Классные часы, родительские собрания

Носкова Евгения Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново,                                  тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

ул. Строителей, д. 3                                                        

Классный час

Тема: «Один день из жизни балерины»

Преподаватель ДШИ

хореографических дисциплин

Носкова Е. В.

Сафоново, 2017г.

Пояснительная записка

      Умение чувствовать, понимать музыку и красиво двигаться - неотъемлемая часть общей культуры, к которой необходимо приобщаться с юных лет.

Хореографическое искусство, любимое детьми, а занятия хореографией благодаря её универсальности, очень важны для воспитания детей, они совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.

Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в  учреждениях дополнительного образования, перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.

Актуальность классного часа направлена на дальнейшее обучение хореографическим дисциплинам, а также приобретения профессии, к которым нужно готовиться с самого детства. Профессия балерины – одна из таких.

Дата проведения: 22.11.2017 г.

Место проведения: МБУДО «Сафоновская ДШИ № 1». Продолжительность: 45 мин.

Участники: учащиеся хореографического отделения, преподаватели. Разработчик сценария: преподаватель хореографии Носкова Е. В.

Цель: знакомство с профессией «балерина»,  как источником красоты и изящества. Познать  сложности и преимущества данного ремесла.

Задачи: 

-расширить представление детей о профессии балерины;

- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;

- побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Ход классного часа.

Люблю балет издалека...

Люблю балет издалека,

Вблизи он – тяжкий труд,

Как перенос мешков песка,

Когда еще бегут.

Искусства трепетная власть

Легка и недолга.

Вблизи работает как снасть

Летящая нога…

Поэт в работе одинок

И зол, и нелюдим.

Никто не знает веса строк,

Что стелются за ним.

Доверив лирику свою

Всем душам и глазам,

Сказав: «Пишу – как воду пью»,

Он верит в это сам. 

Балинченко Оксана

Вступительное слово преподавателя.

Это воздушное и изящное слово — «балет». Когда произносишь его, кажется, будто во рту тает нежное лакомство… Трудно представить, что под яркой улыбкой и легкими с виду движениями скрывается титанический труд профессионала и боль, под руку с которой всю свою жизнь идут представители этой волшебной профессии. 

Красивые грациозные девушки, которые танцуют "Лебединое озеро" - это все, что ты знаешь о балеринах? Знаешь ли ты, насколько сложна их работа и как вообще проходит их рабочий день? Многие считают, что танцевать - это легко, но все гораздо сложнее.

Для того, чтобы поступить в училище или балетную школу, нужно пройти несколько танцевальных туров и подойти по физическим данным (ты должна быть здоровее самого здорового). Обычно заниматься балетом малыши начинают в 5-6 лет, но в училище поступают в среднем в десятилетнем возрасте. Сначала идет так называемая школа, а затем - 3 курса специализации. 

Репетиции дни напролет, боли в суставах, диеты и вечерний выход на сцену. Жизнь балерин — это пот и кровь. Но несмотря на это, все они готовы посвятить себя любимому делу.

- Чтобы познакомить вас с профессией балерины, учащиеся 3-го класса подготовили для вас истории из-за кулис из жизни балерин, их распорядок дня, сложности  и радости этой прекрасной профессии, всех тонкостях работы артистов балета.

1-й ведущий.

Если артист балета получил диплом, это не значит, что его тут же примут в ряды танцовщиков Национальной оперы  или любого другого театра. В лучшие театры принимают самых талантливых и выносливых, тех, кто быстро учится и тяжело работает над собой.

Стандартно рабочий день начинается с 11 утра для всех танцовщиков. Именно в это время преподаватели, Заслуженные или Народные артисты, дают уроки классики. Многие артисты балета приходят дополнительно на "класс" (урок классического танца), который начинается в 10, к половине десятого, ведь без разогрева на уроке делать нечего.

Любопытно, что танцовщики (не балеруны, как ошибочно называют их некоторые люди) и балерины чаще всего занимаются вместе в одном зале. Если в хореографическом училище обычно уроки проходят отдельно для мальчиков и девочек, то в театре все работают рядышком.

Хорошенько размявшись, балерины становятся к станку, возле которого проходит первая треть занятия. Далее следует "середина" (часть урока), на которой артисты повторяют движения со станка, но уже без опоры. Это нужно для того, чтобы девушки понимали, правильно ли они работали у станка и готовились к танцу.

В конце урока классики балерины отрабатывают маленькие и средние прыжки. Некоторые весь «класс» проводят на пуантах, другие – только часть. Дальше - по желанию или заданию педагога. На пальцах, как говорят сами артисты, балерины проводят очень много времени на сцене и в зале. Это очень сложно, ведь стоять на пуантах (пальцах) приходится долго.

После урока классики балерины и танцовщики расходятся кто куда: кордебалет - на общие репетиции спектаклей, солисты - на свои личные репетиции. У солистов бывают репетиции сразу после классики, а бывают и в 5, 7 или 9 часов вечера. На репетициях солисты отрабатывают манеру поведения на сцене, движения в спектаклях, которые они ведут. Время репетиций зависит от того, свободны ли преподаватели, залы и сами солисты.

Репетиции могут быть как раздельные, так и совместные, ведь в спектаклях много па де де (парных танцев).

Артисты много шутят, читают движения "с листа" (с первого раза, без подготовки) и носят с собой забавные коврики для зала. Балерины и танцовщики на них разминаются и растягиваются.

        

2-й ведущий.

Блог балерины: распорядок дня. Балерина Михайловского театра Анжелина Воронцова.

О балеринах сложено много мифов. Часто слышу или читаю о нас какие-то небылицы, сталкиваюсь со стереотипами. Всегда изумляюсь, но при этом не лишаю себя удовольствия помечтать, как было бы здорово и в жизни быть такой воздушной, хрупкой и беззаботной, как на сцене, как видят и воспринимают меня зрители. Но, тем не менее, повседневная жизнь балерины совсем другая.

Сегодня я расскажу, как складывается мой обычный будний день. Каждый день балерины, с одной стороны, однообразный, этакий день сурка в репетиционном зале, а с другой — переполнен событиями, впечатлениями и эмоциями, с которыми профессиональной танцовщице необходимо справляться.

День мой начинается в 9 утра. Поверьте, не так уж это поздно для подъема. После вечернего спектакля очень трудно уснуть из-за бурлящего адреналина в крови. Три или четыре часа утра — обычное время для того, чтобы лечь спать. Итого — на сон остается шесть-семь часов.

С утра обязательно проходит утренний класс. Начинается занятие в 11 утра, длится 1 час 15 минут. На класс приходит большая часть труппы, мы разбиваемся на три репетиционных зала. Урок с репетитором, в течение которого мы проходим все классические движения балета, условно делится на три части: станок, комбинации на середине зала и прыжки.

Каждое движение имеет свое название, но их построение, их комбинации всегда разные. У станка мы делаем около 12 комбинаций с двух ног. Дальше занятия продолжаются на середине зала. Мы делаем тот же набор комбинаций, что и у станка, но теперь мы не держимся за станок и здесь очень важно держать равновесие, баланс. Весь урок строится по нарастающей, и к концу мы прыгаем большие прыжки, тренируем фуэте и другие технически сложные элементы.

Признаюсь — это утомительно, скучновато иногда, но необходимо для того, чтобы настроить тело на работу на целый день.

Урок заканчивается в 12:15, и начинаются репетиции спектаклей. Они зависят от расписания, которое составляет режиссёрское управление балета. Расписание вывешивается за два дня, но бывает форс-мажор, и мы узнаем, что делаем завтра, только вечером накануне. Поэтому скоординировать день заранее — например, встретиться днем с подругой в перерыве, — крайне сложно. Обычно после класса у меня есть час-два свободных. В это время я чаще всего подготавливаю пуанты к репетициям. Этим занимаются все балерины, и у каждой есть своя выработанная временем технология. Я обшиваю "пятачок" для устойчивости, пришиваю ленточки, резиночки, бью пуанты молоточком, держу над горячим паром или тру теркой. Полностью всех своих секретов выдавать не буду. Скажу только, что на это у меня уходит в среднем два с половиной часа.

Примерно в 13:30 начинаются репетиции. Одна репетиция длится минут 45 — полтора часа. Обязательно в следующий раз напишу о них, так как мне посчастливилось работать с Михаилом Мессерером, Начо Дуато, Николаем Цискаридзе, Жанной Аюповой, Татьяной Легат и другими выдающимися педагогами. У каждого свой подход, свой стиль преподавания.

Подряд с небольшими перерывами могут быть две-три репетиции. В перерывах успеваю урвать чашку кофе в автомате или буфете, съесть фруктов или чего-нибудь сладкого. Многие, знаю и вижу, пьют для подзарядки сладкую газировку, я пью только негазированную чистую воду. Могу в водичку добавить растворимые витамины.

Перед спектаклем, который в летнее время у нас начинается в 19.30, у меня есть один-два часа. Обычно я стараюсь восстановить силы и поспать.

Явиться в театр перед спектаклем обязательно надо за два часа до начала представления. Надо нанести грим, надеть костюм, настроиться, разогреться... И выйти на сцену.

         Лето в Михайловском театре насыщено балетными спектаклями. Мы так и называем этот сезон — "Лето балета". На сцене идут "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта". Танцую я во всех спектаклях. Это период по-настоящему активной работы.

 

3-й ведущий.

Артистка балетной труппы Большого театра Алена Ковалева.

«Я встаю обычно в 9, чтобы к началу 11 утра быть в театре. На завтрак я ем овсяную кашу. Порция, наверное, размером с кулак. Питаться нужно хорошо, ведь необходимы силы, чтобы выдержать всю нагрузку. Я, например, очень люблю сладкое. И у меня нет как таковой диеты. Но если я чувствую, что нужно похудеть, то урезаю что-то, это позволяет прийти в форму. Я регулирую это самостоятельно. Конечно, взвешиваюсь, но не каждый день.

В течение дня я ем три раза, но иногда из-за репетиций не успеваю, и тогда приходится перехватывать что-то на ходу. Иногда так бегаешь весь день, уже готова съесть и бутерброд, и пирожок. Но при такой нагрузке очень многое сгорает само. Мы можем иногда позволить себе больше, чем многие думают.

В театре мой день начинается с класса. Это как урок: мы разогреваемся, отрабатываем движения, готовимся к рабочему дню. Дальше начинаются репетиции — сольные, общие, кордебалетные, постановочные (это когда готовится спектакль). Сегодня, например, у меня класс и четыре репетиции. И это не предел, бывает и больше.

Длительность каждой репетиции разная: это может быть и 30 минут, и два часа. Сегодня у меня сольная репетиция на два часа, затем постановочная — еще полтора часа. И потом еще одна на 40 минут.

Репетируем мы с педагогами. В каждом зале установлены камеры, по которым за репетициями наблюдает руководитель балетной труппы (Махар Вазиев. — Прим. ред.). Он может позвонить по специальному внутреннему телефону и дать какие-то рекомендации педагогу или может прийти в зал.

Сейчас я готовлю партию Одетты-Одилии для "Лебединого озера" (у меня будет спектакль осенью), и он как раз заходил во время репетиции.

Вообще, если я готовлю какую-то партию, то могу иногда прямо на улице начать что-то напевать, пританцовывать, делать какие-то движения головой. А иногда просто хочется в транспорте спину разогреть, похрустеть косточками. Люди, конечно, могут что-то не то подумать!

В моей сумке всегда есть две пары пуант (основные и запасные), пластырь и тонкая сетка, которой можно забинтовать палец, чтобы не стирался. На репетицию мы всегда приходим в разогревочной одежде, в носках и постепенно, когда  мышцы разогреваются, это снимаем.

Пуанты мы подбираем индивидуально. Есть много разных фирм и моделей, так что выбрать можно.  Я танцую на пуантах, в которых пластиковая стелька, за счет этого они долговечны,  их можно даже стирать. Правда, периодически меня тянет экспериментировать, и я начинаю пробовать другие модели.

На пуанты нужно самой пришивать ленточки и резинки, которые держат стопу. Необходимо определить правильное место, чтобы тебе было удобно. Некоторые обшивают пятачок, кончик пуант, на который мы встаем во время танца. Это нужно, чтобы он не скользил.

На каждую пару я трачу часа два, это довольно долго. В месяц в среднем я использую одну пару. Это, конечно, зависит от количества репетиций.

Я танцую в Большом театре первый сезон. Я закончила Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой. В этом учебном заведении совмещено общее и профессиональное образование. Три года ходила в подготовительный класс, ездила три раза в неделю на занятия. Поступила, когда мне было 10, и училась там 8 лет. Все занятия идут вперемешку, мы проводили там целые дни. Например, после репетиции могла быть математика. Это даже хорошо, есть какая-то смена деятельности, приходишь отдохнуть.

В детстве мама отдала меня на хореографию, чтобы была хорошая осанка, грация. Оттуда стали направлять в Вагановскую академию. Я помню, как мы пришли на просмотр перед подготовительным классом. Там была толпа народа, бешеный ажиотаж. У нас проверяли физические данные, смотрели нас. Тем, кто поступил, выдали талончики. И все выбежали, стали спрашивать, взяли или нет? Я тогда не очень понимала, куда я пришла, к чему это все приведет. Сначала сказала маме, что не пойду туда учиться, потому что там все ненормальные. Но она уговорила меня попробовать. И в потом с каждым разом мне нравилось все больше.

Иногда конечно становилось тяжело, опускались руки. Но балет, мне кажется, это как болезнь. Это жизнь, которая тебя забрала и больше не отпустит. Ты миришься с любыми сложностями, готова все перетерпеть ради будущего и ради достижения цели.

У нас один выходной в неделю — это понедельник, когда театр традиционно не работает. Если есть интересные премьеры в других театрах или же гастроли, то, конечно, интересно пойти посмотреть. Но вообще стараюсь в этот день отдыхать. Люблю гулять. Москва — новый для меня город, я первый год здесь живу и не жалею, что переехала. Здесь театр, который я люблю, работа, много возможностей.

Просмотр видео «Один день с балериной». https://youtu.be/eaSCcSXr2_o   

        Заключительное слово.

Такова жизнь балерины, которую мы не видим... И тем не менее каждый год тысячи девочек выстраиваются в очередь в хореографическое училище, чтобы осуществить свою детскую мечту - попасть в балет и танцевать на сцене в красивом платье и на цыпочках... 

Серьезно заниматься балетом лучше начинать с 10-летнего возраста. Пока ребенок совсем маленький, вы можете отдать его в танцевальный кружок или записать на занятия пением. Это поможет развить чувство ритма и пластику.

Чтобы стать хорошим танцором, одного трудолюбия недостаточно. Понадобятся и соответствующие природные данные. Будущий артист должен иметь отличную растяжку, хорошую координацию движений и пропорциональное красивое тело.

И, кстати, имейте в виду, что если в роду у девочки все статные и высокие, то и у нее наследственность может взять свое. А рослым балеринам намного сложнее найти подходящего партнера и добиться успеха на сцене. Так что сразу трезво оцените свои возможности.

Помните, что занятия хореографией обязывают к строгой диете и многочасовым репетициям. К тому же балетные тренировки нередко приводят к растяжениям связок и переломам. Выдержать все это способны только те дети, кто невероятно увлечен танцами.

Впрочем, даже если вы не станете звездой балета, не стоит отчаиваться. В любом случае занятия танцами помогут вам вырасти здоровыми, стройными, артистичными, и к тому же получить хорошие знания в области искусства. Все это открывает большие возможности в будущем.

Театр - это большой мир, и нужно как в любом деле, просто искать свое место в этом мире.




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3             тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Тема : «Польза хореографического творчества.

 Эстетическое и физическое развитие ребенка»

Преподаватель хореографии

Е. В. Носкова

Сафоново, 2016г.

Дата проведения: 15.09. 2016 г.

Место проведения: МБУДО «Сафоновская ДШИ № 1»

Продолжительность: 45 мин.

Участники: родители учащихся 2-го класса ДПОП «Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет, преподаватели.

Разработчик сценария: преподаватель хореографии Носкова Е. В.

Цель: расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

– вовлечь родителей в творческий процесс;

– способствовать развитию  музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству танца;

– способствовать дальнейшему физическому и эстетическому развитию ребенка.

Ход родительского собрания

  1. Особая роль хореографического творчества в формировании и развитии ребенка.

Существует множество споров, полезна хореография для детей или нет. Каждый родитель хочет, чтобы их ребёнок был сильным, гибким и уверенным в себе. Всё это может дать такой вид деятельности, как хореография для детей. Многие специалисты из медицинской области утверждают, что танцы являются великолепной физической практикой даже для малышей 3-х лет. В этом возрасте ребёнок отличается превосходной гибкостью, шпагат, мостик и другие подобные упражнения даются ему с лёгкостью, в то время как взрослым приходится ежедневно прорабатывать их, чтобы вернуть телу детскую гибкость и пластичность.       Часто в детском возрасте возникает вопрос о целесообразности детей заниматься танцами. Многие родители считают, что если ребёнок занимается хореографией, то обязательно он должен стать танцором. На самом деле, занятия танцами позволяют ребёнку дать выход энергетике, заряжая одновременно его бодростью.                      

Занимаясь хореографией, ребёнок учится общению со сверстниками, интересно проводит с ними время. И совсем не обязательно, что хореография станет его будущей профессией. Но те приобретённые навыки будут способствовать развитию пластики. Тренированные мышцы и красивая осанка придадут уверенности вашему ребёнку, что позволит с лёгкостью достигать поставленных целей. Хореография у детей развивает музыкальный слух, чувство ритма. А это в свою очередь приводит к расширению музыкального и познавательного кругозора. Любые танцы, независимо от характера, способствуют развитию координации движения, и как следствие, человек способен хорошо владеть телом, он гибок, ловок, пластичен. Самовыражение ребёнка в танце, используя импровизацию, способствует и умственному развитию, поэтому хореография принесёт только пользу.
        Занятия хореографией для детей с постоянными тренировками и репетициями воспитывают трудолюбие, настойчивость, выносливость, в общем, все человеческие качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Старания и стремления к достижению определённых высот дают профессионализм в исполнении. И будьте уверены, родители, что ваш ребёнок от занятий хореографией станет ещё здоровее и сильнее физически, а значит – физиология всего организма будет активизирована на все сто. И действительно, уже давно подмечено, что дети, занимающиеся любым видом спорта или танцами, интеллектуально более развиты, быстро схватывают всё налету. Они переполнены энергией, оптимистичны, легки на подъём. С такими друзьями в компании легко и уютно.  Регулярные занятия хореографией приучат ребёнка к внутренней дисциплине с детства. Конечно, во время занятий ребёнок направляет внимание на выполнение упражнений, но обучение проходит в группе, классе и он получает навыки общаться с другими детьми, учится работать в команде.          

  1. Эстетическое развитие ребенка

Воспитание всесторонне и гармонически развитой личности – одна из основных задач педагога. Особая роль в формировании и развитии ребенка принадлежит хореографическому творчеству. Оно с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик подростков.

Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-культурные функции. Основная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая, которая лежит в своеобразии хореографического искусства. Танцевальное искусство, как известно, выполняет несколько функций одновременно. Ему свойственна определённая структура функций, интегрально характеризующая его воздействие на людей, на общественную жизнь.

В качестве ведущей или главной, эстетическая функция принадлежит в первую очередь профессиональному искусству. Именно профессионалы должны заниматься исключительно эстетической деятельностью, художественным творчеством в области танца. Они призваны формировать художественные эстетические ценности, создавать произведения танцевального искусства. Выступая со своей продукцией перед зрительскими аудиториями, они способствуют эстетическому развитию, нравственному совершенствованию людей.

  1. Физическое развитие ребенка

Грамотное использование в хореографии движений, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.

Главная цель  занятий — создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.

Соблюдая методические рекомендации все поставленные задачи будут преодолены:
— укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма,
— формирование правильной осанки,
— разносторонняя, сбалансированная общая и специальная подготовка,
— развитие специфических качеств: музыкальности, танцевальности,
выразительности и творческой активности,
— воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.

Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Классический экзерсис у станка укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывают точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног, можно выровнять кости ног: бедренную и берцовую.

Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма.

Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета.

Физическое воспитание и здоровье, организация тренировочного процесса в хореографии зависят от правильного подхода к обучению детей на начальном этапе. В подходе к обучению необходимо учитывать возрастные особенности. Начало физических качеств приходится на разные периоды: развитие гибкости и быстроты начинается в раннем возрасте, позже начинает развиваться координация, с 12-13 лет начинают развиваться сила и выносливость. Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически применять в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Работа с предметами позволяет развивать моторику детей (что помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга). Выполнение физических упражнений в свободном пространстве развивает пространственное воображение, аналитические способности. Работа в коллективе социально адаптирует детей, воспитывает характер.

Основная задача проведения занятий – обучение правильному выполнению упражнений. Особое внимание следует уделять равномерному распределению нагрузки на позвоночник, голеностопный, коленный и тазобедренные суставы.

Необходимым условием занятий является музыкальное сопровождение, которое может быть как в виде фонограммной записи, так и исполнение аккомпаниатором на музыкальном инструменте. На начальном этапе обучения музыку можно заменить музыкальным ритмом (хлопки, счет). Методы занятий должны быть комбинированными: словесный, наглядный, практический, музыкальный.

  1. Советы родителям.

Мама всегда должна интересоваться, чем ребёнок занимается на занятиях. Если она живёт интересами ребёнка, то у него точно будет успех в начинаниях. Когда ребёнок приходит с занятия, надо, чтобы он рассказывал, показывал, чему его научили. Надо, чтобы ребёнок не просто кривлялся перед зеркалом, а показывал, чему научился. И надо обязательно говорить ребёнку, что он молодец, что у него сегодня получается лучше, чем вчера. Родители должны понимать, что педагог не может каждый раз хвалить ребёнка - роста не будет, нужны замечания. А мама должна поддерживать, говорить: «Машенька, какая ты у меня молодец». А Машенька придёт на следующее занятие и такое покажет! Скажет: «Я дома репетировала, маме, папе показывала». А когда после занятия мама не спросит, не поинтересуется, чем сегодня ребёнок занимался на занятии, - то успеха не будет.

«За косяки» на сцене педагог ругает, а родитель, наоборот, должен поддерживать. Бывает, после того как укажешь ему на ошибки, он обижается, у него пропадает желание дальше заниматься. Но кто первым об этом узнаёт – мама. Надо сразу же звонить педагогу и обсудить эту проблему. Чаще это бывает у детей 10-12 лет, когда ребёнок сам не знает, что ему хочется. Надо всё равно идти на занятие, тогда мы вместе сможем помочь. 

Бывают такие ситуации, когда учителя в школе выступают против дополнительных занятий, считая, что они причина плохой учёбы. Но это совершенно не правильно. Пусть ребёнок в школе учится на тройки. Но, если он бросит заниматься танцами, поверьте, он не будет учиться лучше. Появившееся свободное время он просто будет использовать не туда. И, когда в школе начинают давить на родителя, что ребёнок скатился на тройки только из-за того, что он занимается чем то, это неправильно. Просто учиться стало сложнее.

Литература

  1.  Новые пути наук о культуре: Сборник текстов докладов межвузовской научно-практической конференции / Науч. ред. Кисилёва Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н.Н. – М.: МГУКИ, 2001. – 289с.
  2. Богданов Г. Советский балет / Г. Богданов // Конкурсы, фестивали, праздники. – 1991.- №4.- С.12-14
  3. Андреева И. М. Театральность в культуре. — Ростов н/Д., 2002. 4 – 344 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

215500, Смоленская обл., г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3             тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56

                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

Тема: «Танец, как способ поднятия боевого духа»

Преподаватель хореографии

Носкова Е.В.

Сафоново, 2018г

Дата проведения: 27. 02. 2018 г.

Тема : «Танец, как способ поднятия боевого духа»

Класс: 3 – 5 классы  ДПОП «Хореографическое творчество».

Цель: создать эмоционально-ценностную среду, обеспечивающую формирование о роли хореографии в военные времена.  

Задачи:

- познакомить учащихся с видами хореографического искусства во времена военных лет.

- расширить знания учащихся о ВОВ

- воспитывать у детей патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Ход классного часа.

Вступительное слово преподавателя.

Движение – это жизнь? Все сомнения по поводу абсолютной верности данной фразы отпадают, когда рядом идут война и танец. Русско-турецкая, Первая мировая, Великая Отечественная, Афганская, Чеченская…сколько их было…и везде, в редкие минуты затишья человек танцевал, не желая соседствовать со смертью…

Великая Отечественная Война.

1-й вед.

В избушке почти темно: нескольких свечей окружены ореолом слабого света. Их недостаточно для того, чтобы разогнать густые клубы темноты. Воздух полон напряжения и тревоги, почти звенящая тишина нарушается лишь вкрадчивыми шорохами. Однако изба полна людей. Людей, над которыми в ожидании зависла смерть. В тишине, на расстеленной соломе, дабы приглушить звуки и не привлечь внимание фашистов, в полутьме, голодные и израненные, они танцуют, и сама война в недоумении замерла за дверью…

Сегодня сложно представить, что такое жизнь в постоянной опасности, когда угроза реальна, осязаема, когда гибнут друзья, когда нет надежды. И человек, словно в отместку не существующему в представлении будущему, рассеяв наваждение планов и перспектив, открывает в себе второе, третье, десятое дыхание, радуясь отпущенным дням. И тогда начинается песня, тогда рождается танец – в боли, в агонии, в огне, над пропастью.

Вспоминая годы Великой Отечественной войны, ветераны рассказывают, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, порой в перерывах между работой на заводах, они, тогда ещё юные, измученные, голодные устраивали концерты, после которых обязательно происходили танцы. Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость. (Просмотр видео.  24. Вальс "Ах, эти тучи в голубом" (v Международный танцевальный конкурс "IN-KU Amazing Dance 2014").

2-й вед.

Не только рабочая молодёжь, но и те, кто ежедневно пребывал на границе жизни и смерти, находили время для танца, устраивали праздники даже на передовой. Танцоры, побывавшие на фронтах, вспоминают, какая же трудная, но эффективная профессиональная школа это была: вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налёты, но танец не должен прекращаться – если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть тебя, сломаются и твои товарищи. Когда нет опоры, приходится создавать её иллюзию, заменяя хлеб насущный и чувство безопасности тем, чего не отнять - искусством, музыкой, танцем.

(Просмотр слайдов ансамбля Обранта.)

Легендарные обрантовцы – ярчайший пример того, что человеческий дух способен пройти сквозь многие испытания, дабы не позволить другим поддаться страху и тоске. Аркадий Ефимович Обрант, до войны работавший балетмейстером Дворца пионеров в Ленинграде, во время блокады занялся формированием танцевальной группы, которая бы выступала на фронтах. Хореограф отыскал своих юных учеников – они были очень слабы, едва живы, но к репетициям приступили незамедлительно. У ребят танцевать вприсядку поначалу не получалось: опустившись в элемент, обратно подняться не хватало сил. Помогали партнерши, поднимая за руку.

Где только ребятам не приходилось танцевать: в палатках, куда привозили раненых, юные танцоры между «Яблочком» и «Танцем татарских мальчиков» оказывали помощь пострадавшим наравне с медицинским персоналом. Ночами, без музыки и аплодисментов, они выступали перед бойцами в избах. Там, где гремели взрывы, земля взлетала к небесам, обрантовцы танцевали в укрытиях, практически не отдыхая, встречая и провожая солдат, уходивших на поле боя, возвращающихся оттуда. На платформах бронепоездов, в госпиталях, на передовых – танцевальный ансамбль давал концерты везде, где это было возможно, и бойцы воспринимали их как чудо, и, глядя на хрупких детей, они обретали новую силу: если уж юные танцоры идут на фронт, не страшась смерти, то чем хуже они, взрослые бойцы?

Более 3 тыс. выступлений провёл детский ансамбль под руководством Обранта на линии фронта, а в День победы под грохот салюта эти ребята танцевали на Дворцовой площади, словно смерть, угроза рабства отступили перед лицом юности и танца.

Война, охватив холодными щупальцами горло страны, не остановила движение крови в её организме. Люди продолжали жить, а значит, продолжали танцевать. Не только обрантовцы, но и множество других танцевальных коллективов колесили по территории растерзанного государства, оставляя за собой яркий незабываемый след.

Просмотр Видео «Танец татарских мальчиков». https://yandex.ru/video/search?text=танец%20татарских%20мальчиков%20Обрант&path=wizard&parent-reqid=1526751413544655-1176974633631463273020747-man1-3603&noreask=1&filmId=15354793345765080503 

3-й вед.

Игорь Александрович Моисеев (21. 01. 1906г., Киев, Российская империя – 2 ноября2007, Москва) – хореограф, артист балета, художественный руководитель «Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева», народный артист СССР (1953).

        Биография

Игорь Александрович Моисеев учился в Москве, в частной балетной студии (1920), в Хореографическом техникуме ГАБТ им. А. А. Горского (1921 - 1924), а в 1933 закончил Университет искусств. После окончания техникума в 1924 году был принят в труппу Большого театра. В 1931 стал солистом.. Уже в 1930 году начал работать балетмейстером. Был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади.

        В 1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Молотова,  создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (Государственный ансамбль народного танца СССР). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

        Много внимания балетмейстер уделяет изучению хореографического искусства народов СССР и народов мира. Более 200 разнообразных постановок были показаны зрителям России и за рубежом. Многие композиции Игоря Моисеева вошли в золотой фонд классического наследия народно-сценической хореографии.     Видео танца «Флотская сюита». https://yandex.ru/video/search?text=гаант%20имени%20игоря%20моисеева%20флотская%20сюита&path=wizard&parent-reqid=1526751585049207-1173448296599398551618556-vla1-3044&noreask=1&filmId=9928128265688934080 .

Заключительное слово преподавателя.

Ни дня без танца: даже погибая от голодного истощения, артисты не прекращали творческой деятельности, ибо мужество и чувство долга оказывались сильнее страха смерти.

Люди всегда оставляли место празднику, в каких бы тяжёлых условиях они не пребывали. Танго «Утомлённые солнцем», вальс, грузинские и цыганские танцы становились верными спутниками всех тех, кому выпали нелёгкие испытания, и музыкальные ритмы словно размывали беспощадное убожество окружающей обстановки, не позволяя людям уйти в печаль по погибшим родным и товарищам, наделяя смыслом каждый миг существования. Бойцы танцевали неистово, кто-то умело, а кто-то поддаваясь простому импульсу жизни – движению под музыку, которое давало сил бороться и побеждать.