Рабочая программа по предмету ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ "Мелодинка"
Предварительный просмотр:
МБУК УГДК «Дружба»
«Утверждаю»________Н.В.Почечуева
Начальник отдела культуры
администрации г. Уварово
Рабочая программа
кружка
Студия сольного эстрадного вокала
Разработчик программы:
Наталия Анатольевна Ляпина
ведущий методист
МБУК УГДК «Дружба»
Уварово 2016
1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Мелоднка»
составлена на основе Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (художественные кружки) под общей редакцией В.И.Лейбсона. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу (указывается, если в программу внесены соответствующие изменения).
Актуальность Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Цель. Главная цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства; практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Программа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными
певческими навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
Развивающие:
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
- развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие.
Воспитательные:
- воспитание навыков организации работы во внеурочное время;
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Основными методами работы с детьми на занятиях является:
- Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
2. Словесный метод: беседа; рассказ; обсуждение; сообщение задач.
- Метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде.
- Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
Основными формами работы с детьми на занятиях является:
- учебное индивидуальное занятие;
-концертная деятельность в ДК
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей.
В основе программы студии лежат следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей 6-17 лет
учащиеся разделяются на группы в зависимости от возраста младшая 6-11 лет – детские голоса, средняя 12-14 лет - формирующиеся голоса, старшая 15-17 лет - сформировавшиеся голоса.
Общее количество часов – 102 часа:
Периодичность проведения занятий – один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Вид организации учебно-воспитательного процесса: индивидуальная.
Форма организации образовательной деятельности – кружок .
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов/тем | Количество часов Младшая группа | Количество часов Средняя группа | Количество часов Старшая группа | ||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | - | |
Вокальная работа. | 20 | 2 | 18 | 18 | 2 | 16 | 18 | 2 | 16 | |
Творчество и импровизация. | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 1 | 3 | |
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. | 4 | - | 4 | 5 | 1 | 4 | 4 | - | 4 | |
Концертно – исполнительская деятельность. | 3 | - | 3 | 4 | - | 4 | 4 | - | 4 | |
Итого | 34 | 7 | 27 | 34 | 7 | 27 | 34 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Младшая группа (6-11 лет)
№ | Название раздела, содержание | Количество часов младшая группа | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Знакомство с планами работы на учебный год. | 1 | 1 | - | |
Вокальная работа. Теория (2ч.) Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки. Практика (18 ч.). Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание».Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости дикции. | 20 | 2 | 18 | |
Творчество и импровизация. Теория (1ч.) Особенности исполнения современных песен. Практика (1ч.) Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи настроения и замысла композитора. | 2 | 1 | 1 | |
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Теория (3ч.) Знакомство с различными вокальными школами. История развития вокального искусства. Практика (1ч.) Вокальные упражнения. | 4 | 3 | 1 | |
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Практика (4ч.) упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню. | 4 | - | 4 | |
Концертно – исполнительская деятельность. Практика (3 ч.) Выступление на праздниках , концертах, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном, | 3 | - | 3 | |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Средняя группа (12-14 лет)
№ | Название раздела, содержание | Количество часов средняя группа | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Вокальная работа. Теория (2ч.) Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний. Практика(16ч.) Певческая установка. Дыхание. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической линией и над художественным образом песни. | 18 | 2 | 16 |
3. | Творчество и импровизация. Теория (1ч.) Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении. Практика (1ч.) Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Работа над художественным образом песни. | 2 | 1 | 1 |
4. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Теория (2ч.) Беседа о необходимости знать творчество других народов (Коми, Украины, Белорусси и др.). Практика (2ч.) Разучивание произведений народов Коми, Украины, Белоруссии. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен. | 4 | 2 | 2 |
5. | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Теория (1ч.) Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Практика (4ч.) Разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. | 5 | 1 | 4 |
6. | Концертно – исполнительская деятельность. Практика (4ч.) Выступление на праздниках , концертах. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор интерпретации исполнения песни . | 4 | - | 4 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Старшая группа (15-17 лет)
№ | Название раздела, содержание | Количество часов старшая группа | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2. | Вокальная работа. Теория (2ч.). Беседы о необходимости укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального певческого развития. Практика(16ч.) . Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции, дикции. упражнения на правильное формирование грудных и головных звуков, дикционные упражнения на формирование грудного головного звучания. Плавный переход от одного вида звукообразования к другому. Формирование умения комбинировать головное и грудное звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром. | 18 | 2 | 16 |
3. | Творчество и импровизация. Теория (1ч.) Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Практика (2ч.) Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом. | 3 | 1 | 2 |
4. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Теория (1ч.) Знакомство с творчеством современных композиторов. Практика (3ч.) Манера исполнения. Выработка индивидуальной манеры исполнения. работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.Слушание в записи произведений композиторов. Умение видеть развитие музыкальной мысли в произведении. Определение средств выразительности, используемых композитором. | 4 | 1 | 3 |
5. | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Практика (4ч.) Упражнения для отработки навыков сценического мастерства; сценическая хореография и пластика. Становление индивидуального сценического образа. Работа над имиджем. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. | 4 | - | 4 |
6. | Концертно – исполнительская деятельность. Практика (4ч.) Активное участие в жизни гимназии, города. Выступление на праздниках , концертах, фестивалях. В конце учебного года показательное выступление (отчетный концерт), демонстрация приобретенных навыков и умений. Владение сценической хореографией, эстетика внешнего вида и этика поведения во время выступлений. | 4 | - | 4 |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младшая группа (6-11 лет)
№ п.п. | Раздел, тема занятия | Количество часов | Корректировка |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Знакомство с голосовым аппаратом. Распевки. | 1 | |
3. | Певческая установка. Дыхание. | 1 | |
4. | Детские песни. Использование певческих навыков. | 1 | |
5 | Певческая установка. Артикуляция. | 1 | |
6. | Распевки. Деский фольклор. Певческие навыки. | 1 | |
7. | Музыкальная фраза. | 1 | |
8. | Фразировка, манера исполнения | 1 | |
9. | Элементы движения под музыку, раскрепощение певца. | 1 | |
10. | Певческая позиция. Формы и жанры вокальной музыки. | 1 | |
11. | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения. | 1 | |
12. | Художественый образ песни. Использование певческих навыков. | 1 | |
13. | Дыхание, артикуляция. Работа над свободным исполнением. | 1 | |
14. | Музыкальные игры, | 1 | |
15. | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 1 | |
16. | Участие в новогоднем спектакле. | 1 | |
17. | Распевки. Певческая установка. | 1 | |
18. | Дыхание,фразировка.Хороводные песни. | 1 | |
19. | Движения под музыку, игры. | 1 | |
20. | Певческая позиция. Артикуляция. | 1 | |
21. | Использование певческих навыков. Художественный образ песни. | 1 | |
22. | Распевки. Отработка точности штрихов. | 1 | |
23. | Сценическое движение в песне. | 1 | |
24. | Певческая позиция, артикуляция. | 1 | |
25. | Подготовка к Отчётному концерту. | 1 | |
26. | Участие в Отчётном концерте. | 1 | |
27. | Музыкальная игра – импровизация. | 1 | |
28. | Песни детских кинофильмов. Использование певческих навыков. | 1 | |
29. | Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. | 1 | |
30. | Певческая позиция – музыкальная прогулка. | 1 | |
31. | Вокальные навыки – хочу увидеть музыку. | 1 | |
32. | Интонационные упражнения. Фразировка и дыхание. | 1 | |
33. | Музыкально-выразительные средства в создании образа. | 1 | |
34. | Детские песни из мультфильмов. Движение под музыку | 1 |
Средняя группа (12-14 лет)
№ п.п. | Раздел, тема занятия | Количество часов | Корректировка |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Певческая позиция. От распевки к песне. | 1 | |
3. | Владение голосовым аппаратом, динамические оттенки. | 1 | |
4. | Интонационные упражнения. Использование певческих навыков. | 1 | |
5. | Мелодия – чистота интонации, фразировка. | 1 | |
6. | Артикуляция. Манера исполнения. | 1 | |
7. | Интонирование и движения под музыку. | 1 | |
8. | Певческая установка. Тембр – краски голоса. | 1 | |
9. | Владение голосовым аппаратом – диапазон. | 1 | |
10. | Интонационные упражнения. Дыхание. Типы дыхания. | 1 | |
11. | Сценическая культура, работа над сценическим движением. | 1 | |
12. | Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения разнохарактерных песен. | 1 | |
13. | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
14. | Художественный образ в песне. Средства выразительности. | 1 | |
15. | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 1 | |
16. | Участие в новогоднем спектакле. | 1 | |
17. | Произведения различных жанров. Певческая позиция. | 1 | |
18. | Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков. | 1 | |
19. | Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием. | 1 | |
20. | Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра. | 1 | |
21. | Сценическая культура Элементы ритмики. | 1 | |
22. | Интонационная работа над артикуляцией. | 1 | |
23. | Певческая установка. Дыхание. | 1 | |
24. | Импровизация – музыкальная игра. | 1 | |
25. | Работа над сценическим движением в песне. Репетиция на сцене | 1 | |
26. | Участие в Отчётном концерте. | 1 | |
27. | Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни. | 1 | |
28. | Интонационные упражнения на разные типы дыхания. | 1 | |
29. | Использование певческих навыков в произведениях разных жанров. | 1 | |
30. | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
31. | Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка. | 1 | |
32. | Игра-импровизация. | 1 | |
33. | Интонационные упражнения. | 1 | |
34. | Движение под музыку. Сценическая культура. | 1 |
Старшая группа (15-17 лет)
№ п.п. | Раздел, тема занятия | Количество часов | Корректировка |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях. | 1 | |
3. | Артикуляция. Манера исполнения. | 1 | |
4. | Интонирование и движения под музыку. | 1 | |
5. | Использование певческих навыков в произведениях разных жанров. | 1 | |
6. | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
7. | Импровизация – игра. Раскрепощение исполнителя. | 1 | |
8. | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
9. | Художественный образ в песне. Средства выразительности. | 1 | |
10. | Знакомство с произведениями разных жанров. | 1 | |
11. | Интонационная работа над артикуляцией. | 1 | |
12. | Певческая установка. Дыхание. | 1 | |
13. | Сценическая культура, работа над сценическим движением. | 1 | |
14. | Игра-импровизация. | 1 | |
15. | Подготовка к новогоднему мероприятию. | 1 | |
16. | Участие в новогоднем мероприятии. | 1 | |
17. | Произведения различных жанров. Певческая позиция. | 1 | |
18. | Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков. | 1 | |
19. | Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием. | 1 | |
20. | Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра. | 1 | |
21. | Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни. | 1 | |
22. | Интонационные упражнения на разные типы дыхания. | 1 | |
23. | Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка. | 1 | |
24. | Певческая установка. Тембр – краски голоса. Выразительные особенности. | 1 | |
25. | Владение голосовым аппаратом – диапазон. | 1 | |
26. | Участие в Отчётном концерте. | 1 | |
27. | Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. | 1 | |
28. | Художественный образ в песне. Средства выразительности. | 1 | |
29. | Манера исполнения. Артикуляция. | 1 | |
30. | Интонирование и движения под музыку. | 1 | |
34. | Вокальная работа – чистота интонации, фразировка. | 1 | |
32. | Певческая позиция – музыкальная прогулка. | 1 | |
33. | Интонационные упражнения. Использование певческих навыков. Художественный образ песни. | 1 | |
34. | Движение под музыку. Сценическая культура. | 1 |
5.ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательные результаты
В процессе обучение по данной программе развиваются музыкальность, эстетический вкус, музыкальная культура учащихся, эмоциональная отзывчивость на песни разного характера, умение петь в ансамбле с музыкальным сопровождением и а capella.
Результатом обучения является формирование художественного вкуса, расширение и обогащение музыкального кругозора учащихся, что способствует повышению культурного уровня.
В течение учебного года во внеурочное время производятся: концерты, мероприятия для учащихся и родителей: а также участие в Отчётном концерте, школьных конкурсах, фестивалях.
К концу года обучающиеся младшей группы (6-11 лет) знают:
- физиологические особенности голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- основные жанры песенного искусства;
- некоторые основы нотной грамоты.
Понимают:
- по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох,
начало звукоизвлечения и его окончание);
- место дикции в исполнительской деятельности.
Умеют:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
В средней группе (12-14 лет) продолжается закрепление навыков и умений, подбирается новый, более усложненный репертуар, позволяющий реализовать скрытые резервы обучаемого. В средней группе начинается подготовительная разработка имиджа, которая позволяет ребятам, подготовится к более профессиональному исполнительскому мастерству в старшей группе. Большое внимание уделяется репертуару, подбираемому самими учащимися, что помогает им определиться на заключительном этапе становления имиджа в старшей группе.
К концу о года обучающиеся знают:
- жанры вокальной музыки;
- певческую установку;
- типы дыхания;
- особенности средств музыкальной выразительности
(темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).
Понимают:
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения
и его окончание);
- произведения различных жанров;
- элементарные представления о работе резонаторов, выработку ощущения
округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.
Умеют:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
В старшей группе(15-17 лет) происходит рождение учащегося как грамотного вокалиста - исполнителя, который уже сам подбирает себе репертуар, сам ставит цели и задачи при работе над песней, сам исправляет свои ошибки. Все это происходит совместно с руководителем, который отслеживая и умело направляя воспитанника, старается не вмешиваться в становление воспитанника грамотным вокалистом-исполнителем. Педагог старается не только научить детей пению, но и заинтересовать в нем, подтолкнуть к дальнейшему самосовершенствованию.
К концу года обучающиеся знают:
- стилистические особенности произведений;
- физиологические особенности голосового аппарата;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
Понимают:
- технику вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыки четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- художественную выразительности исполнения, работу над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительностью).
Умеют:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- работать с профессиональной фонограммой «м"п-нус»,
-самостоятельно работать с иностранным текстом произведения,
- правильно применять микрофон.
Владеют:
-навыками исполнения произведений, с сопровождением, без сопровождения, под фонограмму;
-основами пения (петь чисто, плавно, светло без напряжения; соблюдать певческую установку, правильно пользоваться певческим дыханием, отчётливо произносить слова в пении);
- музыкальным слухом и чувством ритма;
- навыком эмоционального выражения.
Формы подведения итогов реализации программы. Диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой, самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене, формирование эстетического вкуса.
Подведение итогов реализации программы проводится путём организации выступлений различного уровня.
5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Вокальная работа. | Беседа. Объяснение. Показ. | Фонопедические, ритмические, дикционные упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение. | Заключительный контроль в конце занятия |
2. | Игра и движения под музыку | Музицирование, показ, пение, | Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен. Музыкальное сопровождение | Текущий контроль и самоконтроль |
3. | Концертная деятельность | Участие в концертах | Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение | Итоговый контроль |
4. | Импровизация | Игра – импровизация | Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз | Текущий контроль и самоконтроль |
5. | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | Показ, анализирование | Аудио и видеозаписи выступлений | Текущий контроль и самоконтроль |
6.ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы используется следующее материальное обеспечение (необходимое оборудование и технические средства обучения (ТСО):
- учебно-практического оборудования: фортепиано, , CD / DVD дисков; звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр).
- технических средств обучения: мультимедийный компьютер со звуковой картой и пакетом прикладных программ, мультимедиа проектор, экран или телевизор с универсальной подставкой, CD / DVD– проигрыватели, слайд-проектор;
- экранно-звуковых пособий: видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, видеофильмы с записью мюзиклов или фрагментов из них, выступлений хоров, слайды с нотным и поэтическим текстом.
Техническое оснащение занятий осуществляется с использованием музыкального центра, фортепиано с целью музыкального сопровождения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
- Закон РФ «Об образовании». – М.2000
- Конвенция ООН «О правах ребенка».- М.1989
- Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
- Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, после
довательность ведения упражнений» Краснодар, 2000.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-П, 1997 г
- «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
- Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
- Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
- Алиев Ю. Б. «Настольная книга учителя музыки» Москва 2002 год.
- Емельянов В. В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург 2000 год.
- Плужников К. «Механика пения» Санкт-Петербург 2004 год.
для обучающихся
1. Печатный раздаточный материал.