Методические разработки к образовательной программе по черлидингу
Данная образовательная программа, по направлению Черлидинг ,разработана мной с расчетом на разные года обучения, начиная с первого, в дополнительном образовании детей ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherliding-programma.docx | 95.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 151 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«УТВЕРЖДАЮ» «РАССМОТРЕНА»
Директор ГБОУ средней школы № 151 на заседании МО педагогов ОДОД
__________ Н.Н.Ульянова протокол № 1 от 29.08.2017 г.
Руководитель ОДОД
__________ Т.М.Ухлова
Приказ № 54 от 31.08.2017 г.
«ПРИНЯТА» на заседании
Педсовета
протокол № 1 от 31.08.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Черлидинг»
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик -
Чернова Марина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
- Пояснительная записка
Программа «Черлидинг» имеет физкультурно-спортивную направленность и способствует мотивации учащихся к занятиям физической культуры и спорту, популяризации спортивных игр, привитие нравственно- эстетического воспитания.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность
В современном мире важнейшим моментом является то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Развитие технического прогресса и тотальная компьютеризация заставляют молодых людей часами просиживать перед мониторами и телевизорами. Дети забывают о радости движения. У них неожиданно появляются новые заболевания. Они не знают «вкуса» спортивных побед. Основные причины этого явления — неудовлетворительная физическая подготовка, боязнь показать свою слабость и несостоятельность перед сверстниками, неинтересные и неэмоциональные занятия. Чтобы повысить интерес к физическим упражнениям, необходимо найти путь решения этого вопроса. Одним из эффективных средств реализации этого вопроса является молодой для нашей страны вид спорта - «черлидинг».
Занятия черлидингом способствуют развитию таких важных качеств личности ребенка, как: внимательность, точность, настойчивость, память, логическое мышление, инициативность, воображение, самостоятельность, коллективизм, сплоченность, дисциплинированность. В ходе занятий подростки приобретают двигательные навыки, развивают основные физические качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость, равновесие. Простейшие элементы, на уровне общеразвивающих и строевых упражнений, соединенные несложными прыжками и подскоками, выполняемые под музыкальное сопровождение, вызывают у детей массу положительных эмоций. Черлидинг закаляет подростка как морально-психологически, так и физически, одновременно развивает в ребенке чувства «лидерства» и «коллективизма».
Черлидинг является одним из средств физического воспитания, который направлен на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека. Кроме того, что Черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.
Данная программа позволяет учащимся комплексно и целенаправленно применять гигиенические факторы и естественные силы природы в оздоровительных целях при занятиях черлидингом. Особое значение в программе имеет художественное движение под музыку. Ведь музыка – уникальная, совершенная «информационная система», хранящая звучащий образ мира. Дети приобретают хорошую физическую форму, укрепляют здоровье, развивают грацию, пластику, формируют правильную осанку и походку. У подростков развивается координация движений, суставная подвижность, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Воспитывается музыкальность и чувство ритма, чувство красоты.
Адресат программы
Особенности программы заключается в синтезе спорта и эстрадного танца, расширении границ эстрадного танца, введением как составной части нового направления Черлидинга. Для начальных занятий Черлидингом не требуются специальные физические данные, поэтому в команды младшей возрастной категории принимаются все желающие в возрасте от 12 лет, допущенные по медицинским показателям к занятиям спортом. Спортсмены - черлидеры делятся на команды по возрастному признаку: дети, юниоры и взрослые.
Программа рассчитана на детей с 12 до 16 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий физической культурой и спортом.
Группы первого года обучения называются – юниоры, второй и третий года обучения считаются уже взрослыми. Набор детей в объединения проходит на основе индивидуального собеседования, а также по рекомендации классных руководителей. Обязательным условием приема является врачебный допуск. В группу зачисляются дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной группам здоровья. На втором и третьем годах обучения посещать занятия могут дети, как обучавшиеся первый год, так и вновь пришедшие, владеющие навыками черлидинга.
Цель программы: формирование физической культуры личности ребенка, развитие творческих способностей средствами черлидинга.
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать знания об истории развития черлидинга и связи с другими видами искусства и спорта;
- сформировать двигательные умения и навыки, необходимые для занятий черлидингом;
- обучить разнообразным танцевальным комбинациям в черлидинге;
развивающие:
- развить потребность в занятиях спортом;
- развить основные двигательные качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость, мышечную силу, гибкость;
- развить чувство формы, ритма, восприятия пространства;
воспитательные:
- способствовать воспитанию потребности ребенка к заботе о собственном здоровье и здоровью окружающих как к ценности;
- способствовать воспитанию у учащихся творческое отношение к занятиям, аккуратность, чувство коллективизма;
- способствовать воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, способности к мобилизации усилий и эмоциональной устойчивости.
Условия реализации программы
Возраст учащихся - 12-16 лет. Срок реализации 3 года: первый год обучения –
144 часов (2 раза по 2 часа в неделю).
Второй и третий года обучения – 216 часов (3 раза по 2 часа в неделю).
Списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 12 человек.
3 год обучения – 10 человек.
Материально – техническое обеспечение:
- спортивный и хореографический залы;
- раздевалка (для девочек и для мальчиков);
- батут – 1шт.;
- Музыкальная аппаратура;
- Гимнастические маты и коврики;
- сценические костюмы для концертной деятельности (3-5 комплектов);
- специальная форма одежды и обувь (купальники, спортивное трико, танцевальная обувь);
- помпоны.
Планируемые результаты:
личностные
- установка на здоровый образ жизни;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- знание основных моральных норм на занятиях черлидингом и ориентации на их выполнение;
- уважительно относиться друг к другу;
- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- воспринимать советы и предложения, а также оценку учителя, товарищей, во время показательных выступлений;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений и танцевальных связок;
- развивать организаторские навыки для проведения занятий в качестве помощника преподавателя;
- выработать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время.
познавательные УУД:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «черлидинг»;
- раскрывать понятия и термины, связанные с черлидингом;
- ориентироваться в видах программ черлидинга, танцевальных жанрах, акробатических упражнениях;
- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни и черлидинге.
коммуникативные УУД:
- проявлять волевые и нравственные качества лидера;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе в команде;
- контролировать действия партнѐра в команде;
- проявлять инициативность, самостоятельность и дисциплинированность в ходе занятий, на соревнованиях и выступлениях.
Предметные результаты
- сформировать первоначальных представлений о значении направления «черлидинг» для укрепления здоровья человека;
- уметь создавать новые связки совместно с командой;
- сформировать умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
- сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.
Учебный план
Учебный план первого года
Форма контроля | Количество часов | Наименование темы | № п/п | ||
практика | теория | всего | |||
вводный | - | 2 | 2 | Вводное занятие. | 1 |
сдача нормативов | 20 | 4 | 24 | Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | 2 |
текущий | 16 | - | 16 | Партерная гимнастика | 3 |
текущий | 26 | 4 | 30 | Основы акробатики | 4 |
сдача нормативов | 26 | 4 | 30 | Основы черлидинга (Чир-данс;Чир) | 5 |
текущий | 28 | 2 | 30 | Постановочная работа | 6 |
текущий | 8 | 2 | 10 | Репетицонная работа | 7 |
отчетный концерт | 2 | - | 2 | Итоговое занятие | 8 |
126 | 18 | 144 | Всего: |
Учебный план второго года
Форма контроля | Количество часов | Наименование темы | № п/п | ||
практика | теория | всего | |||
вводный | - | 2 | 2 | Вводный | 1 |
сдача нормативов | 33 | 3 | 36 | Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | 2 |
сдача нормативов | 33 | 3 | 36 | Акробатика | 3 |
сдача нормативов | 52 | 6 | 58 | Программа Чир | 4 |
текущий | 54 | 4 | 58 | Программа Данс | 5 |
текущий | 12 | - | 12 | Постановочная работа | 6 |
текущий | 12 | - | 12 | Репетиционная работа | 7 |
отчетный концерт | 2 | - | 2 | Итоговое занятие | 8 |
198 | 18 | 216 | всего: |
Учебный план третьего года
Форма контроля | Количество часов | Наименование темы | № п/п | ||
практика | теория | всего | |||
вводный | - | 2 | 2 | Вводный | 1 |
сдача нормативов | 33 | 3 | 36 | Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | 2 |
сдача нормативов | 33 | 3 | 36 | Акробатика | 3 |
сдача нормативов | 52 | 6 | 58 | Программа Чир | 4 |
текущий | 54 | 4 | 58 | Программа Данс | 5 |
текущий | 12 | - | 12 | Постановочная работа | 6 |
текущий | 12 | - | 12 | Репетиционная работа | 7 |
отчетный концерт | 2 | - | 2 | Итоговое занятие | 8 |
198 | 18 | 216 | Всего: |
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09. | 25.05. | 36 | 144 | 2раза в неделю по 2 часа |
2 год | 01.09 | 25.05. | 36 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа |
3год | 01.09 | 25.05 | 36 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа |
Рабочая программа
Задачи программы:
обучающие:
- сформировать знания об истории развития черлидинга и связи с другими видами искусства и спорта;
- сформировать двигательные умения и навыки, необходимые для занятий черлидингом;
- обучить разнообразным танцевальным комбинациям в черлидинге;
развивающие:
- развить потребность в занятиях спортом;
- развить основные двигательные качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость, мышечную силу, гибкость;
- развить чувство формы, ритма, восприятия пространства;
воспитательные:
- способствовать воспитанию потребности ребенка к заботе о собственном здоровье и здоровью окружающих как к ценности;
- способствовать воспитанию у учащихся творческое отношение к занятиям, аккуратность, чувство коллективизма;
- способствовать воспитанию морально-волевых качеств: смелости, решительности, самостоятельности, способности к мобилизации усилий и эмоциональной устойчивости.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
- историю развития черлидинга;
- ритмические упражнения для мышц тела и общего воздействия;
- основы музыкально-двигательных выразительных средств;
- выразительные средства классического танца;
- основные составляющие ОФП и СФП;
- основные движения черлидинга, элементы рисунка танца;
- отличительные черты систем массовой аэробики;
УМЕТЬ:
- выполнять комплекс упражнений партерной гимнастики;
- выполнять комплекс упражнения ритмики;
- выполнять элементы классического танца и упражнения у станка;
- выполнять упражнения ОФП и СФП;
- выполнять интенсивные динамические упражнения черлидеров;
- владеть простейшей техникой саморегуляции.
- научатся работать в творческом коллективе.
К концу 2 года обучения, учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
- историю создания костюмов для выступлений;
- упражнения классического экзерсиса на середине зала;
- технику исполнения упражнений: ритмики и партерной гимнастики;
- элементы народного танца (русского, украинского, белорусского);
- методику тренажа для эстрадно-спортивного танца;
- черлидинг, технику построения горок;
- «золотые правила» поддержки;
- схемы движений в пространстве сцены, построение музыкальных эпизодов, составление композиционных планов;
- технику саморегуляции;
- бережно относится к собственному здоровья и здоровью окружающих.
УМЕТЬ:
♦ сочинять музыкальные комбинации и этюды на середине зала;
- четко и технически грамотно выполнять упражнения: ритмики и эстрадно-спортивного танца;
- знать основные движения русского, украинского и белорусского танцев;
- знать и четко выполнять упражнения СФП и ОФП;
- строиться в усложненные станты и пирамиды;
- выполнять весь диапазон кричалок;
- разрабатывать схему построения музыкальных эпизодов, составлять композиционный план танца, конструировать движение танца, сочинять эпизоды танца;
К концу 3 года обучения, учащиеся будут:
ЗНАТЬ:
- полный объем разминочных упражнений;
- полный объем движений русского, украинского, белорусского, татарского, цыганского танцев необходимых для постановки эстрадно-спортивных танцев;
- технику исполнения прыжков, акробатики от простого к сложному;
- технику построения сложных пирамид;
- отличительные особенности джаза, франка, брейка, рока и Черлидинга;
- драматургию танца и его ритмическую окраску.
УМЕТЬ:
- четко и технически грамотно исполнять ритмические упражнения;
- исполнять движения украинского, белорусского, татарского, цыганского;
- выполнять элементы сложной акробатики, прыжки;
- владеть техникой исполнения кричалок широкого диапазона;
- выявлять драматургию танца;
- самостоятельно осуществлять постановку эпизодов танца;
- составлять композиции эпизодов танца по заданию и по собственному замыслу;
Календарно-тематическое планирование первого года обучения
Краткое содержание занятий | Количество часов | Дата проведения занятий | № | ||
всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Правила ОТ и гигиенических правил Знакомство с группой. | 2 | 2 | - | 1 | |
Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | |||||
Понятия Офп / Сфп, Профилактика травматизма Общеразвивающие упражнения | 2 | 1 | 1 | 2 | |
Общеразвивающие упражнения. Комплекс упражнений (КУ) | 2 | - | 2 | 3 | |
Профилактика травматизма; КУ на развитие координации движений | 2 | 0,5 | 1.5 | 4 | |
КУ на развитие координации движений | 2 | - | 2 | 5 | |
ТБ при выполнении упражнений; Упражнения на развитие выносливости | 2 | 0,5 | 1,5 | 6 | |
Комплекс упражнений на выносливость | 2 | - | 2 | 7 | |
Профилактика травматизма; КУ на развитие силы мышц | 2 | 0,5 | 1,5 | 8 | |
изучение техники выполнения упражнений ;развитие и укрепление всех групп мышц | 2 | 1 | 1 | 9 | |
развитие и укрепление всех групп мышц | 2 | - | 2 | 10 | |
развитие и укрепление всех групп мышц | 2 | - | 2 | 11 | |
Профилактика травматизма; развитие координации движений | 2 | 0,5 | 1,5 | 12 | |
развитие координации движений | 2 | - | 2 | 13 | |
Партерная гимнастика | |||||
КУ на развитие мышцы спины | 2 | - | 2 | 14 | |
КУ на развитие мышц ног | 2 | - | 2 | 15 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 16 | |
КУ на развитие мышц рук | 2 | - | 2 | 17 | |
КУ на развитие мышц пресса | 2 | - | 2 | 18 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 19 | |
КУ на выносливость | 2 | - | 2 | 20 | |
КУ на развитие мышц тела. Растяжка | 2 | - | 2 | 21 | |
Основы акробатики | |||||
ТБ. Понятие акробатика, виды элементов акробатики. Разучивание элементов: березка, мостик, шпагаты. | 2 | 1 | 1 | 22 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 23 | |
Отработка акр. элементов | 2 | - | 2 | 24 | |
Профилактика травматизма Разучивание элементов : кувырки, колесо | 2 | 0,5 | 1,5 | 25 | |
Отработка акр. элементов | 2 | - | 2 | 26 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 27 | |
Профилактика травматизма Разучивание элементов: стойка на руках , на голове | 2 | 0,5 | 1,5 | 28 | |
Отработка акр. элементов | 2 | - | 2 | 29 | |
Просмотр видео акр. элементов Совершенствование ранее изученных элементов | 2 | 1 | 1 | 30 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 31 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 32 | |
Профилактика травматизмa; Разучивание элементов : перевороты, флажок | 2 | 1 | 1 | 33 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 34 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 35 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 36 | |
Основы черлидинга (Чир-данс;Чир) | |||||
Основные понятия в черлидинге; Разучивание базовых положений: рук, ног, выпадов, стоек. | 2 | 1 | 1 | 37 | |
Базовые положения кистей рук – кинжалы, подсвечник, ведра , клинок; | 2 | - | 2 | 38 | |
Базовыедвижения рук -основная стойка , Т, ломаное Т ,Лук и стрела, хай тачдаун , хай V , лоу V, Диагональ | 2 | - | 2 | 39 | |
Два основных хлопка: класп и клэп. Базовые положения ног | 2 | - | 2 | 40 | |
Выпады: стоя вперед, стоя в стороны, стоя назад | 2 | - | 2 | 41 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, обсуждение Основные стойки | 2 | 0,5 | 1,5 | 42 | |
Простые кричалки. Виды движений под музыку. | 2 | - | 2 | 43 | |
Разучивание обязательных элементов: пируэты, шпагаты, лип – прыжки | 2 | - | 2 | 44 | |
Освоение основных чир – прыжков. Танцевальные шаги. | 2 | - | 2 | 45 | |
Разворот в шеренге, строю, движение вперед с разворотом. | 2 | - | 2 | 46 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, обсуждение; Наложение движений на музыку, основные хореографические связки | 2 | 0.5 | 1,5 | 47 | |
Упражнения на координацию движений, отработка синхронности | 2 | - | 2 | 48 | |
Закрепление ранее пройденного материала | 2 | - | 2 | 49 | |
Закрепление ранее пройденного материала | 2 | - | 2 | 50 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, обсуждение; Закрепление ранее пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 51 | |
Постановочная работа | |||||
Обсуждение танцевального номера , просмотр видео выступлений других команд, обсуждение.; Разучивание танцевальной связки | 2 | 1 | 1 | 52 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 53 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 54 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 55 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 56 | |
Соединение комбинаций | 2 | - | 2 | 57 | |
Повторение ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 58 | |
Перестроения в номере | 2 | - | 2 | 59 | |
Перестроения в номере | 2 | - | 2 | 60 | |
Повторение ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 61 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 62 | |
Разучивание танцевальной связки | 2 | - | 2 | 63 | |
Просмотр видео с тренировок, работа над ошибками; Разучивание танцевальной связки | 2 | 1 | 1 | 64 | |
Соединение комбинаций | 2 | - | 2 | 65 | |
Репетиционная работа | |||||
Просмотр видео с тренировок, работа над ошибками | 2 | 1 | 1 | 66 | |
Просмотр видео с тренировок, работа над ошибками отработка танцевального номера | 2 | 1 | 1 | 67 | |
отработка танцевального номера | 2 | - | 2 | 68 | |
Участие в школьных мероприятиях (концерт) | 2 | - | 2 | 69 | |
Участие в районном конкурсе | 2 | - | 2 | 70 | |
Участие в районном конкурсе | 2 | - | 2 | 71 | |
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | 72 | |
144 | 20 | 124 | Всего: |
4.2 Календарно-тематическое планирование второго года обучения
Название темы, Краткое содержание занятий | Количество часов | дата проведения | № п/п | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда. Права и обязанности черлидеров | 2 | 2 | - | 1 | |
Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | |||||
Профилактика травматизма и Общеразвивающие Упражнения | 2 | 1 | 1 | 2 | |
Комплекс Общеразвивающих упражнений на все группы мышц | 2 | - | 2 | 3 | |
Профилактика травматизма и КУ на совершенствование координации движений | 2 | 0,5 | 1.5 | 4 | |
КУ на совершенствование координации движений | 2 | - | 2 | 5 | |
ТБ при выполнении упражнений и Упражнения на совершенствование выносливости | 2 | 0,5 | 1,5 | 6 | |
КУ на выносливость | 2 | - | 2 | 7 | |
Профилактика травматизма и КУ на развитие силы мышц | 2 | 0,5 | 1,5 | 8 | |
изучение техники выполнения упражнений, развитие и укрепление всех групп мышц | 2 | 1 | 1 | 9 | |
совершенствование и укрепление всех групп мышц | 2 | - | 2 | 10 | |
совершенствование и укрепление всех групп мышц | 2 | - | 2 | 11 | |
Профилактика травматизма и совершенствование координации движений | 2 | 0,5 | 1,5 | 12 | |
совершенствование координации движений | 2 | - | 2 | 13 | |
КУ на совершенствование мышцы спины | 2 | - | 2 | 14 | |
КУ на совершенствование мышц ног | 2 | - | 2 | 15 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 16 | |
КУ на совершенствование мышц рук | 2 | - | 2 | 17 | |
КУ на совершенствование мышц пресса | 2 | - | 2 | 18 | |
Акробатика | |||||
ТБ. разучивание Кувырок (вперед, назад) | 2 | 1 | 1 | 19 | |
КУ на гибкость, шпагаты | 2 | - | 2 | 20 | |
повторение техники Стойка на руках | 2 | - | 2 | 21 | |
ку на прыжковую силу | 2 | - | 2 | 22 | |
ку на мышцы спины и рук | 2 | - | 2 | 23 | |
Разучивание элемента Колесо на одной руке | 2 | - | 2 | 24 | |
Профилактика травматизма и совершенствование элементов : кувырки, колесо, стойка на руках | 2 | 0,5 | 1,5 | 25 | |
Растяжка , сфп | 2 | - | 2 | 26 | |
Растяжка , сфп | 2 | - | 2 | 27 | |
Разучивание элемента Колесо-рондат | 2 | 0,5 | 1,5 | 28 | |
Отработка акр. элементов | 2 | - | 2 | 29 | |
Просмотр видео акр. элементов и Совершенствование ранее изученных эл. | 2 | 1 | 1 | 30 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 31 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 32 | |
Разучивание переворот с поддержкой под спину | 2 | 1 | 1 | 33 | |
Разучивание переворот с поддержкой под спину | 2 | - | 2 | 34 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 35 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 36 | |
совершенствование ранее изученных акр.элементов. | 2 | 1 | 1 | 37 | |
Растяжка и сфп | 2 | - | 2 | 38 | |
Программа Чир | |||||
Разучивание Лип прыжков | 2 | - | 2 | 39 | |
Разучивание махов в прыжке | 2 | - | 2 | 40 | |
Разучивание флажка | 2 | - | 2 | 41 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, и повторение ранее изученных пируэтов | 2 | 0,5 | 1,5 | 42 | |
Разучивание Флажка (продольный и вертикальный) | 2 | - | 2 | 43 | |
совершенствование пируэта продольный, вертикальный , Пируэт -флажок | 2 | - | 2 | 44 | |
совершенствование ранее изученных пируэтов | 2 | - | 2 | 45 | |
совершенствование махов и лип прыжков | 2 | - | 2 | 46 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, закрепление техники пируэтов | 2 | 0.5 | 1,5 | 47 | |
Упражнения на координацию движений, отработка синхронности | 2 | - | 2 | 48 | |
Закрепление ранее пройденного материала | 2 | - | 2 | 49 | |
Упражнения на гибкость | 2 | - | 2 | 50 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, Закрепление ранее пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 51 | |
Обсуждение танцевального номера , совершенствование акробатических связок. | 2 | 1 | 1 | 52 | |
Совершенствование изученных акробатических элементов | 2 | - | 2 | 53 | |
Совершенствование изученных акробатических элементов | 2 | - | 2 | 54 | |
Упражнения на прыжковую силу | 2 | - | 2 | 55 | |
Повторение изученных стантов и пирамид | 2 | - | 2 | 56 | |
Повторение ранее изученных кричалок | 2 | - | 2 | 57 | |
Отработка кувырков и стоек | 2 | - | 2 | 58 | |
отработка Лип-прыжков | 2 | - | 2 | 59 | |
Махи и чир-прыжки | 2 | - | 2 | 60 | |
Повторение ранее изученных прыжков | 2 | - | 2 | 61 | |
Пируэты , повороты . | 2 | - | 2 | 62 | |
Пируэты и повороты . Отработка техники | 2 | - | 2 | 63 | |
Закрепление пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 64 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 65 | |
закрепление пирамид, стантов, стоек | 2 | 1 | 1 | 66 | |
сфп и растяжка | 2 | 1 | 1 | 67 | |
Программа Данс | |||||
Обсуждение танцевального номера , просмотр видео выступлений других команд | 2 | - | 2 | 68 | |
разучивание связки в стиле джаз | 2 | - | 2 | 69 | |
повторение связки и растяжка | 2 | - | 2 | 70 | |
разучивание связки в стиле латино | 2 | - | 2 | 71 | |
повторение связки и растяжка | 2 | - | 2 | 72 | |
разучивание связки в стиле хипхоп | 2 | - | 2 | 73 | |
повторение связки | 2 | - | 2 | 74 | |
Разучивание связки в стиле Воуг | 2 | - | 2 | 75 | |
Упражнения на растяжку и офп | 2 | - | 2 | 76 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 77 | |
Закрепление ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 78 | |
акробатика. Повторение элементов | 2 | - | 2 | 79 | |
Просмотр видео разных танцевальных стилей | 1 | 1 | 2 | 80 | |
Разучивание связки в стиле джаз-фанк | 2 | - | 2 | 81 | |
Закрепление связки джаз-фанк и растяжка | 2 | - | 2 | 82 | |
Повторение программы чир (станты , прыжки, стойки) | 2 | - | 2 | 83 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 84 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 85 | |
Упражнения на прыжковую силу | 2 | - | 2 | 86 | |
Разучивание связки в стиле рнб | 2 | - | 2 | 87 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 88 | |
Упражнения на координацию | 2 | - | 2 | 89 | |
закрепление связок | 2 | - | 2 | 90 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 91 | |
Повторение программы чир (станты , прыжки, стойки) | 2 | - | 2 | 92 | |
Повторение программы чир (станты , прыжки, стойки) | 2 | - | 2 | 93 | |
Повторение ранее изученных танцевальных стилей | 2 | - | 2 | 94 | |
Повторение ранее изученных танцевальных стилей | 2 | - | 2 | 95 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 96 | |
Постановочная работа | |||||
Просмотр видеороликов с выступлениями других команд, обсуждение тематики номера | 1 | 1 | 2 | 97 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 98 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 99 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 100 | |
Упражнения на растяжку , офп и сфп | 2 | - | 2 | 101 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 102 | |
Репетиционная работа | |||||
Подготовка к концерту | 2 | - | 2 | 103 | |
Растяжка, офп, сфп | 2 | - | 2 | 104 | |
Подготовка к концерту | 2 | - | 2 | 105 | |
Подготовка к концерту | 2 | - | 2 | 106 | |
Участие в школьном мероприятие | 2 | - | 2 | 107 | |
Итоговое занятие (Отчетные выступления) | 2 | - | 2 | 108 | |
198 | 18 | 216 | Всего |
4.3 Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
Название темы, Краткое содержание занятий | Количество часов | дата проведения | № п/п | ||
всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие .Правила техники безопасности и охраны труда. Права и обязанности черлидеров | 2 | 2 | - | 1 | |
Общая физическая подготовка (ОФП) и Специальная физическая подготовка (СФП) | |||||
Профилактика травматизма и Общеразвивающие Упражнения | 2 | 1 | 1 | 2 | |
Комплекс Общеразвивающих упражнений на все группы мышц | 2 | - | 2 | 3 | |
КУ на совершенствование координации движений | 2 | 0,5 | 1.5 | 4 | |
КУ на совершенствование гибкости | 2 | - | 2 | 5 | |
Упражнения на совершенствование выносливости | 2 | 0,5 | 1,5 | 6 | |
КУ на совершенствование силы | 2 | - | 2 | 7 | |
Профилактика травматизма и КУ на развитие силы мышц ног | 2 | 0,5 | 1,5 | 8 | |
Изучение техники выполнения упражнений, развитие и укрепление всех групп мышц | 2 | 1 | 1 | 9 | |
Совершенствование и укрепление всех групп мышц | 2 | - | 2 | 10 | |
совершенствование гибкости и координации | 2 | - | 2 | 11 | |
Профилактика травматизма и совершенствование координации движений | 2 | 0,5 | 1,5 | 12 | |
совершенствование силы мышц рук и спины | 2 | - | 2 | 13 | |
КУ на совершенствование координации и прыжковой силы | 2 | - | 2 | 14 | |
КУ на совершенствование мышц ног | 2 | - | 2 | 15 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 16 | |
КУ на совершенствование мышц рук | 2 | - | 2 | 17 | |
КУ на совершенствование мышц пресса | 2 | - | 2 | 18 | |
Акробатика | |||||
ТБ. разучивание элемента Фляк | 2 | 1 | 1 | 19 | |
совершенствование техники Фляка | 2 | - | 2 | 20 | |
КУ на гибкость, шпагаты | 2 | - | 2 | 21 | |
Повторение элемента Перекидка | 2 | - | 2 | 22 | |
Ку на мышцы спины и рук | 2 | - | 2 | 23 | |
Ку на прыжковую силу | 2 | - | 2 | 24 | |
Совершенствование элементов : кувырки, колесо, колесо рондат , перекидка, фляк | 2 | 0,5 | 1,5 | 25 | |
Совершенствование элементов : кувырки, колесо, колесо рондат , перекидка, фляк | 2 | - | 2 | 26 | |
Растяжка , сфп | 2 | - | 2 | 27 | |
Разучивание элемента рондат-фляк | 2 | 0,5 | 1,5 | 28 | |
Отработка акр. элементов | 2 | - | 2 | 29 | |
Просмотр видео акр. элементов и Совершенствование ранее изученных эл. | 2 | 1 | 1 | 30 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 31 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 32 | |
Разучивание сальто с поддержкой под спину | 2 | 1 | 1 | 33 | |
Разучивание сальто с поддержкой под спину | 2 | - | 2 | 34 | |
Отработка ранее изученных элементов | 2 | - | 2 | 35 | |
Растяжка | 2 | - | 2 | 36 | |
Совершенствование ранее изученных акр.элементов. | 2 | 1 | 1 | 37 | |
Совершенствование ранее изученных акр.элементов. | 2 | - | 2 | 38 | |
Программа Чир | |||||
Повторение пируэта (карандаш) | 2 | - | 2 | 39 | |
Повторение пируэта Джаз-пируэт Тур-пик | 2 | - | 2 | 40 | |
Разучивание пируэта аттитлод | 2 | - | 2 | 41 | |
Просмотр видео выступлений профессиональных команд, и повторение ранее изученных пируэтов. | 2 | 0,5 | 1,5 | 42 | |
Разучивание пируэта Гранд пируэт | 2 | - | 2 | 43 | |
Разучивание пируэта продольный, вертикальный | 2 | - | 2 | 44 | |
Совершенствование Пируэт -флажок | 2 | - | 2 | 45 | |
Совершенствование чир-кричалок | 2 | - | 2 | 46 | |
Просмотр и анализ видео выступлений различных команд, закрепление техники пируэтов | 2 | 0.5 | 1,5 | 47 | |
Упражнения на координацию движений, отработка синхронности | 2 | - | 2 | 48 | |
Закрепление ранее пройденного материала | 2 | - | 2 | 49 | |
растяжка на ковриках | 2 | - | 2 | 50 | |
Просмотр видео выступлений различных команд, Закрепление ранее пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 51 | |
Анализ танцевального номера , просмотр видео. Совершенствование акробатических связок. | 2 | 1 | 1 | 52 | |
Совершенствование изученных акробатических элементов | 2 | - | 2 | 53 | |
Совершенствование изученных акробатических элементов | 2 | - | 2 | 54 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 55 | |
Повторение изученных стантов и пирамид | 2 | - | 2 | 56 | |
Повторение ранее изученных кричалок | 2 | - | 2 | 57 | |
Закрепление ранее пройденного материала | 2 | - | 2 | 58 | |
отработка Лип-прыжков | 2 | - | 2 | 59 | |
Махи и чир-прыжки | 2 | - | 2 | 60 | |
Повторение ранее изученных прыжков | 2 | - | 2 | 61 | |
Пируэты , повороты . | 2 | - | 2 | 62 | |
Пируэты и повороты . Отработка техники | 2 | - | 2 | 63 | |
Закрепление пройденного материала | 2 | 1 | 1 | 64 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 65 | |
закрепление пирамид, стантов, стоек | 2 | 1 | 1 | 66 | |
закрепление махов, шпагатов, пируэтов | 2 | 1 | 1 | 67 | |
Программа Данс | |||||
Обсуждение танцевального номера , просмотр видео выступлений других команд | 2 | - | 2 | 68 | |
разучивание связки в стиле джаз-фанк | 2 | - | 2 | 69 | |
повторение связки и растяжка | 2 | - | 2 | 70 | |
разучивание связки в стиле хип-хоп | 2 | - | 2 | 71 | |
повторение связки и растяжка | 2 | - | 2 | 72 | |
разучивание связки в стиле Воуг | 2 | - | 2 | 73 | |
повторение связки | 2 | - | 2 | 74 | |
Закрепление ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 75 | |
Упражнения на растяжку и офп | 2 | - | 2 | 76 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 77 | |
Закрепление ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 78 | |
акробатика. Повторение элементов | 2 | - | 2 | 79 | |
Просмотр видео разных танцевальных стилей | 1 | 1 | 2 | 80 | |
Разучивание связки в стиле поп-джаз | 2 | - | 2 | 81 | |
Закрепление связки поп-джаз и растяжка | 2 | - | 2 | 82 | |
Повторение программы чир (станты , прыжки, стойки) | 2 | - | 2 | 83 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 84 | |
Повторение ранее изученных связок | 2 | - | 2 | 85 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 86 | |
Разучивание связки в стиле Контемп | 2 | - | 2 | 87 | |
Закрепление связки в стиле Контемп | 2 | - | 2 | 88 | |
Разучивание связки в стиле соло-латина | 2 | - | 2 | 89 | |
закрепление связки в стиле соло-латина | 2 | - | 2 | 90 | |
офп и сфп | 2 | - | 2 | 91 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 92 | |
Повторение программы чир (станты , прыжки, стойки) | 2 | - | 2 | 93 | |
Повторение ранее изученных танцевальных стилей | 2 | - | 2 | 94 | |
Повторение ранее изученных танцевальных стилей | 2 | - | 2 | 95 | |
Упражнения на растяжку | 2 | - | 2 | 96 | |
Постановочная работа | |||||
Просмотр видеороликов с выступлениями других команд, обсуждение тематики номера | 1 | 1 | 2 | 97 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 98 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 99 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 100 | |
Упражнения на растяжку , офп и сфп | 2 | - | 2 | 101 | |
Постановка номера | 2 | - | 2 | 102 | |
Репетиционная работа | |||||
Подготовка к концерту | 2 | - | 2 | 103 | |
Растяжка, офп, сфп | 2 | - | 2 | 104 | |
Подготовка к концерту | 2 | - | 2 | 105 | |
Растяжка , офп , сфп | 2 | - | 2 | 106 | |
Подготовка к выступлению | 2 | - | 2 | 107 | |
Итоговое занятие (Отчетный концерт) | 2 | - | 2 | 108 | |
198 | 18 | 216 |
- Содержание обучения первого года
- Вводное занятие.
Теория. История развития Черлидинга в мире и России. Правила охраны труда, режим работы занятий. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях. Соблюдение правил безопасного поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказание первой помощи при травмах. Внешний вид и форма одежды для занятий.
- Партерная гимнастика
Теория: исходное положение, сидя и лежа. Техника работы с мышцами брюшного пресса, туловища, ног и рук.
Практика: комплекс упражнений в исходном положении сидя и лежа для: мышц ног, мышц туловища, мышц брюшного пресса, мышц ног и плечевого пояса. Комплекс для заключительной части: сидя, стоя на коленях, стойка «ноги врозь», лежа на спине, лежа на животе. Классический танец: постановка корпуса, ног, рук и головы, отработка навыков, координации движений, знакомство с терминологией классического танца, изучение прыжков и поз классического танца, экзерсис у станка, на середине зала на пальцах.
- Ритмика. Основные направления программы
Теория: обязательные элементы Чира. Прыжки, станты - поддержки, чер-дансы, чер-кричалки, чанд-кричалки, акробатические элементы. Основные правила техники безопасности. Основные положения рук и кистей. Обязательные элементы Данс - программы: пируэты, шпагаты, прыжки и махи.
Практика: под роспись ознакомить с правилами техники безопасности всех членов ТО и требовать их неукоснительного выполнения. Объяснение разницы между чант-кричалками и чер-кричалками. Позиции рук, кистей. Кулак, клинок. Базовый хват. Подсвечник. Ведра. Стили хлопков. Объяснение техники выполнения прыжков. Аппроуч. Так. Стредл. Той тач. Основные станты. Разбор и отработка шага наверх. «Флажок». Стойка на бедре двойной базы. Обучение акробатическим элементам: кувырки, колеса, переворот вперед, переворот назад. Овладение техникой вращении. Пируэт на одной ноге на 360 градусов. Подготовка движений для выполнения шпагатов (на левую, правую ноги и поперечный шпагат). Фиксация выпадов на время. Переход через 2 позицию с левой на правую ноги и обратно. Выполнение всех растягивающих движений, для ног заканчивая махами. Махи вперед, в сторону, назад, мах в кольцо. Составление Чер и Данса - танцевальный блок с основными элементами Черлидинга, используя движения джаз-аэробики, Фан-аэробики, рок-аэробики, брейк-аэробики.
- Элементы классического танца
Теория: классический танец - канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанного на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, раскрытия эмоций, мыслей, переживаний средствами классики.
Практика: работа у станка, постановка корпуса, рук, ног, головы, показываются 1,2,3 позиции ног и 4 позиция рук. Танцевально-спортивный шаг. Техника простого прыжка saute. Классический экзерсис у станка: DEMI - PLIE; BATTEMENT TENDU; DOUBLE BATTEMENT TENDU; BATTEMENT TENDU JETE; PASSE PAR TERRE; ROND DE JAMBE PAR TERRE EN DEHORS; SUR LE COU-DE - PIED; SAUTE; PORT DE BRAS ПЕРВОЕ; ТРЕТЬЕ PORT DE BRAS.
- Элементы народного танца
Теория: знакомство с разнообразным хореографическим материалом народов мира; движения русского, украинского, белорусского танцев; простейшие элементы русского танца.
Практика: русский танец: основные положения рук, ног. Основные движения: переменный ход вперед, переменный ход назад, русский ход с каблука (движения для мальчиков), гармошка, припадание, моталочка, ход с подскоком и ударом носка, веревочка, веревочка с шагом на каблук, ковырялочка, ключ, дробный ход.
Украинский танец: позиции рук, ног; основные движения: бегунец, тынок, припадание, веревочка, выхилясник.
Белорусский танец: позиции рук и ног, движения танца «крыжачок»: основной ход вперед, назад, тройной притоп.
- Элементы общей физической и специальной физической подготовки
Теория: влияние СФП и ОФП на организм человека; основные составляющие ОФП и СФП.
Практика: общие и специальные подготовительные упражнения: бег, прыжки, лазанье, подвижные спортивные игры, гимнастическая осанка и стиль выполнения упражнения с прямыми и согнутыми ногами, оттянутыми стопами и с носками на себя; движение, развивающее пластику, чувство ритма, музыкальность. Ориентировка в пространстве в степени мышечного напряжения, упражнения на гибкость, шпагаты и мосты, навыки поворотов с сохранением устойчивости, прыжки и приземления.
- Постановочная работа
Теория: выявление драматургии (содержания танца), текст движения, поза, жестикуляция, мимика; ритмическая окраска танца.
Практика: овладение ритмической окраской танца и способами музыкального наполнения; отработка текста танца (движение, позы), жестикуляция, мимика, отработка элементов рисунка танца при создании музыкальных композиций, музыкальных хореографических миниатюр. Драматургическое построение композиции с завязкой, кульминацией и финалом.
- Основы акробатики
Теория: Техника выполнения акробатических элементов. Техника безопасности при выполнении акробатических элементов.
Практика: освоение элементов акробатики начальной подготовки кувырки, перекаты, стойки, колеса, парная акробатика.
- Соревновательная подготовка
Теория: изучение правил участия в соревнованиях.
Практика: мини-концерт для родителей, участие в массовках.
- Итоговое занятие
Практика: Показательное выступление для родителей и учащихся школы.
Содержание обучения второго года
- Вводное занятие.
Практика. Планирование участия в мероприятиях на новый учебный год. Инструктаж по правилам охраны труда и санитарно-гигиенических норм. Просмотр видеоматериалов выступления мастеров по черлидингу.
- Классика, хореографическая подготовка
Теория: изучение движений, положений и поз путем разложения их на простейшие составные части и воссоздание образа движения из этих частей. Объяснение с показом всех элементов движений.
Практика: занятия состоят из упражнений у станка и на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки). Классический экзерсис (музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4):позиция ног 4 и 5, к изученным позициям рук и положению корпуса добавляется движение «arabesque». Последовательность упражнений у станка: первый «arabesque», второй «arabesque», третий «arabesque»; battement fondu, battement frappe, battement releve lent, passe, battement developpe, grand battement jete, pas de bourre simple, полуповорот и полный поворот на двух ногах, changement de pieds, pas echappe, pas assemble, pas ballonnee (в сторону с подменой ноги) pas glissade, port de bras, второе port de bras, пятое port de bras, temps lie. Упражнения на середине зала исполняются в той же последовательности, что и у станка. За тем вводятся adagio, allegro. Сочинение танцевальных комбинаций и этюдов на середине и у станка.
3. Ритмика. Тренинг партерной гимнастики
Теория: разминка - объяснение упражнений. Основная часть - объяснение упражнений для мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, мышц живота и общего воздействия, музыкально-двигательные выразительные средства.
Практика:
Подготовительная разминка: шесть упражнений с различными исходными положениями с двумя и тремя вариантами движений, заключительным бегом и различными вариантами прыжков. Движения на восстановление дыхания. Увеличение количества повторений, с добавлением упражнений кисти рук.
Основная часть: включает 25 упражнений с двумя вариантами исполнений, включая дополнительно упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса, туловища, живота, спины, таза, ягодиц.
Заключительная часть: комплекс упражнений общего воздействия, медленная ходьба. Тренинг упражнений партерной гимнастики. Второй комплекс 20 упражнений для различных частей тела.
- Элементы народного танца
Теория: движения русского, украинского, белорусского народных танцев; история костюмов.
Практика: русский народный танец: примеры движений рук для мальчиков и девочек. Основные движения в русском танце: хлопушка (движения для мальчиков): шаги с хлопками; хлопушки по голенищу сапога и возле колена, концовка с хлопушками, присядка, присядка с продвижением в сторону, присядка с хлопушкой, присядка с ковырялочкой, мелкий дробный ход, мелкая дробь с притопом, дробь с подскоком. Кадриль (темп быстрый), примерная композиция для восьми пар, фигуры 1,2,3.
Украинский танец: выхилясник с угинанием (для девочек), большой тынок (для мальчиков), голубцы (низкий).
Белорусский танец: крыжачок, лявониха.
- Элементы общей физической подготовки и специальной физической подготовки
Теория: средства СФП и ОФП; элементы, соединения и комбинации; ориентировка в пространстве и во времени в степени мышечного напряжения.
Практика: общие подготовительные упражнения: бег, прыжки, подвижные спортивные игры, гимнастическая осанка и стиль выполнения упражнения с прямыми и согнутыми ногами, оттянутыми носками; движение позы, развивающей пластики, чувство ритма, музыкальность с увеличением нагрузки. СФП: упражнения в статике, силовые упражнения, упражнения на гибкость, скоростно-силовые упражнения (волны, взмахи, равновесия, прыжки, шпагаты, мосты и т.д.).
- Основы эстрадно-спортивного танца. Программа Чир и Данс
Теория: обязательные элементы Чир-программы. Прыжки. Пирамиды. Станты-поддержки. Чир-данс. Усложнение танцевальных восьмерок, чир-кричалки, чант-кричалки. Акробатические элементы. Страховка черлидеров. Прием в медвежий хват. Прием в кредл. Основные правила техники безопасности. Помпоны в программе Данс. Обязательные элементы Данс-программы: пируэты, шпагаты, прыжки и махи.
Практика: золотые правила техники безопасности черлидеров (под роспись). Разнообразить чант-кричалки и чир-кричалки разными голосовыми оттенками. Разбор техники выполнения прыжков: боковой хедлер, фронтальный хедлер, универсальный пайк. Разбор и отработка последующих стантов. Стредл на плечах. Научить переносить вес тела. Подъем в стойку на плечах из выпада. Резкий тейбл топ. Использование страховочного инвентаря (батут, подвесные ремни). Овладение техников выполнения рондатов и фляков. Выполнение элементов акробатики I года обучения осуществляется на высокой технике и скорости. К пируэту на одной ноге на 360 градусов добавить пируэт на 720 градусов. Держать заданную позу, вращение осуществлять точно на заданные градусы, четко делать остановку. Шпагаты выполнять на высокой амплитуде с фиксацией положения. Можно использовать провисание со скамейки стула. Каждую растяжку заканчивать количественными махами - положение вперед, назад, в сторону, от простого к сложному от 20-50 махов. Чир-Данс - усложнение танцевальных восьмерок. Расширение танцевального блока за счет использования помпонов.
- Постановочная работа
Теория: хореографический образ и его эмоциональная окраска. Связь движения с музыкой; выбор темы, составление композиционного плана в соответствии с музыкальным сопровождением, постановка танца, рисунок танца, подбор выразительных средств (мимика, жесты, костюмы), законы пространства сцены, принципы идентификации.
Практика: связывание движения с музыкой, то есть позы должны быть «говорящими», а движения «рассказывающими», отработка схем движений в пространстве сцены (на эпизодах танцевального номера). Разработка схем построения музыкальных эпизодов. Составление композиционного плана, подбор музыки, выбор пластического языка, прослушивание музыкального материала, продумывание всех комбинаций движений, кульминационного момента, развитие действия танца, развязка и кульминация. Задания учащимся подбору и конструированию движений. Самостоятельное сочинение эпизода танца.
- Соревновательная подготовка
Практика: разработка концертных программ, подготовка сценарных планов концертных программ, участие в соревновательной деятельности.
Акробатическая подготовка
Теория: Инструктаж по охране труда и техники безопасности при выполнении акробатических элементов.
Практика: освоение элементов акробатики: фляки, рондаты кувырки, перекаты, стойки, колеса, парная акробатика.
- Итоговое занятие
Практика. Участие в итоговом представлении всех объединений ОДОД в школе.
Содержание обучения третьего года
- Вводное занятие.
Практика: Планирование участия в мероприятиях на новый учебный год. Инструктаж по правилам охраны труда и санитарно-гигиенических норм. Создание презентации по материалам второго года обучения
- Классика, хореографическая подготовка
Теория: изучение движений, положений и поз путем разложения их на простейшие составные части и воссоздание образа движения из этих частей. Объяснение с показом всех элементов движений.
Практика: занятия состоят из упражнений у станка и на середине зала; последние делятся на экзерсис, adagio (сочетание поз и положений классического танца) и allegro (прыжки). Классический экзерсис (музыкальный размер 2/4, 3/4, 4/4):позиция ног 4 и 5, к изученным позициям рук и положению корпуса добавляется движение «arabesque». Последовательность упражнений у станка: первый «arabesque», второй «arabesque», третий «arabesque»; battement fondu, battement frappe, battement releve lent, passe, battement developpe, grand battement jete, pas de bourre simple, полуповорот и полный поворот на двух ногах, changement de pieds, pas echappe, pas assemble, pas ballonnee (в сторону с подменой ноги) pas glissade, port de bras, второе port de bras, пятое port de bras, temps lie. Упражнения на середине зала исполняются в той же последовательности, что и у станка. За тем вводятся adagio, allegro. Сочинение танцевальных комбинаций и этюдов на середине и у станка.
- Ритмика. Тренинг партерной гимнастики
Теория: разминка - объяснение упражнений. Основная часть - объяснение упражнений для мышц шеи, плечевого пояса, туловища, ног, мышц живота и общего воздействия, музыкально-двигательные выразительные средства.
Практика: Подготовительная часть (разминка): девять упражнений с различными исходными положениями с двумя и тремя вариантами движений, заключительным бегом и различными вариантами прыжков. Увеличение количества повторений.
Основная часть: включает 28 упражнений с двумя вариантами исполнений, включая дополнительно упражнения для мышц шеи, рук, туловища, ног и живота, общего воздействия. Упражнения чередуются на разные группы мышц.
Заключительная часть: комплекс упражнений на полу.
- Элементы народного танца
Теория: движения русского, украинского, белорусского, татарского, цыганского танцев; история костюмов. Самобытные особенности русского народного танца Астраханской области. Отличие их от стандартных вариантов русских плясок.
Практика: Русский народный танец: народно - сценический экзерсис, как подготовительный элемент различных народных танцев. Выполнение экзерсиса, повторение его элементов на середине зала. Изучение различных видов вращений; сложных дробей для девочек, прыжков с растяжкой и трюковых элементов для мальчиков. Постановка кадрили, хоровода, перепляса и массовых плясок. Изучение движений русского народного танца астраханского региона.
Украинский танец: к практическому материалу I, II годов обучения добавляется изучение различных видов вращений для девочек, движений «ползунок», «мельница», «метелочка», «подсечка», «растяжка», «разножка-для мальчиков».
Белорусский танец: к практическому материалу I, II годов обучения добавляется изучение элементов движений танцев «Бульба», «Полька - Янка», «Толкачики» и др.: подскоки с тройным переступанием на месте, подскоки по шестой позиции, различные виды польки с поворотами, перескоки из стороны в сторону.
Татарский танец: положения рук (для девушек и юношей), основные движения татарского танца (первый ход, основной ход, большой шаг, пятка - носок, елочка и т.д.).
Цыганский танец: движения рук для девушек, вибрация плеч, в движениях юношей - чечетка, хлопушка, прыжки.
- Элементы общей физической подготовки и специальной физической подготовки
Практика: общие подготовительные упражнения: бег, прыжки, подвижные спортивные игры, гимнастическая осанка и стиль выполнения упражнений с прямыми и согнутыми ногами, оттянутыми носками; движение позы, развивающей пластики, чувство ритма, музыкальность, увеличением нагрузки (увеличение числа повторений упражнений). СФП: упражнения в статике, силовые упражнения, упражнения на гибкость, скоростно-силовые упражнения (волны, взмахи, равновесия, прыжки, шпагаты, мосты и т.д.).
6. Эстрадно-спортивный танец. Программа Чир и Данс
Теория: основные правила техники безопасности черлидеров. Последующая прогрессия обучения пирамид, стантов, чир-дансов. Совершенствовать чир-кричалки, чант-кричалки. Амплитудное качественное выполнение акробатических элементов по схеме от простого к сложному. Обязательные элементы в Данс-программе: пируэты, шпагаты, прыжки, махи. Исполнять с высокой амплитудой. Добавление разнообразия в прыжки и махи.
Практика: Работа над артикуляцией, чистотой дикции для качественного исполнения чир-кричалок, чант-кричалок, используя речевой тренинг. Все прыжки, освоенные за 2 года обучения выполнять с высокой амплитудой и высоким толчком от пола. Станты за 1 и 2 год обучения усложнить, найти интересные решения, например: хват партнера, сбоку на плечах, тейбл топ и с коленного баскета. Бросок руками в плечевой шпагат. Резкий подъем из стойки на бедре в стойку на плечах. Уделить внимание на синхронность подъема стантов («элеватор»), используя наглядный дидактический материал. Довести до совершенствования исполнение простых и сложных акробатических элементов. Каждое занятие уделять по 5 минут на исполнение пируэтов на 360 и 720 градусов, разнообразить положения поворотов. Уделить больше внимания на растяжку и гибкость. На шпагатах фиксировать положение от 1 до 2 минут. Махи от 20-50 повторов, подходить индивидуально. В программе Чер Данс в танцевальных восьмерках эстрадно-спортивного танца использовать направления джаз-аэробики, рок-аэробики, брейк-аэробики и т.д.
- Постановочная работа
Теория: выявление драматургии танца согласно репертуара, объяснение ритмической окраски танца, техника постановки эпизодов танца.
Практика: отработка техники постановки эпизодов танца, отработка репертуара, композиционные постановки по замыслу.
- Соревновательная подготовка
Практика: разработка концертных программ, подготовка сценарных планов, участие в концертной деятельности.
- Акробатическая подготовка
Теория: Инструктаж по технике безопасности при выполнении акробатических элементов.
Практика: освоение и совершенствование элементов акробатики
кувырки, перекаты, стойки, колеса, парная акробатика.
- Итоговое занятие
Практика: Выступления в районных мероприятиях.
- Оценочные и методические материалы
Для выполнения программы используются следующие формы организации деятельности детей:
- групповая
- индивидуальная
- по подгруппам
- тренировка (отработка движений и постановка танцев, акробатических фигур);
Для выполнения программы используются следующие формы проведения занятий:
Соревнования, фестивали – (участие в различных спортивных соревнованиях: школьного, районного, городского уровней);
Открытые показательные выступления для родителей и учащихся школы.
Участие в районных и городских акциях.
Методы проверки результативности:
Наблюдение (при оценке знаний, умений и навыков педагог обращает основное внимание на правильность и качество выполнения различных элементов, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка);
Поощрение (обращается внимание на малейшие проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого учащегося);
Индивидуальная оценка (при индивидуальной оценке работ делается акцент на моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание);
Участие в выступлениях разных уровней (школа, район, город).
При прохождении программы использовались следующие формы занятий:
- Беседы;
- Занятия;
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Отчетный концерт
- Выступления
Методы проведения занятий:
- словесный (направлен на получение конкретной информации). Рассказ; беседа (катехизическая – вопросно-ответная, не допускающая возражений; сократическая – мягкая, допускающая со стороны детей сомнения и возражения; эвристическая – ставящая детей перед проблемами и требующая собственные ответы на поставленные педагогом вопросы);
- наглядный (демонстрация – показ элементов тренером; видеометод – использование телевидения, видеомагнитофона, мультимедийной установки);
- практический (выстроен на основе отработки техники выполнения элементов);
- репродуктивный (предшествует творчеству, используется для закрепления, повторения, обобщения фактического материала);
- проблемный (является переходным от исполнительской к творческой деятельности, отличается организацией обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения задачи, развивает творческое мышление и познавательную деятельность.
Контроль реализации программы:
Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки учащихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос.
Промежуточный контроль. Контроль за освоением учебного материала проводится в форме сдачи нормативов, участия в соревнованиях и показательных выступлениях.
Промежуточный контроль предусматривает участие в выступлениях разного уровня (школьного, районного, городского)
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает отчетный концерт на базе своей школы.
Дидактический материал:
- комплект CD-дисков с музыкальными произведениями;
- фонотека исполняемых произведений для танцевальных номеров;
- подборка материала для диагностических исследований;
- банк видеоматериалов конкурсов, концертов, фестивалей;
- иллюстрированный материал по темам программы.
- Формы подведения итогов:
- открытое занятие для родителей;
- соревнования;
- самоанализ;
Список используемой литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от29 августа 2013 г. № 1008
- Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 093242
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию, Распоряжение Комитета по образованию от 01 . 03 . 2017 № 617 - р
- Устав ГБОУ СОШ № 151
- Гусак Ш.З. Групповые акробатические упражнения.- М., 2010.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. М., 2009
- Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации //Теор. и практ. физ. культ. 2008.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. М., 2009.
- Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2006.
- Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов. М.,2007
- Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров.- М.: МГСА, 2006.
- Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. Чирлидинг. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.,2007
- Твердовская С.В, Краснова Г.В. Чирлидинг для учащихся общеобразовательных школ, ДЮЦ и ДЮСШ. Омск.,2009.
Список литературы
для педагога:
- Антропова Л.В. Теория и методика преподавания классического танца.- Орел: ОГИИК, 2011.
- Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Композиция и постановка танца.- Орел: ОГИИК, 2009.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Житько А.Н. Черлидинг - неотъемлемый атрибут повышения зрелищности на соревнованиях и истоки его зарождения //Мир спорта., 2008.
- Морель Ф. Хореография в спорте. М., 2007
- Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии.- Орел: ОГИИК, 2001.
- Настольная книга тренера: наука побеждать. Озолин Н.Г. – М.: Издательство «Астрель», 2008.
- Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. Селуянов В.Н., Шестаков М.П.. – М.: СпортАкадемПресс, 2010.
- Носкова С.А. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров.- М.: МГСА, 2011.
- Сингина Н.Ф., Кокоулин А.Н. Чирлидинг. Теория и методика спортивной тренировки. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.,2007
для учащихся:
- Ваш ребенок талантлив. Савенков А.И. - Ярославль: Академия развития, 2011.
- Давайте танцевать! – М.: Молодая гвардия, 2012
- Основы русского народного танца» Москва МГУКИ. 2007
- Танец на эстраде Шереметьевская И. М., Искусство. 2009
- Сливка Е.А. Поддержка от девочек с помпончиками. – М.: Спортивная жизнь России. – 2010.