Школьные музеи сегодня.
Аннотация
В данной статье автор привлекает внимание читателя к проблеме создания и развития школьных музеев в образовательных учреждениях города на примере Красносельского района Санкт-Петербурга, показывает важную роль музеев в гражданском и патриотическом воспитании и социализации учащихся.
Материалы статьи рассчитаны на широкий круг читателей, предлагаются к использованию в работе педагогам - организаторам, руководителям школьных музейных экспозиций, специалистам воспитательных служб.
Ключевые слова статьи: школа, музей, экспозиция, дети, реликвия, поиск, развитие, память, история, культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei_shkol_segodnya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙ ВОСПИТЫВАЕТ ЮНЫХ: ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Л. А. Фёдорова
методист ГБУ ДО Дом детского творчества Красносельского района.
Школьные музеи в настоящее время играют особую роль в создании единого образовательного пространства петербургской школы. В условиях модернизации системы общего и дополнительного образования школьные музеи вновь уверенно заявляет о себе и демонстрируют способность эффективно включаться в образовательный процесс. Они способствуют совершенствованию педагогической деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию, социализации личности школьника, становятся социокультурными центрами жизни образовательных учреждений микрорайона, района, города.
Музей школы предназначен для обучения и воспитания школьников и может быть отнесен одновременно к образовательному и музейному пространству. Словосочетание «школьный музей» дает представление о статусе музея, его функциях и месте в музейной сети. Общественный характер школьного музея определяется не только тем, что он создается и действует на общественных началах, но и тем, что он выступает в качестве детской общественной организации, объединения детей на основе интереса к истории родного края и изучения ее музейно-краеведческими средствами.
Сложнее включить в название музея его профиль. Профиль музея является важнейшей категорией его классификации. Музеи делятся на естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические и прочие. Встречаются музеи комплексного профиля, примером которых служат краеведческие музеи. Вместе с тем, профиль музея не следует рассматривать как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьного музея заключается в том, что создаваемые в процессе творчества детей и педагогов они могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять свой профиль по мере развития. Практически во всех профильных классификаторах на первое место выносятся музеи исторического профиля, потому что подавляющая часть школьных музеев относится к историческим, только одни документируют социальную историю, другие – историю учреждения, третьи – историю культуры, историю техники и т.д. В школах Санкт-Петербурга в количественном отношении преобладают музеи военно-исторического профиля, большинство из которых посвящены событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., героическим страницам блокады Ленинграда, обороне и защите города. Вместе с тем, в последние годы отмечается значительное увеличение музеев истории образовательных учреждений.
Важнейшей особенностью школьных музеев является их краеведческая направленность, они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Таким образом, практически все школьные музеи можно считать краеведческими. Отрадно, что в настоящее время в образовательных учреждениях вновь возрастает интерес к созданию новых школьных музеев и к музееведческой работе в целом.
По функциональному назначению и форме деятельности школьный музей может действовать как музей-выставка, музей-мастерская, музей-студия, музей-клуб, музей-театр, музей-методический кабинет, музей – творческая лаборатория, а также музей – научный кабинет, центр туристско-краеведческой работы, краеведческий класс, адаптационный центр и т д. Выбор формы не зависит от профиля музея. Любой школьный музей может включать в себя одну или все, или несколько этих составляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на основе музейной коллекции. Для школьного музея как особого социального института важно определение не только профиля, но и формы и способа реализации своих возможностей, особенностей на уровне музейных технологий и потребностей учебного и воспитательного процесса.
В настоящее время в образовательных учреждениях Красносельского района работают 7 аттестованных музеев (ОУ №208, 217, 271, 275, 369, 380, 590) и залы Боевой Славы – потенциальные будущие музеи в ОУ № 242, 262, 291, 167, 383. В марте 2017 г. прошёл аттестацию музей «Десант Памяти. Лиговский рубеж» ОУ № 217. В мае 2016 г. открыта музейная экспозиция в кабинете истории по итогам работы поискового отряда в ОУ № 131.
Современный этап развития музеев петербургских школ характеризует процесс перепрофилирования. Это касается в большей степени экспозиций военно-исторического направления, где исчерпана тематика и утрачены активные формы поисковой работы. Одновременно заметно увеличился интерес к истории своих учебных заведений. Так, например, в нашем районе все музеи и музейные экспозиции отражают героическую тематику, кроме ОУ № 590 (тема музея «История лицея»). В апреле 2017 года открыта музейная экспозиция по истории гимназии в ОУ № 293. Как правило, в музеях, в которых начинается работа над созданием экспозиции по истории учебного заведения, о выпускниках и учителях школы, находят свое отражение материалы о микрорайоне, истории родной земли и т.п.
Создатели музеев убеждены, что история школы – это история жизни нескольких поколений, история страны в целом и каждой семьи в отдельности. Это история нашего города, нашей страны. Некоторые школьные музеи уже интегрированы в конкретную школу, образуя единый воспитательно-образовательный комплекс «школа - музей». В качестве примера приведем гимназию № 271, где музей «История гимназии. Встречи. События. Люди» представляет комплекс с широкой тематикой по истории школы и района. Музей и школа стали единым образовательным пространством, где каждый раздел экспозиции может быть включен в тот или иной урок. Музей тесно связан с жизнью района, школьников и их родителей. В 2011 году гимназии № 271 было присвоено имя Героя Советского Союза Павла Ивановича Федулова. С этого момента в школе начала работать музейная экспозиция. В ней четыре раздела. Они посвящены истории района, истории Великой Отечественной войны, П. И. Федулову, истории гимназии № 271. Экскурсоводы этого музея одни из лучших в городе, победители городских и Всероссийских конкурсов. Заведует музеем учитель истории В. В. Словогородская.
Школьный музей «История лицея» образовательного учреждения № 590 за многие годы стал центром жизни творческой интеллигенции Санкт-Петербурга. На встречи в школьном музее собираются учащиеся школы и поэты, журналисты, музыканты, артисты и художники.
Лицей № 590 – это целый Школьный город, который дружно и весело живет своей особенной жизнью. Школа открылась в 1991 году. С тех пор в школьном музее собрано множество экспонатов, которые отражают творческое участие в жизни лицея педагогов и учеников. Эмблема школы оформлена в виде пчелиных сот, каждая ячейка отведена классу, куда он собирает все добрые дела и свои успехи. Не в каждой школе встретишь и музей, и выставочный зал с оранжереей. В галерее ежемесячно проводят выставки картин подлинных произведений искусства. На открытие выставок приглашаются петербуржские художники. Руководит музеем много лет Н. И. Иванова. В музее есть стенды, посвященные военно-историческим традициям и галерея в лицах, стенды, посвященные 8-му дивизиону тральщиков и другие. Особое место занимает экспозиция, посвященная изобретателю танков и военной техники Ж. Я. Котину.
Музей «Юнги Северного флота» лицея № 369 создан в 1987 г. по инициативе ветеранов, бывших юнг. Руководителем первой экспозиции был капитан I ранга Л. В. Корякин-Черняк, юнга первого созыва. На стендах музея размещены фотографии командиров и наставников юг, начальника школы – Н. Ю. Аврамова. Под их руководством юнги учились в суровых условиях Соловецкого архипелага. Среди юнг много героев войны. Юнга Владимир Моисеенко один сдерживал автоматной очередью роту японцев. Он стал Героем Советского Союза. В 2017 году совет лицея принял решение бороться за присвоение школе имени Владимира Моисеенко. Юнгами в прошлом были известные люди страны: певец Борис Тимофеевич Штоколов и писатель Валентин Исаевич Пикуль. В музее много подлинных вещей военных моряков, подарков и сувениров: настоящий водолазный костюм, шлем, тяжелые ботинки и акваланг; подарки английских моряков из совместного северного конвоя; - кусок тиковой палубы и спасательные круги с крейсера «Авроры»; модели кораблей, изготовленные ребятами под руководством ветеранов. Музей украшают разноцветные сигнальные флажки. Нынешний руководитель музея, тоже бывший моряк – Е. С. Корюкаев, очень интересно рассказывает ребятам истории о морских традициях и судьбах героев.
Музей «Живые! Пойте о нас!» школы №208 находится в микрорайоне, в прошлом имевшем статус самостоятельного поселения – г. Урицк. Название музея связано с первой попыткой прорвать блокадное кольцо осенью 1941 г. На территории Урицка шли ожесточенные бои, в результате которых враг был отброшен за линию, по которой теперь пролегла Аллея Славы. Наши танки шли навстречу морякам-десантникам, которые в районе Стрельны и Петергофа высаживались на берег. Около тысячи человек десантников погибли. После освобождения Петергофа в 1944 г. при расчистке Нижнего парка местный житель нашел алюминиевую флягу, внутри которой лежала записка: «Живые, пойте о нас! Мишка». Руководит работой музея Е. В. Репчанская. Экскурсоводы-победители городских и Всероссийских конкурсов. Музей любят посещать даже дошколята. В музее мы видим уникальные документы и экспонаты, найденные на рубеже обороны на территории Полежаевского парка отрядами поисковиков: щиток пулемета «Максим», пулеметная лента, фрагменты винтовок Мосина и многое другое. Целый раздел музея рассказывает о быте противника. К 70-летнему юбилею Победы музею подарили три больших макета о крупнейших операциях на Урицком рубеже. В январе 1944 года Урицк был освобожден в ходе операции «Январский гром». После войны улицы стали называть именами героев. В 1964 году главная улица города Урицка стала называться улицей Партизана Германа. Один из больших разделов экспозиции посвящён А. В. Герману.
Музей школы № 217 «Десант памяти. Лиговский рубеж» находится также на территории Урицка. Экспозиция открыта в 2005 г. к 60-летию Великой Победы. В мае 2009 г. на фасаде школы установлена мемориальная доска, увековечивающая память одного из героев-защитников Лигово, старшего лейтенанта Н. А. Алексеева. В музее появилась новый раздел, посвященный герою, школе присвоено его имя. 95% экспонатов музее – подлинные вещи, прошедшие сквозь огонь войны, в том числе личные вещи Алексеева (котелок с именной гравировкой, ложка и др.). Особый раздел – «Судьбы, опаленные войной». В музее много предметов быта блокадного города. В музее есть уникальный экспонат – это дневник пионерского отряда из лагеря поселка Сиверская. Ребята начали его писать 06.06.1941 г. 22.06.1941 г. началась война. В дневнике запись «Утром мы подготавливались к походу, когда шли купаться, нас остановила Анечка, и мы вернулись в лагерь… Немецкие войска напали на Советский Союз». Из 39 ребят осталось только трое: о них будет напоминать их дневник.
Есть в музее и старые вещи солдат: фуфайка 1944 года, лопата с клеймом 1941 года, котелки, которые прошли с солдатами войну. Солдат принес с фронта часы, которые не ходили более 30 лет, и вдруг, однажды, в музее они пошли – удивительная и замечательная история. Хранитель всех фондов - заведующая музеем, учитель истории Елена Валерьевна Прийменко.
Среди выпускников 217 школы есть свои герои. Один из стендов музея посвящен И. В. Ласковцу, который героически погиб в Чечне, обеспечивая отход своих сослуживцев в Аргунском ущелье. Ласковец был награжден орденом Мужества. О матери героя – жительнице блокадного Ленинграда Л. А. Ласковец заботятся активисты музея.
К музеям историко-культурологического профиля относится музей школы № 380 «Страницы истории и культуры Красного Села и его окрестностей». Это настоящий музейно-исторический комплекс, открытый в мае 2005 г. Экспозиции музея рассказывают об истории Красного Села и его окрестностей с древних времен и до наших дней. В музее есть коллекция именных кирпичей зданий со штампами мастеров 18-19 веков. У стенда о знаменитой бумажной фабрике в витрине можно увидеть образцы бумажных денег, которые выпускались на бумаге Красносельского производства еще при Екатерине II. Документы и фотографии рассказывают маневрах царских гвардейских полков, которые проходили в Красном Селе, о деятелях искусства, церковной жизни, храмах и т.д. Особое место в музее занимает экспозиции, посвященная годам Великой Отечественной войны. На стендах представлены предметы быта и оружие наших и немецких солдат. В музее много макетов – реконструкций боев за Красное Село. Их изготовили сами ребята. Музей собирает и предметы быта прошлых лет. Основателем музея был Е. Е. Морозов, а новый заведующий К. Н. Абрамов вместе с педагогами и учениками успешно продолжает начатое дело. Девиз музея «Познай, найди и сохрани!».
Рядом с Красным Селом в посёлке Хвойный в школе № 275 создан музей «Боевой путь 51-ой отдельной пушечно-артиллерийской Красносельской бригады». В 1942 г. по решению Главного командования в Челябинской области была сформирована 51-ая Отдельная пушечно-артиллерийская бригада. Воины бригады прошли славный путь побед, в том числе и на Ленинградском фронте. После ожесточенных и успешных боев за освобождение Красного Села 21.01.1944 г. бригада получила звание «Красносельской». Славный боевой путь бригады в годы войны отмечен орденами Красного знамени и Суворова. В 1960 г. в период сокращения вооруженных сил бригада была расформирована. Ветеранский совет оказал бесценную помощь в создании музея. Земля посёлка Хвойный хранит многочисленные свидетельства боев за Ленинградскую землю. В пяти километрах от школы находится братская могила, в которой лежат 42 советских воина. Ребята, играя в лесу, нашли останки сбитого немецкого самолета, который упал в болото. Прах летчиков и их документы были отправлены в Германию. Есть в посёлке Хвойный и действующие модели самолета, танк и пушки – целый мемориал, у которого проходят смотры и парады. Жители поселка считают, что живут на легендарной, святой земле. Дети их – ученики школы № 275, чтят память предков и бережно, по крупицам собирают в своем музее экспонаты – свидетели событий прошлых, военных лет.
В Красносельском районе ежегодно проходит районный этап городского конкурса экскурсоводов школьных музеев, историко-краеведческие игры, тематические конференции, смотры, конкурсы, акции, и т.п. В целях объединения актива школьных музеев города создано детское общественное объединение городской Совет актива школьных музеев «Клио», активно участвующий в реализации городской комплексной краеведческой программы «Наследники великого города». Укрепляются связи специалистов музейного дела. Свои музейные площадки предоставляют для музейно-педагогических занятий, игр, конкурсов Центральный военно-морской музей, музей истории Санкт-Петербурга, мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, и др. Музейные педагоги всегда находят поддержку в школьном Центре Государственного Эрмитажа, Российском Центре музейной педагогики Государственного Русского музея. Продолжает свою работу Межведомственный координационный Совет по связи государственных музеев со школами, объединивший музейных педагогов, сотрудников государственных музеев, специалистов музейного дела.
Идет процесс осмысления места школьного музея в диалоге всех заинтересованных участников образовательного процесса: родителей, педагогов, музейных сотрудников, ветеранской общественности. Школьный музей превращается в полигон музейно-педагогических инноваций. Вместе с тем, надо отметить, что в школьных музеях ослабла активная поисковая работа, сократилось число поездок, экспедиций, дальних экскурсий, слетов. Без этого суживается кругозор школьников, затрудняется осознание связи времени и пространства.
Районный оргкомитет по работе со школьными музеями совместно с Домом детского творчества Красносельского района обозначил основные проблемы и направления развития музеев в школах района до 2020 г. Актуальны задачи приведения в порядок нормативной базы музеев и аттестации школьных залов, обновления методического и технологического обеспечения музейной работы, модернизации музеев путем создания новых экспозиций, и виртуальных музеев, создание оперативных информационных ресурсов по проблемам развития школьных музеев в социальных сетях. Большое внимание уделено инициированию и развития межмузейных проектов, созданию на базе школьных музеев образовательных учреждений современных музейно-педагогических комплексов с хорошим материально-техническим оснащением, включение в зону внимания и заботы школьных музеев учреждений дошкольного образования. Для реализации социальной функции школьных музеев предусмотрено внедрение в практику работы музеев современных технологий и активных форм с детским активом, создание детских и смешанных общественных объединений. Таким образом, в основу концепции развития школьных музеев должны лечь положение о том, что школьный музей – это не традиционное музейное учреждение, а открытая система, центр музейно-педагогической работы в школе, где в наибольшей степени может осуществляться идея сотворчества детей, учителей, родителей, ветеранов.
Итак, можно считать динамику развития краеведческой деятельности в системе школьных музеев Красносельского района положительной. Музейно-педагогическое пространство школьного музея становится интегративной развивающей средой нового типа, полноправной культурологической составляющей современного общества. Школьный музей выступает в качестве педагогического средства формирования исторического и гражданского сознания учащихся, воспитания патриотизма, вовлечения в активную деятельность; средства реализации творческих способностей, формирования навыков специальной научно-профессиональной деятельности, исследовательской, источниковедческой и литературоведческой, поисковой, музееведческой работы; местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых, своего рода детским клубом, центром музейно-педагогической работы в школе. (1) Как писал в 1987 г. руководитель музея «История Дудергофа» школы № 289 Красносельского района Е.Ю. Зубаровский, «Музей не архивная пыль, / А встреча с людьми и веками. /Музей – это прошлого быль, / Ещё не забытого нами…/Музей – он коллекция дат, /Фамилий, имён и событий. /Музей – он истории клад, /Ты в нём на пороге открытий».
1. «Школьный музей» Методическое пособие в помощь организаторам школьных музеев методистам, педагогам дополнительного образования . Издательство: Государственное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», СПб, 2006 год Составители:
Э.И.Архипова, зав. сектором краеведения и школьного музееведения ГОУ «СПб ГДТЮ», руководитель городского методического объединения методистов УДО по краеведению и школьному музееведению
О.И. Савельева, педагог-организатор сектора краеведения и школьного музееведения ГОУ «СПб ГДТЮ», руководитель городского методического объединения организаторов школьных музеев.
Комментарии
В пространстве школьных музеев.
Интересные материалы из опыта работы школьных музеев Красносельского района Санкт-Петербурга можно увидеть в группе "Хранители времени" в Контакте
В пространстве школьных музеев.
Интересные материалы из опыта работы школьных музеев Красносельского района Санкт-Петербурга можно увидеть в группе "Хранители времени" в Контакте