Программа по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков «Азбука общения»
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_obshcheniya.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование программы
Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) - 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я — доброжелательный» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» - беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость - основа воспитанности» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» - беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» - беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта - это солнце» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» - беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» - самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» - ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент - дело серьезное» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» - беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» - тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
kompietientnosti_podrostkov