таблица 1

                      Срок обучения

7 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

700

Количество часов на аудиторные занятия

700

                     Форма проведения учебных аудиторных занятий

Групповая (от 11 человек), продолжительность урока – 40 минут.

                                                 Цели и задачи учебного предмета

 Цели:

- создать условия для развития эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, культуры восприятий произведений искусства, устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические национальные особенности.

Задачи:

- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности,

- развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству,

- формирование комплекса знаний, умений и навыков двигательной активности,

развивающих выносливость, гибкость, быстроту и координацию движений,

- овладение лексикой,

- овладение техническими приемами,

- развитие навыков координации движений.

                                       

Методы обучения

Для формирования комплекса знаний, умений и навыков,  позволяющих успешно осваивать задачи предмета,  используем следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ),

- наглядный (показ, демонстрация видеоматериалов),

- практический (воспроизведение, творческие упражнения),

- индивидуальный подход с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Занятия могут проводиться отдельно с мальчиками и девочками. На уроке для девочек подготовка и экзерсис на пальцах (по выбору).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 Материально – технические условия соответствуют санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Уроки проводятся в классе, где есть музыкальный центр, станки, зеркала. Большую роль играет планирование учебного процесса, тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала

II. Содержание учебного предмета

   Сведения о затратах учебного времени

Таблица 2

Распределение по годам                          

                          Класс

1

2

3

4

5

5

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

35

35

35

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

3

3

3

3

3

3

Количество часов на аудиторные занятия (в год)

70

105

105

105

105

105

105

Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения

                                      700

             

                                       

Учебно-тематический план

Первый год обучения

1 (7) класс

Таблица 3

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

20

2

Экзерсис на середине зала.

20

3

Allegro.

10

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Второй год обучения

2 (7) класс

Таблица 4

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Третий год обучения

3 (7) класс

Таблица 5

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Четвертый год обучения

4 (7) класс

Таблица 6

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Пятый  год обучения

5 (7) класс

Таблица 7

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Шестой  год обучения

6 (7) класс

Таблица 8

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на полупальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Учебно-тематический план

Седьмой  год обучения

7 (7) класс

Таблица 9

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Экзерсис у станка.

30

2

Экзерсис на середине зала.

30

3

Allegro.

25

4

Экзерсис на пальцах.

10

5

Повторение и закрепление полученных навыков.

10

Распределения учебного материала по годам обучения

Первый год обучения.

1(7) класс

                                                                     

Основной задачей первого года обучения:

 - постановка ног, корпуса, головы, рук, в процессе усвоения основных движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений.

1. Экзерсис у станка:

- позиции ног I, II, III, V, IV,

- позиции рук – подготовительное положение, основные позиции изучаем в начале на   середине зала при неполной выворотности ног)  I, II, III,

- Demi-plie в  I, II, V позиции, у станка,

- Battements tendus   - c позиции в сторону                                                                                                                                          

                                   c demi-plie в  I позиции в сторону

                                   c V позиции в сторону,

- Battements tendus jetes  -c I и  Vпозиции в сторону

                                          - с demi-plie  в  I и V позиции в сторону,

- Releve на полупальцы в I II V позициях, с вытянутых ног и demi-plie,

- Battements tendus  plie-soutenus вперед, в сторону, позднее с подъемом на полупальцы в  V позицию,

- Battements releve lents на 90 с  I позиции в сторону, вперед,

- Grand plie  в I  II V позициях,

- Grand battements jetes  c I позиции в сторону, вперед,

- Battements reties (поднимание ноги из  V позиции в положение   sur le cou -de-pied и  passe и возвращение в   V позицию),

- Перегибание корпуса в сторону, назад (лицом к станку).  

2. Экзерсис на середине зала:

- Позиции рук,

- Поклон,

- Demi – plie на середине зала en face,

- Battements tendus  c I позиции в сторону, с demi-plie в I и Vпозициях в сторону, с demi-plie во II и V позициях без перехода и с переходом опорной,

- Battements tendus jetes c I и V позиции вперед, в сторону, назад; c demi-plie в I и  V позиции в сторону,

- Preparation  для  rond de jambe par terre,

- Grand plie  в I и V позициях  en face,

- Положение epaulement croise  et efface,

- Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад,

- Releves на полупальцы в I II V позиции с вытянутых ног и с demi-plie,

- Pas польки.

 3. Allegro:

- Temps saute no I  II  V позициям,

- Changement de pieds,

- Pas echappe no II позиции.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Releve no I  II  V позициям,

- ходьба на высоких полупальцах,

- мелкий шаг.

                                                   

Второй год обучения.

                                                               2(7) класс

Основные задачи второго года обучения:

- развитие силы ног путем увеличения количества упражнений, развитие устойчивости, формирование техники исполнения, совершенствование координации движения, повторение материала предыдущего года.

1. Экзерсис у станка:

- Demi-plie  во всех позициях,

- Battements tendus   - с позиции вперед, в сторону, назад,                                                                

                                   - с demi-plie в I позиции в сторону, вперед, назад,

                                   - с V позиции в сторону, вперед, назад,

                                   - c demi-plie в V позиции в сторону, вперед, назад,

                                   - с опусканием пятки во II позицию c I и  V,

                                   - с demi-plie во II позицию,

                                   - через passe par terre ( проведение ноги вперед и назад через I ).

- Понятие направлений en dehors et en dedans,

- Rond de jambe par terre en dehors et en dedans, у станка,

- Battements tendus jetes    - с позиции вперед, в сторону, назад,

                                            - c demi-plie в I и Vвперед, в сторону, назад,

                                             - piques в сторону, вперед, назад.

- Положение ноги sur le cou-de-pied  вперед и назад (обхватное для battements frappe),

- Battements frappes в сторону, вперед, назад, носком в пол, на 45,

- Preparation для rond de jamde par terre, у станка,

- Battements fondus  в сторону, вперед, назад, носком в пол, на 45,

- Battements releve lents на 90  c I и Vпозиции вперед, в сторону, назад,

- Grand battements jetes c I и V позиции вперед, в сторону, назад,

- Battements developpes вперед, в сторону, назад (по усмотрению педагога).

2. Экзерсис на середине зала:

- Demi-plie по позициям,

- Battements tendus – c I и  Vпозиции вперед, в сторону, назад,                      

                                - c demi-plie в I и V позициях вперед, в сторону, назад,

                                - c demi-plie во  II и Vс переходом с опорной ноги.

- Battements tendus jetes  - c demi-plie в I и V позиции вперед, в сторону, назад,

- Grand – plie  no I и V.позициям,

- Battements frappes  - носком в пол во всех направлениях,

                                   - на 45 во всех направлениях.

-  I, II, III port de brass, на середине,

- Малые и большие позы croise,  efface,  I, II, III arabesgues (носком в пол),

- Battements tendus plie-soutenus вперед, в сторону, назад,

- Battements fondues    - носком в пол во всех направлениях,

                                      - на 45 во всех направлениях.

- Battements releve lents на 45 во всех направлениях,

- Grand battements jetes  c I и Vпозиций во всех направлениях,

- Battements developpes (по усмотрению педагога),

- Pas de bourree simple  с переменой ног, в начале изучается лицом у станку).

3. Allegro:

- Прыжок Temps saute no I  II  V позициям,

- Прыжок Changement de pieds,

- Прыжок Pas echappe,

- Pas balance, на середине зала,

- Прыжок Pas assemble в сторону,

- Pas de basque, на середине зала.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Releve no I  II  Vпозициям,

- Pas echappe ( c I и V),

- Pas de bourree,

- мелкий бег.

                                              Третий год обучения.

                                 

                                                              3(7) класс

Основные задачи третьего года обучения:

- развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у станка и количества повторений,  развитие техники исполнения в более быстром темпе,усложнение координации за счет введения поз у станка, элементарного adagio.

В третьем классе начинаем изучение прыжков с приземлением на одну ногу и знакомим с техникой поворотов на двух ногах.

1. Экзерсис у станка:

- Battements tendus      - double ( с двойным опусканием пятки во II позицию),

- Battements tendus jetes      - balancoir,

- Rond de jamde par terre  en dehors et en dedans на demi-plie,

- Battements fondues    - на полупальцах (по усмотрению)

                          - c plie- releve на всей стопе.

- Battements frappes      - на полупальцах

- Вattements soutenus в сторону,вперед, назад носком в пол и на 45 на всей стопе,

- Petits battements sur le cou-de-pied, у станка,

- Подготовка к rond de jambe en l air ( изучение начинается со сгибания и разгибания ноги открытой в сторону на 45),

- Battements releve lents на 90, у станка,

- Battements developpes passé во всех направлениях,

- Grand battements jetes - pointe во всех направлениях,

- Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (с demi-plie).

2. Экзерсис на середине зала:

Упражнения исполняются en  face на всей стопе, с введением маленьких поз.

- Battements tendus - double по II позиции,

- Battements tendus jetes  - piques, на середине,

- Rond de jambe pas terre en dehors et en dedans, на середине,

- Battements fondues - носком в пол и на 45, - с plie-releve,

- Battements soutenus en face, носком в пол и на 45,

- Battements frappes носком в пол и на 45, et battements double frappes,

- Подготовка к движению rond de jambe en lair,

- Petits battements sur le cou-de-pied на середине,

- Battements releve lents et battements developpes en face и в позах croise, efface, на середине зала,

- I  II   III  arabesques,

- Battements developpes passe en face, на середине зала,

- Grand battements jetes et jetes pointes на середине зала,

- Port de brass - с наклоном корпуса в сторону,

                        - с наклоном и перегибом  корпуса, с ногой вытянутой на носок вперед,

- III port de brass   - с ногой вытянутой на носок вперед или назад на demi-plie,  

                              - с ногой вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой )

                                 без перехода   опорной ноги и с переходом,

- Temps lie par terre, на середине зала,

- Pas de burre simple en tournant (с переменой ног)  en dehors et en dedans на середине зала,

- Вращения на двух ногах в Vпозиции на полупальцах и на месте (с поворотом головы в зеркало),

- Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans c I  IV  V позиций.

3. Allegro:

- Temps  saute – с продвижением вперед, в сторону, назад,

- Прыжок Changements de pied,

- Прыжок Changements de pieds en tournant на ¼ и ½,

- Pas echappe  на II и  IVпозиции на  croise, en efface,

- Pas echappe  на II и  IV с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied вперед или назад,

- Pas assemble вперед, назад en face, позднее на   croise et efface и с продвижением,

- Прыжок Sissone simple en face,

- Прыжок Petits pas jetes en face,

- Прыжек Pas glissade (по усмотрению),

- Прыжок Pas chasse,

- Прыжок Sissone ferme en face.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Releve в позициях  croisee et efface, с ногой   sur le cou-de-pied и на 45,

- Pas echappe,

- Полуповороты в Vпозиции,

- Pas courus,

- Pas польки,

- Preparation для pirouette c Vпозиции.

 

                                                  Четвертый год обучения.

                                                                 4(7) класс

В четвертом классе закрепляется азбука классического танца.

Основные задачи этого года обучения:

- выработка навыков правильности и чистоты исполнения, закрепление устойчивости, развитие координации и выразительности, дальнейшее развитие силы и выносливости. Вводится экзерсис на полупальцах на середине зала, увеличиваем adaqio, начинаем изучение  pirouettes и заносок.

1. Экзерсис у станка:

- Battements tendus во  всех направлениях на всей стопе,

- Demi-rond et rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на demi-plie, у станка,

- Battements fondus - double  на всей стопе, – c plie-releve et rond de jambe нв 45,

- Battements frappes et battements double frappes, у станка,

- Pas tombe, у станка,

- Battements releve lents et battements developpes, у станка,

- Demi-rond de jambe et grand rond de jambe developpes en dehors et en dedans, у станка,

- III port de brass с ногой вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и с переходом,

- Поворот на двух ногах в Vпозиции на полупальцах с переменой ног,

- Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans  - работающая нога в положении sur le cou-de-pied, с подменой ноги,

- Preparation k pirouette sur le-cou-de-pied en dehors et en dedans cVпозиции

2. Экзерсис на середине зала:

- Demi-rond de jambe на 45 en dehors et en dedans на всей стопе,

- Battements fondues, на середине зала,

- Battements frappes et battements double frappe, на середине зала,

- Pas tombe, на середине зала,

- Demi Rond de jambe developpes  en dehors et en dedans en face, на середине зала (по усмотрению педагога),

- III port de brass- с ногой вытянутой на носок вперед или назад на demi-plie,  

                           - c ногой вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой)

                              без перехода с опорной и с переходом,

- Pas de burre simple en tournant (с переменой ног)  en dehors et en dedans,

- Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors et en dedans c  IV  V позиций,

- Pirouette en dehors et en dedans c   V позиции с окончанием в IV  V (1 оборот),

- IV иV port de  brass, на середине,

- Поза IV arabesque носком в пол,

- Temps lie, на середине зала,

- Grand battements jetes , на середине зала.

3. Allegro:

- Temps saute в V позиции с продвижением вперед, в сторону, назад,

- Changement de pied с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по ¼ и ½ оборота,

- Pas echappe на II и IVпозиции, en tournant по ¼, ½ оборота,

- Pas echappe с окончанием на одну ногу,

- Pas assemble с продвижением,

- Прыжок Pas glissade,

- Прыжок Pas jete,

- Прыжок Pas de chat,

- Temps leve с ногой в положении sur le cou-de-pied,

- Sissone ouverte pas developpe (по усмотрению педагога),

- Sissone tombe en face.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Pas de bourre по диагонали,

- Pas couru,

- Pas польки,

- Pas echappe en tournante на II позицию,

- Pas de bouree en tournant,

- Preparation для  pirouette c Vпозиции.

                                   Пятый год обучения.

                                            5(7) класс

В пятом классе продолжается повторение и закрепление материала; исполнение упражнений на середине, усложняется за счет новых движений, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений; выработка устойчивости; дальнейшее развитие силы и выносливости за счет убыстрения темпа и нагрузки в упражнениях. По возможности класса включаем эти движения в работу над  этюдами. Обратить внимание на пластичность и выразительность рук, так как большое внимание уделено технике ног, а также активности и точности координации при исполнении поз и туров.

1. Экзерсис у станка:

- Battements soutenus на 90 во всех направлениях на всей стопе,

- Вattements  frappe c releve на полупальцы,

- Petits battements sur le cou-de-pied c plie releve  на всей стопе,

- Rond de jambe en l air endehors et en dedans у станка,

- Battements releve lents et battements developes en face у станка,

- Demi et grand rond de jambe developpes у станка,

- Grand battements jetes passé par terre (через 1 позицию с окончанием на носок впереди или назад),

- Petits temps releve en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах (preparation k pirouette).

2. Экзерсис на середине:

- Battements tendus  en tournant en dehors et en dedans  по ¼ круга,

- Battements tendus jetes en tournant en dehors et en dedans по ¼ круга,

- Rond de jambe par terre en tournante по ½ круга,

- Battements fondues и  c plie-releve et demi- rond de jambe  на 45,

- Rond de jambe en l air en dehors et en dedans на середине зала,

- Battements soutenus на 90 на середине зала,

- Battements releve lents на середине зала,

- Battements developpes на середине зала,  

- Pas tombe на середине зала,

- Temps lie на середине зала,

- Grand battements jetes developpes  на средине зала,

- V port de brass на середине зала,

- Pirouette en dehors et en dedans c V  и  IVпозиции с окончанием в V и IV (1-2 оборота),

- Прыжок Pas glissade en tournante.

3. Allegro:

- Pas echappe с заноской из V,

- Pas echappe с окончанием на одну ногу,

- Pas changement-de-pied по ½ круга и с заноской,

- Прыжок Pas assamble et pas glissade,

- Sissone ouverte par developpe,

- Sissone fondues,

- Pas emboites на 45 с продвижением и на месте.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Pas echappe,

- Pas de bourres entournant,

- Pirouette c V en dehors et en dedans,

- Releve на одной ноге, другая sur le cou-de-pied и на 45 в продвижении,

- Pas assemble soutenu en tournant по ½ оборота.

Шестой год обучения.

6(7) класс

В шестом классе закрепляется исполнение упражнений  en tournant на середине, adagio усложняется за счет новых движений, освоение техники pirouette и заносок продолжается, по возможности класса включаем эти движения в работу над этюдами. Обратить внимание на пластичность и выразительность рук, так как большое внимание уделено технике ног, а также активности и точности координции  при исполнении поз и туров.

1. Экзерсис у станка:

- Battements soutenus на 90 на полупальцах,

- Battements double frappe c releve у станка,

- Petits battements на полупальцах,

- Rond de jambe en l air (на полупальцах,)

- Battements releve lents et battements developpes  - plie releve                                                      

                                                                                   - c plie releve et demi-rond de jambe,

- Grand battements jetes passé par terre (через I позицию,  с окончанием на носок

     вперед или назад).

2. Экзерсис на середине:

- Battements tendus et jetes en tournant по ½ круга,

- Rond de jambe par terre en tournant по ½ круга,

- Rond de jambe на 45 и на demi-plie,

- Battements fondues c plie – releve rond de jambe на 45,

- Battements soutenus на 90,

- Battements releve lents в  IV arabesque на всей стопе,

- Battements developes - в IV arabesque на всей стопе,

                                      -  c demi – plie,

- Demi et grand rond de jambe developpes на середине зала,

- VI port de brass,

- Pirouette en dehors et en dedans c V  II  IV (1-2 оборота).

3. Allegro:

- Прыжок Pas glissade en tournante,

- Прыжок Pas echappe cзаноской,

- Pas echappe с окончанием на одну ногу,

- Pas changement-de-pied по ½ круга и с заноской,

- Прыжок Pas assamble et pas glissade,

- Sissone fondues,

- Pas emboites на 45 с продвижением и на месте.

4. Экзерсис на полупальцах:

- Pas de bourres entournant,

- Pirouette cV en dehors et en dedans,

- Releve на одной ноге, другая 45 и в продвижении,

- Pas echappe.

Седьмой год обучения.

7(7) класс

В седьмом классе закрепляется весь программный материал. Продолжается работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движений. В задачи обучения входят: подготовка к турам в позах, ознакомление с техникой изучения pirouettes с различных приемов на месте и по диагонали, ознакомление с большими прыжками.

1. Экзерсис у станка:

- все ранее изученные упражения у станка,

- Battements developpes tombe  у станка,

- Battements soutenus на 90 на полупальцах,

- Battements double frappe c releve у станка,

- Petits battements на полупальцах,

- поворот  fouette с ногой на 45,

- Rond de jambe en l air на полупальцах,

- battements releve lents et battements developes  - на полупальцах

                                                                    - c plie-releve

                                                                    - c plie-releve et demi-rond de jambe,

- Tour en dehors et en dedans с ногой вытянутой вперед и назад на 45 (90),

- Tour fouette на 45,

- Grand battements jetes у станка.

2. Экзерсис на середине:

- Повторение ранее изученного,

- Battements tendus et jetes en tournant по ½ круга,

- Battements soutenus на 90,

- Battements fondues en tournante en dehors et en dedans по ¼ круга,

- Battements releve lents в IV arabesgue  на всей стопе,

- Battements developpes   -в IV arabesgue  на всей стопе,

- Battements developpes toumbe на середине зала,

- Demi et grand rond de jambe developpes на середине зала,

- Fouette en dehors на середине зала,

- Preparation et tours из IV  и II  в attitude, arabesque,

- Pas de burre en tournante на середине зала,

- Pirouete по диагонали.

- Tour chaines,

- VI port de brass,

- Pas glissade en tournante.

3. Allegro:

- Прыжок Pas assamble,

- Прыжок Pas jete ferme,

- Pas faitti,

- Sissone fondues,

- Sissone ouverte с продвижением,

- Rond de jambe en l air sauté (факультативно),

- Grand pas jete в позу attitude croissee, в III  или I arabesque,

- Pas echappe с заноской,

- Pas echappe с окончанием на одну ногу.

- Pas changement-de-pied по ½ круга и с заноской,

- Прыжок Pas assamble et pas glissade,

- Pas emboites на 45 с продвижением.

4. Экзерсис на пальцах:

- Pas de bourres    и   entournant,

- Pirouette c V en dehors et en dedans,

- Releve,

- Pas eshappe,

- Pas jete,

- Pas glissade  et Pas assamble,

- Sissone simple,

- Toure chaines,

- Toure pique,

- Комбинации движений.

                     III. Требования к уровню подготовки учащихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета и предполагает формирование комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знание правил при выполнении упражнений;

- умение сознательно управлять своим телом;

- умение распределять движения во времени и в пространстве;

- владение комплексом упражнений по классическому танцу;

- навыки координации движений.

- знания профессиональной терминологии;

-умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

 - умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; - умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

- навыков музыкально-пластического интонирования;

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

                                                                                             Таблица 10  

Вид контроля

Цели

Формы

Текущий контроль успеваемости

Поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения текущего учебного материала

Просмотр

Промежуточная аттестация обучающихся

Определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

Просмотр

Итоговая аттестация обучающихся

Определение уровня и качества освоения программы учебного предмета

Выпускной экзамен

   

Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных оценок.

Просмотры направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся. Преподаватель может сам назначать и проводить просмотры в течение четверти в зависимости от успеваемости учеников, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации учеников к учебному процессу.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме просмотров в присутствии комиссии и предполагает обязательное методическое обсуждение рекомендательного характера. Просмотры проводятся в 1-6 классах в форме исполнения программы в декабре и мае за пределами аудиторных занятий. Просмотр в 7 класс проводится в декабре. Результаты промежуточной аттестации учитываются при выставлении четвертных, годовых и итоговой оценок.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в мае за пределами аудиторных занятий в форме экзамена. Выпускной экзамен проводится в виде исполнения программы в присутствии комиссии.

        

Критерии оценки

                     Таблица 11

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т. д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнения программы учебного предмета

Оценки выставляются по пятибалльной шкале.        Оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся могут быть дополнены «+» и «-».

V. Методическое обеспечение учебного процесса

                             Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учениками, но также во многом обусловлена их индивидуальностями, а также сложившимися в процессе занятий отношениями учеников и педагога.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть основан на выполнении известных правил: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Содержание процесса обучения на уроках классического танца, в соответствии с основополагающими принципами педагогической науки, должно иметь воспитательный характер и базироваться на дидактических принципах сознательности и активности, систематичности и последовательности прочного освоения основ изучаемого предмета.

Одна из основных задач классического танца, как предмета - развитие двигательного аппарата в сочетании с формированием моральных и волевых качеств личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты реакции, смелости, творческой инициативы, координации и выразительности.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из физических возможностей ребенка. Необходимым условием для успешного обучения на уроках классического танца является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки корпуса, рук, ног и головы.

Преподаватель на занятиях с учеником помогает учащимся увидеть образ движения. Ученик впитывает, как губка, все впечатления от действий педагога, поэтому все поведение педагога на уроке должно строиться, как положительный образец правильного отношения к общему делу, а показ должен быть точным, подробным и качественным. Показом надо пользоваться умело, то есть не злоупотреблять им в тех случаях, когда в нем нет необходимости. Нет смысла показывать движение, которое хорошо известно; это снижает интерес к занятиям и ничего не дает для развития памяти учеников.

Техника исполнения является необходимым средством для выполнения любого упражнения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место занимает работа над координацией движений, поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать ловкость, как одно из наиболее важных двигательных качеств, необходимых на уроках классического танца. Без ловкости нельзя усвоить ни одно упражнение. Она позволяет избежать травм при выполнении сложных движений, что требует умения распределять внимание.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа, поэтому, готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его направленность.

Важным методом правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение учащихся. При выполнении движений у станка надо расставить учеников так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении движений на середине зала лучше размещать детей в шахматном порядке, чтобы преподаватель мог лучше видеть их, причем через 2-3 урока следует менять линии.

Прохождение программы должно опираться на следующие принципы:

постепенность в развитии данных,

последовательность в овладении лексикой, техническими приемами,

систематичность и регулярность занятий,

целенаправленность учебного процесса.

Программа лишь намечает тот объем материала, который может быть использован педагогом с учетом состава класса, физических данных и возможностей учащихся.

Изучение факультативных движений основывается только на индивидуальных особенностях учащихся.

 По своему усмотрению педагог может перенести изучение в следующий класс или исключить те движения основной программы, прохождение которых окажется недоступным данному классу, в связи с ограниченностью возможностей учащихся. Возможны также некоторые изменения порядка прохождения материала. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой группе учащихся

           

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Для самоконтроля за упражнениями необходимо проводить занятия перед зеркалом. Однако занятия перед зеркалом следует чередовать с занятиями без зеркала, чтобы учащиеся учились контролировать свои движения лишь с помощью мышечного чувства.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца

используется прием выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), просмотр видеоматериала.

                           VI. Список учебной и методической литературы

                                         

  1. Н.Базарова. В. Мей «Азбука классического танца» М.-Л. 1964.
  2. Н.П. Базарова «Классический танец» Л. 1975.
  3. А.Ваганова «Основы классического танца» Л. – М. 1963.
  4. Н. Тарасов «Классический танец» М. 1971.
  5. В. Костровицкая, А.Писарев «Школа классического танца» Л. 1968.
  6. Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. Учите детей танцевать. Москва 2003
  7. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986